СОГЛАСНО ПИСЬМУ ЦБ РФ ОТ 01.11.2008 N 137-Т "О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ" (ДАЛЕЕ - ПИСЬМО N 137-Т) КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ РЕКОМЕНДОВАНО ОБРАЩАТЬСЯ В ФТС РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕР. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 17.03.09 014-12-1/1280

            СОГЛАСНО ПИСЬМУ ЦБ РФ ОТ 01.11.2008 N 137-Т "О
           ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
           СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ" (ДАЛЕЕ - ПИСЬМО N 137-Т)
          КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ РЕКОМЕНДОВАНО ОБРАЩАТЬСЯ В
         ФТС РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ,
        СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
        ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С П.
         2.1 ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 01.06.2004 N 258-П "О
           ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
            БАНКАМ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ,
             СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С
              НЕРЕЗИДЕНТАМИ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ, И
          ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ КОНТРОЛЯ ЗА
        ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ". ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ В
         ФТС РОССИИ ЗАПРОСОВ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ПРОВЕРКЕ
            ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В
         СООТВЕТСТВИИ С ПИСЬМОМ N 137-Т ДОВОДИТСЯ ФТС РОССИИ
         ДО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ФТС РОССИИ
            ИЗДАНО ПИСЬМО ОТ 23.12.2008 N 01-28/54547 "ОБ
             ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ КРЕДИТНЫХ
            ОРГАНИЗАЦИЙ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ФАКТОВ ОФОРМЛЕНИЯ
         ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ" (ДАЛЕЕ - ПИСЬМО ФТС РОССИИ).
             ПРАВОМЕРНО ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО
        ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ
        КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (В ЧАСТНОСТИ, ПО ПРОВЕРКЕ
         СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ) КАК
            РАСШИРЯЮЩАЯ КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
        ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 10.12.2003 N 173-ФЗ "О ВАЛЮТНОМ
         РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N
         173-ФЗ) И ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ
         "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
            ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
          ТЕРРОРИЗМА" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН О ПОД/ФТ), УСТАНОВЛЕНА
          УКАЗАНИЕМ ОПЕРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА, А НЕ НОРМАТИВНЫМ
         ПРАВОВЫМ АКТОМ? В СЛУЧАЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ
         ОПЕРАЦИЙ КАК СОМНИТЕЛЬНЫХ БАНК НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА О
                ПОД/ФТ ОБЯЗАН ПРОИЗВОДИТЬ СТАНДАРТНЫЕ
                ПРОТИВОЛЕГАЛИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НЕ
          ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ПРОВЕРКУ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ,
         ВКЛЮЧАЕМЫХ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ КЛИЕНТА. КРОМЕ
            ТОГО, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СРОКИ ПРОВЕРКИ КРЕДИТНЫМИ
          ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ
           В ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ, СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ, ЧТОБЫ
        КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОГЛА ПОВЛИЯТЬ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
        ПЛАТЕЖА КЛИЕНТА, В ТО ВРЕМЯ КАК ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
          МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНОЙ
          ОПЕРАЦИИ. УЧИТЫВАЯ ИЗЛОЖЕННОЕ, ВПРАВЕ ЛИ КРЕДИТНЫЕ
         ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРИМЕНЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В
         ПИСЬМЕ N 137-Т? ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ФТС РОССИИ С
         КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЛАТЫ ЗА ОБРАБОТКУ ФТС РОССИИ
        ЗАПРОСОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ФАКТОВ
                  ОФОРМЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ?
                     АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           17 марта 2009 г.
                           N 014-12-1/1280

                                 (Д)


     Банк  России  рассмотрел  письмо  Ассоциации  российских  банков,
направленное в  связи  с  изданием  Письма  Банка России от 01.11.2008
N 137-Т  "О   повышении   эффективности   работы   по   предотвращению
сомнительных операций" (далее - Письмо N 137-Т), и сообщает следующее.
     Банком  России  в результате осуществления надзорной деятельности
за  кредитными  организациями,  а также информационного взаимодействия
между  Банком  России  и  ФТС  России  было  выявлено,  что  в 2008 г.
существенно  возросло  количество паспортов сделок по импорту товаров,
по  которым  стоимость  товаров,  отражаемых  уполномоченными  банками
(далее  -  кредитные организации) в ведомостях банковского контроля на
основании  таможенных  деклараций,  значительно  превышает аналогичные
данные  о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе
ФТС России.
     Так,  по  данным  отчетности за 2008 г., разница между стоимостью
товаров,  отраженных кредитными организациями в ведомостях банковского
контроля,  и  данными  о  стоимости  ввезенных  товаров,  имеющимися в
информационной  базе  ФТС  России,  составила в долларовом эквиваленте
60,8  млрд долл. США. При этом за 2007 г. указанная разница составляла
в долларовом эквиваленте 22,6 млрд долл. США.
     Возрастающие  масштабы  расхождения  между  данными  о  стоимости
товаров,  ввезенных  на  таможенную  территорию  Российской Федерации,
содержащимися  в  ведомостях банковского контроля по паспортам сделок,
формируемых  кредитными  организациями,  и  в  информационной базе ФТС
России,   позволили   предположить,  что  для  обоснования  проведения
платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут
представляться  в  кредитные  организации  несуществующие  (фиктивные)
таможенные  декларации,  а действительными целями таких операций могут
являться   уклонение  от  уплаты  налогов,  оплата  "серого"  импорта,
отмывание доходов, полученных преступным путем.
     В связи с этим Письмом N 137-Т Банк России рекомендовал кредитным
организациям    уделять   особое   внимание   операциям,   характерные
особенности  которых  приведены  в  Письме N 137-Т, а также таможенным
декларациям,  представляемым  юридическими лицами - резидентами, и при
выявлении   признаков,   свидетельствующих  о  сомнительном  характере
операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского
контроля по паспортам сделок, в целях проверки достоверности сведений,
содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.
     Обращаем  внимание,  что  Письмо  N 137-Т не является нормативным
актом  Банка  России  либо  официальным  разъяснением Банка России, не
содержит  норм  права  и  доведено до сведения кредитных организаций в
целях оказания практической помощи кредитным организациям по выявлению
в деятельности своих клиентов операций, которые, возможно, совершаются
с  целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем,
или  финансирования  терроризма.  Используя  рекомендации Банка России
кредитные  организации  получают  дополнительную  возможность  оценить
риски,  связанные  с  совершением их клиентами таких операций, а также
принять при необходимости меры, направленные на снижение таких рисков.
     В   связи   с  изложенным  отмечаем,  что  кредитные  организации
самостоятельно    определяют    полноту    применения    рекомендаций,
содержащихся  в  Письме  N  137-Т,  в  зависимости  от специфики своей
деятельности,  специфики деятельности своих клиентов и с учетом оценки
(степени)   уровня   риска   совершения  клиентами  операций  в  целях
легализации  (отмывания)  доходов,  полученных  преступным  путем, или
финансирования терроризма.
     Кроме   того,   Банк   России   в   рамках  исполнения  Поручения
Правительства   Российской   Федерации  от  17.12.2008  N  КА-П13-763с
предложил  рассмотреть  вопрос  о представлении Федеральной таможенной
службой   заключений  о  проверке  достоверности  сведений  таможенных
деклараций по запросам кредитных организаций на бесплатной основе.

                                                         В.Н.МЕЛЬНИКОВ
17 марта 2009 г.
N 014-12-1/1280