ОБ ОТСУТСТВИИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПЛАЧИВАЮЩЕЙ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИРАНА ГРАЖДАНАМ УКРАИНЫ, А ТАКЖЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ ОШИБОЧНО УДЕРЖАННЫХ СУММ НДФЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 24.10.08 03-04-06-01/313

            ОБ ОТСУТСТВИИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА У
         РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПЛАЧИВАЮЩЕЙ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
          ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ
            ИРАНА ГРАЖДАНАМ УКРАИНЫ, А ТАКЖЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ
                    ОШИБОЧНО УДЕРЖАННЫХ СУММ НДФЛ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          24 октября 2008 г.
                          N 03-04-06-01/313

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики в связи с
письмом  по  вопросу  налогообложения  граждан  Украины, работающих на
строительстве  АЭС  в  Иране,  поступившим  в  Минфин России с Письмом
Минздравсоцразвития России, сообщает следующее.
     В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц
признаются   физические   лица,   являющиеся   налоговыми  резидентами
Российской  Федерации,  а  также физические лица, получающие доходы от
источников   в   Российской   Федерации,   не   являющиеся  налоговыми
резидентами Российской Федерации.
     Налоговыми  резидентами  признаются  физические  лица, фактически
находящиеся  в  Российской  Федерации  не менее 183 календарных дней в
течение  12  следующих  подряд  месяцев. Период нахождения физического
лица  в  Российской  Федерации не прерывается на периоды его выезда за
пределы  Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев)
лечения  или обучения. При этом гражданство физического лица для целей
определения  его налогового статуса в Российской Федерации значения не
имеет.
     Согласно п. 3 ст. 208 Кодекса к доходам, полученным от источников
за   пределами   Российской  Федерации,  относится  вознаграждение  за
выполнение   трудовых   или  иных  обязанностей,  выполненную  работу,
оказанную   услугу,   совершение   действия  за  пределами  Российской
Федерации.
     Таким  образом  физические лица - граждане Украины, работающие на
строительстве  АЭС  в  Иране,  которые  в  течение 12 следующих подряд
месяцев  не  находились  на  территории Российской Федерации более 183
дней,  не  являются  налоговыми резидентами Российской Федерации, а их
доходы   в   виде   вознаграждения   за  выполнение  трудовых  и  иных
обязанностей  на вышеуказанном строительстве не относятся к доходам от
источников  в  Российской  Федерации.  Следовательно, такие физические
лица не являются налогоплательщиками в Российской Федерации.
     Соответственно,    организация,    выплачивающая    вышеуказанным
физическим  лицам  вознаграждение  за  работу  на  строительстве АЭС в
Иране,  не  является  налоговым агентом по законодательству Российской
Федерации  и не имеет обязанности по удержанию налогов с таких доходов
этих физических лиц в пользу Российской Федерации.
     Поскольку    вышеуказанные    физические    лица    не   являются
налогоплательщиками,  а  организация  -  налоговым  агентом,  вопрос о
возмещении работникам ошибочно удержанных работодателем сумм в размере
налога  на  доходы физических лиц, по нашему мнению, должен решаться в
рамках   трудового   законодательства,   устанавливающего  обязанность
работодателя по выплате работникам заработной платы в полном объеме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
24 октября 2008 г.
N 03-04-06-01/313