О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23 АВГУСТА 2005 Г. N 648-ПП И МЕРАХ ПО ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО АРЕНДНЫМ ПЛАТЕЖАМ ЗА НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (Редакция на 14.04.2009) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 11 сентября 2007 г. N 797-ПП (ЮИАИ) Во исполнение постановления Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП "О порядке передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона" Департаментом имущества города Москвы и Специализированным государственным унитарным предприятием по продаже имущества города Москвы была организована работа по подготовке и проведению торгов, а также по оформлению договоров аренды на нежилые помещения с победителями торгов. Итоги работы за 2005-2006 гг. показали в целом положительные результаты. Был проведен ряд выездных аукционов по передаче в аренду нежилых помещений непосредственно на территории административных округов. Вместе с тем в процессе подготовки и проведения открытых торгов был выявлен ряд проблем, требующих решения: - уровень собираемости арендных платежей по договорам, заключенным в результате открытых торгов; - унификация лотовой документации; - необходимость более полного учета функционального использования помещения, передаваемого посредством проведения открытых торгов. В целях защиты прав и законных интересов добросовестных арендаторов принадлежащего городу Москве нежилого фонда, а также интересов города Москвы как собственника объектов нежилого фонда Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию Департамента имущества города Москвы о реализации постановления Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП "О порядке передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона" (приложение 1). 2. Согласиться с предложением Департамента имущества города Москвы о расширении практики проведения открытых торгов по передаче в аренду объектов нежилого фонда, включая проведение специализированных аукционов, в том числе на территории административных округов и в отраслевых департаментах города Москвы. Установить, что в целях учета перспектив развития конкретных территорий города Москвы целевое назначение объекта нежилого фонда (помещения) определяется с учетом предложений префектур административных округов города Москвы, отраслевых департаментов города Москвы и согласований с муниципальным собранием в соответствии с Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве". 3. В целях реализации пункта 2 настоящего постановления Департаменту имущества города Москвы, префектурам административных округов города Москвы предусматривать направление на аукционы по определению величины ставки арендной платы до 30% вновь введенных и до 40% высвобождающихся объектов нежилого фонда. 4. Департаменту имущества города Москвы подготовить и направить до 1 ноября 2007 г. в Главное управление МЧС России по г. Москве и Управление Роспотребнадзора по городу Москве предложения по регламенту взаимодействия при согласовании возможного целевого назначения помещения при подготовке лотовой документации с использованием информационных технологий и электронно-цифровой подписи. 5. Принять предложения Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы о целесообразности: - проведения специализированных аукционов для субъектов малого предпринимательства по передаче им в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы; - формирования целевого адресного перечня объектов нежилого фонда, предназначенного для передачи в аренду малым и средним предприятиям; - включения представителей Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в состав комиссий Департамента имущества города Москвы по работе с недобросовестными арендаторами и по решению спорных вопросов оплаты аренды за нежилые помещения; - определения стартовой ставки арендной платы за объект нежилого фонда, выставляемый на специализированный аукцион, на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, определенной с учетом предполагаемого вида использования нежилого помещения и применением корректирующих коэффициентов, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1097-ПП "Об утверждении перечней видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях, на 2006-2008 гг.". 6 - 7. Утратили силу. 8. Департаменту имущества города Москвы при разработке положения о порядке управления нежилым фондом, находящимся в собственности города Москвы, предусмотреть: - меры по реализации требований ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - разработку порядка определения стартовой цены выставляемого на аукцион объекта нежилого фонда, зачисления задатка, регламента работы с арендаторами, допустившими существенные нарушения условий договора аренды. 9. Принять предложения Департамента имущества города Москвы о проведении профилактических мер по предупреждению образования задолженности по арендным платежам, включая обмен информацией с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве об арендаторах нежилых помещений, допустивших нарушение условий договора аренды. 10. Контрольному комитету города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы: 10.1. Подготовить предложения по регламенту обмена информацией (п. 9). 10.2. Обеспечить внесение информации в отношении арендаторов, допустивших несоблюдение обязательств по договорам аренды нежилых помещений, в Реестр деловой репутации партнеров Правительства Москвы. 11. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы в I квартале 2008 г. рассмотреть вопрос о стимулировании территориальных органов исполнительной власти города Москвы по поступлению доходов в бюджет города Москвы от арендной платы за нежилые помещения, в том числе за счет сокращения задолженности по арендным платежам, и представить предложения Мэру Москвы. 12. В целях совершенствования информирования арендаторов о состоянии и качестве выставляемых на торги объектов внести изменения в постановление Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП "О порядке передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. N 195-ПП, от 22 мая 2007 г. N 398-ПП): 12.1. Приложение 1 к постановлению (Положение о проведении аукционов по определению ставки арендной платы на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы): 12.1.1. Дополнить пунктом 2.3.8 в следующей редакции: "2.3.8. Справки о согласовании целевого использования объекта соответствующими уполномоченными надзорными органами (Главное управление МЧС России по г. Москве, Москомархитектура, Управление Роспотребнадзора по городу Москве и его территориальные отделы в административных округах и др.)". 12.1.2. Пункт 2.4 изложить в следующей редакции: "2.4. СГУП в течение 45 рабочих дней после получения копии распоряжения и полного комплекта документов формирует лот, организует публикацию извещения и проводит аукцион". 12.1.3. Пункт 3.1 после слов "юридические лица" дополнить словами ", а также представители претендента, имеющие полномочия для подписания протокола об итогах аукциона, договора аренды:". 12.1.4. Пункт 3.9 изложить в следующей редакции: "3.9. Прием заявок с прилагаемыми к ним документами начинается с даты, объявленной в извещении, и заканчивается не позднее чем за два дня до даты подведения итогов аукциона. Общая продолжительность приема заявок должна быть не менее 30 дней". 12.1.5. Пункт 4.10 изложить в следующей редакции: "4.10. Победитель аукциона обязан подписать протокол об итогах аукциона, договор аренды в день проведения аукциона. При отказе победителя аукциона подписать указанные документы результаты торгов по данному объекту аннулируются, а объект выставляется на повторные торги". 12.1.6. В пункте 8.5 слова "в первые месяцы срока аренды" заменить словами "в последние месяцы первого года аренды". 12.2. В приложении 1 к Положению о проведении аукционов по определению ставки арендной платы на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, пункт 2.8 изложить в следующей редакции: "2.8. При отказе победителя аукциона подписать договор аренды в день проведения аукциона результаты торгов по данному объекту аннулируются. При этом победитель аукциона утрачивает право на заключение договора аренды. Задаток не возвращается". 12.3. Приложение 2 к Положению о проведении аукционов по определению ставки арендной платы на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 12.4. В приложении 3 к Положению о проведении аукционов по определению ставки арендной платы на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы: 12.4.1. В пункте 2.1 слова ", чем за ---- (-----) банковских дней до даты проведения аукциона, а именно" исключить. 12.4.2. В пункте 2.4 слова "в первые месяцы срока аренды" заменить словами "в последние месяцы первого года аренды". 12.5. В приложении 4 к Положению о проведении аукционов по определению ставки арендной платы на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, пункт 7.5 исключить. 12.6. В приложении 2 к постановлению пункт 7.5 исключить. 13. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в 2005 году" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП, от 29 ноября 2005 г. N 968-ПП, от 27 июня 2006 г. N 449-ПП, от 20 марта 2007 г. N 195-ПП), дополнив пункт 4.2 абзацем следующего содержания: "В случае если стартовая цена аукциона, рассчитанная по Методике расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. N 861-ПП, будет превышать рыночную величину годовой арендной платы, указанную независимым оценщиком в заключении о рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду, стартовая цена аукциона определяется на основании заключения оценщика о рыночной величине годовой арендной платы". 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н. О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2008 г. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 11 сентября 2007 г. N 797-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 797-ПП ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23 АВГУСТА 2005 Г. N 648-ПП "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ ОБЪЕКТОВ НЕЖИЛОГО ФОНДА, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ПОСРЕДСТВОМ АУКЦИОНА" Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 362-ПП "Об итогах работы Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы за 2003 год и задачах на 2004 год по управлению имуществом города Москвы", от 30 ноября 2004 г. N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в 2005 году" Департамент имущества города Москвы начиная со второй половины 2004 года организовал проведение открытых торгов в виде аукционов по установлению арендной платы за объекты нежилого фонда. Итоги проведенных в 2004 году торгов дали положительные результаты: а) из выставленных на аукционы объектов общей площадью 11,0 тыс. кв. м торги состоялись по объектам нежилого фонда общей площадью 7,6 тыс. кв. м (коэффициент реализуемости составил 69%); б) открытые торги позволили выявить готовность участников рыночных отношений платить реальную ставку арендной платы за принадлежащие городу нежилые помещения. Так, по результатам торгов стартовые ставки арендной платы были в среднем превышены в 3 раза (средневзвешенная стартовая ставка - 2121,5 руб./кв. м в год, итоговая - 6443 руб./кв. м в год). Дальнейшее развитие система открытых торгов по определению ставок арендной платы получила в 2005-2006 годах (диаграмма 1 - не приводится). В 2005 году на аукционы по определению ставки арендной платы и заключению договоров аренды было выставлено 333 объекта нежилого фонда общей площадью 63,5 тыс. кв. м, из них реализовано 218 объектов нежилого фонда площадью 37,8 тыс. кв. м. Средний коэффициент превышения ставки арендной платы относительно стартовой составил 1,62 (табл. 1). Наиболее ликвидными, свыше 72% реализованных площадей, оказываются объекты, расположенные в надземной части зданий, в том числе в новостройках. Результаты открытых торгов для субъектов малого предпринимательства показали готовность и возможность предприятий малого бизнеса оплачивать аренду нежилого фонда по реальным рыночным ставкам. Диаграмма 1 "Динамика общих показателей по размеру площадей нежилых помещений, выставленных и реализованных на аукционах в 2004-2006 гг." Рисунок ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. Таблица 1 СВЕДЕНИЯ ОБ АУКЦИОНАХ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТАВКИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ В 2005 ГОДУ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Административный|Площадь помещений, выставленных|Площадь реализованных помещений|Средняя стартовая ставка |Средняя ставка арендной платы | |округ |на аукцион (тыс. кв. м) |(тыс. кв. м) |арендной платы (руб.) |по итогам аукциона (руб.) | | |-------------------------------|-------------------------------|-------------------------------|-------------------------------| | |Всего |В том числе |Всего |В том числе |Всего |В том числе |Всего |В том числе | | | |------------------------| |------------------------| |------------------------| |------------------------| | | |Коммерческие|Организации| |Коммерческие|Организации| |Коммерческие|Организации| |Коммерческие|Организации| | | |организации |малого | |организации |малого | |организации |малого | |организации |малого | | | | |бизнеса | | |бизнеса | | |бизнеса | | |бизнеса | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Центральный | 6,39| 6,39| | 4,27| 4,27| | 6418| 6418| | 12093| 12093| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Северный | 12,04| 10,67| 1,36| 4,98| 4,47| 0,51| 9330| 8946| 12700| 11129| 10806| 13955| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Северо-Восточный| 6,12| 6,12| | 2,80| 2,80| | 3668| 3668| | 6485| 6485| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Восточный | 9,86| 8,41| 1,44| 6,85| 5,48| 1,37| 3230| 3526| 2040| 7653| 7810| 7023| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Юго-Восточный | 5,45| 3,02| 2,43| 4,27| 2,86| 1,40| 5352| 5255| 5549| 6925| 6694| 7397| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Южный | 6,29| 6,29| | 6,07| 6,07| | 1432| 1432| | 1932| 1932| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Юго-Западный | 5,40| 5,40| | 1,88| 1,88| | 5538| 5538| | 8948| 8948| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Западный | 5,75| 5,75| | 2,84| 2,84| | 2421| 2421| | 6224| 6224| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Северо-Западный | 4,42| 3,88| 0,54| 2,52| 2,44| 0,09| 3736| 3793| 2100| 5339| 5298| 6500| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Зеленоград | 1,80| 0,10| 1,70| 1,36| | 1,36| 2900| 0| 3005| 4444| | 4823| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |В целом | 63,52| 56,04| 7,48| 37,84| 33,11| 4,73| 4456| 4447| 4512| 7226| 7224| 7239| |по городу | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Так, для субъектов малого предпринимательства были выставлены помещения общей площадью 14,6 тыс. кв. метров, реализовано 4,7 тыс. кв. метров (32%). Средняя ставка арендной платы по итогам аукциона для малых предприятий составила 7239,3 руб. за 1 кв. м в год; превышение в сравнении со средней стартовой ставкой арендной платы составило 1,61 раза (диаграмма 2 - не приводится). Диаграмма 2 "Сопоставление стартовой и конечных ставок арендной платы на проведенных в 2005 году аукционах по определению ставки арендной платы" Рисунок ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. По 50 помещениям общей площадью 7,1 тыс. кв. м, выставленным на аукцион для субъектов малого предпринимательства, торги не состоялись ввиду отсутствия заявок. На повторных торгах без ограничений состава участников было реализовано 46% указанных площадей. Как свидетельствуют итоги аукционов, покупательная способность субъектов малого предпринимательства не отличается от иных участников (гр. 13 табл. 1). Следует также отметить, что цены на товары и услуги, реализуемые малыми предприятиями, арендующими нежилые помещения у города на льготных условиях, не ниже чем у предпринимателей, располагающихся в негосударственном секторе, и зависят от цен, складывающихся на свободном рынке. В 2006 году при подготовке лотовой документации на объекты, выставляемые на торги, были учтены требования участников по представлению более полной и подробной информации об объектах. Результатом этого стал рост показателя реализуемости объектов, выставляемых на аукцион (диаграмма 3 - не приводится). В этом периоде на аукцион по определению величины арендной платы и заключению договоров аренды было выставлено 634 нежилых помещения общей площадью 89,2 тыс. кв. метров, в том числе для субъектов малого предпринимательства - 70 нежилых помещений общей площадью 9,9 тыс. кв. метров. Реализовано 471 нежилое помещение общей площадью 73,7 тыс. кв. метров (процент реализации - 74%), в том числе для субъектов малого предпринимательства - 64 нежилых помещения общей площадью 8,9 тыс. кв. метров (процент реализации - 91%). Диаграмма 3 "Динамика показателя реализуемости площадей, выставленных на аукцион в 2004-2006 гг." Рисунок ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. Средний размер начальной ставки арендной платы составил 5796 руб. за 1 кв. м в год, в том числе для предприятий малого бизнеса - 4797 руб. за 1 кв. м в год. По итогам аукциона средний размер ставки арендной платы составил 11110 руб. за 1 кв. м в год (коэффициент превышения 1,92), в том числе для предприятий малого бизнеса - 9357 руб. за 1 кв. м в год (коэффициент превышения - 1,95). Данные о результатах торгов в разрезе административных округов приведены в таблице 2. Таблица 2 СВЕДЕНИЯ ОБ АУКЦИОНАХ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТАВКИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ В 2006 ГОДУ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Административный|Площадь помещений, выставленных|Площадь реализованных помещений|Средняя стартовая ставка |Средняя ставка арендной платы | |округ |на аукцион (тыс. кв. м) |(тыс. кв. м) |арендной платы (руб.) |по итогам аукциона (руб.) | | |-------------------------------|-------------------------------|-------------------------------|-------------------------------| | |Всего |В том числе |Всего |В том числе |Всего |В том числе |Всего |В том числе | | | |------------------------| |------------------------| |------------------------| |------------------------| | | |Коммерческие|Организации| |Коммерческие|Организации| |Коммерческие|Организации| |Коммерческие|Организации| | | |организации |малого | |организации |малого | |организации |малого | |организации |малого | | | | |бизнеса | | |бизнеса | | |бизнеса | | |бизнеса | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Центральный | 13,55| 13,55| | 12,90| 12,90| | 8752| 8752| | 25401| 25401| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Северный | 11,40| 10,54| 0,85| 10,69| 9,83| 0,85| 8035| 7630| 12700| 10486| 10263| 13061| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Северо-Восточный| 5,60| 5,60| | 3,58| 3,58| | 5273| 5273| | 7721| 7721| | |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Восточный | 11,64| 11,07| 0,57| 10,24| 9,67| 0,57| 3813| 3872| 2821| 7591| 7694| 5867| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Юго-Восточный | 10,33| 7,86| 2,47| 9,77| 7,34| 2,43| 3967| 3773| 4554| 5673| 5425| 6420| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Южный | 8,34| 7,68| 0,66| 5,97| 5,38| 0,59| 4088| 4157| 3462| 6805| 7013| 4923| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Юго-Западный | 11,12| 10,98| 0,14| 7,86| 7,72| 0,14| 7897| 7929| 6100| 10185| 10254| 6400| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Западный | 5,43| 4,70| 0,72| 4,63| 3,90| 0,72| 2524| 2387| 3263| 5705| 3584| 17154| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Северо-Западный | 6,84| 6,22| 0,61| 3,96| 3,35| 0,61| 4724| 4457| 6187| 6817| 6210| 10140| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |Зеленоград | 4,93| 1,07| 3,86| 4,09| 1,07| 3,03| 3602| 4112| 3422| 10787| 12107| 10321| |----------------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------|------|------------|-----------| |В целом | 89,18| 79,29| 9,89| 73,69| 64,74| 8,95| 5796| 5934| 4797| 11111| 11354| 9357| |по городу | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- (*) Ставки указаны без учета НДС (18%). В целях максимального учета потребностей социально-экономического развития территорий в 2006 году введена практика выездных аукционов в префектурах административных округов. Вопросы развития поддержки субъектов малого предпринимательства при проведении открытых торгов при передаче в аренду нежилого фонда города были проработаны на семинарах с главами управ районов и специалистами префектур административных округов города Москвы. Вместе с тем с расширением и доступностью проводимых торгов требования арендаторов к качеству выставляемых объектов нежилого фонда возрастают. Выставляемые на торги помещения зачастую находятся в условно удовлетворительном состоянии (изношены, подтоплены, захламлены). Ряд помещений имеют несанкционированную перепланировку, не имеют обособленного самостоятельного входа либо имеют вход из подъездов жилых домов. Введение в хозяйственный оборот таких помещений требует от арендатора затрат времени и финансовых ресурсов на доведение их до нужных арендатору кондиций. Это находит отражение в характеристиках реализации объектов нежилого фонда (диаграмма 4 - не приводится). Диаграмма 4 "Темп реализации объектов, выставленных на аукцион по определению ставки арендной платы в 2006 году" Рисунок ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. К 2007 году по итогам двух с половиной лет проведения открытых торгов сложилась практика своевременного оформления договоров аренды на объекты, прошедшие аукцион по определению ставки арендной платы (диаграмма 5 - не приводится). Так, в Юго-Восточном, Северном, Западном административных округах около 80 процентов нежилых площадей, реализованных на аукционе, оформлены договорами аренды. По остальным округам - при ставках арендной платы, соответствующих рыночным, ожидания и требования потенциальных арендаторов к качеству объектов нежилого фонда не соответствуют качеству нежилого помещения, передаваемого в аренду победителю торгов. Повышенные требования участников аукционов по сравнению с 2004 годом (которые вполне оправданы) обусловили следующее: а) недостаточный в целом прирост выставляемых на торги нежилых помещений; б) снижение в первом полугодии 2007 года темпов реализации нежилых помещений на открытых торгах в связи с непредсказуемостью уровня энергообеспечения и неопределенностью функционального назначения. Диаграмма 5 "Площади нежилых помещений, прошедших аукцион по определению ставки арендной платы в 2006 году" Рисунок ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. Кроме того, по результатам анализа уровня подготовки лотовой документации возникла необходимость уточнения ряда положений постановления Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП "О порядке передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона". В первом полугодии 2007 года на аукцион по определению величины арендной платы и заключению договоров аренды выставлено 152 нежилых помещения общей площадью 22,8 тыс. кв. метров. Реализовано 101 нежилое помещение общей площадью 18,2 тыс. кв. метров (процент реализации - 79,8%). Средний размер начальной ставки арендной платы составил 5070 руб. за 1 кв. м в год. По итогам аукциона средний размер ставки арендной платы составил 8242 руб. за 1 кв. м в год (коэффициент превышения - 1,63). Итоговые статистические показатели приведены в таблице 3. Таблица 3 СВЕДЕНИЯ ОБ АУКЦИОНАХ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТАВКИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ В 2004-2007 ГГ. ----------------------------------------------------------------------------- |Год |Площадь помещений,|Площадь |Средняя стартовая |Средняя ставка| | |выставленных |реализованных|ставка арендной |арендной платы| | |на аукцион, |помещений, |платы, руб./кв. м |по итогам | | |тыс. кв. м |тыс. кв. м | |аукциона, | | | | | |тыс. кв. м | |--------|------------------|-------------|------------------|--------------| |2004 | 11,0| 7,6| 2121,5| 6446,0| |--------|------------------|-------------|------------------|--------------| |2005 | 63,5| 37,8| 4456,0| 7226,0| |--------|------------------|-------------|------------------|--------------| |2006 | 89,2| 73,7| 5796,0| 11111,0| |--------|------------------|-------------|------------------|--------------| |2007 <*>| 22,8| 18,2| 5070,0| 8242,0| ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> По состоянию на 01.07.2007. Постановление Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП "О порядке передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона" нормативно определило использование открытых торгов и способствовало созданию системы подготовки и передачи в аренду нежилых помещений для реальных пользователей, повысило эффективность управления арендой нежилых помещений. Введение аукционного метода передачи нежилых помещений в аренду имело целью обеспечение нежилыми помещениями реальных арендаторов-пользователей в сочетании с повышением экономической эффективности управления арендой нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, за счет реально складывающихся в ходе открытых торгов ставок арендной платы. Вместе с тем в ходе реализации обозначился ряд проблем, влияющих на эффективность торгов. Основные среди них - следующие: - качество нежилых помещений; - необходимость определения возможного функционального использования объектов при подготовке объекта к торгам; - вопросы энергообеспеченности объекта; - длительность процедуры согласования договоров аренды; - необходимость согласования целевого использования нежилого объекта победителем торгов. Результаты проработки данных вопросов отражены в представленном на рассмотрение Правительства Москвы проекте постановления. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N 797-ПП ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 23 АВГУСТА 2005 Г. N 648-ПП (Приложение 2 к Положению) ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ (заполняется претендентом или его полномочным представителем) Претендент (физическое или юридическое лицо) ---------------------------------------------------------------------- (Ф.И.О. / наименование претендента) (заполняется физическим лицом) Документ, удостоверяющий личность: ------------------------------ Серия ------------- N -------------, выдан "----" -- --------- г. ---------------------------------------------------------------------- (кем выдан) Место регистрации: ---------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Телефон ------------------------- Индекс ------------------------ (заполняется юридическим лицом) Документ о государственной регистрации в качестве юридического лица ------------------------, рег. N --------------, дата регистрации "-----" --------------- ------- г. Орган, осуществивший регистрацию -------------------------------- Место выдачи ---------------------------------------------------- ИНН ------------------------------------------------------------- Юридический адрес претендента: ---------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Телефон ------------ Факс ------------- Индекс ------------------ Представитель претендента --------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (Ф.И.О. или наименование) Действует на основании доверенности от "--" --- -------- г. N --- Реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя (для физического лица), или документа о государственной регистрации в качестве юридического лица (для юридического лица): ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование документа, номер, дата и место выдачи (регистрации), кем и когда выдан) Претендент - ---------------------------------------------------- (Ф.И.О. / наименование претендента или его представителя) ---------------------------------------------------------------------, принимая решение об участии в аукционе по определению ставки арендной платы и последующему заключению договора аренды на объект нежилого фонда: --------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------, (наименование и адрес объекта, выставленного на торги) не имеет претензий к состоянию объекта и обязуется: 1.1. Соблюдать условия аукциона, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, опубликованном "----" ------- 200-- г. в официальном источнике Правительства Москвы - журнале "Московские торги" и на официальном сайте Правительства Москвы. 1.2. В случае признания победителем аукциона в день проведения аукциона подписать договор аренды и в течение трех дней после подписания договора аренды представить в Департамент имущества города Москвы комплект документов, необходимый для государственной регистрации договора аренды. 2. Претендент извещен, что: - в случае признания его победителем аукциона при уклонении или отказе от заключения договора аренды он утрачивает право на заключение указанного договора аренды без возвращения задатка; - в случае подписания договора аренды и непредставления документов, необходимых для государственной регистрации договора аренды в течение трех дней после подписания договора аренды, арендатор будет обязан уплатить арендодателю штраф в размере ста минимальных размеров оплаты труда. Ответственность за достоверность представленной информации несет заявитель. Приложение: Пакет документов, указанных в извещении и оформленных надлежащим образом. Подписанная претендентом опись представленных документов (в двух экземплярах). Платежные реквизиты, счет в банке, на который перечисляется сумма возвращаемого задатка: ----------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Претендент: ----------------------------------------------------- (должность и подпись претендента или его полномочного представителя) М.П. Заявка принята организатором торгов: ---- ч ---- мин. "--" ------- 200-- г. Уполномоченный представитель организатора торгов ------------------------------------------ (должность, подпись, Ф.И.О.) |