О ПРИЗНАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НДС В ОТНОШЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ПРАВО НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.04.09 03-07-11/111

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросам  применения  налога  на  добавленную  стоимость в
отношении  платы  за  право  на  заключение  договора аренды земельных
участков,    находящихся    в    государственной   или   муниципальной
собственности, и сообщает следующее.
     На  основании  пп.  1  п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  передача  имущественных прав признается
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
     При  этом  п.  2  ст.  146  и ст. 149 Кодекса установлены перечни
операций,  соответственно  не  признаваемых объектом налогообложения и
освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
     В  соответствии  с  пп. 7 п. 2 ст. 149 Кодекса от налогообложения
налогом  на  добавленную  стоимость освобождены операции по реализации
услуг,   оказываемых   государственными  органами,  органами  местного
самоуправления,  иными  уполномоченными органами и должностными лицами
при  предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав,
за которые взимаются пошлины и сборы, в том числе платежи в бюджеты за
право  пользования  природными  ресурсами.  В  связи  с  этим арендные
платежи   за   право   пользования  земельными  участками  налогом  на
добавленную стоимость не облагаются.
     Что   касается  прав  на  заключение  договора  аренды  земельных
участков,    находящихся    в    государственной   или   муниципальной
собственности,   то   данные   права   вышеуказанными   перечнями   не
предусмотрены.  Поэтому плата за предоставление данных прав включается
в    налоговую   базу   по   налогу   на   добавленную   стоимость   в
общеустановленном порядке.
     Пунктом  3  ст. 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога
на  добавленную  стоимость при предоставлении на территории Российской
Федерации  органами  государственной  власти  и  управления и органами
местного  самоуправления  в  аренду  федерального имущества, имущества
субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при
реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не
закрепленного   за   государственными  предприятиями  и  учреждениями,
составляющего   казну.   В  указанных  случаях  налог  на  добавленную
стоимость  в  бюджет  уплачивают  арендаторы и покупатели (получатели)
указанного имущества.
     При  реализации  прав  на  заключение  договора  аренды земельных
участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
особенностей  уплаты  налога  на  добавленную  стоимость  Кодексом  не
установлено.
     Пунктом   2   ст.  38  Земельного  кодекса  Российской  Федерации
установлено,  что  в  качестве  продавца  права на заключение договора
аренды    земельного    участка    выступает    исполнительный   орган
государственной власти или орган местного самоуправления.
     Учитывая изложенное, при осуществлении вышеуказанных операций, по
нашему  мнению,  налогоплательщиками  налога  на добавленную стоимость
являются  исполнительные  органы  государственной  власти  или  органы
местного самоуправления.
     Одновременно    сообщаем,    что    направляемое   мнение   имеет
информационно-разъяснительный     характер     и    не    препятствует
руководствоваться  нормами  законодательства  о  налогах  и  сборах  в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
     
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 апреля 2009 г.
N 03-07-11/111