КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ЕСН И НДФЛ РАСХОДОВ В ВИДЕ СУММ ДОПЛАТЫ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА ПРИ ВРЕМЕННОЙ УТРАТЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.05.09 03-03-06/1/299

           КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
         НА ПРИБЫЛЬ, ЕСН И НДФЛ РАСХОДОВ В ВИДЕ СУММ ДОПЛАТЫ
           РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА
                ПРИ ВРЕМЕННОЙ УТРАТЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            6 мая 2009 г.
                           N 03-03-06/1/299

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики, рассмотрев
письмо  по  вопросам  учета расходов в виде сумм доплаты работникам до
фактического заработка при временной утрате трудоспособности для целей
налога  на  прибыль,  а  также применения единого социального налога и
налога  на  доходы  физических  лиц в отношении таких доплат, сообщает
следующее.
     В   соответствии   с   положениями  ст.  255  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  - НК РФ) в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной    формах,    стимулирующие    начисления    и   надбавки,
компенсационные  начисления,  связанные с режимом работы или условиями
труда,  премии  и  единовременные  поощрительные  начисления, расходы,
связанные  с  содержанием  этих  работников,  предусмотренные  нормами
законодательства    Российской    Федерации,    трудовыми   договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Согласно  п.  15 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях
налогообложения  прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до
фактического  заработка  в  случае  временной утраты трудоспособности,
установленную законодательством Российской Федерации.
     В  соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации
размеры  пособий  по временной нетрудоспособности и условия их выплаты
устанавливаются федеральным законом.
     Федеральным  законом  о  бюджете  Фонда  социального  страхования
Российской  Федерации  на  текущий  год  устанавливается  максимальный
размер пособия по временной нетрудоспособности.
     Так,  ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете
Фонда  социального  страхования  Российской Федерации на 2009 год и на
плановый  период  2010  и  2011  годов"  установлено, что максимальный
размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия
по  временной  нетрудоспособности  в  связи  с  несчастным  случаем на
производстве  или профессиональным заболеванием) за полный календарный
месяц  не  может  превышать  в 2009 г. 18 720 руб., в 2010 г. - 20 030
руб., в 2011 г. - 21 390 руб.
     Однако  размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по
временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам
и  законодательству  Российской  Федерации,  может превышать указанные
суммы.
     Таким  образом,  в  случае  если размер фактически выплачиваемого
работодателем  пособия  по  временной нетрудоспособности, исчисленного
согласно    трудовому    договору,    превышает    указанные    суммы,
налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 НК
РФ  к  расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения
прибыли,   сумму   превышения  фактически  выплачиваемого  пособия  по
временной   нетрудоспособности   в  пределах  фактического  (среднего)
заработка    над    максимальным   размером   пособия   по   временной
нетрудоспособности,  выплачиваемого  из  Фонда социального страхования
Российской Федерации.
     Исходя   из   вышеизложенного,   отнесение   работодателем   сумм
вышеуказанных   доплат  к  расходам  при  исчислении  налогооблагаемой
прибыли  зависит  от  того,  предусмотрены  ли такие доплаты трудовыми
договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами согласно ст.
255 НК РФ.
     Что касается единого социального налога, то в соответствии с п. 1
ст.  236  НК  РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу
физических  лиц,  объектом  налогообложения  единым социальным налогом
признаются     выплаты     и    иные    вознаграждения,    начисляемые
налогоплательщиками   в   пользу   физических   лиц   по   трудовым  и
гражданско-правовым  договорам,  предметом которых является выполнение
работ,  оказание  услуг  (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным  предпринимателям,  адвокатам, нотариусам, занимающимся
частной практикой), а также по авторским договорам.
     При  этом  п.  3 ст. 236 НК РФ установлено, что данные выплаты не
признаются   объектом  налогообложения  единым  социальным  налогом  у
налогоплательщиков-организаций,  если  они  не  отнесены  к  расходам,
уменьшающим  налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
     Согласно  пп.  1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению
единым  социальным  налогом  государственные  пособия, выплачиваемые в
соответствии     с     законодательством     Российской     Федерации,
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  решениями
представительных  органов местного самоуправления, в том числе пособия
по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком,
пособия по безработице, беременности и родам.
     Поскольку  сумма  превышения фактически выплачиваемого пособия по
временной   нетрудоспособности   в  пределах  фактического  (среднего)
заработка    над    максимальным   размером   пособия   по   временной
нетрудоспособности,  выплачиваемого  из  Фонда социального страхования
Российской  Федерации,  отнесена  к  расходам,  уменьшающим полученные
доходы  в  целях  налогообложения  прибыли,  то  такая  сумма  доплаты
подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном
порядке.
     В  отношении  налога  на доходы физических лиц следует учитывать,
что  в соответствии с п. 1 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению
этим  налогом  государственные  пособия,  за  исключением  пособий  по
временной  нетрудоспособности  (включая  пособие  по  уходу за больным
ребенком),  а  также  иные  выплаты  и  компенсации,  выплачиваемые  в
соответствии  с действующим законодательством. При этом к пособиям, не
подлежащим   налогообложению,   относятся   пособия   по  безработице,
беременности и родам.
     Доплата  до среднего заработка в сумме, превышающей установленный
Фондом   социального  страхования  Российской  Федерации  максимальный
размер  пособия,  не может рассматриваться в качестве государственного
пособия  и, следовательно, облагается налогом на доходы физических лиц
в общеустановленном порядке.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
6 мая 2009 г.
N 03-03-06/1/299