ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ. Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 27.02.09 14-1/10/2-1249

Оглавление


     Министерство  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации   направляет   для  руководства  и  использования  в  работе
Организационно-методические  указания  по  подготовке  Службы медицины
катастроф в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных
ситуациях на 2009 - 2010 годы.
     

                                                         В.И.СКВОРЦОВА
27 февраля 2009 г.
N 14-1/10/2-1249
     
     
                  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
        ПО ПОДГОТОВКЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
         ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
                          НА 2009 - 2010 ГОДЫ
     
     Организация медицинского обеспечения населения, пострадавшего при
чрезвычайных  ситуациях,  отражает  уровень  качества  жизни общества,
состояние  социально-экономического развития страны, является одной из
важнейших   функций  государства,  составной  частью  обеспечения  его
национальной безопасности.
     Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России (СМК) в 2007
-  2008  годах  продолжала  решать  задачи по медицинскому обеспечению
населения  при  ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций (ЧС) и
локальных вооруженных конфликтов.
     Основными целевыми и комплексными показателями Службы являлись:
     1.  Повышение  готовности медицинских учреждений и формирований к
реагированию на чрезвычайные ситуации.
     2.   Оказание  медицинской  помощи  пострадавшим  в  чрезвычайных
ситуациях.
     3.    Повышение    качества   оказания   медицинской   помощи   в
догоспитальном периоде пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
     4.   Совершенствование   системы   оказания   медицинской  помощи
пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
     5.  Разработка, совершенствование и внедрение в практику медицины
катастроф  передовых  технологий  организации  и  оказания медицинской
помощи пострадавшим.
     6.  Снижение  уровня смертности среди пострадавших в чрезвычайных
ситуациях.
     В  течение  2007 - 2008 гг. специалисты Службы медицины катастроф
принимали  участие  в  ликвидации  медико-санитарных последствий 23002
чрезвычайных  ситуаций,  в том числе 21535 техногенных, 60 природных и
558   биолого-социальных.   Медицинская   помощь  была  оказана  44479
пораженным,  из  которых  28503  госпитализированы.  В общей структуре
пораженных в ЧС наибольшей была доля пораженных в результате аварий на
автомобильных  дорогах  - 74,2%, техногенных пожаров и взрывов - 5,4%.
Для  ликвидации  медико-санитарных  последствий  чрезвычайных ситуаций
привлекались 12833 штатных и нештатных медицинских формирований, в том
числе   11296   бригад   скорой  медицинской  помощи  и  1253  бригады
специализированной медицинской помощи.
     Особо  следует  отметить  работу  специалистов ПМГ ВЦМК "Защита",
службы   медицины   катастроф  Республик  Северная  Осетия  -  Алания,
Кабардино-Балкарской    и   Ставропольского   края   по   медицинскому
обеспечению   населения   Республики   Южная   Осетия.   Своевременное
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях ведения боевых
действий  позволило  сохранить  жизни  сотням раненых и больных. Кроме
того,  специалисты  службы медицины катастроф осуществляли медицинское
обеспечение  гуманитарных  конвоев  и  оказали  действенную  помощь  в
восстановлении системы здравоохранения Республики Южная Осетия.
     В  Российской  Федерации  функционируют 83 территориальных центра
медицины   катастроф   (ТЦМК),   из   которых   61  аккредитованы  как
самостоятельные  учреждения  здравоохранения  со статусом юридического
лица.
     Организационно-штатная  структура  ТЦМК  Чеченской  Республики  и
Республики   Татарстан;   Алтайского,   Приморского,   Забайкальского,
Красноярского  и  Краснодарского  краев;  Свердловской,  Оренбургской,
Воронежской,    Иркутской,    Нижегородской,   Пермской,   Мурманской,
Новосибирской,  Кемеровской,  Московской и Тюменской областей в полном
объеме  позволяет  выполнять  различные  задачи в режимах повседневной
деятельности и чрезвычайной ситуации. Организационно-штатная структура
некоторых  ТЦМК  (Чувашской  Республики;  Ленинградской,  Костромской,
Ростовской,  Амурской,  Тульской  и  Ульяновской  областей;  Еврейской
автономной  области) не соответствует имеющимся на территории рискам и
угрозам, требует проведения мероприятий по ее совершенствованию.
     В современных условиях выполнение мероприятий Федеральной целевой
программы  (ФЦП)  "Повышение  безопасности дорожного движения в 2006 -
2012  годах"  стало  важным направлением в деятельности ТЦМК. В рамках
осуществления  этих мероприятий в 43 субъектах Российской Федерации на
базе   учебных   подразделений   ТЦМК  проводится  обучение  различных
контингентов  слушателей  приемам  оказания первой помощи. Кроме того,
создаются   муниципальные   учебные   подразделения,  в  частности,  в
Самарской  области  создано  12  таких  подразделений.  В  2008 г. в 7
регионах  созданы  трассовые  службы,  что  позволило  за счет маневра
силами  и  средствами  сократить  время  прибытия медицинских бригад к
месту дорожно-транспортного происшествия на 50%.
     Из   состава  резерва  Минздравсоцразвития  России  для  оказания
медицинской   помощи   населению,   пострадавшему   при   чрезвычайных
ситуациях, подготовлены и отправлены грузы медицинского назначения:
     при ликвидации последствий землетрясения в КНР в мае 2008 г. - на
общую сумму 2,7 млн. рублей;
     во  время грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г. - на
общую  сумму  8,6  млн.  рублей;  в качестве гуманитарной помощи от 12
фирм-поставщиков - на общую сумму 3087614 рублей;
     в рамках программы "Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность" в
приграничные  районы  Республики  Ингушетия  -  на  общую сумму 278480
рублей;
     со  склада ответственного хранения ФГУП РО "Медтехснаб" отгружено
медицинское  имущество  в  адрес  11 медицинских учреждений Российской
Федерации на общую сумму 35789218 рублей;
     на  медицинском  складе  ВЦМК  "Защита"  хранится  и  находится в
постоянной готовности к отправке в районы чрезвычайных ситуаций резерв
медикаментов  и  медицинского  имущества  на  сумму  19 млн. рублей, в
каждом   территориальном   центре   медицины   катастроф   -   на  500
пострадавших.
     Лабораториями  психофизиологического  освидетельствования (ЛПФО),
входящими в структуру ТЦМК 22 субъектов Российской Федерации, наряду с
традиционными   аспектами   деятельности,  осуществлялось  медицинское
освидетельствование кандидатов в водители и водителей автотранспортных
средств.
     В  Московской,  Воронежской,  Иркутской и Нижегородской областях;
Ханты-Мансийском   автономном   округе   созданы   оперативные  группы
управления  силами  и  средствами,  принимающими  участие в ликвидации
медико-санитарных  последствий  ЧС,  в  том  числе  ДТП, оборудованные
современными средствами связи и телемедицинскими терминалами.
     Продолжалась   работа   по   совершенствованию   оказания  скорой
специализированной  (санитарно-авиационной) медицинской помощи. В ряде
отделений  экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная
авиация)  организованы  круглосуточные  дежурства  врачей  по наиболее
востребованным  специальностям,  ведется  динамическое  наблюдение  за
тяжелыми    больными,    проводятся    консультации    с   применением
телемедицинских    технологий   (Свердловская,   Ростовская   области,
Ханты-Мансийский автономный округ и др.).
     В связи с реализацией национального проекта "Здоровье" улучшилось
материально-техническое   обеспечение  отделений  санитарной  авиации.
Количество реанимобилей, выделенных отделениям, в 2007 г. по сравнению
с  2005  г.  увеличилось на 75,9% и составило в среднем 2,8 единицы на
одно  отделение.  Количество  машин  скорой  помощи  за  тот же период
увеличилось  в  2,2  раза  и  составило 8,9 единицы на одно отделение.
Улучшилось   обеспечение  отделений  средствами  связи  и  портативным
медицинским оборудованием.
     В то же время анализ деятельности отделений санитарной авиации за
2007  г.  показал,  что  существенного  сдвига в улучшении организации
оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС не произошло.
Доля  выездов/вылетов  специалистов  отделений  санитарной  авиации на
чрезвычайные  ситуации от общего количества выездов/вылетов составляет
не  более 5,1%, объем медицинской помощи, оказанной пострадавшим в ЧС,
-  не  более  4,1%  от  всей  медицинской  помощи, оказанной больным и
пострадавшим  за год. В 2007 г. пострадавших в ЧС было эвакуировано на
35% меньше, чем в 2006 г. Воздушный транспорт используется отделениями
санитарной авиации только в 19 ТЦМК.
     Повышению эффективности медицинского обеспечения в догоспитальном
периоде  ликвидации  последствий  ЧС,  в  том  числе ДТП, способствует
интеграция  СМК с СМП. В ряде субъектов Российской Федерации директора
ТЦМК  являются  главными  внештатными  специалистами органа управления
здравоохранением  по  СМП (Алтайский край, Свердловская, Волгоградская
области).   Основными   формами  интеграции  являются:  организация  в
структуре          ТЦМК          подразделений,         осуществляющих
организационно-методическое руководство и координацию деятельности СМП
(Свердловская,   Кемеровская,   Воронежская,  Нижегородская  области);
объединение  ТЦМК  со  станцией  СМП - в Забайкальском крае; внедрение
автоматизированной  системы  управления  СМП  (Пермский, Краснодарский
края; Свердловская, Ивановская, Мурманская области).
     Повышению  готовности СМК и оперативности при оказании экстренной
медицинской  помощи  населению  способствует создание филиалов ТЦМК. В
настоящее  время  штатные  филиалы  центров  успешно  функционируют  в
Алтайском, Забайкальском, Красноярском и Хабаровском краях; Иркутской,
Оренбургской, Свердловской и Тюменской областях.
     В  субъектах Российской Федерации продолжалась работа по созданию
формирований    экстренного    реагирования    на    базе    ТЦМК    и
лечебно-профилактических  учреждений  (ЛПУ).  Так,  штатные  мобильные
медицинские  отряды  (ММО) сформированы в Республиках Татарстан, Коми,
Карелия;  Пермском,  Хабаровском  и  Красноярском краях; Свердловской,
Иркутской,  Новосибирской,  Нижегородской,  Кемеровской,  Тамбовской и
Самарской  областях;  Ханты-Мансийском АО. В ряде субъектов Российской
Федерации  сформированы внештатные ММО: в Республиках Адыгея, Бурятия,
Марий-Эл  и  Мордовия;  в  Ставропольском,  Алтайском  и Забайкальском
краях;  в Брянской, Воронежской, Владимирской, Калужской, Костромской,
Новгородской,    Мурманской,    Липецкой,   Ивановской,   Ульяновской,
Саратовской,    Челябинской,   Амурской   и   Рязанской   областях   и
Ямало-Ненецком    АО.   Проводилась   работа   по   созданию   ММО   в
Карачаево-Черкесской  Республике  и  Республике  Карелия; Вологодской,
Ивановской, Омской, Сахалинской и Тверской областях. Следует заметить,
что ММО предназначены не только для медицинского обеспечения населения
при    ЧС    мирного    времени,    но    могут   без   дополнительных
организационно-штатных изменений использоваться и в военное время, что
значительно  сокращает время перевода регионального здравоохранения на
военное положение.
     В   целях   повышения   оперативности  и  эффективности  оказания
экстренной   медицинской   помощи   пострадавшим  в  ДТП  в  субъектах
проводится    разработка    концепций   создания   трассовой   службы,
формирование трассовых бригад на базе ТЦМК. Создана трассовая служба в
Свердловской   области;   Пермском,   Красноярском,  Алтайском  краях;
Нижегородской, Курганской и Рязанской областях; Ханты-Мансийском АО.
     Для    оперативности   выполнения   мероприятий   по   ликвидации
последствий  ЧС  и  организации  более тесного взаимодействия структур
РСЧС - в 61 субъекте Российской Федерации ТЦМК функционируют в системе
единой  дежурно-диспетчерской  службы  (ЕДДС),  тем  самым значительно
сокращается время реагирования экстренных служб на ЧС.
     По  результатам  деятельности  в 2007 - 2008 гг. в лучшую сторону
следует  отметить  ТЦМК г. Москвы; Республик Саха-Якутия, Татарстана и
Дагестана;  Краснодарского,  Ставропольского,  Алтайского,  Пермского,
Приморского,   Красноярского,  Забайкальского  и  Хабаровского  краев;
Свердловской,  Волгоградской,  Воронежской,  Саратовской,  Московской,
Омской,   Тюменской,  Кемеровской,  Мурманской,  Иркутской,  Брянской,
Нижегородской,  Новосибирской  и Самарской областей; Ханты-Мансийского
АО. В стадии развития находятся ТЦМК Рязанской, Кировской, Магаданской
и Челябинской областей.
     Только  в Ленинградской и Тульской областях до сих пор не созданы
ТЦМК.
     В  целях  повышения  готовности  сил  и  средств СМК к ликвидации
медико-санитарных  последствий  ЧС  и совершенствования взаимодействия
органов  управления,  подразделений  и  формирований  РСЧС  различного
уровня  по  плану  МЧС России и Минздравсоцразвития России в субъектах
Российской  Федерации  подготовлено  и  проведено  16 командно-штабных
учений,  9 штабных тренировок и 2 тактико-специальных учения. При этом
следует  отметить масштабность привлекаемых на эти тактико-специальные
учения  сил и средств различных ведомств и актуальность отрабатываемых
на  них  учебных  вопросов.  На  проведенных  в  Ставропольском крае и
Московской  области тактико-специальных учениях отрабатывалась система
подготовки  сотрудников  служб,  участвующих  в ликвидации последствий
ДТП,  приемам  оказания  первой  помощи  пострадавшим, а также вопросы
взаимодействия   подразделений   различных   ведомств  при  проведении
лечебно-эвакуационных мероприятий с использованием вертолетов.
     В  течение  2007 - 2008 гг. в 23 учреждениях здравоохранения было
проверено ведение вопросов объектовой гражданской обороны.
     В 2007 году проверены 12 учреждений. В 2008 году - 11 учреждений.
     Из  проверенных  организаций  здравоохранения  с  лучшей  стороны
необходимо  отметить Московскую центральную станцию переливания крови,
Приволжский окружной медицинский центр (г. Н. Новгород), Нижегородское
протезно-ортопедическое     предприятие,    Курский    государственный
медицинский  университет,  Ставропольскую  государственную медицинскую
академию,   Пятигорский  государственный  НИИ  курортологии,  Тверскую
государственную медицинскую академию.
     Основными  недостатками  при  проверке  вопросов  объектовой ГО в
учреждениях продолжает оставаться:
     крайне   низкий   процент   обеспеченности   персонала   объектов
средствами индивидуальной защиты. Даже нештатные аварийно-спасательные
формирования  в  некоторых учреждениях не обеспечены средствами защиты
на 100%;
     отсутствие  пунктов  управления  и  недостаточно  четкое  решение
вопросов  оповещения  персонала  в  случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций на объекте.
     Продолжалась работа по созданию и накоплению запасов медицинского
имущества  для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в субъектах
Российской  Федерации.  Созданы  запасы  медицинского имущества на 500
пораженных в 51 ТЦМК (61%), более чем на 500 пораженных в 2 ТЦМК (2%),
менее  чем  на  500 пораженных в 30 ТЦМК (36%). Оперативно-тактические
запасы  (неснижаемые)  медикаментов  и  медимущества имеются в 72 ТЦМК
(87%).
     Следует  отметить слабую работу по созданию резервов медикаментов
и  медицинского  имущества  в  ТЦМК  Республики  Тыва;  Приморского  и
Камчатского   краев;   Амурской,  Ивановской,  Курской,  Новгородской,
Оренбургской, Орловской, Тульской областей.
     Территориальные  ведомственные аттестационные комиссии СМК (ТВАК)
созданы в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в 2007 - 2008
годах - в 5-ти.
     Проведена  аттестация 24 ТЦМК с получением Свидетельства на право
ведения  аварийно-спасательных  и иных неотложных работ в чрезвычайных
ситуациях,  однако  подтверждение на периодической аттестации получили
только    15    (Алтайский,   Красноярский,   Хабаровский,   Пермский,
Забайкальский   края;   Владимирская,   Калининградская,  Саратовская,
Омская,  Тамбовская,  Тюменская,  Иркутская,  Мурманская, Кемеровская,
Астраханская     области).     Руководители     органов     управления
здравоохранением   вышеперечисленных  субъектов  Российской  Федерации
уделяют  должное  внимание  аттестационной  работе  как  существенного
элемента   степени   готовности  Службы  к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях  и  фактора  повышения уровня профессиональной подготовки ее
специалистов.
     В  целях  дальнейшего  повышения  уровня  подготовки специалистов
Службы  медицины катастроф Минздравсоцразвития России в области защиты
жизни  и  здоровья  населения  в  чрезвычайных  ситуациях и выполнения
мероприятий гражданской обороны здравоохранения предлагаю:
     Главной  задачей  по  подготовке  органов управления и сил Службы
медицины  катастроф  и  гражданской  обороны учреждений, организаций и
предприятий    здравоохранения    федерального    подчинения   считать
совершенствование   системы  медицинского  обеспечения  населения  при
чрезвычайных  ситуациях,  знаний  и  навыков, направленных на снижение
рисков  и  уровня  медико-санитарных последствий кризисных ситуаций, а
также  совершенствование системы медицинской защиты населения в мирное
и военное время.
     В области Службы медицины катастроф основными задачами считать:
     обеспечение постоянной высокой готовности сил Службы к ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время;
     совершенствование  взаимодействия  органов  управления  Службы на
всех  уровнях; сопряжение и развитие информационно-управляющих систем,
обеспечивающих их работу;
     совершенствование    системы    мониторинга   и   прогнозирования
медико-санитарных последствий ЧС;
     совершенствование   организационно-штатной   структуры   ТЦМК   в
соответствии  с  уровнем  региональной  опасности  возникновения  ЧС и
экономическими возможностями субъектов Российской Федерации;
     создание системы авиамедицинской эвакуации;
     создание   и   содержание   в   соответствии   с   установленными
требованиями,   эффективное   использование   и  восполнение  резервов
(запасов)   финансовых   и   материальных   ресурсов   для  ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС;
     участие   в   создании  и  поддержании  необходимых  условий  для
обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;
     повышение  функциональной  устойчивости  объектов  СМК к работе в
условиях военного времени;
     совершенствование  организации оказания медицинской помощи лицам,
пострадавшим  в  результате  ДТП,  в  соответствии  с  ФЦП  "Повышение
безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.";
     участие  в  создании  в  субъектах  Российской  Федерации системы
обеспечения  вызова  экстренных  оперативных  служб через единый номер
"112" на базе ЕДДС муниципальных образований.
     В   области   гражданской   обороны   учреждений,  организаций  и
предприятий здравоохранения федерального подчинения основными задачами
считать:
     обеспечение   готовности   органов   управления   и   организаций
здравоохранения  по  переводу  в  режим  функционирования  в  условиях
военного  времени  и  выполнению  задач  по  медицинскому  обеспечению
населения,  пострадавшего  при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
     обеспечение    устойчивости   объектов   здравоохранения   и   их
функционирования в условиях ведения военных действий;
     обеспечение  дальнейшей  реализации положений Федерального закона
от  12.02.98  N 28-ФЗ "О гражданской обороне", распоряжения Президента
Российской  Федерации  от  5  января  2004  г.  N Пр-12 "Основы единой
государственной  политики  в  области гражданской обороны на период до
2010  года"  и других нормативных правовых актов в области гражданской
обороны  по  применению  формирований  СМК  при ликвидации последствий
чрезвычайных    ситуаций    природного   и   техногенного   характера,
террористических акций и военных конфликтов;
     при  планировании  очередного  финансового  года  предусмотреть в
расходной  части  бюджетов  организаций  здравоохранения  федерального
подчинения  выделение  средств  на  проведение мероприятий гражданской
обороны;
     обеспечение  готовности  пунктов  управления  и  систем  связи  к
применению  по  предназначению,  продолжить  работу  по  их  оснащению
современными  техническими средствами и совершенствованию практических
навыков обслуживающего персонала;
     наращивание  усилий  по  оснащению  и  поддержанию  в  готовности
формирований СМК и ГО;
     продолжение   работы   по   накоплению   до  установленных  норм,
содержанию  и  своевременному  освежению  в  целях гражданской обороны
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
     не  допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий для
персонала   учреждений  здравоохранения,  защищенных  стационаров  для
нетранспортабельных  больных,  активизировать работу по обустройству и
оборудованию убежищ в подвальных помещениях ЛПУ;
     принять   меры   по  накоплению  до  установленных  норм  средств
индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки.
     
             1. Совершенствование организации и управления
                       Службой медицины катастроф
     
     1.1.  Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации рекомендуется:
     1.1.1.   Провести   аккредитацию   ТЦМК,   не   имеющих   статуса
юридического  лица. Копии документов представить в Минздравсоцразвития
России до 01.10.2009.
     1.1.2.   Привести   штатные  расписания  ТЦМК  в  соответствие  с
требованиями  Постановления Правительства Российской Федерации 1996 г.
N  195  "Вопросы  Всероссийской  службы  медицины катастроф", Приказов
Минздрава  России  1996  г.  N  261  "Об утверждении типовых положений
региональных  и  территориальных  центров медицины катастроф", 2000 г.
N 380 "Об утверждении  Положения о Службе медицины катастроф Минздрава
России".
     1.1.3.  Принять  участие  в  работе  по  выполнению  распоряжения
Правительства  Российской  Федерации  от  25.10.2003 N 1544-р в части,
касающейся создания в районах размещения потенциально опасных объектов
локальных    систем    оповещения    и    автоматизированных    систем
централизованного оповещения.
     1.1.4.  Организовать  работу  по интеграции дежурно-диспетчерских
служб  (ДДС) муниципальных учреждений здравоохранения в систему единой
дежурно-диспетчерской  службы  (ЕДДС-112)  и  их техническом оснащении
современными средствами обмена и обработки информации.
     1.2. Директорам ТЦМК рекомендуется:
     1.2.1.  Организовать  работу  по аттестации участников ликвидации
последствий  чрезвычайных  ситуаций  на  статус  "Спасатель" с выдачей
соответствующих    документов.   Утвердить   составы   территориальных
ведомственных  аттестационных  комиссий  в  Центральной  ведомственной
аттестационной  комиссии  (ЦВАК)  в ВЦМК "Защита". Представлять в ЦВАК
ежегодно к 01.07 и к 01.12 списки аттестованных на статус "Спасатель".
Провести   аттестацию   учреждений   и  формирований  службы  медицины
катастроф    (в    первую    очередь    ЦМК)    на    право    ведения
аварийно-спасательных  и  других  неотложных работ с оформлением в МЧС
России   свидетельств   установленного   образца.  Копии  свидетельств
представить в ВЦМК "Защита" до 01.12.2009.
     1.2.2.    До    01.05.2009    организовать   работу   лабораторий
психофизиологического  обеспечения для обследования работников опасных
профессий,  в  том  числе водителей транспортных средств, спасателей и
специалистов,   участвующих   в  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций, на их профессиональную пригодность.
     1.2.3.  Продолжить  формирование  мобильных  медицинских  отрядов
специального назначения. О проделанной работе доложить в ВЦМК "Защита"
до 01.02.2010.
     1.2.4.    Завершить   работу   по   включению   ТЦМК   в   единую
дежурно-диспетчерскую    службу    оперативного    реагирования    при
чрезвычайных ситуациях. Доложить в ВЦМК "Защита" до 01.07.2009.
     1.3.    Руководителям    органов   управления   здравоохранением,
директорам ТЦМК субъектов Российской Федерации рекомендуется:
     1.3.1.  Активизировать  работу  по развитию системы организации и
оказания скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской
помощи  населению  на  базе  отделений  экстренной  и  консультативной
медицинской   помощи   (санитарной   авиации)   исходя   из   реальных
потребностей регионов.
     1.3.2.  Рассмотреть  возможности  и  условия  для использования в
деятельности  отделений  санитарной  авиации  по  оказанию  экстренной
медицинской помощи и проведению авиамедицинской эвакуации пострадавших
воздушных  судов,  в первую очередь вертолетов легкого класса, а также
формирования авиамедицинских бригад из числа специалистов отделений.
     1.3.3.   С   учетом   особенностей  дорожной  сети  регионов,  во
взаимодействии    с    ДПС    ГИБДД    использовать   для   проведения
лечебно-эвакуационных  мероприятий  при  ДТП  стационарные и трассовые
бригады экстренного реагирования.
     1.3.4.  Направлять  специалистов  отделений санитарной авиации на
циклы  усовершенствования,  организованные  для  врачей-специалистов и
заведующих  отделениями  на  курсе  экстренной  медицинской помощи и в
центре     методического     обеспечения    подготовки    специалистов
авиамедицинских бригад ВЦМК "Защита".
     1.3.5.  Организовать обучение при учебных центрах ТЦМК кандидатов
в  водители,  сотрудников  ДПС  ГИБДД,  спасательных  формирований МЧС
России  и  сотрудников  служб  придорожного  сервиса  приемам оказания
первой  помощи  пострадавшим  в  ДТП.  О  выполнении  доложить  в ВЦМК
"Защита" до 01.03.2009.
     1.3.6.   Своевременно  докладывать  о  всех  произошедших  ЧС  на
подведомственной территории, в том числе в учреждениях здравоохранения
- немедленно.
     
            2. Рекомендации по подготовке органов управления
              здравоохранением, формирований и учреждений
                       Службы медицины катастроф
     
     2.1. Подготовку специалистов Службы осуществлять в соответствии с
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547
"О  подготовке  населения  в  области  защиты от чрезвычайных ситуаций
природного  и  техногенного  характера"  и  от  02.11.2000  N  841 "Об
утверждении  Положения  об  организации  обучения  населения в области
гражданской  обороны".  Основные  усилия сосредоточить на подготовке к
действиям   по   организации   медицинского  обеспечения  населения  в
чрезвычайных  ситуациях.  Особое  внимание обратить на подготовку всех
подразделений  и  учреждений,  привлекаемых к ликвидации последствий в
очагах  массовых потерь от техногенных аварий и катастроф, современных
видов   оружия,   а  также  в  очагах  биологического,  химического  и
радиационного  характера,  в  том  числе в результате террористических
актов.   Основной  формой  обучения  для  органов  управления  считать
командно-штабные   учения   (КШУ)   и  штабные  тренировки  (ШТ),  для
медицинских  формирований  и  учреждений  - тактико-специальные учения
(ТСУ).
     Главными направлениями подготовки считать:
     совершенствование   навыков  руководителей  различных  уровней  в
планировании  медицинского  обеспечения  населения  в ЧС и организации
управления  подчиненными  силами и средствами в условиях ограниченного
времени;  проведение  расчетов  и  анализ возможных санитарных потерь,
исходя  из  конкретных  условий  регионов  и  уточнение  потребности в
медицинских  силах и средствах, необходимых для обеспечения населения;
организацию  взаимодействия  с  органами  управления  и формированиями
других  министерств  и  ведомств, участвующих в ликвидации последствий
ЧС.
     При  организации  и проведении мероприятий оперативной подготовки
руководствоваться   методическими   рекомендациями   по  подготовке  и
проведению  КШУ  ВСМК "Подготовка и проведение командно-штабных учений
Всероссийской  службы медицины катастроф" (1999). На всех мероприятиях
оперативной  подготовки  предоставлять  обучаемым  самостоятельность и
инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку
решений  осуществлять  на основе оперативных расчетов с использованием
баз   данных   и   расчетных   задач   по   прогнозированию  и  оценке
медико-санитарных  последствий  ЧС с использованием автоматизированной
информационно-управляющей  системы  СМК.  Для  обмена информацией шире
использовать электронную почту.
     Периодичность    и    продолжительность    основных   мероприятий
оперативной  подготовки  в  органах  управления здравоохранением и СМК
субъектов Российской Федерации планировать:
     -  с  органами  управления здравоохранением и руководителями ТЦМК
субъектов   Российской   Федерации   -   КШУ   (ШТ)   1   раз   в  год
продолжительностью до 1 - 2 сут.;
     -  с  формированиями  и  учреждениями  СМК  - тактико-специальные
учения   (мобильный   медицинский   отряд,   полевой   многопрофильный
госпиталь)   продолжительностью   2  -  3  сут.;  бригада  экстренного
реагирования, бригада специализированной медицинской помощи постоянной
готовности   -   продолжительностью  до  8  ч);  ежемесячно  проводить
тренировки  по  приведению  их  в  повышенные  степени  готовности, по
различным  вариантам  развертывания  и  организации  работы в условиях
различных ЧС с привлечением штатного и приписанного персонала.
     Темы  учений  и  тренировок  определять  исходя  из  особенностей
медико-географической  характеристики территории, наличия потенциально
опасных   производственных   объектов,   возможных   ЧС  и  конкретной
медико-санитарной обстановки.
     2.2.  Территориальным  ЦМК  принять участие в учениях, проводимых
МЧС России и другими министерствами, а также на объектах, производящих
или  использующих  в технологическом процессе пожаро- и взрывоопасные,
радиоактивные и высокотоксичные химические вещества.
     2.3.  Специальную  подготовку  медицинского  состава  по вопросам
Службы    медицины    катастроф    нацелить    на   повышение   уровня
профессионального   мастерства,  совершенствование  знаний  и  навыков
обучаемых  в  выполнении своих функциональных обязанностей по оказанию
медицинской помощи пораженным в различных ЧС.
     В   органах   управления,   учреждениях  и  формированиях  Службы
проводить  специальную подготовку медицинского состава по существующим
программам из расчета 24 учебных часа в течение года.
     2.4.  Руководителям органов управления здравоохранением и Службой
медицины катастроф субъектов Российской Федерации организовать систему
учета  и  планирования повышения квалификации специалистов Службы. При
планировании  последипломного  обучения  руководствоваться прилагаемым
перечнем   циклов  последипломной  подготовки  на  кафедрах  Института
проблем медицины катастроф (не приводится).
     Обратить    особое    внимание   на   усовершенствование   врачей
хирургического   профиля,  скорой  медицинской  помощи,  токсикологов,
радиологов; при этом шире использовать практику выездных циклов.
     2.5.  Ректорам  учреждений высшего и последипломного медицинского
образования   организовать   полноценное   освоение  междисциплинарной
учебной программы "Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных
ситуациях  мирного  и  военного  времени", утвержденной Минобразования
России (2004).
     Рекомендовать   ректорам   высших  учебных  заведений,  готовящих
медико-технических   специалистов,   в   рамках   учебной   дисциплины
"Безопасность   жизнедеятельности"   организовать  на  соответствующих
факультетах  изучение  организационных  аспектов  медицины катастроф и
приемов  оказания  первой помощи; предусмотреть возможность внесения в
существующие  учебные планы новых дисциплин: "Медицинские технологии в
условиях ЧС", "Методы и технические средства в медицине катастроф".
     Руководителям      средних      профессиональных      медицинских
образовательных   учреждений  при  организации  учебного  процесса  по
дисциплине  "медицина  катастроф" особое внимание уделить практической
направленности  занятий,  выработке  устойчивых  навыков  по  оказанию
неотложной медицинской помощи пострадавшим в ЧС.
     
                     3. Рекомендации по организации
                медицинского обеспечения населения в ЧС
     
     3.1.  Повысить  качество  планирования  медицинского  обеспечения
населения  в  ЧС.  В  процессе  годового  планирования директорам ТЦМК
особое  внимание  обратить  на прогноз ЧС на предстоящий год по данным
территориальных центров мониторинга и прогнозирования.
     При    разработке    планов    руководствоваться    методическими
рекомендациями  "Планирование  медицинского  обеспечения  населения  в
чрезвычайных  ситуациях"  и  пособием  для  врачей "Основы организации
лечебно-эвакуационного  обеспечения  при  ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций" (2001).
     3.2.  В  планах  работы  ТЦМК предусмотреть проведение совместных
мероприятий  с  органами управления, учреждениями и формированиями СМК
смежных  субъектов  Российской  Федерации  с  целью  выработки  единой
стратегии   и   тактики   ликвидации   медико-санитарных   последствий
крупномасштабных ЧС.
     3.3.   Руководителям   федеральных   государственных   учреждений
здравоохранения и научных учреждений РАМН разработать (уточнить) планы
действий  учреждений  в  ЧС,  создать  неснижаемые запасы медицинского
имущества,   принять   меры   по  обеспечению  учреждений  автономными
источниками   энергоснабжения.   План   действий   учреждения   в   ЧС
согласовывать с ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" ежегодно до 20 июля.
     Во  исполнение  Приказа  Минздравсоцразвития  России  и  РАМН  от
31.01.2005  N 103/4 "О готовности учреждений здравоохранения и научных
учреждений РАМН к оказанию специализированной медицинской помощи в ЧС"
директору  ФГУ  "ВЦМК "Защита" Росздрава" обеспечить общее руководство
силами    и   средствами   учреждений   здравоохранения   федерального
подчинения,  подведомственных  Минздравсоцразвития  России  и РАМН при
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
     3.4. В связи с сохраняющейся тенденцией нарастания количества ДТП
с  особо  тяжкими  последствиями  и  в  соответствии  с ФЦП "Повышение
безопасности  дорожного  движения  в  2006  -  2012 гг." руководителям
органов  управления  здравоохранением  субъектов Российской Федерации,
директорам ТЦМК:
     уточнить   планы   для   муниципальных  ЛПУ  с  закреплением  зон
ответственности  за  участками дорог по организации медицинской помощи
пострадавшим в ДТП с составлением правовых юридических документов;
     организовать   обучение  в  учебных  центрах  ТЦМК  кандидатов  в
водители,   сотрудников   ГИБДД,  работников  дорожных  служб  приемам
оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
     продолжить  совершенствование системы оказания медицинской помощи
пострадавшим  в  ДТП,  обеспечивающей  сокращение  времени  от момента
получения   травмы   до   начала   оказания   пострадавшим  экстренной
медицинской  помощи  в  соответствии  с  зонами ответственности ЛПУ на
автомобильных  трассах  по  территориальному  принципу,  акцентировать
внимание  на создание системы авиамедицинской эвакуации пострадавших в
ДТП  и внедрение в практику оказания медицинской помощи пострадавшим в
ДТП трассовой службы;
     провести   корректировку   Соглашений  о  взаимодействии  органов
управления, подразделений и сил МВД, МЧС и Минздравсоцразвития России,
участвующих   в   ликвидации   последствий   ДТП   на  региональном  и
муниципальном уровнях.
     3.5.  В целях повышения готовности к ликвидации медико-санитарных
последствий   радиационных   аварий   ежегодно   оценивать  готовность
персонала  ЛПУ  к  работе  в  условиях  радиационных аварий, используя
имеющиеся    научно-методические   разработки.   Планомерно   повышать
квалификацию  сотрудников  ЛПУ  по  вопросам санитарно-гигиенических и
лечебно-профилактических мероприятий при радиационных авариях.
     3.6.   Продолжать   создание   неснижаемых  запасов  медицинского
имущества   ТЦМК   из   расчета   на   500  пораженных  (Постановление
Правительства  Российской  Федерации  от  10.11.96  N  1340 "О порядке
создания  и  использования  материальных  ресурсов  для  ликвидации ЧС
природного  и  техногенного характера"), Приказ МЧС и Минздрава России
от 03.11.99 N 394/589 "О совершенствовании системы оказания экстренной
медицинской помощи пострадавшим от террористических актов".
     Обеспечить   своевременное  представление  полных  и  достоверных
сведений  о  создании,  наличии,  использовании  и восполнении запасов
медицинского  имущества  для  ЧС  по  формам  3/МК, 4/МК, 5/МК (Приказ
Министерства   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации от 03.02.2005 N 112).
     Предусмотреть высвобождение и дополнительное развертывание коек в
ЛПУ до 25% от штатной коечной емкости учреждения для приема пораженных
из очагов ЧС.
     3.7.  Руководителям  органов  управления  здравоохранением  и ЦМК
субъектов   Российской   Федерации   принять  дополнительные  меры  по
социальной  и юридической защите (страхованию) медицинских работников,
привлекаемых  к  участию  в  ликвидации  медико-санитарных последствий
техногенных и природных ЧС, а также террористических актов. Продолжать
совершенствовать   систему   медицинской   реабилитации  спасателей  в
территориальных ЦМК.
     
                           4. Научная работа
     
     Продолжить   научные   исследования   по  проблемам  медицинского
обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Главной задачей
при  этом  считать  разработку  научных  основ  создания  в Российской
Федерации    системы    использования    авиационной    техники    при
лечебно-эвакуационном  обеспечении  пострадавших  в  ЧС, в том числе и
дорожно-транспортных происшествиях.
     В   целях  улучшения  медицинского  обеспечения  населения  в  ЧС
продолжить разработку и совершенствование:
     научно-методического   обеспечения   подготовки   предложений  по
внесению изменений в законодательство по вопросам оказания медицинской
помощи   лицам,   пострадавшим   в   результате   дорожно-транспортных
происшествий;
     анализа   эффективности  функционирования  всех  звеньев  системы
экстренной   медицинской   помощи  лицам,  пострадавшим  в  результате
дорожно-транспортных происшествий;
     научного     обоснования    и    разработки    автоматизированных
информационно-управляющих    систем,    интегрированных    с    Единой
государственной  системой  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  для  организации  помощи  лицам,  пострадавшим  в результате
дорожно-транспортных происшествий;
     нормативно-правовых     основ     порядка     формирования    зон
ответственности  медицинских  учреждений  по  оказанию  помощи  лицам,
пострадавшим   в   результате   дорожно-транспортных  происшествий  на
федеральных автомобильных дорогах;
     научного   обоснования   и   разработки   стандартов  и  лечебных
технологий   оказания   медицинской   помощи   лицам,  пострадавшим  в
результате дорожно-транспортных происшествий;
     научных исследований в области разработки специальных медицинских
укладок  для  оснащения  патрульных  автомобилей и стационарных постов
дорожно-патрульной   службы   Госавтоинспекции,  а  также  вертолетов,
участвующих    в    эвакуации    лиц,    пострадавших   в   результате
дорожно-транспортных происшествий;
     научных исследований в области разработки новых видов аптечек для
автотранспортных   средств   различных   типов   и  инструкций  по  их
применению;
     научных      разработок      по     совершенствованию     системы
научно-методического    обеспечения   процесса   обучения   водителей,
сотрудников    служб,    участвующих    в    ликвидации    последствий
дорожно-транспортных  происшествий,  приемам  оказания  первой  помощи
лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
     разработки    порядков   оказания   медицинской   помощи   лицам,
пострадавшим   в   результате   дорожно-транспортных  происшествий,  с
использованием вертолетной авиации;
     анализа эффективности применения вертолетной авиации при оказании
экстренной   медицинской   помощи  лицам,  пострадавшим  в  результате
дорожно-транспортных   происшествий,   в  условиях  плотной  городской
застройки и транспортной загрузки улично-дорожной сети.
     
                           5. Финансирование
     
     Рекомендовать   руководителям  территориальных  центров  медицины
катастроф:
     5.1.1.  Производить  оплату  труда  работников  в  соответствии с
нормативно-правовыми  документами,  принятыми  органами исполнительной
власти  и  органами  местного самоуправления соответствующего субъекта
Российской Федерации.
     5.1.2.   Производить   страхование   медицинских   работников   в
соответствии  с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
апреля  2006  г.  N 191 "Об утверждении перечня должностей, подлежащих
обязательному   страхованию   медицинских,   фармацевтических  и  иных
работников  государственной  и  муниципальной  систем здравоохранения,
занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников".
     5.1.3.  Вести  бухгалтерский  и  финансовый  учет  и отчетность в
соответствии  с  действующим  законодательством Российской Федерации с
применением  информационного  программного  обеспечения 1С предприятие
для бюджетных учреждений.
     5.1.4.  Представлять  в  ФГУ ВЦМК "Защита" в установленные сроки,
оформленные  установленным  порядком (подписи официальных лиц и печать
учреждения) документы, в т.ч.:
     -  плановые  лимиты бюджетных обязательств по текущему содержанию
ТЦМК.
     Срок - ежегодно, до 01.04 текущего года;
     -  отчет об исполнении сметы расходов на содержание ТЦМК по форме
N 2, 127.
     Срок  -  ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным
кварталом;
     - отчет о штатной численности по форме 3-4.
     Срок  -  ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным
кварталом.
     5.1.5.  При  изменении статуса ТЦМК, изменения названия и адреса,
видов  деятельности  представлять в ФГУ ВЦМК "Защита" в 2009, 2010 гг.
оформленные установленным порядком документы:
     копию   свидетельства   Госкомстата   России   о   внесении  ТЦМК
(медицинского  учреждения в случае, если ТЦМК является его структурным
подразделением)   в  Единый  государственный  реестр  юридических  лиц
предприятий и организаций (ЕГРПО);
     копию  свидетельства  о  внесении записи в Единый государственный
реестр юридических лиц;
     копию  свидетельства  о  постановке  юридического  лица на учет в
налоговом органе;
     копии лицензий, в т.ч.:
     - медицинская деятельность;
     - фармацевтическая деятельность;
     - образовательная деятельность;
     -  оборот  наркотических средств, психотропных веществ (списки I,
II, III);
     информацию о произошедших изменениях:
     - юридический и фактический адрес, телефоны, факс;
     - электронные адреса (электронная почта, сайт);
     - Ф.И.О., контактные телефоны ответственных лиц учреждения:
     - директор;
     - главный врач;
     - главный бухгалтер;
     - начальник финансово-экономического отдела;
     - оперативный дежурный.
     Срок  -  ежегодно, до 01.04 текущего года и в кратчайший срок при
изменениях.
     5.1.6.    Принимать    участие    в   разработке   и   реализации
территориальных программ субъектов Российской Федерации:
     -  "Повышение  безопасности  дорожного  движения  в  2007  - 2012
годах",  утвержденной  администрацией субъекта Российской Федерации за
2009 и 2010 гг. и до 2012 г.;
     -  "Развитие  службы  медицины  катастроф,  санитарной  авиации и
скорой   медицинской  помощи",  утвержденной  администрацией  субъекта
Российской Федерации за 2009 и 2010 гг.
     Представлять  в  ФГУ ВЦМК "Защита" отчеты по программам субъектов
Российской Федерации:
     - наименование программы;
     - перечень мероприятий;
     - объемы финансирования с разбивкой по годам;
     - отчет о выполнении мероприятий.
     Срок  -  ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным
кварталом.
     5.1.7.  Отчет  об  участии  ТЦМК в федеральных целевых программах
(финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации), в т.ч.:
     -     копии    государственных    контрактов,    заключенных    с
Минздравсоцразвития России со всеми приложениями;
     - копии счетов-фактур и всех финансовых документов;
     - отчет по форме 2КС по капитальным вложениям;
     - отчет о выполнении.
     Срок  -  ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным
кварталом.
     Информацию  предоставлять  на  бумажных и электронных носителях в
адрес  - ФГУ ВЦМК "Защита", Управление финансирования и экономического
развития ВСМК.
     Юридический и фактический адрес:
     123182, г. Москва, ул. Щукинская, д. 5.
     Электронная почта:
     oiw_uf@vcmk.ru oiw-uf@yandex.ru.
     Факс:
     (499)190-63-68, (499)190-52-78.
     Телефоны:
     (499)190-63-68, (499)190-63-66, (499)190-48-59, (499)190-52-78.
     
                          6. Учет и отчетность
     
     6.1.  Сводные  статистические  отчеты  о  деятельности,  силах  и
средствах СМК по формам N 55, N 56 представлять в 2 экз. на бумажных и
электронных  носителях  (дискетах)  в  ЦНИИ  организации  и информации
здравоохранения  Минздравсоцразвития  России  (127254,  г. Москва, ул.
Вучетича,  12)  в  соответствии  с  графиком  и  сроком сдачи органами
управления  здравоохранением  субъектов  Российской  Федерации годовых
отчетов.   При   составлении  отчетов  руководствоваться  требованиями
Приказа   Минздравсоцразвития   России   от   03.02.2005   N   112  "О
статистических  формах  Службы  медицины катастроф Минздравсоцразвития
России".
     6.2.  В  соответствии с Табелем срочных донесений Службы медицины
катастроф  представлять  в  штаб  ВСМК:  отчеты  по  формам 1/МК, 2/МК
ежеквартально,  до  15  числа  следующего за отчетным периодом месяца,
нарастающим  итогом;  отчеты по формам 3/МК, 4/МК по полугодиям, до 15
числа  следующего  за  отчетным  периодом  месяца; отчет по форме 5/МК
ежегодно,   до  15  числа  следующего  за  отчетным  периодом  месяца;
Пояснительную  записку  к  годовому  отчету  СМК  субъекта  Российской
Федерации (форма 6/МК) - до 15.03.
     6.3.  Доклад  о  состоянии  медицинских  сил  гражданской обороны
здравоохранения  субъектов Российской Федерации представлять к 20.12 в
соответствии  с   Приказом  Минздравсоцразвития  России  от 30.09.2005
N 610.
     6.4. Отчеты о выполнении "Организационно-методических указаний по
подготовке службы медицины катастроф в области защиты жизни и здоровья
населения  при  чрезвычайных  ситуациях  на  2009  - 2010 гг." и Плана
основных  мероприятий  ТЦМК  представлять в штаб ВСМК по полугодиям до
20.07 и 20.02.
     
Заместитель
Министра здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
                                                         В.И.СКВОРЦОВА
                                                                      
Директор
ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава"
                                                          С.Ф.ГОНЧАРОВ
Оглавление