ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 6 апреля 2009 г. N 53 (Д) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481) приказываю: Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности. Министр И.Е.ЛЕВИТИН 6 апреля 2009 г. N 53 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 13 мая 2009 г. N 13917 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минтранса России от 6 апреля 2009 года N 53 ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ I. Общие положения 1. Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>, от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" <2>, Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <3>, от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" <4>, от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" <5>, Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 14 апреля 2005 г., регистрационный N 6514). -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418. <2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341; N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15; N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938. <3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429. <4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569. <5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1569. 2. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства организаций, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации, и иных организаций, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. 3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектном уровнях. 4. Деятельность функциональной подсистемы основана на взаимодействии органов управления и сил организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, с организациями независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - морские акватории), и иными организациями, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. II. Цели и задачи функциональной подсистемы 5. Целями деятельности функциональной подсистемы являются: предотвращение (снижение риска возникновения) чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее - ЧС); эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. 6. Задачами функциональной подсистемы являются: планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; организация разработки и реализации плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне (далее - федеральный план), региональных (бассейновых) планов по предупреждению и ЛРН в море (далее - региональные планы), планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов; согласование и утверждение в установленном порядке планов организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях; организация подготовки морских аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ(н)) и спасателей к действиям по ЛРН; участие в аттестации в установленном порядке морских АСФ(н); поддержание в готовности сил и средств АСФ(н) и организация их применения; планирование и организация взаимодействия с АСФ(н) других федеральных органов исполнительной власти с учетом их дислокации; контроль за состоянием технических средств ЛРН и готовностью АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота; совершенствование и развитие функциональной подсистемы, оснащение ее современными специализированными судами и техническими средствами; оказание методической помощи организациям в области охраны морской среды и обеспечение выполнения ими национального законодательства и обязательств по международным договорам в этой области; реализация двусторонних и многосторонних международных договоров о сотрудничестве в борьбе с загрязнениями моря нефтью и нефтепродуктами; участие в подготовке нормативных правовых актов в области предупреждения и ЛРН в море; организация мониторинга за загрязнением окружающей среды на объектах морского транспорта и объектах организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях; определение мест убежищ для судов, осуществляющих транспортировку нефти, и терпящих бедствие в море. III. Организация, состав сил и средств функциональной подсистемы 7. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет Росморречфлот. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области ЛРН в море и готовностью к применению сил и средств функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются: на федеральном уровне - федеральное государственное учреждение "Государственная морская аварийная и спасательно-коодинационная служба России" (далее - ФГУ "Госморспасслужба России"), осуществляющая управление через государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ); на региональном уровне - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские службы бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ), управлений аварийно-спасательных и подводно-технических работ (УАСПТР); на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций морского транспорта, морских портов, филиалов ФГУП "Росморпорт", судоходных компаний и других организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях. Размещение органов управления функциональной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. 8. Росморречфлот является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне и осуществляет следующие функции по руководству функциональной подсистемой: организует проведение работ по предупреждению и ЛРН в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; согласовывает федеральный и региональные планы; запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН; привлекает в установленном порядке для решения вопросов предупреждения и ЛРН научные и иные организации, ученых и специалистов; создает совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) по вопросам предупреждения и ЛРН. 9. ФГУ "Госморспасслужба России" является органом повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном уровне и осуществляет следующие функции по непосредственному руководству функциональной подсистемой: организует и проводит на морских бассейнах работы по предупреждению и ЛРН, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации; предоставляет информационные, консультативные, методические услуги в области работ по предупреждению и ЛРН; несет круглосуточную оперативно-дежурную службу; организует и контролирует на морских бассейнах обеспечение силами и средствами БАСУ и УАСПТР обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ЛРН (далее - АС/ЛРН - готовности), а также устанавливает уровень этой готовности; организует и контролирует проведение силами и средствами БАСУ и УАСПТР работ по ЛРН в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; в случаях крупномасштабных разливов, превышающих технологические возможности БАСУ и УАСПТР, готовит предложения о привлечении к этим работам сил и средств других организаций, а также соответствующих служб иностранных государств в рамках международных договоров Российской Федерации; разрабатывает федеральный план; осуществляет рассмотрение и подготовку заключений по планам по предупреждению и ЛРН организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях; участвует в разработке планов взаимодействия морских и авиационных спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по проведению поисково-спасательных операций и работ по ЛРН в море; организует через ГМСКЦ сбор и обработку донесений от организаций морского и речного транспорта об аварийных случаях и происшествиях на предприятиях отрасли в сфере морского транспорта; участвует в работе международных организаций и осуществляет сотрудничество с организациями иностранных государств; проводит переговоры и участвует в заключении контрактов с иностранными организациями на поставку и сервисное обслуживание технических средств для ликвидации разливов нефти, поисковой, аварийно-спасательной и водолазной техники, а также контрактов на внедрение экологически чистых технологий; принимает участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в части охраны окружающей среды, осуществляет анализ и учет этих случаев; организует и контролирует проведение учений с целью отработки совместных действий при проведении морских поисковых и аварийно-спасательных работ, а также работ по ЛРН в море с привлечением взаимодействующих российских и иностранных организаций; организует привлечение организаций, имеющих необходимые технические (технологические) возможности, независимо от их ведомственной принадлежности к ликвидации последствий морских аварий, координирует их действия; обобщает передовой опыт выполнения поисковых, аварийно - спасательных, буксировочных и водолазных работ, работ по ЛРН в море в Российской Федерации и за рубежом, готовит материалы информационного и рекламного характера по этим работам; участвует в разработке предложений по развитию и размещению БАСУ, УАСПТР, МСКЦ и МСПЦ, определении количества и дислокации их сил и средств, контролирует уровень их технической оснащенности; участвует в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке и центральной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса. 10. Федеральные государственные унитарные предприятия БАСУ - Мурманское, Балтийское, Дальневосточное и Сахалинское и федеральные государственные унитарные предприятия УАСПТР - Новороссийское и Северо-Каспийское и их филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на региональном уровне и осуществляют следующие функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в соответствующих региональных (бассейновых) зонах ответственности: обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН в море в соответствии с обязательствами Российской Федерации по международным конвенциям и решениями Правительства Российской Федерации и на договорной основе с российскими и иностранными организациями; проведение аварийно-спасательных и судоподъемных работ, работ по ЛРН в море, на внутренних водных путях, в морских и речных портах; осуществляют подводно-технические (водолазные) работы в Российской Федерации и за ее пределами, включая работы по разведке нефтяных месторождений и обслуживание буровых работ; согласовывают планы организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти на морских акваториях по предупреждению и ЛРН в море для ЧС регионального и федерального уровней в соответствующих региональных (бассейновых) зонах ответственности; участвуют в разработке и согласовании федерального и региональных планов в зонах своей ответственности по предупреждению и ЛРН в море; участвуют в международных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера; организуют проведение комплексных учений и штабных тренировок по отработке действий по ЛРН. 11. Федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов: осуществляют контроль за технической эксплуатацией портовых сооружений и объектов в части обеспечения безопасной обработки и хранения грузов, а также погрузки и разгрузки судов в морском порту; организуют взаимодействие МСКЦ, МСПЦ с ГМСКЦ ФГУ "Госморспасслужба России" и АСФ(н); руководят мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и по ликвидации последствий такого загрязнения; организуют несение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН (далее - АСГ/ЛРН) во взаимодействии с ФГУ "Госморспасслужба России" и ФГУП "Росморпорт"; осуществляют контроль за обеспечением экологической безопасности в морских портах; организуют в морских портах проведение организациями морского транспорта мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляют контроль за их выполнением; разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы администраций морских портов по предупреждению и ЛРН в море; согласовывают планы и календарные планы организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти на морских акваториях, по предупреждению и ЛРН в море для ЧС локального уровня в соответствующих зонах ответственности. 12. ФГУП "Росморпорт" и его филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции по предупреждению и ЛРН в море на своих объектах: оказывают услуги судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов по организации и обеспечению бункеровки судов топливом, сбору судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистке; принимают участие в проведении аварийно-спасательных работ; принимают участие в проведении работ по ликвидации последствий загрязнения акваторий и территорий морских портов; взаимодействует с ФГУ "Госморспасслужба России" и администрациями морских портов по организации и несению АС/ЛРН - готовности по ЛРН. 13. Федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Росморречфлота, осуществляют функции по подготовке и обучению морских АСФ(н) и спасателей. 14. Координационными органами функциональной подсистемы являются: на федеральном и региональном уровнях - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Росморречфлота; на объектовом уровне - КЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях. 15. Компетенция КЧС, а также порядок принятия ими решений определяются положением о них или в решениях об их образовании. КЧС Росморречфлота возглавляется руководителем Росморречфлота. КЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, возглавляется руководителем организации или его заместителем. 16. Основу сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы составляют морские профессиональные АСФ(н) федеральных государственных унитарных предприятий "Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление", "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление", "Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление", "Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление", "Новороссийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ", "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ", их филиалов, а также МСКЦ и МСПЦ. 17. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся имеющиеся в составе БАСУ, УАСПТР и их филиалов многоцелевые, спасательные и специализированные суда, катера и плавсредства, предназначенные для работ по ЛРН, морские специализированные подразделения, укомплектованные подготовленным и аттестованным в установленном порядке персоналом и оснащенные оборудованием и техническими средствами ЛРН в море, а также силы и средства собственных или привлекаемых по договору морских профессиональных АСФ(н) организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, привлекаемых к мероприятиям по ЛРН в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море. 18. В целях поддержания постоянной готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению поставленных задач для оперативного реагирования на разливы нефти на морских бассейнах, в БАСУ, УАСПТР, а также в морских портах должно быть организовано круглосуточное дежурство сил и средств ЛРН (далее - сил постоянной готовности) в соответствии с Положением об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденным Приказом Минтранса России от 7 июня 1999 г. N 32 <1>. В зоне ответственности каждого БАСУ, УАСПТР на дежурстве должно находиться многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН, морспецподразделение по ЛРН с соответствующим оборудованием, вспомогательные суда и плавсредства. -------------------------------- <1> По заключению Минюста России от 1 сентября 1999 г. N 7127-ЭР в государственной регистрации не нуждается. Состав и структура федеральных сил постоянной готовности определяются Росморречфлотом на основании предложений ФГУ "Госморспасслужба России", БАСУ и УАСПТР, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ЛРН, с учетом требований законодательства Российской Федерации. 19. Организации независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, обеспечивают поддержание в готовности сил и средств собственных АСФ(н) или привлекаемых по договорам морских профессиональных АСФ(н), их взаимодействие с органами управления и силами функциональной подсистемы в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море. IV. Реализация целей и задач функциональной подсистемы 20. Применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море: федерального плана - при разливах нефти и нефтепродуктов федерального уровня, которым предусматривается возможное перемещение ресурсов ЛРН с одного морского бассейна (региона) на другой, а также привлечение международных ресурсов; региональных планов - при разливах нефти и нефтепродуктов регионального уровня, которыми предусматривается возможность использования ресурсов ЛРН соответствующего региона (бассейна), основу которых представляют силы и средства соответствующего БАСУ, УАСПТР; планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов - при разливах нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности соответствующих администраций морских портов; планов по предупреждению и ЛРН организаций - при разливах нефти и нефтепродуктов на объектах организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. 21. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ЛРН, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ЛРН, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке <1>. -------------------------------- <1> Абзац второй пункта 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240. 22. При отсутствии угрозы возникновения ЧС в море органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей Росморречфлота, других органов управления и сил функциональной подсистемы, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС в море либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС в море, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: 1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; 2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС. Решениями о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС; границы морской акватории, на которой может возникнуть разлив нефти или площадь морской акватории, подверженной загрязнению нефтью; силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ЛРН в море; перечень мер по защите населения, прибрежных объектов, а также особо уязвимых морских районов; должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ЛРН. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или ЧС, руководители соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы. 23. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются: 1) в режиме повседневной деятельности: изучение состояния морского судоходства, деятельности по разведке месторождений, добыче нефти, а также переработке, транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, прогнозирование рисков разливов нефти в море; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области охраны морской среды от разливов нефти, а также защиты населения и территорий от ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, и обеспечение пожарной безопасности; планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы по предупреждению и ЛРН в море, организация подготовки и обеспечения их деятельности; организация работы по разработке, согласованию, утверждению и корректировке (переработке) в установленном порядке соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море; подготовка и обучение АСФ(н) и спасателей по вопросам предупреждения и ЛРН в море; взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями других федеральных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и ЛРН в море; проведение учений по ЛРН, в том числе международных; сотрудничество с другими государствами в области охраны морской среды в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений Российской Федерации; участие в работе Международной морской организации (ИМО) и в работе международных региональных организаций; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и обеспечение пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЛРН в море; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по ЛРН на море; ведение статистической отчетности о проведении операций по ЛРН, участие в расследовании причин аварий и катастроф на море, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; 2) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием морского судоходства, деятельностью по разведке месторождений, добыче нефти, а также переработке, транспортировке, хранению нефти на морских акваториях, прогнозирование рисков разливов нефти и нефтепродуктов в море и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы заинтересованным органам власти и организациям данных о прогнозируемых разливах нефти и нефтепродуктов в море; принятие оперативных мер по предупреждению и готовности к локализации разливов нефти и нефтепродуктов в море, снижению возможного ущерба в случае его возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования соответствующих организаций при разливах нефти и нефтепродуктов; уточнение соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море; приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на разливы нефти и нефтепродуктов на море, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действия; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ЛРН в море; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; 3) в режиме чрезвычайной ситуации: оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о разливе нефти и нефтепродуктов в море; организация круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы; непрерывный контроль за состоянием морского судоходства, деятельностью по разведке месторождений, добыче нефти, а также переработке, транспортировке, хранению нефти на морских акваториях в районе ЧС; прогнозирование распространения нефтяных загрязнений при разливах нефти и нефтепродуктов в море и их последствий; организация работ по локализации и ЛРН в море и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы; наращивание сил и средств в случае необходимости для ЛРН; организация работ по защите особо уязвимых морских районов; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне разлива нефти и о ходе проведения работ по его ликвидации; подготовка и обращение при необходимости за помощью к сопредельным государствам в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений Российской Федерации в области охраны морской среды; поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями по вопросам ЛРН в море; проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников при ЛРН. 24. При ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в режиме ЧС создаются: на федеральном уровне - федеральный штаб руководства операцией в соответствии с федеральным планом; на региональном уровне - штабы руководства операцией в соответствии с региональными планами; на объектовом уровне - штабы руководства операцией объектов морского транспорта и организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, в соответствии с планами организаций по предупреждению и ЛРН в море. 25. В режиме чрезвычайного положения, вводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации, органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. 26. Взаимодействие при проведении операций по ЛРН на морских бассейнах организуется и осуществляется в соответствии с федеральным планом, соответствующими региональными и объектовыми планами по предупреждению и ЛРН в море. Взаимодействие с соответствующими спасательными службами иностранных государств при ЛРН осуществляется согласно действующим двусторонним и многосторонним международным договорам Российской Федерации по сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами и планам совместных действий, разработанных в рамках этих договоров. V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения 27. Организацию информационного обеспечения функциональной подсистемы осуществляют ГМСКЦ ФГУ "Госморспасслужба России", МСКЦ и МСПЦ. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности обеспечивает прием оповещений о разливах нефти и нефтепродуктов в море, связь судов с МСКЦ и МСПЦ, штабами руководства операциями при проведении операций по ЛРН в море, а также передачу судам информации по безопасности мореплавания. 28. Оповещение о загрязнении моря нефтью и нефтепродуктами производится в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 <1>, а также Инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды, утвержденной Минприроды России, Минтрансом России и Роскомрыболовства <2>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545. <2> Зарегистрирована Минюстом России 14 июня 1994 г., регистрационный N 598. 29. В соответствующих планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море должны быть предусмотрены схемы связи и оповещения при ЛРН, организация информационного обеспечения в зоне разлива нефти и нефтепродуктов, прогнозирования развития нефтяного загрязнения и ожидаемых его последствий. 30. Взаимное оповещение соответствующих служб сопредельных государств о фактах нефтяного загрязнения и ходе проведения работ по ЛРН осуществляется в соответствии с действующими двусторонними и многосторонними международными договорами Российской Федерации по сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами. VI. Финансовое обеспечение 31. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы и мероприятий по ЛРН в организациях, находящихся в ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств <1>. -------------------------------- <1> Абзац второй пункта 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794. Финансирование целевых программ в области предупреждения и ЛРН и обеспечения устойчивого функционирования организаций (объектов), находящихся в ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4822; 2009, N 9, ст. 1123). |