О МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОГЛАШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6 октября 2007 г. (Д) Государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее - государства-члены), подтверждая свое стремление к обеспечению на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) и в сопредельных регионах, заявляя о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН, решениям Совета Безопасности ООН, общепризнанным нормам международного права, руководствуясь целями Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Уставом Организации Договора о коллективной безопасности, Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 18 июня 2004 года о Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, исходя из важности обеспечения эффективного участия ОДКБ и ее государств-членов в усилиях мирового сообщества по поддержанию международного мира и безопасности, считая участие ОДКБ в миротворческой деятельности действенным инструментом укрепления ее международных позиций, авторитета и политического веса в мировых и региональных делах, согласились о нижеследующем: Статья 1 Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают: "миротворческая деятельность ОДКБ" - совокупность мер, включающих мирные средства и действия, направленные на разрешение споров (в соответствии с Уставом ООН), а также коллективные действия, предпринимаемые государствами-членами с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности; "операция ОДКБ по поддержанию мира" (далее - миротворческая операция) - совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий беспристрастного военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, предпринимаемых для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности; "миротворческие контингенты государств-членов ОДКБ" (далее -миротворческие контингенты) - специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал, а также силы и средства, предоставляемые государствами-членами в состав миротворческих сил ОДКБ; "миротворческие силы ОДКБ" (далее - миротворческие силы) - совокупность миротворческих контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях ОДКБ; "коллективные миротворческие силы ОДКБ" (далее - КМС) - части (подразделения) из состава миротворческих контингентов, выделяемые государствами-членами на период проведения миротворческой операции; "мандат на проведение миротворческой операции" (далее - мандат) - решение Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее - СКБ) или, в случае проведения миротворческой операции за пределами территории государств-членов, решение Совета Безопасности ООН, в котором определяются цели и задачи, временные и пространственные пределы, другие детали конкретной миротворческой операции, а также полномочия миротворцев. Мандат является юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции; "глава миротворческой миссии ОДКБ" (далее - Глава миротворческой миссии) - официальное лицо, назначенное СКБ и наделенное им соответствующими полномочиями в зоне конфликта, действующее от его имени и подотчетное ему; "оперативная рабочая группа по подготовке миротворческой операции ОДКБ" (далее - группа) - рабочая группа, временно создаваемая СКБ и направляемая в зону потенциального или существующего конфликта с целью проведения мониторинга военно-политической ситуации, определения положения дел на месте и выработки предложений, рекомендаций о целесообразности проведения, возможных сроках и масштабах миротворческой операции, составе и задачах КМС, обеспечения их развертывания в районе проведения миротворческой операции; "персонал КМС" - специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал миротворческих контингентов, выделенный государствами-членами в состав КМС. Статья 2 Государства-члены для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе миротворческие силы. Для комплектования миротворческих сил государства-члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты. Миротворческие контингенты государств-членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях. Статья 3 Решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ. Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ (далее соответственно - СМИД, СМО и КССБ). Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе КМС решением СКБ создается группа. Состав, задачи и функции группы определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ. Миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами. Статья 4 СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства - члена. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции или устанавливать процедуру периодического информирования Совета Безопасности ООН о ходе миротворческой операции. В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за пределами территории государств-членов СКБ обращается к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего мандата на проведение миротворческой операции. После получения мандата СКБ назначает Главу миротворческой миссии. Статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ. Статья 5 Для участия в конкретной миротворческой операции из состава миротворческих сил создаются КМС. Комплектование КМС, их структура, задачи и функции, правовой статус персонала КМС, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ. Состав, структура и численность КМС определяются решением СКБ для каждой миротворческой операции в отдельности. Предпринимаемые КМС действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости, при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон и при условии достижения ими соглашения о прекращении огня и других силовых действий в зоне конфликта, и при обеспечении безопасности миротворческого контингента и его права на самооборону. Осуществление миротворческой деятельности государствами-членами носит исключительно добровольный характер. Статья 6 КМС в ходе подготовки и проведения миротворческой операции подчиняются командующему КМС, который назначается СКБ и подотчетен ему. Координация мероприятий по подготовке КМС и проведению миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ. Статья 7 По решению СКБ КМС могут принимать участие в миротворческих операциях, осуществляемых на основе соответствующих решений Совета Безопасности ООН. КМС по решению СКБ направляются для участия в миротворческих операциях региональных организаций, осуществляемых под их юрисдикцией в соответствии с положениями Устава ООН и не содержащих принудительных действий, при наличии легитимных решений региональных организаций и согласия государства на проведение операции на его территории. Статья 8 ОДКБ может заключать коллективное особое (резервное) соглашение с ООН. Каждое государство-член, имеющее особое (резервное) соглашение с ООН, имеет право на участие своих миротворческих контингентов в миротворческих операциях по мандату ООН или под эгидой региональных организаций, информируя о своем участии СКБ. Статья 9 Государства-члены признают персонал КМС, выполняющий обязанности в зоне ответственности КМС, участниками боевых действий и гарантируют соблюдение данного статуса в соответствии со своим национальным законодательством. Статья 10 Настоящее Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН. Статья 11 Споры и разногласия, которые могут возникнуть в связи с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, государства - члены разрешают путем переговоров и консультаций. Статья 12 Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Для государств-членов, выполнивших такие процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты передачи на хранение депозитарию соответствующего письменного уведомления. Статья 13 Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязанностей государств-членов, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются. Статья 14 Любое из государств-членов может выйти из настоящего Соглашения путем направления письменного уведомления депозитарию. Действие настоящего Соглашения прекращается в отношении данного государства-члена по истечении 6 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления. Статья 15 По предложению любого государства-члена с согласия других государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Протоколы об изменениях и дополнениях вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения. Совершено в городе Душанбе 6 октября 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Секретариате ОДКБ, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию. (Подписи) |