Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 февраля 2009 г. N 184 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемый устав государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики". Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 28 февраля 2009 г. N 184 Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 184 УСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ" I. Общие положения 1. Государственный университет - Высшая школа экономики (далее - университет) является государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования, реализует образовательные программы среднего профессионального, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, а также осуществляет функции научного и методического центра для системы образования Российской Федерации по основным направлениям своей деятельности. 2. Учредителем университета является Правительство Российской Федерации. Высшая школа экономики Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 917 "О создании Высшей школы экономики", зарегистрирована Департаментом общественных и межрегиональных связей 15 ноября 1994 г. (свидетельство N 2868) и внесена в общегородской реестр г. Москвы 18 декабря 1996 г. под номером 245319. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1994 г. N 839 "О научно-исследовательских и учебных организациях, подведомственных Министерству экономики Российской Федерации" Высшая школа экономики Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию переименована в Высшую школу экономики Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. В соответствии с Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10 октября 1996 г. N 189 "О переименовании Высшей школы экономики в Высшую школу экономики (государственный университет)" Высшая школа экономики Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию переименована в Высшую школу экономики (государственный университет) Министерства экономики Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. N 1162 "О ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, находившихся в ведении упраздненных федеральных органов исполнительной власти" Высшая школа экономики (государственный университет) Министерства экономики Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации преобразована в Государственный университет - Высшую школу экономики Министерства экономики Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 257 Государственный университет - Высшая школа экономики Министерства экономики Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшую школу экономики. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 1177-р государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" отнесено к ведению Правительства Российской Федерации. В задачи университета входят проведение научных исследований и методической работы по тематике и заказам федеральных органов исполнительной власти, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников федеральных органов исполнительной власти. Университет осуществляет научно-аналитическое и информационное обеспечение Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по таким направлениям, как экономика, менеджмент, статистика, социология, право, государственное управление, политология, культурология, информационные системы в экономике. Университет осуществляет информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации по вопросам экономической и социальной политики, государственного и муниципального управления, обеспечивает подготовку по направлениям своей деятельности магистров, аспирантов и повышение квалификации преподавателей из числа наиболее подготовленных выпускников учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации и зарубежных стран. 3. Университет руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления и настоящим уставом. 4. Университет является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации, счета по учету средств в иностранной валюте в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, закрепленным за ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельными участками, предоставляемыми ему в установленном порядке в постоянное (бессрочное) пользование. Университет имеет самостоятельный баланс, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном и третейском судах. Университет имеет круглую печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штамп, бланки и иные реквизиты юридического лица, товарный знак. 5. Полное официальное наименование университета - государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики". Сокращенное наименование - Государственный университет - Высшая школа экономики. Наименование университета на английском, французском и немецком языках соответственно: University - Higher School of Economics (HSE); Universite - Haut College d`Economie (HCE); Universitat - Hochschule fur Wirtschaft (HfW). 6. Место нахождения университета: Российская Федерация, 125319, г. Москва, Кочновский проезд, д. 3. Почтовый адрес: Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. 7. Основными задачами и направлениями деятельности университета являются: 1) социальное, интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности посредством получения среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; 2) удовлетворение потребности общества и государства в специалистах высокой квалификации с высшим и средним профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации на основе международных стандартов и с учетом актуальных потребностей практической деятельности; 3) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-исследовательских, аналитических работ по вопросам развития экономики, ее реформирования, управления, кадровой политики, государственной службы и по проблемам образования, развитие наук посредством привлечения к научным исследованиям научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и содействие другому практическому использованию этих результатов; 4) подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов, руководящих работников и научно-педагогических кадров с высшим и средним профессиональным образованием; 5) профессиональная переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации; 6) повышение квалификации преподавателей, в том числе из числа наиболее подготовленных выпускников учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации и зарубежных стран; 7) выполнение исследований и работ по заданию Правительства Российской Федерации, в том числе подготовка рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики и экономической реформы; 8) оказание консультационных, информационно-аналитических услуг, а также услуг научно-методического характера федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также организациям; 9) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 10) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; 11) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. 8. Университет самостоятельно формирует свою организационную структуру, за исключением создания, реорганизации и ликвидации филиалов. Университет имеет филиалы, факультеты, кафедры, техникумы, колледжи, научно-исследовательские подразделения, лаборатории, институты, центры, аспирантуру, докторантуру, подразделение дополнительного профессионального образования и подразделение внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, управления, отделы, подразделения социальной инфраструктуры, общежития, культурные центры, профессорскую гостиницу и другие структурные подразделения. Структурное подразделение университета не является юридическим лицом. Статус, функции и полномочия структурных подразделений университета определяются положениями о них. Положения о филиалах, учебных и научно-исследовательских подразделениях утверждаются ученым советом университета. Положения о других структурных подразделениях утверждаются ректором университета. 9. Университет может иметь филиалы и представительства. Филиалы создаются, переименовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представительства создаются и ликвидируются университетом по согласованию с учредителем, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения представительства. Филиалы и представительства располагаются вне места нахождения университета, не являются юридическими лицами и осуществляют свои функции на основании положений о них. Филиал осуществляет самостоятельно все функции университета или их часть. Филиал проходит лицензирование и государственную аккредитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представительство представляет и защищает интересы университета, но не осуществляет самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность. 10. Университет имеет следующие филиалы: 1) Нижегородский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики, расположенный по адресу: 603014, г. Нижний Новгород, Сормовское шоссе, д. 30 (создан в соответствии с Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 июля 1996 г. N 1170 "О создании в г. Нижнем Новгороде филиала Высшей школы экономики" как Нижегородский филиал Высшей школы экономики, переименован в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 1750/138 "О переименовании филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Государственного университета - Высшей школы экономики в городе Нижний Новгород"); 2) Пермский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики, расположенный по адресу: 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, д. 38 (создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. N 1162 "О ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, находившихся в ведении упраздненных федеральных органов исполнительной власти"); 3) Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики, расположенный по адресу: 190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16 (создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. N 1162 "О ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, находившихся в ведении упраздненных федеральных органов исполнительной власти"); 4) Сибирский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Государственного университета - Высшей школы экономики, расположенный по адресу: 630091, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 77 (создан в соответствии с приказом ректора университета от 3 июня 1998 г. N 305 "О создании Сибирского Центра Государственного университета - Высшей школы экономики"). 11. Университет имеет право на реализацию образовательных программ среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования на основе выданных ему лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования. Деятельность университета по реализации указанных образовательных программ регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Университет имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации в соответствии со свидетельством о государственной аккредитации. 12. Университет обеспечивает создание необходимых условий для учебы, научных исследований, профессиональной деятельности, творческого развития обучающихся, научно-педагогических и других категорий работников университета. 13. Университет вправе добровольно вступать и объединяться в ассоциации (союзы), которые создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и деятельность которых направлена на реализацию основных целей университета. 14. В университете не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). Деятельность в университете общественных организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 15. Университет обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции. 16. Университет проводит и обеспечивает необходимые мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. II. Прием в университет 17. Университет самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и порядку приема, установленному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее - орган управления образованием), а также правилам приема, предусмотренным настоящим уставом. 18. Университет объявляет прием для обучения по образовательным программам только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим программам. Ежегодные правила приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального, дополнительного профессионального образования разрабатываются в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Прием на обучение по этим программам осуществляется также в соответствии с указанными положениями. 19. Контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в университет устанавливаются органом управления образованием ежегодно в соответствии с законодательством Российской Федерации. Университет вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования прием лиц для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами сверх контрольных цифр приема. При этом общее количество обучающихся в университете не должно превышать численность контингента, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности. Университет вправе осуществлять в пределах контрольных цифр, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования. 20. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования в университете в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, если образование такого уровня гражданин получает впервые. 21. Прием в университет для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение предусмотренных законодательством прав граждан на образование и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При приеме в университет для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, университет вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по иным направлениям подготовки (специальностям) в случае включения его в перечень учреждений высшего профессионального образования, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 22. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в университет принимаются категории граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 23. Организация приема, в том числе организация проведения дополнительных вступительных испытаний, конкурса и зачисления в университет, осуществляется приемной комиссией университета. Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым ректором университета. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием абитуриентов и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается ректором университета. Организацию приема для обучения в филиалах университета осуществляет приемная комиссия в порядке, определяемом ежегодными правилами приема университета. 24. Перечень дополнительных вступительных испытаний, проводимых в университете, и правила их проведения объявляются университетом в установленные законодательством Российской Федерации сроки. Лица, поступающие в университет, проходят дополнительные вступительные испытания на русском языке. Для отдельных образовательных программ дополнительные вступительные испытания по решению ученого совета университета могут проводиться на других языках. 25. Университет обязан ознакомить абитуриента с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. В приемные документы вносится заверяемая личной подписью абитуриента запись о его ознакомлении со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства. III. Образовательная деятельность университета 26. Образовательные программы разных уровней осваиваются в университете в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах. Университет вправе осуществлять образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. 27. Программы бакалавриата, программы подготовки специалистов и магистров, реализуемые в университете по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами университета. Университет обеспечивает подготовку по направлениям своей деятельности магистров из числа наиболее подготовленных выпускников учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации и зарубежных стран. Для поступающих в магистратуру в университете действует подготовительное отделение, финансируемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 28. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются в университете по соответствующим уровням образования. Основные образовательные программы магистратуры могут реализовываться как факультетами университета, так и институтами и другими подразделениями университета, ведущими образовательную деятельность. 29. Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 30. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета университета. По решению ученого совета университета лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата, могут допускаться к освоению таких программ. Порядок освоения указанными лицами сокращенных или ускоренных программ бакалавриата определяет орган управления образованием. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. 31. Сроки освоения образовательных программ других уровней образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. 32. Организация образовательного процесса в университете по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой. Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается университетом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет орган управления образованием. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться университетом на основе заключаемых договоров совместно с другими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в установленном органом управления образованием порядке. 33. В университете наряду с традиционными формами организации учебного процесса реализуются модульная система организации учебного процесса, кредитная система (система зачетных единиц) дисциплин учебных планов, многобалльная система оценки знаний студентов по отдельным дисциплинам, накопительная система оценки промежуточного и итогового контроля, рейтинговая система комплексной оценки знаний. Модульная система организации учебного процесса предусматривает: деление учебного времени на ряд модулей, в конце каждого из которых проводятся итоговые испытания в течение недели, свободной от аудиторных занятий; ограничение числа дисциплин, изучаемых одновременно; интенсификацию учебного процесса путем регулярного контроля знаний (текущего контроля (контрольных работ, эссе, домашних заданий, рефератов и т.д.) в течение модуля, промежуточного контроля, если дисциплина продолжается в следующем модуле, итогового контроля по завершении дисциплины); формирование накопительной результирующей оценки промежуточного или итогового контроля на основе оценок текущего контроля; ведущую роль самостоятельной работы обучающихся в организации учебного процесса. Кредитная система (система зачетных единиц) дисциплин учебных планов направлена на: эффективное планирование учебной нагрузки в течение всего периода обучения; формирование индивидуальных учебных планов с учетом курсов по выбору и реализацию студенческой мобильности между российскими и зарубежными высшими учебными заведениями. Указанная кредитная система включает в себя: совокупную оценку учебных дисциплин в виде кредитов, отражающих трудоемкость, значимость и относительный вклад каждой дисциплины в образовательный процесс; получение студентом определенной суммы кредитов в результате прохождения итогового контроля знаний с учетом результатов текущего и промежуточного контроля во всех модулях, которые охватывает дисциплина. Многобалльная система оценки знаний студентов по отдельным дисциплинам предусматривает: точную оценку и дифференцированную оценку знаний; накопительную систему оценки знаний по всем видам контроля; прозрачность критериев оценки знаний по всем видам контроля; получение результирующей оценки промежуточного или итогового контроля на основе оценок текущего контроля. Указанная многобалльная система при необходимости приводится в соответствие с другими принятыми в Российской Федерации системами оценки знаний. Рейтинговая система комплексной оценки знаний состоит в: формировании интегральной оценки знаний, учитывающей результаты рубежного контроля по всем дисциплинам за истекший период обучения; выработке критериев распределения стипендий; развитии состязательности среди студентов в образовательном процессе. В университете могут реализовываться другие формы и системы оценки знаний обучающихся, в том числе студентов и аспирантов. 34. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов. 35. Учебный год для студентов университета, обучающихся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет университета вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом и графиком учебного процесса. 36. В учебном году устанавливаются каникулы, включая летние, общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период. 37. Обучение в университете ведется на русском языке. По решению ученого совета факультета допускается обучение на других языках. 38. В университете установлены такие основные виды учебных занятий, как лекция, семинар, практическое занятие, консультация, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, практика, написание эссе, рефератов, тестирование, лабораторная и контрольная работы, коллоквиум, стажировка, написание курсовой работы (курсовое проектирование), а также другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. 39. Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников. Текущий контроль осуществляется в течение семестра или модуля в форме реферата, эссе, контрольной работы, домашнего задания и других видов работ. Каждая форма текущего контроля оценивается 10-балльной оценкой. Промежуточная аттестация осуществляется в виде промежуточного контроля знаний, организуемого по окончании периода обучения (семестра или модуля), если учебная дисциплина преподается более одного периода, и итогового контроля, выполняемого по завершении дисциплины. Результирующая оценка промежуточного и итогового контроля выставляется в экзаменационную (зачетную) ведомость в форме "зачет/незачет" (по 10-балльной шкале) или в форме дифференцированных оценок "отлично" (по 10-балльной шкале), "хорошо" (по 10-балльной шкале), "удовлетворительно" (по 10-балльной шкале), "неудовлетворительно" (по 10-балльной шкале) в случае дифференцированного экзамена или зачета по соответствующим дисциплинам, предусмотренным учебным планом. Методика формирования результирующей оценки промежуточного и итогового контроля должна быть отражена в программе дисциплины. 40. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся (студентов) осуществляются в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по дисциплинам учебного плана в соответствии с положением, утверждаемым ученым советом университета. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, в совместных образовательных программах, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом университетом. 41. Итоговая государственная аттестация выпускников университета является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация выпускника университета осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утверждаемым органом управления образованием. После прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов. 42. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, университет выдает в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. 43. Учебная и производственная практика студентов университета осуществляются в установленном порядке. IV. Научная деятельность университета 44. В университете проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования. 45. Научно-исследовательская работа в университете выполняется научно-педагогическими, научными работниками и обучающимися университета. К выполнению научно-исследовательских работ могут привлекаться юридические и физические лица на основе заключенных договоров. 46. Важнейшими задачами научной деятельности университета являются: 1) организация совместной научно-исследовательской деятельности с российскими, зарубежными и международными организациями; 2) изучение и обобщение отечественного и мирового опыта по направлениям научных исследований, проводимых университетом; 3) использование результатов научных исследований и разработок в образовательном процессе и содействие практическому применению этих результатов; 4) обеспечение связи научных исследований с образовательным процессом путем широкого привлечения преподавателей, студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе; 5) организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов и конгрессов, в том числе с участием зарубежных специалистов. 47. Научная деятельность университета строится на следующих принципах: 1) формирование, сохранение и развитие научных школ университета; 2) поддержка и стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки в различных областях; 3) формирование и выполнение совместно с другими вузами и научными организациями научных программ по направлениям деятельности университета; 4) содействие развитию международного научного сотрудничества. 48. Для выполнения задач в области научной деятельности университет: 1) привлекает в качестве соисполнителей при необходимости другие организации, а также физических лиц; 2) выполняет заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров, государственных контрактов; 3) распространяет новейшие достижения науки, издает научную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты научной деятельности университета, за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности; 4) поддерживает и развивает необходимую информационную и материально-техническую базу. 49. Результаты научной деятельности университета являются интеллектуальной собственностью, правовую защиту которой университет обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации. 50. Университет и другие научные организации могут осуществлять совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки с российскими и зарубежными организациями. Для выполнения совместной научной и (или) научно-технической деятельности на базе университета могут создаваться лаборатории научной организации. V. Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации 51. Университет осуществляет информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации в порядке выполнения ежегодного плана соответствующих научно-исследовательских работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в порядке выполнения поручений Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, а также инициативной подготовки аналитических записок, рекомендаций и проектов документов на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований. 52. Приоритетными направлениями для университета являются проведение научных исследований и информационно-аналитических разработок, осуществляемых по заданию Правительства Российской Федерации, а также участие в разработке проектов нормативных правовых актов и подготовке информационно-аналитических материалов. VI. Управление университетом 53. Университет обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед государством, обществом и обучающимися университета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление университетом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. 54. Учредитель: 1) утверждает устав университета, принятый конференцией научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся университета; 2) вносит изменения в наименование университета; 3) заключает трудовой договор с ректором университета, избранным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, освобождает ректора от занимаемой должности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 4) представляет в ученый совет университета кандидатуру на должность президента университета, заключает трудовой договор с президентом университета, избранным ученым советом университета в порядке, установленном настоящим уставом; 5) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решение о создании, переименовании, реорганизации и ликвидации филиалов университета; 6) содействует развитию в университете исследований и современных обучающих технологий; 7) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. 55. Полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении университета осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации. 56. К компетенции конференции научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся университета (далее - конференция) относится: принятие настоящего устава и изменений к нему; избрание ученого совета и ректора университета; принятие программы развития университета. 57. Процедура и порядок избрания делегатов на конференцию, нормы представительства всех категорий работников и обучающихся университета, а также сроки и порядок созыва и работы конференции определяются ученым советом с учетом предложений всех категорий работников и обучающихся. При этом представительство научно-педагогических работников должно составлять не менее 70 процентов общего числа делегатов, членов ученого совета - не более 50 процентов общего числа делегатов конференции. Заседания конференции ведет председательствующий, избираемый простым большинством голосов делегатов конференции. Решения конференции считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 процентов делегатов конференции, при явке не менее двух третьих списочного состава делегатов конференции. Форма голосования (открытое, тайное) определяется делегатами конференции, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. Конференция созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. 58. Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет университета. Количество членов ученого совета университета определяется конференцией. В состав ученого совета университета по должности входят ректор, проректоры, президент университета, а также по решению ученого совета университета - деканы факультетов. Другие члены этого совета избираются конференцией путем тайного голосования. Число избираемых членов ученого совета университета устанавливается конференцией. Список кандидатов в состав избираемой части ученого совета университета, выносимый на рассмотрение конференции, формируется ученым советом университета с учетом предложений общих собраний (конференций) трудовых коллективов структурных подразделений, а также общих собраний обучающихся университета. При этом нормы представительства в ученом совете университета от структурных подразделений и обучающихся определяются этим советом. Представители структурных подразделений и обучающихся университета считаются избранными в ученый совет университета или отозванными из него, если за них проголосовало более 50 процентов делегатов конференции при условии участия в работе конференции не менее двух третьих списочного состава делегатов конференции. Председателем ученого совета университета является ректор. Состав ученого совета университета объявляется приказом ректора по решению конференции. 59. Срок полномочий ученого совета университета составляет 5 лет. Досрочные перевыборы членов ученого совета университета проводятся по требованию не менее половины его членов, выраженному в письменной форме. В случае увольнения (отчисления) из университета члена ученого совета университета он автоматически выбывает из состава этого совета. Избрание нового члена ученого совета университета осуществляется в установленном порядке и объявляется приказом ректора университета. Ученый совет университета формирует планы своей работы с учетом предложений администрации и структурных подразделений университета. Заседания ученого совета университета проводятся не реже чем один раз в 3 месяца, кроме летнего периода. Решения ученого совета университета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50 процентов списочного состава этого совета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. Порядок организации работы ученого совета университета, проведения его заседаний и принятия решений определяется регламентом работы ученого совета университета. 60. Из числа членов ученого совета университета приказом ректора на срок полномочий этого совета назначается ученый секретарь университета, который организует подготовку заседаний ученого совета университета, контролирует реализацию его решений, координирует взаимодействие ученого совета и структурных подразделений университета в соответствии с полномочиями ученого совета университета. 61. К компетенции ученого совета университета относятся: 1) рассмотрение проекта устава университета, дополнений и изменений к нему, принятие решений о вынесении проекта устава, дополнений и изменений к нему на конференцию; 2) принятие решения о созыве конференции университета, а также по иным вопросам, связанным с ее проведением; 3) определение основных перспективных направлений развития университета, включая его образовательную и научную деятельность; 4) утверждение планов финансового, экономического и социального развития университета; 5) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении ежегодного финансового плана университета; 6) заслушивание ежегодных отчетов ректора университета; 7) рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества университета; 8) утверждение планов работы ученого совета университета; 9) избрание научного руководителя, президента университета и председателя учебно-методического совета университета; 10) принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность; 11) утверждение положений о филиалах, учебных и научно-исследовательских подразделениях университета; 12) рассмотрение отчетов директоров филиалов и руководителей структурных подразделений университета; 13) принятие решения о создании попечительского совета университета; 14) принятие решения о вступлении университета в ассоциации (союзы); 15) принятие локальных актов, регламентирующих основные вопросы деятельности университета; 16) утверждение нормативов учебной и научной нагрузки профессорско-преподавательского состава; 17) конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должности профессора и должностей профессорско-преподавательского состава общеуниверситетских кафедр; 18) представление работников университета к присвоению ученых званий; 19) рассмотрение вопросов о представлении работников университета к награждению государственными наградами Российской Федерации и о присвоении им почетных званий; 20) присуждение почетных званий (статусов) университета на основании положений, утверждаемых ученым советом университета; 21) принятие ежегодных правил приема студентов, аспирантов, докторантов и слушателей, а также порядка работы с соискателями ученых степеней; 22) утверждение положений, регулирующих вопросы стипендиального обеспечения студентов и аспирантов университета; 23) выдвижение студентов и аспирантов на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 24) принятие решений по другим вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета университета законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. 62. Процедура принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета университета и не урегулированным законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, определяется ученым советом университета самостоятельно. 63. По решению ученого совета университета из числа его членов может создаваться президиум ученого совета университета. Порядок создания президиума и порядок его работы, количественный и персональный состав определяются ученым советом университета. Ученый совет университета вправе делегировать осуществление своих полномочий президиуму ученого совета университета в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. 64. Ученым советом университета могут создаваться по отдельным вопросам деятельности университета постоянные и временные комиссии с определением их функций и состава. 65. Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор университета. Ректор избирается на конференции тайным голосованием на срок до 5 лет на конкурсной основе в случае истечения срока полномочий действующего ректора и в случае, если должность ректора вакантна. Требования к кандидатурам для избрания на должность ректора университета определяет ученый совет университета. Кандидатуры на должность ректора могут выдвигаться ученым советом университета, а также в порядке самовыдвижения. Должность ректора замещается лицом в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудового договора. По представлению ученого совета университета учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет. Сроки и процедура проведения выборов ректора, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требований к ним определяются ученым советом университета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дата проведения выборов ректора согласовывается с учредителем. Кандидатуры на должность ректора, прошедшие выдвижение на должность ректора, представляются на рассмотрение аттестационной комиссии учредителя. Выборы ректора проводятся из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией, на конференции тайным голосованием по результатам обсуждения программ претендентов на должность ректора. Конференция созывается не менее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий действующего ректора. Ректор считается избранным на должность, если за него проголосовало более 50 процентов делегатов конференции при условии участия в работе конференции не менее двух третьих списочного состава делегатов конференции. После избрания ректора между ним и учредителем заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет. Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной законодательством Российской Федерации и настоящим уставом процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы должны быть проведены в течение 6 месяцев. При наличии вакантной должности ректора университета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое актом Правительства Российской Федерации. Совмещение должности ректора с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне университета не разрешается. Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству. 66. Ректор университета осуществляет управление университетом на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, финансовую дисциплину, осуществление учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении университета, соблюдение трудовых прав работников университета и прав обучающихся, соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации. 67. Ректор университета: 1) руководит образовательной, научной, воспитательной работой и административно-хозяйственной деятельностью университета; 2) действует от имени университета без доверенности, представляет университет в отношениях с органами государственной власти и управления, юридическими и физическими лицами; 3) ежегодно отчитывается перед ученым советом университета и представляет на его рассмотрение план работы университета на очередной год; 4) утверждает положения о структурных подразделениях (кроме учебных, научно-исследовательских подразделений и филиалов); 5) утверждает структуру и штатное расписание университета, представляет в Управление делами Президента Российской Федерации бюджетные сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности; 6) утверждает штатное расписание и структуру филиалов университета; 7) утверждает размер должностных окладов, надбавок, доплат и премий работникам университета на основании решения ученого совета университета в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8) утверждает филиалам университета бюджетные сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности; 9) определяет трудовые обязанности и ответственность проректоров и других должностных лиц университета; 10) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации принимает на работу, увольняет работников университета, заключает трудовые договоры, осуществляет иные права работодателя; 11) организует работу структурных подразделений университета; 12) принимает решения о поощрении работников университета и наложении на них дисциплинарных взысканий; 13) издает приказы, распоряжения, утверждает локальные акты по вопросам управления деятельностью университета, обязательные для исполнения работниками и обучающимися университета; 14) совершает любые предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим уставом сделки и иные юридические действия; 15) несет ответственность перед коллективом и учредителем за деятельность университета; 16) утверждает годовые планы научно-исследовательских работ; 17) распоряжается имуществом и средствами университета в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 18) выдает доверенности; 19) открывает и закрывает счета университета; 20) несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации, включая нецелевое использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, принятие обязательств по расходованию бюджетных ассигнований сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, получение кредитов (займов), приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; 21) отвечает за реализацию решений ученого совета университета; 22) формирует приемную комиссию университета и государственные аттестационные комиссии; 23) организует и несет персональную ответственность за организацию работ и создание условий по защите информации в университете, содержащей сведения, отнесенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке к государственной, служебной и коммерческой тайне; 24) осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и локальными актами университета; 25) имеет право делегировать осуществление отдельных полномочий проректорам и другим работникам университета. Ректор вправе вынести любой вопрос, отнесенный к его компетенции, на рассмотрение ученого совета университета и (или) ученых советов факультетов. 68. При ректоре создается совещательный орган - ректорат, решения которого носят рекомендательный характер. На заседаниях ректората рассматриваются основные вопросы текущей деятельности университета. Состав ректората, его компетенция, порядок проведения заседаний и принятия решений утверждаются приказами ректора университета. В составе ректората могут образовываться постоянные и временные комиссии (с определением их функций и состава) по отдельным вопросам деятельности университета. 69. В целях координации решений по формированию и использованию финансовых ресурсов университета при ректоре создается совещательный орган - финансовый комитет, решения которого носят рекомендательный характер. Состав финансового комитета, его компетенция, порядок проведения заседаний и принятия решений утверждаются приказами ректора университета. Страницы: 1 2 |