О МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Соглашение. Организация Договора о коллективной безопасности. 06.10.07

Оглавление

          О МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
                     О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                              СОГЛАШЕНИЕ

           ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                          6 октября 2007 г.


                                 (Д)


     Государства-члены    Организации    Договора    о    коллективной
безопасности (далее - государства-члены),
     подтверждая  свое стремление к обеспечению на коллективной основе
безопасности   и   стабильности  в  зоне  ответственности  Организации
Договора  о  коллективной безопасности (далее - ОДКБ) и в сопредельных
регионах,
     заявляя о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе
ООН,   решениям   Совета   Безопасности   ООН,  общепризнанным  нормам
международного права,
     руководствуясь  целями Договора о коллективной безопасности от 15
мая   1992   года,   Уставом   Организации   Договора  о  коллективной
безопасности,  Решением  Совета  коллективной  безопасности ОДКБ от 18
июня  2004  года о Концепции формирования и функционирования механизма
миротворческой   деятельности   Организации  Договора  о  коллективной
безопасности,
     исходя  из  важности  обеспечения  эффективного участия ОДКБ и ее
государств-членов   в   усилиях  мирового  сообщества  по  поддержанию
международного мира и безопасности,
     считая  участие  ОДКБ  в  миротворческой деятельности действенным
инструментом   укрепления   ее  международных  позиций,  авторитета  и
политического веса в мировых и региональных делах,
     согласились о нижеследующем:

                               Статья 1

     Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают:
     "миротворческая деятельность ОДКБ" - совокупность мер, включающих
мирные  средства  и  действия,  направленные  на  разрешение споров (в
соответствии   с   Уставом   ООН),   а  также  коллективные  действия,
предпринимаемые   государствами-членами   с  использованием  военного,
милицейского  (полицейского) и гражданского персонала, направленные на
предотвращение,  сдерживание  и  прекращение  военных  действий  между
государствами  или  в  пределах  государства посредством вмешательства
третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности;
     "операция  ОДКБ  по  поддержанию  мира"  (далее  - миротворческая
операция)  -  совокупность  взаимосвязанных по целям, задачам, месту и
времени     действий     беспристрастного    военного,    милицейского
(полицейского)   и   гражданского   персонала,   предпринимаемых   для
стабилизации  обстановки  в  районах  потенциальных  или  существующих
конфликтов,  осуществляемых  в  соответствии  с мандатом на проведение
миротворческих   операций   и   направленных   на   создание  условий,
способствующих  разрешению конфликта, и поддержание или восстановление
мира и безопасности;
     "миротворческие   контингенты   государств-членов   ОДКБ"  (далее
-миротворческие  контингенты)  -  специально  подготовленный  военный,
милицейский  (полицейский)  и  гражданский  персонал,  а  также силы и
средства,     предоставляемые     государствами-членами    в    состав
миротворческих сил ОДКБ;
     "миротворческие  силы  ОДКБ"  (далее  -  миротворческие  силы)  -
совокупность  миротворческих контингентов, предназначенных для участия
в миротворческих операциях ОДКБ;
     "коллективные  миротворческие  силы  ОДКБ"  (далее - КМС) - части
(подразделения)  из  состава  миротворческих  контингентов, выделяемые
государствами-членами на период проведения миротворческой операции;
     "мандат на проведение миротворческой операции" (далее - мандат) -
решение  Совета  коллективной  безопасности  ОДКБ (далее - СКБ) или, в
случае  проведения  миротворческой  операции  за  пределами территории
государств-членов,   решение   Совета   Безопасности  ООН,  в  котором
определяются  цели  и  задачи,  временные  и пространственные пределы,
другие  детали  конкретной миротворческой операции, а также полномочия
миротворцев.
     Мандат  является  юридической  основой  для размещения КМС в зоне
конфликта  и  исходным  документом для разработки плана миротворческой
операции;
     "глава  миротворческой миссии ОДКБ" (далее - Глава миротворческой
миссии)   -   официальное   лицо,  назначенное  СКБ  и  наделенное  им
соответствующими  полномочиями  в  зоне  конфликта, действующее от его
имени и подотчетное ему;
     "оперативная рабочая группа по подготовке миротворческой операции
ОДКБ"  (далее  -  группа) - рабочая группа, временно создаваемая СКБ и
направляемая в зону потенциального или существующего конфликта с целью
проведения   мониторинга   военно-политической  ситуации,  определения
положения  дел  на  месте  и  выработки  предложений,  рекомендаций  о
целесообразности    проведения,    возможных    сроках   и   масштабах
миротворческой   операции,  составе  и  задачах  КМС,  обеспечения  их
развертывания в районе проведения миротворческой операции;
     "персонал  КМС"  - специально подготовленный военный, милицейский
(полицейский)  и  гражданский  персонал  миротворческих  контингентов,
выделенный государствами-членами в состав КМС.

                               Статья 2

     Государства-члены  для участия в миротворческих операциях создают
на постоянной основе миротворческие силы.
     Для   комплектования   миротворческих   сил  государства-члены  в
соответствии  со  своим  национальным  законодательством  выделяют  на
постоянной основе миротворческие контингенты.
     Миротворческие   контингенты   государств-членов   ОДКБ  проходят
подготовку  по  единым  для  ОДКБ  программам,  оснащаются едиными или
совместимыми   образцами  вооружений  и  связи,  принимают  участие  в
регулярных совместных учениях.

                               Статья 3

     Решение   о  проведении  миротворческой  операции  на  территории
государств-членов    принимается    СКБ    с    учетом   национального
законодательства государств-членов на основании официального обращения
государства-члена   о  проведении  на  его  территории  миротворческой
операции   или   решения   Совета   Безопасности   ООН   о  проведении
миротворческой  операции  на  территории  государства,  не входящего в
ОДКБ.
     Подготовка  решения  СКБ  о  проведении  миротворческой  операции
осуществляется  по  рекомендации  Совета  министров  иностранных  дел,
Совета  министров  обороны  и Комитета секретарей советов безопасности
ОДКБ (далее соответственно - СМИД, СМО и КССБ).
     Для  анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального
или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности
проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе КМС
решением СКБ создается группа.
     Состав,   задачи   и   функции   группы   определяются  отдельным
Положением, утверждаемым СКБ.
     Миротворческие  операции  не  заменяют  урегулирование  конфликта
путем переговоров и другими мирными средствами.

                               Статья 4

     СКБ  незамедлительно  информирует  Совет Безопасности ООН о своем
решении провести миротворческую операцию на территории  государства  -
члена.  Исходя  из  обстановки,  масштабов  конфликта и его возможного
воздействия на ситуацию в регионе,  СКБ может  запрашивать  полномочия
(мандат)  у  Совета  Безопасности  ООН  на  проведение  миротворческой
операции или  устанавливать  процедуру  периодического  информирования
Совета Безопасности ООН о ходе миротворческой операции.
     В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за
пределами   территории   государств-членов  СКБ  обращается  к  Совету
Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего мандата
на проведение миротворческой операции.
     После   получения  мандата  СКБ  назначает  Главу  миротворческой
миссии.
     Статус  и  полномочия  Главы  миротворческой  миссии определяются
отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

                               Статья 5

     Для  участия  в  конкретной  миротворческой  операции  из состава
миротворческих сил создаются КМС.
     Комплектование  КМС,  их  структура,  задачи  и функции, правовой
статус    персонала   КМС,   материально-техническое   обеспечение   и
финансирование  их  деятельности  определяются  отдельным  Положением,
утверждаемым СКБ.
     Состав, структура и численность КМС определяются решением СКБ для
каждой миротворческой операции в отдельности.
     Предпринимаемые    КМС    действия    осуществляются    в    духе
беспристрастности,  нейтральности  и  открытости,  при ясно выраженном
согласии  конфликтующих сторон и при условии достижения ими соглашения
о  прекращении  огня и других силовых действий в зоне конфликта, и при
обеспечении  безопасности  миротворческого  контингента и его права на
самооборону.
     Осуществление  миротворческой  деятельности государствами-членами
носит исключительно добровольный характер.

                               Статья 6

     КМС  в  ходе  подготовки  и  проведения  миротворческой  операции
подчиняются  командующему  КМС,  который  назначается СКБ и подотчетен
ему.
     Координация   мероприятий   по   подготовке   КМС   и  проведению
миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ.

                               Статья 7

     По  решению  СКБ  КМС  могут  принимать  участие в миротворческих
операциях,  осуществляемых  на  основе  соответствующих решений Совета
Безопасности ООН.
     КМС  по  решению  СКБ  направляются  для участия в миротворческих
операциях  региональных организаций, осуществляемых под их юрисдикцией
в соответствии с положениями Устава ООН и не содержащих принудительных
действий,  при  наличии  легитимных решений региональных организаций и
согласия государства на проведение операции на его территории.

                               Статья 8

     ОДКБ может заключать коллективное особое (резервное) соглашение с
ООН.
     Каждое  государство-член, имеющее особое (резервное) соглашение с
ООН,  имеет  право  на  участие  своих  миротворческих  контингентов в
миротворческих  операциях  по  мандату ООН или под эгидой региональных
организаций, информируя о своем участии СКБ.

                               Статья 9

     Государства-члены  признают персонал КМС, выполняющий обязанности
в  зоне ответственности КМС, участниками боевых действий и гарантируют
соблюдение  данного  статуса  в  соответствии  со  своим  национальным
законодательством.

                              Статья 10

     Настоящее   Соглашение   регистрируется   в  Секретариате  ООН  в
соответствии со статьей 102 Устава ООН.

                              Статья 11

     Споры   и   разногласия,  которые  могут  возникнуть  в  связи  с
толкованием и  (или) применением настоящего Соглашения,  государства -
члены разрешают путем переговоров и консультаций.

                              Статья 12

     Настоящее   Соглашение   вступает   в   силу   с  даты  получения
депозитарием   четвертого   письменного   уведомления   о   выполнении
подписавшими его государствами-членами внутригосударственных процедур,
необходимых для вступления его в силу.
     Для   государств-членов,  выполнивших  такие  процедуры  позднее,
настоящее  Соглашение  вступает  в  силу  с  даты передачи на хранение
депозитарию соответствующего письменного уведомления.

                              Статья 13

     Положения   настоящего   Соглашения   не   затрагивают   прав   и
обязанностей  государств-членов,  вытекающих  из  других международных
договоров, участниками которых они являются.

                              Статья 14

     Любое  из  государств-членов может выйти из настоящего Соглашения
путем направления письменного уведомления депозитарию.
     Действие  настоящего  Соглашения прекращается в отношении данного
государства-члена по истечении 6 месяцев с даты получения депозитарием
такого уведомления.

                              Статья 15

     По   предложению   любого  государства-члена  с  согласия  других
государств-членов  в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения
и  дополнения,  которые  оформляются  отдельным протоколом, являющимся
неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
     Протоколы  об изменениях и дополнениях вступают в силу в порядке,
предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения.

     Совершено  в городе Душанбе 6 октября 2007 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения
хранится  в  Секретариате  ОДКБ, который направит каждому государству,
подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

                                                             (Подписи)
Оглавление