О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 января 2009 г. N 03-05-05-01/03 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налоге на имущество организаций и транспортном налоге и сообщает. 1. В соответствии со ст. 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В силу ст. 373 Налогового кодекса иностранная организация признается налогоплательщиком в следующих случаях: - если иностранная организация, имеющая постоянное представительство на территории Российской Федерации, отвечающее требованиям ст. 306 Налогового кодекса или международных договоров Российской Федерации, осуществляет деятельность в Российской Федерации через данное представительство; - если иностранная организация является собственником недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Статьей 374 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В целях налогообложения иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений установлены ст. 378.1 Налогового кодекса, согласно которой имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах (п. 5 ст. 383 Налогового кодекса). Кроме того, п. 3 ст. 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. Пунктом 2 ст. 375 Налогового кодекса установлено, что налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в п. 2 ст. 375 Налогового кодекса, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 Налогового кодекса). Таким образом, в силу ст. 373, п. 3 ст. 374, п. 2 ст. 375 Налогового кодекса уплата налога на имущество организаций в отношении находящихся на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества, собственником которых является иностранная организация, должна осуществляться иностранной организацией вне зависимости от наличия в Российской Федерации постоянного представительства иностранной организации, а также вне зависимости от осуществления деятельности на территории Российской Федерации постоянным представительством иностранной организации. Что касается движимого имущества, собственником которого является иностранная организация, то оно подлежит налогообложению налогом на имущество организаций при условии, если иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через свое представительство. 2. В отношении транспортного налога необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Государственная регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии с порядком, установленным ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 Налогового кодекса). Местом нахождения при постановке на налоговый учет согласно ст. 83 Налогового кодекса признается для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества. Таким образом, если государственная регистрация транспортных средств осуществляется на территории Российской Федерации в вышеназванном порядке на постоянное представительство иностранной организации, то у иностранной организации возникает обязанность по уплате транспортного налога вне зависимости от осуществления деятельности через постоянное представительство. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 19 января 2009 г. N 03-05-05-01/03 |