РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ У КОМПАНИИ - РЕЗИДЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ УСЛУГИ ПО АНАЛИЗУ, РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УСЛУГИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ВИДЕ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ И В ВИДЕ ВНЕДРЕНИЯ ЕГО В ОФИСЕ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ. ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ В РФ ДОХОДЫ БРИТАНСКОЙ КОМПАНИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 октября 2008 г. N 03-08-05/1 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов британской компании от оказания услуг по анализу, разработке за пределами Российской Федерации и внедрению на территории Российской Федерации программного приложения к программе, используемой в производственной деятельности российской компании, и сообщает. В соответствии с п. 2 ст. 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция) термин "доходы от авторских прав и лицензий" означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и телефильмы или видеозаписи для радио и телевидения, любые патенты, торговые марки, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс или за информацию (ноу-хау), касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта. В соответствии с Комментариями к модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, а также имеющейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения термин "доходы от авторских прав и лицензий" не включает платежи, перечисляемые иностранной организации за предоставление ограниченного права пользования программным продуктом, необходимого только для осуществления эффективной работы с программой пользователем для своих собственных целей, при условии, что право пользования программным продуктом предоставляется без возможности копирования, воспроизведения, изменения, адаптации или модификации данного продукта, а если и осуществляется копирование программы, то только с целью ее внутреннего использования в пределах организации, приобретающей данные права; а также платежи за предоставление услуг по внедрению данного программного продукта. Такого рода платежи, перечисляемые иностранной компании, квалифицируются как прибыль данной иностранной компании от осуществления предпринимательской деятельности и подлежат налогообложению в соответствии с положениями ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции. Согласно п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет, как сказано выше, предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. Критериями, по которым определяется факт образования постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации, являются следующие. В соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве. Определение, таким образом, содержит следующие условия: - существование места деятельности; - это место деятельности должно быть постоянным, то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства; - осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности. Выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения. Также таким местом деятельности может считаться и другое предприятие, через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной компанией на основе регулярно заключаемых договоров. Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер. Учитывая вышеизложенное, если британская компания оказывает услуги по анализу, разработке за пределами Российской Федерации и внедрению на территории Российской Федерации программного приложения к программе, используемой в производственной деятельности российской компании, регулярно на основе заключаемых договоров или одного долгосрочного договора с данной российской компанией в течение нескольких налоговых периодов, то такая деятельность британской компании может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации. Следовательно, в случае приведения деятельности британской компании к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации прибыль, получаемая данной британской компанией от осуществления деятельности через постоянное представительство, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации в той части, которая относится к деятельности такого постоянного представительства. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 8 октября 2008 г. N 03-08-05/1 |