О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 25 декабря 2006 г. N 03-2998 (Д) Во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., Приказа Минобрнауки России от 14 июня 2005 г. N 175 "Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года" и в целях развития системы дошкольного образования Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по апробации и внедрению моделей образования детей старшего дошкольного возраста, разработанные в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы "Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста и разработка процедуры (алгоритма) их внедрения на основе изучения регионального опыта", выполненного Российской академией образования. Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Н.В.ТРЕТЬЯК 25 декабря 2006 г. N 03-2998 Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения. Вместе с тем в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них. В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу "дошкольную образовательную группу". Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1 - 7 лет, в том числе и для детей 5 - 7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения. Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста. "Дошкольная образовательная группа" как организационная форма - мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа). Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом: - детский сад полного дня; - группы кратковременного пребывания в детском саду; - группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; - дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей; - дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ. Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о "дошкольной образовательной группе", а не о "классах раннего развития" при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы. Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки его к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе. Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса: 1) группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста); 2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ; 3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства). В экспериментальную деятельность по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5 - 7 лет в 2007 - 2010 гг. включены следующие регионы: - в Центральном федеральном округе - Белгородская и Смоленская области, город Москва; - в Приволжском федеральном округе - Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская области; - в Северо-Западном федеральном округе - Вологодская и Новгородская области; - в Сибирском федеральном округе - Агинский Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области; - в Южном федеральном округе - Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области; - в Уральском федеральном округе - Свердловская и Тюменская области; - в Дальневосточном федеральном округе - Республика Саха (Якутия) и Приморский край. Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного возраста позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями: - 1-й уровень - базовый - психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного возраста; - 2-й уровень - основные модели образования детей старшего дошкольного возраста для двух типов дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания; - 3-й уровень - специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа. Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока: 1) учебный; 2) совместной деятельности взрослого с детьми; 3) самостоятельной деятельности детей. При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей. Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа ни использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста. Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста. Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ. Именно эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Их характеристика приводится ниже. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПОЛНОГО ДНЯ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНОСИМЫХ К СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" И "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ" 1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста): --------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | |-----------------------|-------------------------------------------------| |1. Количество посещений|5 дней в неделю в течение полного дня | |в неделю | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |2. Педагогические кадры|Воспитатели, имеющие специальную | | |профессиональную подготовку для работы с детьми | | |старшего дошкольного возраста | |-----------------------|-------------------------------------------------| |3. Преемственность с |В дошкольных образовательных учреждениях | |более низкой ступенью |существует естественная преемственность между | |образования |образованием детей старшего дошкольного возраста | | |и образованием в младшем дошкольном возрасте | |-----------------------|-------------------------------------------------| |4. Преемственность с |Преемственность между дошкольным образовательным | |системой начального |учреждением и начальной школой заложена на | |общего образования |уровне реализуемых образовательных программ, | | |которые предусматривают, что дети старшего | | |дошкольного возраста должны быть подготовлены к | | |систематическому школьному обучению | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5. Особенности |Среда предполагает возможности для организации | |предметно-развивающей |различных видов деятельности детей дошкольного | |среды |возраста, а также включает условия для их | | |полноценного питания и отдыха | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.1. Для обучающих |Существуют специально организованные места для | |занятий |проведения обучающих занятий | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.2. Для организации |Пространство группы детского сада располагает | |совместной |возможностями для гибкой организации предметной | |(партнерской) |среды, постоянно подстраиваемой под развивающие | |деятельности взрослого |задачи и инициативу детей | |с детьми | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.3. Для организации |Все ДОУ располагают пространством для | |самостоятельной |организации самостоятельной деятельности детей | |деятельности детей |дошкольного возраста | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6. Особенности |Образовательный процесс строится в соответствии | |образовательного |с существующими образовательными программами для | |процесса |детей старшего дошкольного возраста. Составляющие| | |образовательного процесса в группах старшего | | |дошкольного возраста уравновешены и составляют | | |гармоничное единство | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.1. Учебный блок |Представлен обучающими занятиями, | | |соответствующими возрасту детей и организуемыми | | |в соответствии с дошкольными образовательными | | |программами; отличается высокой технологичностью,| | |доступностью любому профессионально обученному | | |педагогу | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.2. Блок совместной |Совместная деятельность занимает ведущее место в | |(партнерской) |образовательном процессе. | |деятельности взрослого |Данный блок предъявляет очень высокие требования | |с детьми |к общей культуре, гибкости, творческому | | |потенциалу и интуиции взрослого, без которых | | |модель просто не работает | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.3. Блок |Организация самостоятельной деятельности детей | |самостоятельной |направляет усилия воспитателя на создание | |(свободной) |предметной среды, в его функции входит подбор | |деятельности детей |развивающего материала. Данный блок ограничивает | | |образовательную среду только предметным материа- | | |лом и ставка на саморазвитие ребенка приводит к | | |исчезновению систематичности образовательного | | |процесса и резко сужает культурные горизонты | | |ребенка. При этом данный блок образовательного | | |процесса технологичен и не требует творческих | | |усилий от взрослого | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7. Особенности |Дошкольные образовательные программы, | |образовательных |предназначенные для реализации в ДОУ | |программ | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.1. Комплексные |Комплексные программы определяют основное | |программы |содержание образовательной деятельности детского | | |сада | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.2. Парциальные |Парциальные программы способствуют углублению | |программы |образовательного процесса по определенным | | |направлениям образования и развития детей | | |старшего дошкольного возраста, позволяют | | |расширить возможности организации | | |образовательного процесса за счет расширения | | |форм взаимодействия воспитывающего взрослого с | | |детьми | |-----------------------|-------------------------------------------------| |8. Возможности |Происходит многостороннее развитие детей | |полноценного развития |дошкольного возраста, охватывающее практически | |детей (широта охвата |все основные сферы | |сфер развития детей) | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |9. Охрана здоровья |Физическое развитие, формирование здорового | |детей |образа жизни и охрана здоровья детей - | | |приоритетные задачи | --------------------------------------------------------------------------- 2. Образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования), учреждений культуры и родительских сообществ: --------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | |-----------------------|-------------------------------------------------| |1. Количество посещений|От 3 до 5 дней в неделю на период от 2 до 5 часов| |в неделю | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |2. Педагогические кадры|Воспитатели, имеющие специальную | | |профессиональную подготовку для работы с детьми | | |старшего дошкольного возраста | |-----------------------|-------------------------------------------------| |3. Преемственность с |Группы чаще всего предназначаются для старших | |более низкой ступенью |дошкольников, которые не посещали детский сад, а | |образования |воспитывались в домашних условиях. Поэтому в них | | |и решаются задачи развития навыков | | |взаимодействия со сверстниками, подготовки к | | |школе в интеллектуальном плане и физического | | |развития | |-----------------------|-------------------------------------------------| |4. Преемственность с |Преемственность между дошкольными группами | |системой начального |кратковременного пребывания и начальной школой | |общего образования |связана с тем, что цели образования связаны с | | |социализацией, личностным и физическим | | |развитием, специальной подготовкой к школе | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5. Особенности |Среда предполагает создание условий для | |предметно-развивающей |совместной деятельности взрослого с детьми и | |среды |свободной самостоятельной деятельности детей | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.1. Для обучающих |В помещении группы создается специальная рабочая | |занятий |часть для занятий, которые чаще всего | | |организуются в форме совместной деятельности | | |взрослого с детьми | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.2. Для организации |Рабочая часть предполагает в первую очередь | |совместной |организацию совместной деятельности взрослого с | |(партнерской) |детьми, кроме этого, пространство группы | |деятельности взрослого |располагает возможностями для гибкой организации | |с детьми |предметной среды, постоянно подстраиваемой под | | |развивающие задачи и инициативу детей | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.3. Для организации |Основное пространство группы отведено для | |самостоятельной |свободной самостоятельной деятельности детей по | |деятельности детей |интересам | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6. Особенности |Образовательный процесс строится в соответствии | |образовательного |с существующими образовательными программами для | |процесса |групп кратковременного пребывания. | | |Образовательный процесс строится на основе | | |баланса свободной самостоятельной деятельности | | |детей и совместной деятельности взрослого с | | |детьми | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.1. Учебный блок |Практически не используется | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.2. Блок совместной |Совместная деятельность составляет основу | |(партнерской) |образовательного процесса: взрослый привлекает | |деятельности взрослого |детей к занятиям без психологического | |с детьми |принуждения, опираясь на их интерес к содержанию | | |и форме деятельности, дополнительно мотивируя их | | |своим партнерским участием в деятельности | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.3. Блок |Организация самостоятельной деятельности детей | |самостоятельной |направляет усилия воспитателя на создание | |(свободной) |предметной среды, в его функции входит подбор | |деятельности детей |развивающего материала | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7. Особенности |Образовательные программы, специально | |образовательных |предназначенные для групп детей старшего | |программ |дошкольного возраста кратковременного или | | |временного пребывания | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.1. Комплексные |Основная образовательная программа носит | |программы |комплексный характер | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.2. Парциальные |Парциальные программы используются для того, | |программы |чтобы отразить специфику работы учреждения, при | | |котором создана группа; позволяют реализовать | | |возможности культурно-образовательного | | |учреждения в образовании дошкольников (например, | | |при работе группы в краеведческом музее, доме | | |детского творчества, доме культуры и т.п.) | |-----------------------|-------------------------------------------------| |8. Возможности |Образовательный процесс ДОЛЖЕН охватывать | |полноценного развития |практически все основные сферы развития детей | |детей (широта охвата |старшего дошкольного возраста | |сфер развития детей) | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |9. Охрана здоровья |Физическое развитие, формирование здорового | |детей |образа жизни и охрана здоровья детей - | | |приоритетные задачи | --------------------------------------------------------------------------- |