О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ. Информация. Министерство образования и науки РФ. --.--.--


     Создание  университетов  мирового  уровня обусловлено масштабными
проектами  развития высокотехнологичного сектора российской экономики.
Идея  создания  национальных  исследовательских университетов является
реальным   воплощением  нового  подхода  к  качественной  модернизации
сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало
которому     положено    конкурсом    университетских    инновационных
образовательных программ.
     В соответствии с поручением Президента РФ от 04.01.2009 N Пр-26 в
2009  году  в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
будет  реализовываться  новое  мероприятие,  основой которого является
формирование сети национальных исследовательских университетов.
     Департаментом  стратегии и перспективных проектов в образовании и
науке  (далее  -  Департамент)  была  разработана  концепция  выбора и
государственной поддержки национальных исследовательских университетов
(далее - НИУ).
     Исследовательский   университет   -   высшее  учебное  заведение,
одинаково   эффективно   осуществляющее   образовательную   и  научную
деятельность  на  основе  принципов  интеграции  науки  и образования.
Важнейшими  отличительными  признаками  НИУ  являются  способность как
генерировать   знания,   так   и   обеспечивать  эффективный  трансфер
технологий  в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и
прикладных  исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки
магистров  и  кадров  высшей  квалификации,  развитой системы программ
послевузовской переподготовки и повышения квалификации.
     Стратегической   миссией   НИУ  является  содействие  динамичному
развитию  научно-технологического  комплекса  страны и обеспечение его
необходимыми  людскими  ресурсами,  сбалансированными  по численности,
направлениям  подготовки,  квалификационной  и  возрастной структуре с
учетом  необходимых  темпов их обновления и прогнозируемых структурных
преобразований в науке и экономике.
     Основной задачей государственной поддержки института НИУ является
вывод  на мировой уровень образовательных организаций, способных взять
на  себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала
науки,  высоких технологий и профессионального образования, развитие и
коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
     Государственная поддержка НИУ должна осуществляться на конкурсной
основе    в   рамках   специально   разрабатываемых   и   утверждаемых
среднесрочных  программ  развития  НИУ  (далее  - программы развития),
предусматривающих  в том числе условия осуществления и критерии оценки
эффективности  научных исследований и образовательного процесса, формы
и  механизмы,  а также конкретные меры по интеграции образовательной и
научно-исследовательской       деятельности,       модернизации      и
совершенствованию  материально-технической базы и социально-культурной
инфраструктуры,  переподготовке  кадров,  интеграции  в  международное
научно-образовательное пространство.
     Вузы,   претендующие   на   государственную   поддержку,   должны
обеспечить  создание  инновационного  пояса  малых  научных компаний с
целью  коммерциализации  широкого  спектра  изделий  и  технологий  по
критическим    технологиям    Российской    Федерации,   разработанных
научно-образовательными центрами, сформированными на базе НИУ.
     В  рамках  реализации  программ  развития  должна  быть выстроена
современная    система    управления    университетом,    научного   и
образовательного   менеджмента,   предложены   новые   организационные
решения.
     Конкурс  программ  развития  с  целью присвоения вузу статуса НИУ
целесообразно  проводить  в  два  этапа.  На  первом этапе оценивается
современное  состояние и динамика развития вуза за последние несколько
лет по группам критериев, в частности, таким как:
     1) кадровый потенциал;
     2)    инфраструктура    образовательного   процесса   и   научных
исследований;
     3) эффективность научно-инновационной деятельности;
     4) эффективность образовательной деятельности;
     5) эффективность системы подготовки кадров;
     6) международное и национальное признание.
     На  втором  этапе экспертизе будут подвергнуты программы развития
вузов, прошедших предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный
принцип  на  втором  этапе  отбора  -  "деньги  и  статус  в  обмен на
обязательства".  Представляется  целесообразным определить минимальный
набор  целевых показателей эффективности реализации программ развития,
установленные  значения  которых должны быть достигнуты вузами к концу
реализации  программ  развития  и (или) их этапов, среди которых могут
быть:
     1) целевые показатели успешности образовательной деятельности;
     2)   целевые   показатели  результативности  научно-инновационной
деятельности;
     3) целевые показатели развития кадрового потенциала;
     4)   целевые  показатели  роста  международного  и  национального
признания;
     5) целевые показатели финансовой устойчивости.
     Для   устранения  эффекта  влияния  размера  вуза  на  абсолютные
величины   показателей   представляется  оправданным  в  ряде  случаев
приводить  в  программах  развития  как  абсолютные,  так  и  удельные
характеристики   -  значения  показателей,  отнесенные  к  численности
научно-педагогических работников вуза.
     Приведенные  критерии  и  целевые  показатели  явились  предметом
открытого  обсуждения с научной общественностью. Так, проект концепции
обсуждался  на  разных  уровнях,  в  том  числе  12 декабря 2008 г. на
заседании круглого стола "Национальные исследовательские университеты:
вопросы формирования развития сети".
     Персональную  ответственность  за реализацию программы развития и
достижение  установленных ежегодных значений целевых показателей несет
ректор вуза.
     Предполагается   не  менее  чем  20  -  25%-ное  софинансирование
мероприятий  программ  развития  из  внебюджетных  средств.  При  этом
условии  объем  ежегодной  государственной поддержки оценивается в 400
млн.   рублей  (в  2009  году  -  200  млн.  рублей)  в  адрес  одного
университета и будет осуществляться в течение пяти лет.
     Программа  развития,  представляемая на конкурс, может охватывать
пятилетний  период,  совпадающий  с периодом государственной поддержки
НИУ.  Вместе с тем программа развития может занимать значительно более
продолжительный  период, не превышающий десяти лет, но государственная
поддержка НИУ оказывается только в первые пять лет ее реализации.
     В  2009 году на цели создания сети национальных исследовательских
университетов   (до   15   университетов,   включая  пилотный  проект)
предполагается  направить  ассигнования  в  размере  3  млрд.  рублей,
предусмотренные   федеральным  бюджетом  Рособразованию  на  внедрение
инновационных образовательных программ.
     В  связи  с  тем  что  дополнительного  финансирования на решение
указанных  задач из ассигнований федерального бюджета на период 2010 и
последующих годов не предусматривается, Минобрнауки России как субъект
бюджетного    планирования   предполагает   перераспределить   расходы
подведомственных министерству федеральных агентств.
     В     частности,    для    финансирования    сети    национальных
исследовательских  университетов  в  2010  году может быть произведено
уменьшение   расходов  на  реализацию  федеральных  целевых  программ,
государственным  заказчиком-координатором которых является Минобрнауки
России.
     Так,  источником  средств  в  2010  году  могут стать федеральные
целевые   программы   "Исследования   и   разработки  по  приоритетным
направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007
-  2012  годы"  (ориентировочно  в  размере  1,9  млрд. рублей), ФЦПРО
(ориентировочно   в   размере   2,8   млрд.   рублей)   и  "Научные  и
научно-педагогические  кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
(ориентировочно  в  размере  1,3  млрд.  рублей).  Данные  федеральные
целевые  программы  подлежат  корректировке  в установленном порядке с
сохранением  (в  основном)  значений  целевых  индикаторов.  При  этом
высвободившиеся  средства  предлагается  перевести  в  ассигнования на
содержание  подведомственных  учреждений с последующим финансированием
победителей    конкурсного   отбора   национальных   исследовательских
университетов  через  соответствующих главных распорядителей бюджетных
средств.
     Начиная с 2011 года планируется предусмотреть весь объем расходов
на     финансирование     программ    развития    сети    национальных
исследовательских  университетов  (6  млрд.  рублей  в  год)  во вновь
разрабатываемой Федеральной целевой программе развития образования.
     Одним из важнейших условий успешной реализации программы развития
является  обоснованный механизм устойчивого функционирования НИУ после
окончания бюджетного финансирования, поскольку повышенные требования к
университету  будут  сохраняться и в последующий период. В этом смысле
функция  государства  состоит  в создании инфраструктурных предпосылок
дальнейшего саморазвития НИУ.
     В   целях   обеспечения  общественного  контроля  и  максимальной
"прозрачности"     расходования     средств    федерального    бюджета
представляется   целесообразным   ежегодное  опубликование  финансовых
отчетов  НИУ  о направлениях и объемах расходования средств независимо
от  их  источника  на  реализацию  программ  развития, а также кратких
отчетов   о   достигнутых   результатах.   Государственная   поддержка
реализации  программы  развития  НИУ  может  быть  прекращена в случае
ненадлежащего исполнения принятых вузом обязательств.
     Основными ожидаемыми результатами от реализации программ развития
научно-образовательных центров на базе НИУ являются:
     -  возросший  уровень международного признания российской науки и
образования;
     - более значительная доля внебюджетной составляющей во внутренних
расходах на исследования и разработки;
     -  дополнительные  предпосылки  для  развития  экономики  региона
размещения НИУ;
     -   устранение   негативных   трендов   в   основных  показателях
эффективности государственного сектора науки и образования;
     -  более  высокая степень коммерциализации в сфере исследований и
разработок;
     -  достижение  адекватного  кадрового  обеспечения  инновационной
экономики России.
     В настоящее время вступил в силу Указ Президента РФ от 07.10.2008
N  1448  "О  реализации  пилотного  проекта  по  созданию национальных
исследовательских  университетов",  в  соответствии  с  которым начато
формирование  Национального исследовательского ядерного университета и
Национального исследовательского технологического университета на базе
государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Московский инженерно-физический институт (государственный
университет)"   и   федерального   государственного   образовательного
учреждения   высшего  профессионального  образования  "Государственный
технологический  университет  "Московский  институт  стали  и сплавов"
соответственно.
     Департаментом  подготовлены  необходимые изменения для внесения в
действующее  законодательство. В соответствии с Федеральным законом от
10.02.2009  N  18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты   Российской   Федерации  по  вопросам  деятельности  федеральных
университетов"     предусмотрено    установление    новой    категории
университетов  - "национальный исследовательский университет", которая
будет присваиваться университетам на конкурсной основе.