ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, УПЛАЧИВАЮЩИХ ЕНВД ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В СЛУЧАЯХ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 23 апреля 2009 г. N 03-01-15/4-198 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и сообщает. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. При этом Федеральным законом предусмотрено, что в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Федерального закона). Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков. Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности. Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения. Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 - 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством финансов Российской Федерации, не требуется. В соответствии со ст. 4 Федерального закона Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", которое определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации. Кроме того, ведется работа по дальнейшему нормативно-правовому обеспечению реализации положений законодательства о контрольно-кассовой технике. Указанным Постановлением предусмотрено принятие ряда нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти, в частности о технических характеристиках и параметрах функционирования контрольно-кассовой техники. В силу п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 23 апреля 2009 г. N 03-01-15/4-198 |