Создание университетов мирового уровня обусловлено масштабными проектами развития высокотехнологичного сектора российской экономики. Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ. В соответствии с поручением Президента РФ от 04.01.2009 N Пр-26 в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" будет реализовываться новое мероприятие, основой которого является формирование сети национальных исследовательских университетов. Департаментом стратегии и перспективных проектов в образовании и науке (далее - Департамент) была разработана концепция выбора и государственной поддержки национальных исследовательских университетов (далее - НИУ). Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике. Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий. Государственная поддержка НИУ должна осуществляться на конкурсной основе в рамках специально разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития НИУ (далее - программы развития), предусматривающих в том числе условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, интеграции в международное научно-образовательное пространство. Вузы, претендующие на государственную поддержку, должны обеспечить создание инновационного пояса малых научных компаний с целью коммерциализации широкого спектра изделий и технологий по критическим технологиям Российской Федерации, разработанных научно-образовательными центрами, сформированными на базе НИУ. В рамках реализации программ развития должна быть выстроена современная система управления университетом, научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения. Конкурс программ развития с целью присвоения вузу статуса НИУ целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе оценивается современное состояние и динамика развития вуза за последние несколько лет по группам критериев, в частности, таким как: 1) кадровый потенциал; 2) инфраструктура образовательного процесса и научных исследований; 3) эффективность научно-инновационной деятельности; 4) эффективность образовательной деятельности; 5) эффективность системы подготовки кадров; 6) международное и национальное признание. На втором этапе экспертизе будут подвергнуты программы развития вузов, прошедших предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный принцип на втором этапе отбора - "деньги и статус в обмен на обязательства". Представляется целесообразным определить минимальный набор целевых показателей эффективности реализации программ развития, установленные значения которых должны быть достигнуты вузами к концу реализации программ развития и (или) их этапов, среди которых могут быть: 1) целевые показатели успешности образовательной деятельности; 2) целевые показатели результативности научно-инновационной деятельности; 3) целевые показатели развития кадрового потенциала; 4) целевые показатели роста международного и национального признания; 5) целевые показатели финансовой устойчивости. Для устранения эффекта влияния размера вуза на абсолютные величины показателей представляется оправданным в ряде случаев приводить в программах развития как абсолютные, так и удельные характеристики - значения показателей, отнесенные к численности научно-педагогических работников вуза. Приведенные критерии и целевые показатели явились предметом открытого обсуждения с научной общественностью. Так, проект концепции обсуждался на разных уровнях, в том числе 12 декабря 2008 г. на заседании круглого стола "Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети". Персональную ответственность за реализацию программы развития и достижение установленных ежегодных значений целевых показателей несет ректор вуза. Предполагается не менее чем 20 - 25%-ное софинансирование мероприятий программ развития из внебюджетных средств. При этом условии объем ежегодной государственной поддержки оценивается в 400 млн. рублей (в 2009 году - 200 млн. рублей) в адрес одного университета и будет осуществляться в течение пяти лет. Программа развития, представляемая на конкурс, может охватывать пятилетний период, совпадающий с периодом государственной поддержки НИУ. Вместе с тем программа развития может занимать значительно более продолжительный период, не превышающий десяти лет, но государственная поддержка НИУ оказывается только в первые пять лет ее реализации. В 2009 году на цели создания сети национальных исследовательских университетов (до 15 университетов, включая пилотный проект) предполагается направить ассигнования в размере 3 млрд. рублей, предусмотренные федеральным бюджетом Рособразованию на внедрение инновационных образовательных программ. В связи с тем что дополнительного финансирования на решение указанных задач из ассигнований федерального бюджета на период 2010 и последующих годов не предусматривается, Минобрнауки России как субъект бюджетного планирования предполагает перераспределить расходы подведомственных министерству федеральных агентств. В частности, для финансирования сети национальных исследовательских университетов в 2010 году может быть произведено уменьшение расходов на реализацию федеральных целевых программ, государственным заказчиком-координатором которых является Минобрнауки России. Так, источником средств в 2010 году могут стать федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (ориентировочно в размере 1,9 млрд. рублей), ФЦПРО (ориентировочно в размере 2,8 млрд. рублей) и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (ориентировочно в размере 1,3 млрд. рублей). Данные федеральные целевые программы подлежат корректировке в установленном порядке с сохранением (в основном) значений целевых индикаторов. При этом высвободившиеся средства предлагается перевести в ассигнования на содержание подведомственных учреждений с последующим финансированием победителей конкурсного отбора национальных исследовательских университетов через соответствующих главных распорядителей бюджетных средств. Начиная с 2011 года планируется предусмотреть весь объем расходов на финансирование программ развития сети национальных исследовательских университетов (6 млрд. рублей в год) во вновь разрабатываемой Федеральной целевой программе развития образования. Одним из важнейших условий успешной реализации программы развития является обоснованный механизм устойчивого функционирования НИУ после окончания бюджетного финансирования, поскольку повышенные требования к университету будут сохраняться и в последующий период. В этом смысле функция государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок дальнейшего саморазвития НИУ. В целях обеспечения общественного контроля и максимальной "прозрачности" расходования средств федерального бюджета представляется целесообразным ежегодное опубликование финансовых отчетов НИУ о направлениях и объемах расходования средств независимо от их источника на реализацию программ развития, а также кратких отчетов о достигнутых результатах. Государственная поддержка реализации программы развития НИУ может быть прекращена в случае ненадлежащего исполнения принятых вузом обязательств. Основными ожидаемыми результатами от реализации программ развития научно-образовательных центров на базе НИУ являются: - возросший уровень международного признания российской науки и образования; - более значительная доля внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки; - дополнительные предпосылки для развития экономики региона размещения НИУ; - устранение негативных трендов в основных показателях эффективности государственного сектора науки и образования; - более высокая степень коммерциализации в сфере исследований и разработок; - достижение адекватного кадрового обеспечения инновационной экономики России. В настоящее время вступил в силу Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов", в соответствии с которым начато формирование Национального исследовательского ядерного университета и Национального исследовательского технологического университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов" соответственно. Департаментом подготовлены необходимые изменения для внесения в действующее законодательство. В соответствии с Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" предусмотрено установление новой категории университетов - "национальный исследовательский университет", которая будет присваиваться университетам на конкурсной основе. |