В 2007 - 2008 ГГ. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОТОРЫЕ БЫЛИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ КАК ДО 1 ЯНВАРЯ 2008 Г., ТАК И ПОСЛЕ ЭТОЙ ДАТЫ. НА МОМЕНТ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НЕ БЫЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. В СВЯЗИ С ЭТИМ В 2007, 2008 ГГ. ПРОИЗВОДИЛОСЬ ИЗМЕНЕНИЕ ИХ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. С КАКОГО МОМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РАЗМЕРЕ 0,3%: С ДАТЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ С ДАТЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ? С КАКОГО МОМЕНТА В ОТНОШЕНИИ ДАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ 2? КАКУЮ ДАТУ СЧИТАТЬ ДАТОЙ ПОСТРОЙКИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 мая 2009 г. N 03-05-05-02/25 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке исчисления земельного налога организацией-застройщиком и сообщается следующее. В соответствии со ст. 388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. В силу ст. 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Исходя из данных норм Кодекса налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. На основании п. 15 ст. 396 Кодекса в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) в собственность организации на условиях осуществления на нем жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данный земельный участок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Следовательно, предусмотренная п. 1 ст. 394 Кодекса ставка земельного налога в размере 0,3 процента и повышающие коэффициенты, установленные п. 15 ст. 396 Кодекса, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, могут применяться лишь со следующего налогового периода. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. При этом обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (ст. 12 Федерального закона N 214-ФЗ). Учитывая, что право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации на основании документов, подтверждающих факт его постройки (разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома), и передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, полагаем, что обязанность организации-застройщика по применению повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 Кодекса, прекращается с момента исполнения этой организацией обязательств перед всеми участниками долевого строительства в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона N 214-ФЗ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 5 мая 2009 г. N 03-05-05-02/25 |