ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 06.04.09 53

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
               О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
         РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ
        И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО
          ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                           6 апреля 2009 г.
                                 N 53

                                 (Д)


     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  30  декабря  2003  г.  N  794 "О единой государственной
системе  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23,
ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481) приказываю:
     Утвердить   прилагаемое  Положение  о  функциональной  подсистеме
организации  работ  по  предупреждению  и  ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов   в   море   с   судов  и  объектов  независимо  от  их
ведомственной и национальной принадлежности.

Министр
                                                           И.Е.ЛЕВИТИН
6 апреля 2009 г.
N 53

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
13 мая 2009 г.
N 13917


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                             Приказом Минтранса России
                                                 от 6 апреля 2009 года
                                                                  N 53

                              ПОЛОЖЕНИЕ
               О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
         РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ
        И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРЕ С СУДОВ И ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО
          ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

                          I. Общие положения

     1.  Положение  о  функциональной  подсистеме организации работ по
предупреждению  и  ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с
судов  и  объектов  независимо  от  их  ведомственной  и  национальной
принадлежности  (далее  -  Положение)  разработано  в  соответствии  с
Федеральными  законами  от  21  декабря  1994  г.  N  68-ФЗ  "О защите
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера"  <1>,  от  22  августа  1995  г. N 151-ФЗ "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" <2>, Постановлений
Правительства  Российской  Федерации  от  30  декабря 2003 г. N 794 "О
единой    государственной    системе   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций" <3>, от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных
мерах  по  предупреждению  и  ликвидации  аварийных  разливов  нефти и
нефтепродуктов" <4>, от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации
мероприятий   по   предупреждению   и   ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов  на  территории Российской Федерации" <5>, Приказом МЧС
России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и
согласования  планов  по  предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов  на  территории  Российской Федерации" (зарегистрирован
Минюстом России 14 апреля 2005 г., регистрационный N 6514).
--------------------------------
     <1>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1994, N 35,
ст.  3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст.
5284; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418.
     <2>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1995, N 35,
ст.  3503; 2000, N 32, ст. 3341; N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003,
N 46 (ч. I), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст.
4840; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15; N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938.
     <3>  Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2004, N 2,
ст.  121;  2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст.
5481; 2009, N 12, ст. 1429.
     <4>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 2000, N 35,
ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569.
     <5>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 2002, N 16,
ст. 1569.

     2. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и
средства  организаций,  находящихся  в  ведении Федерального агентства
морского  и  речного  транспорта  (далее - Росморречфлот), организаций
независимо    от    ведомственной   и   национальной   принадлежности,
осуществляющих   разведку   месторождений,   добычу   нефти,  а  также
переработку,  транспортировку,  хранение  нефти  и  нефтепродуктов  во
внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе
и  исключительной  экономической  зоне  Российской  Федерации,  и иных
организаций,   в   полномочия   которых   входит   решение   задач  по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
     3.    Функциональная   подсистема   действует   на   федеральном,
региональном и объектном уровнях.
     4.    Деятельность    функциональной   подсистемы   основана   на
взаимодействии  органов  управления  и  сил организаций, находящихся в
ведении  Росморречфлота, с организациями независимо от ведомственной и
национальной  принадлежности,  осуществляющими разведку месторождений,
добычу  нефти,  а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов  во  внутренних  морских  водах,  территориальном море,
континентальном  шельфе и исключительной экономической зоне Российской
Федерации  (далее  -  морские  акватории),  и  иными  организациями, в
полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов в море.

             II. Цели и задачи функциональной подсистемы

     5. Целями деятельности функциональной подсистемы являются:
     предотвращение   (снижение   риска   возникновения)  чрезвычайных
ситуаций,  обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в
море  с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной
принадлежности (далее - ЧС);
     эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов в море.
     6. Задачами функциональной подсистемы являются:
     планирование  и организация работ и мероприятий по предупреждению
и  ликвидации  разливов  нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) в море с
судов  и  объектов  независимо  от  их  ведомственной  и  национальной
принадлежности;
     организация  разработки  и  реализации  плана по предупреждению и
ликвидации  аварийных  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на  море на
федеральном   уровне   (далее   -   федеральный   план),  региональных
(бассейновых)   планов  по  предупреждению  и  ЛРН  в  море  (далее  -
региональные  планы),  планов  по  предупреждению  и ЛРН администраций
морских портов;
     согласование   и   утверждение  в  установленном  порядке  планов
организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности,
осуществляющих   разведку   месторождений,   добычу   нефти,  а  также
переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях;
     организация  подготовки  морских  аварийно-спасательных  служб  и
аварийно-спасательных  формирований  (далее  -  АСФ(н)) и спасателей к
действиям по ЛРН;
     участие в аттестации в установленном порядке морских АСФ(н);
     поддержание  в  готовности  сил и средств АСФ(н) и организация их
применения;
     планирование   и   организация  взаимодействия  с  АСФ(н)  других
федеральных органов исполнительной власти с учетом их дислокации;
     контроль  за  состоянием  технических  средств  ЛРН и готовностью
АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота;
     совершенствование и развитие функциональной подсистемы, оснащение
ее современными специализированными судами и техническими средствами;
     оказание   методической  помощи  организациям  в  области  охраны
морской    среды    и   обеспечение   выполнения   ими   национального
законодательства  и  обязательств  по  международным  договорам в этой
области;
     реализация  двусторонних и многосторонних международных договоров
о   сотрудничестве   в   борьбе   с   загрязнениями   моря   нефтью  и
нефтепродуктами;
     участие   в  подготовке  нормативных  правовых  актов  в  области
предупреждения и ЛРН в море;
     организация  мониторинга  за  загрязнением  окружающей  среды  на
объектах  морского  транспорта  и  объектах  организаций независимо от
ведомственной  и  национальной принадлежности, осуществляющих разведку
месторождений,  добычу  нефти,  а  также переработку, транспортировку,
хранение нефти на морских акваториях;
     определение мест убежищ для судов, осуществляющих транспортировку
нефти, и терпящих бедствие в море.

                III. Организация, состав сил и средств
                      функциональной подсистемы

     7.  Общее  руководство  функциональной  подсистемой  осуществляет
Росморречфлот.
     Контроль  за  соблюдением законодательства Российской Федерации в
области   ЛРН  в  море  и  готовностью  к  применению  сил  и  средств
функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в
сфере транспорта.
     Органами   повседневного   управления  функциональной  подсистемы
являются:
     на  федеральном  уровне  - федеральное государственное учреждение
"Государственная морская аварийная и спасательно-коодинационная служба
России"   (далее  -  ФГУ  "Госморспасслужба  России"),  осуществляющая
управление  через  государственный морской спасательно-координационный
центр (ГМСКЦ);
     на  региональном  уровне  -  морские  спасательно-координационные
центры  (МСКЦ),  морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские
службы бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ), управлений
аварийно-спасательных и подводно-технических работ (УАСПТР);
     на  объектовом  уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций
морского  транспорта,  морских  портов,  филиалов  ФГУП  "Росморпорт",
судоходных компаний и других организаций независимо от ведомственной и
национальной  принадлежности,  осуществляющих  разведку месторождений,
добычу  нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских акваториях.
     Размещение   органов   управления   функциональной  подсистемы  в
зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных
пунктах  управления,  оснащаемых  техническими  средствами управления,
средствами  связи,  оповещения  и  жизнеобеспечения,  поддерживаемых в
состоянии постоянной готовности к использованию.
     8.   Росморречфлот   является   постоянно   действующим   органом
управления  на  федеральном уровне и осуществляет следующие функции по
руководству функциональной подсистемой:
     организует  проведение  работ  по  предупреждению  и ЛРН в море с
судов  и  объектов  независимо  от  их  ведомственной  и  национальной
принадлежности;
     согласовывает федеральный и региональные планы;
     запрашивает   и   получает   в  установленном  порядке  сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;
     привлекает   в   установленном   порядке   для  решения  вопросов
предупреждения   и   ЛРН   научные   и   иные  организации,  ученых  и
специалистов;
     создает  совещательные  и  экспертные  органы  (советы, комиссии,
группы, коллегии) по вопросам предупреждения и ЛРН.
     9.  ФГУ  "Госморспасслужба России" является органом повседневного
управления   функциональной   подсистемой   на  федеральном  уровне  и
осуществляет   следующие   функции  по  непосредственному  руководству
функциональной подсистемой:
     организует   и   проводит   на   морских   бассейнах   работы  по
предупреждению  и  ЛРН,  включая проведение мероприятий, вытекающих из
международных обязательств Российской Федерации;
     предоставляет   информационные,   консультативные,   методические
услуги в области работ по предупреждению и ЛРН;
     несет круглосуточную оперативно-дежурную службу;
     организует и контролирует на морских бассейнах обеспечение силами
и   средствами   БАСУ   и   УАСПТР  обеспечение  аварийно-спасательной
готовности  и  готовности к ЛРН (далее - АС/ЛРН - готовности), а также
устанавливает уровень этой готовности;
     организует  и  контролирует проведение силами и средствами БАСУ и
УАСПТР  работ  по  ЛРН  в  море  с  судов  и объектов независимо от их
ведомственной и национальной принадлежности;
     в  случаях крупномасштабных разливов, превышающих технологические
возможности  БАСУ  и  УАСПТР, готовит предложения о привлечении к этим
работам  сил  и  средств  других  организаций, а также соответствующих
служб   иностранных   государств   в  рамках  международных  договоров
Российской Федерации;
     разрабатывает федеральный план;
     осуществляет  рассмотрение  и  подготовку заключений по планам по
предупреждению   и  ЛРН  организаций  независимо  от  ведомственной  и
национальной  принадлежности,  осуществляющих  разведку месторождений,
добычу  нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских акваториях;
     участвует   в   разработке   планов   взаимодействия   морских  и
авиационных  спасательных  служб  федеральных  органов  исполнительной
власти   Российской   Федерации  по  проведению  поисково-спасательных
операций и работ по ЛРН в море;
     организует  через ГМСКЦ сбор и обработку донесений от организаций
морского  и речного транспорта об аварийных случаях и происшествиях на
предприятиях отрасли в сфере морского транспорта;
     участвует  в  работе  международных  организаций  и  осуществляет
сотрудничество с организациями иностранных государств;
     проводит   переговоры  и  участвует  в  заключении  контрактов  с
иностранными   организациями  на  поставку  и  сервисное  обслуживание
технических   средств   для   ликвидации  разливов  нефти,  поисковой,
аварийно-спасательной  и  водолазной  техники,  а  также контрактов на
внедрение экологически чистых технологий;
     принимает  участие  в  расследовании  случаев  нарушений судами и
объектами   морского  транспорта  требований  международных  договоров
Российской  Федерации  в  части  охраны окружающей среды, осуществляет
анализ и учет этих случаев;
     организует  и  контролирует  проведение  учений с целью отработки
совместных    действий    при    проведении    морских   поисковых   и
аварийно-спасательных   работ,   а   также  работ  по  ЛРН  в  море  с
привлечением взаимодействующих российских и иностранных организаций;
     организует    привлечение    организаций,   имеющих   необходимые
технические    (технологические)   возможности,   независимо   от   их
ведомственной  принадлежности к ликвидации последствий морских аварий,
координирует их действия;
     обобщает передовой   опыт   выполнения   поисковых,   аварийно  -
спасательных,  буксировочных и водолазных работ, работ по ЛРН в море в
Российской Федерации и за рубежом, готовит материалы информационного и
рекламного характера по этим работам;
     участвует в разработке предложений по развитию и размещению БАСУ,
УАСПТР,  МСКЦ  и  МСПЦ,  определении  количества и дислокации их сил и
средств, контролирует уровень их технической оснащенности;
     участвует   в  работе  межведомственной  комиссии  по  аттестации
аварийно-спасательных   формирований,   спасателей  и  образовательных
учреждений  по  их  подготовке  и  центральной  комиссии по аттестации
аварийно-спасательных   служб,  аварийно-спасательных  формирований  и
спасателей транспортного комплекса.
     10.  Федеральные  государственные  унитарные  предприятия  БАСУ -
Мурманское,  Балтийское,  Дальневосточное  и Сахалинское и федеральные
государственные   унитарные  предприятия  УАСПТР  -  Новороссийское  и
Северо-Каспийское   и   их  филиалы  являются  постоянно  действующими
органами управления функциональной подсистемы на региональном уровне и
осуществляют  следующие  функции  по организации и выполнению работ по
предупреждению  и  ЛРН  в  соответствующих  региональных (бассейновых)
зонах ответственности:
     обеспечение  аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН
в  море  в  соответствии  с  обязательствами  Российской  Федерации по
международным   конвенциям   и   решениями   Правительства  Российской
Федерации   и  на  договорной  основе  с  российскими  и  иностранными
организациями;
     проведение  аварийно-спасательных и судоподъемных работ, работ по
ЛРН в море, на внутренних водных путях, в морских и речных портах;
     осуществляют    подводно-технические    (водолазные)   работы   в
Российской  Федерации  и  за  ее пределами, включая работы по разведке
нефтяных месторождений и обслуживание буровых работ;
     согласовывают  планы  организаций  независимо  от ведомственной и
национальной  принадлежности,  осуществляющих  разведку месторождений,
добычу   нефти,  а  также  переработку,  транспортировку,  хранение  и
использование  нефти  на  морских акваториях по предупреждению и ЛРН в
море  для  ЧС  регионального  и федерального уровней в соответствующих
региональных (бассейновых) зонах ответственности;
     участвуют в разработке и согласовании федерального и региональных
планов в зонах своей ответственности по предупреждению и ЛРН в море;
     участвуют   в  международных  мероприятиях  по  предупреждению  и
ликвидации  последствий  аварий  и катастроф природного и техногенного
характера;
     организуют  проведение комплексных учений и штабных тренировок по
отработке действий по ЛРН.
     11.   Федеральные   государственные  учреждения  -  администрации
морских  портов  являются  постоянно  действующими органами управления
функциональной   подсистемы   на   объектовом  уровне  и  осуществляют
следующие  функции по организации и выполнению работ по предупреждению
и ЛРН в зонах ответственности морских портов:
     осуществляют   контроль  за  технической  эксплуатацией  портовых
сооружений  и  объектов  в  части  обеспечения  безопасной обработки и
хранения грузов, а также погрузки и разгрузки судов в морском порту;
     организуют    взаимодействие    МСКЦ,    МСПЦ    с    ГМСКЦ   ФГУ
"Госморспасслужба России" и АСФ(н);
     руководят  мероприятиями  по предотвращению загрязнения акватории
морского  порта  отходами производства и потребления, сточными и (или)
нефтесодержащими  водами,  нефтью  и другими опасными и (или) вредными
для  здоровья  человека  и  (или)  окружающей  среды  веществами  и по
ликвидации последствий такого загрязнения;
     организуют  несение аварийно-спасательной готовности и готовности
по  ЛРН  (далее  -  АСГ/ЛРН) во взаимодействии с ФГУ "Госморспасслужба
России" и ФГУП "Росморпорт";
     осуществляют  контроль за обеспечением экологической безопасности
в морских портах;
     организуют  в  морских  портах  проведение организациями морского
транспорта   мероприятий  по  гражданской  обороне,  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
осуществляют контроль за их выполнением;
     разрабатывают   и   утверждают   в  установленном  порядке  планы
администраций морских портов по предупреждению и ЛРН в море;
     согласовывают планы и календарные планы организаций независимо от
ведомственной  и  национальной принадлежности, осуществляющих разведку
месторождений,  добычу  нефти,  а  также переработку, транспортировку,
хранение   и   использование   нефти   на   морских   акваториях,   по
предупреждению и ЛРН в море для ЧС локального уровня в соответствующих
зонах ответственности.
     12.   ФГУП   "Росморпорт"   и   его  филиалы  являются  постоянно
действующими   органами   управления   функциональной   подсистемы  на
объектовом уровне и осуществляют следующие функции по предупреждению и
ЛРН в море на своих объектах:
     оказывают  услуги судам на подходах и непосредственно в акватории
морских портов по организации и обеспечению бункеровки судов топливом,
сбору судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистке;
     принимают участие в проведении аварийно-спасательных работ;
     принимают  участие  в  проведении работ по ликвидации последствий
загрязнения акваторий и территорий морских портов;
     взаимодействует с ФГУ "Госморспасслужба России" и администрациями
морских портов по организации и несению АС/ЛРН - готовности по ЛРН.
     13.   Федеральные   государственные   образовательные  учреждения
высшего   профессионального   образования,   находящиеся   в   ведении
Росморречфлота,  осуществляют функции по подготовке и обучению морских
АСФ(н) и спасателей.
     14. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
     на  федеральном и региональном уровнях - комиссия по чрезвычайным
ситуациям   и   обеспечению   пожарной   безопасности  (далее  -  КЧС)
Росморречфлота;
     на  объектовом  уровне  -  КЧС организаций, находящихся в ведении
Росморречфлота,   КЧС   организаций   независимо  от  ведомственной  и
национальной  принадлежности,  осуществляющих  разведку месторождений,
добычу  нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских акваториях.
     15.  Компетенция  КЧС,  а  также  порядок  принятия  ими  решений
определяются положением о них или в решениях об их образовании.
     КЧС Росморречфлота возглавляется руководителем Росморречфлота.
     КЧС   организаций,  находящихся  в  ведении  Росморречфлота,  КЧС
организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности,
осуществляющих   разведку   месторождений,   добычу   нефти,  а  также
переработку,  транспортировку,  хранение  нефти  и  нефтепродуктов  на
морских  акваториях,  возглавляется  руководителем организации или его
заместителем.
     16.  Основу  сил  и  средств постоянной готовности функциональной
подсистемы  составляют  морские  профессиональные  АСФ(н)  федеральных
государственных    унитарных   предприятий   "Мурманское   бассейновое
аварийно-спасательное     управление",     "Балтийское     бассейновое
аварийно-спасательное     управление",     "Сахалинское    бассейновое
аварийно-спасательное    управление",   "Дальневосточное   бассейновое
аварийно-спасательное    управление",    "Новороссийское    управление
аварийно-спасательных       и       подводно-технических       работ",
"Северо-Каспийское       управление       аварийно-спасательных      и
подводно-технических работ", их филиалов, а также МСКЦ и МСПЦ.
     17.  К  силам  и  средствам  функциональной  подсистемы относятся
имеющиеся   в   составе  БАСУ,  УАСПТР  и  их  филиалов  многоцелевые,
спасательные   и   специализированные  суда,  катера  и  плавсредства,
предназначенные   для   работ   по   ЛРН,  морские  специализированные
подразделения,   укомплектованные  подготовленным  и  аттестованным  в
установленном   порядке   персоналом   и  оснащенные  оборудованием  и
техническими   средствами   ЛРН  в  море,  а  также  силы  и  средства
собственных  или  привлекаемых  по  договору  морских профессиональных
АСФ(н)   организаций   независимо   от  ведомственной  и  национальной
принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а
также   переработку,   транспортировку,   хранение  нефти  на  морских
акваториях,  привлекаемых  к  мероприятиям  по  ЛРН  в  соответствии с
планами по предупреждению и ЛРН в море.
     18. В целях поддержания постоянной готовности органов управления,
сил  и  средств  функциональной  подсистемы  к выполнению поставленных
задач  для  оперативного  реагирования  на  разливы  нефти  на морских
бассейнах,  в  БАСУ,  УАСПТР,  а  также  в  морских портах должно быть
организовано  круглосуточное  дежурство сил и средств ЛРН (далее - сил
постоянной  готовности)  в  соответствии  с  Положением об организации
аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденным
Приказом  Минтранса  России  от  7  июня  1999  г.  N  32  <1>. В зоне
ответственности  каждого  БАСУ,  УАСПТР на дежурстве должно находиться
многоцелевое  спасательное  судно  или  буксирно-спасательное  судно с
оборудованием  ЛРН,  морспецподразделение  по  ЛРН  с  соответствующим
оборудованием, вспомогательные суда и плавсредства.
--------------------------------
     <1>  По заключению Минюста России от 1 сентября 1999 г. N 7127-ЭР
в государственной регистрации не нуждается.

     Состав   и   структура   федеральных  сил  постоянной  готовности
определяются    Росморречфлотом    на    основании   предложений   ФГУ
"Госморспасслужба России", БАСУ и УАСПТР, исходя из возложенных на них
задач  по  предупреждению  и ЛРН, с учетом требований законодательства
Российской Федерации.
     19.   Организации  независимо  от  ведомственной  и  национальной
принадлежности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а
также   переработку,   транспортировку,   хранение  нефти  на  морских
акваториях,  обеспечивают  поддержание  в  готовности  сил  и  средств
собственных    АСФ(н)    или   привлекаемых   по   договорам   морских
профессиональных  АСФ(н),  их  взаимодействие  с органами управления и
силами   функциональной   подсистемы   в  соответствии  с  планами  по
предупреждению и ЛРН в море.

        IV. Реализация целей и задач функциональной подсистемы

     20.   Применение   сил   и   средств   функциональной  подсистемы
осуществляется  на  основе  соответствующих планов по предупреждению и
ЛРН в море:
     федерального   плана   -  при  разливах  нефти  и  нефтепродуктов
федерального  уровня,  которым предусматривается возможное перемещение
ресурсов  ЛРН  с одного морского бассейна (региона) на другой, а также
привлечение международных ресурсов;
     региональных   планов  -  при  разливах  нефти  и  нефтепродуктов
регионального    уровня,    которыми   предусматривается   возможность
использования ресурсов ЛРН соответствующего региона (бассейна), основу
которых представляют силы и средства соответствующего БАСУ, УАСПТР;
     планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов - при
разливах    нефти    и    нефтепродуктов   в   зонах   ответственности
соответствующих администраций морских портов;
     планов по предупреждению и ЛРН организаций - при разливах нефти и
нефтепродуктов  на  объектах организаций независимо от ведомственной и
национальной  принадлежности,  осуществляющих  разведку месторождений,
добычу  нефти,  а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов на морских акваториях.
     21.  Организации,  осуществляющие  разведку месторождений, добычу
нефти,  а  также  переработку,  транспортировку  и  хранение  нефти  и
нефтепродуктов,    обязаны    создавать    собственные    формирования
(подразделения) для ЛРН, проводить аттестацию указанных формирований в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации, оснащать их
специальными   техническими   средствами   или  заключать  договоры  с
профессиональными  аварийно-спасательными  формированиями  (службами),
выполняющими  работы по ЛРН, имеющими соответствующие лицензии и (или)
аттестованными в установленном порядке <1>.
--------------------------------
     <1>  Абзац  второй  пункта  4  Правил  организации мероприятий по
предупреждению   и  ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на
территории    Российской    Федерации,   утвержденных   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.

     22.   При  отсутствии  угрозы  возникновения  ЧС  в  море  органы
управления  и  силы  функциональной  подсистемы функционируют в режиме
повседневной деятельности.
     Решениями руководителей Росморречфлота, других органов управления
и   сил   функциональной   подсистемы,  на  территории  которых  могут
возникнуть  или возникли ЧС в море либо к полномочиям которых отнесена
ликвидация  ЧС  в  море,  для соответствующих органов управления и сил
функциональной  подсистемы  может  устанавливаться  один  из следующих
режимов функционирования:
     1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
     2)  режим  чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
ЧС.
     Решениями  о введении для органов управления и сил функциональной
подсистемы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:
     обстоятельства,   послужившие   основанием  для  введения  режима
повышенной готовности или режима ЧС;
     границы  морской  акватории,  на  которой может возникнуть разлив
нефти или площадь морской акватории, подверженной загрязнению нефтью;
     силы  и  средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ЛРН в
море;
     перечень  мер  по  защите населения, прибрежных объектов, а также
особо уязвимых морских районов;
     должностные  лица,  ответственные за осуществление мероприятий по
предупреждению ЧС, или руководитель работ по ЛРН.
     При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения
режима  повышенной  готовности  или  ЧС,  руководители соответствующих
органов  и  организаций отменяют установленные режимы функционирования
органов управления и сил функциональной подсистемы.
     23.  Мероприятиями,  проводимыми  органами  управления  и  силами
функциональной подсистемы, являются:
     1) в режиме повседневной деятельности:
     изучение состояния морского судоходства, деятельности по разведке
месторождений,  добыче  нефти,  а  также переработке, транспортировке,
хранению нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, прогнозирование
рисков разливов нефти в море;
     сбор,  обработка  и  обмен  в установленном порядке информацией в
области  охраны  морской  среды  от  разливов  нефти,  а  также защиты
населения   и   территорий  от  ЧС,  связанных  с  разливами  нефти  и
нефтепродуктов, и обеспечение пожарной безопасности;
     планирование   действий   органов   управления,   сил  и  средств
функциональной  подсистемы по предупреждению и ЛРН в море, организация
подготовки и обеспечения их деятельности;
     организация  работы  по  разработке,  согласованию, утверждению и
корректировке  (переработке)  в  установленном порядке соответствующих
планов по предупреждению и ЛРН в море;
     подготовка   и   обучение   АСФ(н)   и   спасателей  по  вопросам
предупреждения и ЛРН в море;
     взаимодействие  с  аварийно-спасательными  формированиями  других
федеральных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и
ЛРН в море;
     проведение учений по ЛРН, в том числе международных;
     сотрудничество  с  другими государствами в области охраны морской
среды в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров и
соглашений Российской Федерации;
     участие  в  работе  Международной  морской  организации (ИМО) и в
работе международных региональных организаций;
     пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения и территорий от
разливов нефти и нефтепродуктов и обеспечение пожарной безопасности;
     руководство  созданием,  размещением,  хранением  и  восполнением
резервов материальных ресурсов для ликвидации ЛРН в море;
     разработка  и  реализация целевых и научно-технических программ и
мер по ЛРН на море;
     ведение  статистической  отчетности о проведении операций по ЛРН,
участие в расследовании причин аварий и катастроф на море, связанных с
разливами  нефти и нефтепродуктов, а также выработка мер по устранению
причин подобных аварий и катастроф;
     2) в режиме повышенной готовности:
     усиление    контроля    за   состоянием   морского   судоходства,
деятельностью   по  разведке  месторождений,  добыче  нефти,  а  также
переработке,  транспортировке,  хранению  нефти на морских акваториях,
прогнозирование  рисков  разливов  нефти  и нефтепродуктов в море и их
последствий;
     введение     при    необходимости    круглосуточного    дежурства
руководителей   и   должностных   лиц   органов   управления   и   сил
функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
     непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам
функциональной    подсистемы   заинтересованным   органам   власти   и
организациям данных о прогнозируемых разливах нефти и нефтепродуктов в
море;
     принятие   оперативных  мер  по  предупреждению  и  готовности  к
локализации   разливов   нефти   и  нефтепродуктов  в  море,  снижению
возможного  ущерба  в  случае  его  возникновения,  а  также повышению
устойчивости    и    безопасности   функционирования   соответствующих
организаций при разливах нефти и нефтепродуктов;
     уточнение соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море;
     приведение   при   необходимости  сил  и  средств  функциональной
подсистемы   в   готовность   к   реагированию   на  разливы  нефти  и
нефтепродуктов  на  море, формирование оперативных групп и организация
выдвижения их в предполагаемые районы действия;
     восполнение  при  необходимости  резервов  материальных ресурсов,
созданных для ЛРН в море;
     проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
     3) в режиме чрезвычайной ситуации:
     оповещение   руководителей   федеральных  органов  исполнительной
власти,  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов  местного  самоуправления  и  организаций, а также населения о
разливе нефти и нефтепродуктов в море;
     организация круглосуточного дежурства руководителей и должностных
лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
     непрерывный   контроль   за   состоянием   морского  судоходства,
деятельностью   по  разведке  месторождений,  добыче  нефти,  а  также
переработке,  транспортировке,  хранению нефти на морских акваториях в
районе ЧС;
     прогнозирование распространения нефтяных загрязнений при разливах
нефти и нефтепродуктов в море и их последствий;
     организация  работ  по  локализации  и ЛРН в море и всестороннему
обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы;
     наращивание сил и средств в случае необходимости для ЛРН;
     организация работ по защите особо уязвимых морских районов;
     непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне
разлива нефти и о ходе проведения работ по его ликвидации;
     подготовка   и   обращение   при   необходимости   за  помощью  к
сопредельным  государствам  в  рамках  двусторонних  и  многосторонних
международных  договоров  и  соглашений Российской Федерации в области
охраны морской среды;
     поддержание   непрерывного   взаимодействия  с  заинтересованными
органами исполнительной власти и организациями по вопросам ЛРН в море;
     проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников при ЛРН.
     24.  При  ликвидации  разливов нефти и нефтепродуктов в режиме ЧС
создаются:
     на  федеральном уровне - федеральный штаб руководства операцией в
соответствии с федеральным планом;
     на   региональном   уровне   -   штабы  руководства  операцией  в
соответствии с региональными планами;
     на  объектовом  уровне  -  штабы  руководства  операцией объектов
морского  транспорта  и  организаций  независимо  от  ведомственной  и
национальной  принадлежности,  осуществляющих  разведку месторождений,
добычу  нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на
морских   акваториях,   в   соответствии   с  планами  организаций  по
предупреждению и ЛРН в море.
     25.  В режиме чрезвычайного положения, вводимого в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации,  органы  управления  и  силы
функциональной  подсистемы  функционируют  с  учетом особого правового
режима  деятельности  органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций.
     26.  Взаимодействие  при  проведении  операций  по ЛРН на морских
бассейнах  организуется  и осуществляется в соответствии с федеральным
планом,   соответствующими  региональными  и  объектовыми  планами  по
предупреждению и ЛРН в море.
     Взаимодействие    с   соответствующими   спасательными   службами
иностранных  государств  при  ЛРН  осуществляется согласно действующим
двусторонним   и  многосторонним  международным  договорам  Российской
Федерации  по  сотрудничеству  в  борьбе  с загрязнением моря нефтью и
нефтепродуктами  и  планам совместных действий, разработанных в рамках
этих договоров.

      V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения

     27.   Организацию   информационного   обеспечения  функциональной
подсистемы  осуществляют  ГМСКЦ  ФГУ "Госморспасслужба России", МСКЦ и
МСПЦ.
     Глобальная  морская  система связи при бедствии и для обеспечения
безопасности   обеспечивает   прием  оповещений  о  разливах  нефти  и
нефтепродуктов  в море, связь судов с МСКЦ и МСПЦ, штабами руководства
операциями  при  проведении  операций  по ЛРН в море, а также передачу
судам информации по безопасности мореплавания.
     28.  Оповещение  о  загрязнении  моря  нефтью  и  нефтепродуктами
производится  в  соответствии  с  Порядком сбора и обмена в Российской
Федерации  информацией  в  области  защиты  населения  и территорий от
чрезвычайных    ситуаций    природного   и   техногенного   характера,
утвержденным  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24
марта  1997  г.  N  334  <1>,  а  также Инструкцией о порядке передачи
сообщений о загрязнении морской среды, утвержденной Минприроды России,
Минтрансом России и Роскомрыболовства <2>.
--------------------------------
     <1>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1997, N 13,
ст. 1545.
     <2>   Зарегистрирована   Минюстом   России   14   июня  1994  г.,
регистрационный N 598.

     29.  В  соответствующих  планах  по  предупреждению  и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов в море должны быть предусмотрены схемы
связи  и оповещения при ЛРН, организация информационного обеспечения в
зоне   разлива   нефти   и  нефтепродуктов,  прогнозирования  развития
нефтяного загрязнения и ожидаемых его последствий.
     30.   Взаимное   оповещение  соответствующих  служб  сопредельных
государств  о  фактах нефтяного загрязнения и ходе проведения работ по
ЛРН  осуществляется  в  соответствии  с  действующими  двусторонними и
многосторонними  международными  договорами  Российской  Федерации  по
сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами.

                      VI. Финансовое обеспечение

     31. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы
и   мероприятий   по   ЛРН   в  организациях,  находящихся  в  ведении
Росморречфлота,  осуществляется  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Организации  всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за
счет собственных средств <1>.
--------------------------------
     <1>  Абзац  второй  пункта  34 Положения о единой государственной
системе    предупреждения    и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,
утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2003 г. N 794.

     Финансирование  целевых программ в области предупреждения и ЛРН и
обеспечения   устойчивого   функционирования  организаций  (объектов),
находящихся  в ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Выделение  средств на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС
из    резервного   фонда   Правительства   Российской   Федерации   по
предупреждению  и  ликвидации  ЧС  и  последствий  стихийных  бедствий
осуществляется   в   соответствии   с   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения
бюджетных  ассигнований  из  резервного фонда Правительства Российской
Федерации  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и
последствий  стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2008, N 42, ст. 4822; 2009, N 9, ст. 1123).
Оглавление