О НАЧИСЛЕНИИ ПЕНИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В 2005 Г. В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ СРОКОВ УПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ, ПРИНЯТЫМ РЕШЕНИЕМ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 23.11.2004 N 41/1 "О СТАВКАХ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ НА 2005 ГОД". ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 декабря 2008 г. N 03-05-05-02/89 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о начислении пени за несвоевременную уплату земельного налога в 2005 г. и сообщается следующее. В соответствии с п. 2 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57, ст. 75 Кодекса). В 2005 г. налогообложение земельных участков осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон). Согласно ст. 17 Закона начисление земельного налога производилось ежегодно по состоянию на 1 июня. Уплата земельного налога осуществлялась равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. При этом органам местного самоуправления было предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты земельного налога с учетом местных условий. Решением Челябинской городской думы от 23.11.2004 N 41/1 "О ставках земельного налога в городе Челябинске на 2005 год" в 2005 г. были установлены следующие сроки уплаты земельного налога юридическими лицами: 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября и 15 ноября. Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О был сформулирован вывод о том, что поскольку в соответствии со ст. 17 Закона налоговым периодом по земельному налогу являлся год, исчисленный за налоговый период земельный налог подлежал уплате за налоговый период в целом. Конституционным Судом Российской Федерации было также отмечено, что установленный органами местного самоуправления период в один месяц, предусматривающий уплату земельного налога ежемесячно, должен рассматриваться не в качестве налогового периода, а в качестве отчетного, по окончании которого подлежат уплате авансовые платежи по земельному налогу. С учетом судебно-арбитражной практики (в частности, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.09.2003 N Ф03-А73/03-2/2119) полагаем, что при реализации предоставленного органам местного самоуправления права устанавливать другие сроки уплаты налога должно было быть обеспечено соблюдение установленного Законом порядка уплаты земельного налога два раза в год равными долями. Кроме того, полагаем, что Решением Челябинской городской думы фактически был изменен порядок уплаты земельного налога, а также установлены сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу, что не было предусмотрено Законом. Вместе с тем следует отметить, что налогоплательщик несет обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в том числе Решением Челябинской городской думы от 23.11.2004 N 41/1. В силу п. 3 ст. 6 Кодекса признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 9 декабря 2008 г. N 03-05-05-02/89 |