СОГЛАСНО ПИСЬМУ ЦБ РФ ОТ 01.11.2008 N 137-Т "О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ" (ДАЛЕЕ - ПИСЬМО N 137-Т) КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ РЕКОМЕНДОВАНО ОБРАЩАТЬСЯ В ФТС РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 2.1 ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 01.06.2004 N 258-П "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ, И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ". ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ В ФТС РОССИИ ЗАПРОСОВ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПИСЬМОМ N 137-Т ДОВОДИТСЯ ФТС РОССИИ ДО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ФТС РОССИИ ИЗДАНО ПИСЬМО ОТ 23.12.2008 N 01-28/54547 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ФАКТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ" (ДАЛЕЕ - ПИСЬМО ФТС РОССИИ). ПРАВОМЕРНО ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (В ЧАСТНОСТИ, ПО ПРОВЕРКЕ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ) КАК РАСШИРЯЮЩАЯ КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 10.12.2003 N 173-ФЗ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 173-ФЗ) И ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН О ПОД/ФТ), УСТАНОВЛЕНА УКАЗАНИЕМ ОПЕРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА, А НЕ НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТОМ? В СЛУЧАЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК СОМНИТЕЛЬНЫХ БАНК НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА О ПОД/ФТ ОБЯЗАН ПРОИЗВОДИТЬ СТАНДАРТНЫЕ ПРОТИВОЛЕГАЛИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ПРОВЕРКУ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ КЛИЕНТА. КРОМЕ ТОГО, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СРОКИ ПРОВЕРКИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ, СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ, ЧТОБЫ КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОГЛА ПОВЛИЯТЬ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖА КЛИЕНТА, В ТО ВРЕМЯ КАК ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНОЙ ОПЕРАЦИИ. УЧИТЫВАЯ ИЗЛОЖЕННОЕ, ВПРАВЕ ЛИ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРИМЕНЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ПИСЬМЕ N 137-Т? ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ФТС РОССИИ С КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЛАТЫ ЗА ОБРАБОТКУ ФТС РОССИИ ЗАПРОСОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ФАКТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ? АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 17 марта 2009 г. N 014-12-1/1280 (Д) Банк России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков, направленное в связи с изданием Письма Банка России от 01.11.2008 N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций" (далее - Письмо N 137-Т), и сообщает следующее. Банком России в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России было выявлено, что в 2008 г. существенно возросло количество паспортов сделок по импорту товаров, по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее - кредитные организации) в ведомостях банковского контроля на основании таможенных деклараций, значительно превышает аналогичные данные о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России. Так, по данным отчетности за 2008 г., разница между стоимостью товаров, отраженных кредитными организациями в ведомостях банковского контроля, и данными о стоимости ввезенных товаров, имеющимися в информационной базе ФТС России, составила в долларовом эквиваленте 60,8 млрд долл. США. При этом за 2007 г. указанная разница составляла в долларовом эквиваленте 22,6 млрд долл. США. Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволили предположить, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами - резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. В связи с этим Письмом N 137-Т Банк России рекомендовал кредитным организациям уделять особое внимание операциям, характерные особенности которых приведены в Письме N 137-Т, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами - резидентами, и при выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России. Обращаем внимание, что Письмо N 137-Т не является нормативным актом Банка России либо официальным разъяснением Банка России, не содержит норм права и доведено до сведения кредитных организаций в целях оказания практической помощи кредитным организациям по выявлению в деятельности своих клиентов операций, которые, возможно, совершаются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Используя рекомендации Банка России кредитные организации получают дополнительную возможность оценить риски, связанные с совершением их клиентами таких операций, а также принять при необходимости меры, направленные на снижение таких рисков. В связи с изложенным отмечаем, что кредитные организации самостоятельно определяют полноту применения рекомендаций, содержащихся в Письме N 137-Т, в зависимости от специфики своей деятельности, специфики деятельности своих клиентов и с учетом оценки (степени) уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Кроме того, Банк России в рамках исполнения Поручения Правительства Российской Федерации от 17.12.2008 N КА-П13-763с предложил рассмотреть вопрос о представлении Федеральной таможенной службой заключений о проверке достоверности сведений таможенных деклараций по запросам кредитных организаций на бесплатной основе. В.Н.МЕЛЬНИКОВ 17 марта 2009 г. N 014-12-1/1280 |