МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 03.08.94 НИ-6-14/281

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                       ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
               ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
           ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
                   ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ

                          3 августа 1994 г.
                           29 июля 1994 г.

                            N НИ-6-14/281
                              N ВЯ-1155

                                 (Д)

                                 Государственные налоговые инспекции
                                 по республикам, краям, областям,
                                 городам федерального значения,
                                 автономной области, автономным
                                 округам

                                 Директорам департаментов налоговой
                                 полиции по республикам в составе
                                 Российской Федерации, начальникам
                                 управлений (отделов) департаментов
                                 налоговой полиции по автономной
                                 области, автономным образованиям,
                                 краям, областям, гг. Москве и
                                 Санкт-Петербургу

     Государственная налоговая    служба    Российской   Федерации   и
Департамент налоговой  полиции  Российской  Федерации  направляют  для
применения в  работе Методические рекомендации по организации контроля
за применением контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  денежных
расчетов с  населением,  разработанные  во исполнение решения коллегии
Госналогслужбы России от 03.03.94.
     Настоящие рекомендации  не  являются  нормативным  актом,  должны
применяться в практической работе налоговых органов,  в связи с чем не
подлежат публикации или передаче за пределы налоговой службы и органов
налоговой полиции.
     Просим систематически    информировать   Контрольное   управление
Госналогслужбы России о практике применения настоящих  рекомендаций  и
вносить предложения по их совершенствованию.

     Приложение: (N вх. 1524 от 29.07.94, N вх. 1525 от 29.07.94).

Заместитель Руководителя               Первый заместитель Директора
Государственной налоговой службы       Департамента налоговой
Российской Федерации -                 полиции Российской Федерации -
государственный советник               генерал-лейтенант налоговой
налоговой службы I ранга               полиции

                 Н.В.Иванов                        В.Б.Ямпольский


                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                       по организации контроля
               за применением контрольно-кассовых машин
           при осуществлении денежных расчетов с населением


     В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1993  г.
N 5215-1  "О  применении  контрольно-кассовых  машин при осуществлении
денежных расчетов  с   населением",   другими   нормативными   актами,
инструктивными и     методическими    материалами    (приложение    1)
рекомендуется следующий   порядок   проведения   налоговыми   органами
проверок предприятий, организаций, учреждений, а также физических лиц,
занимающихся предпринимательской   деятельностью    без    образования
юридического лица, по вопросам применения контрольно-кассовых машин.


                      Раздел I. Общие положения

     1.1. Настоящие методические рекомендации  разработаны  на  основе
анализа и   обобщения  складывающейся  практики  организации  контроля
налоговых органов  за  соблюдением  законодательства   по   применению
контрольно-кассовых машин  и  в  целях  установления единых подходов к
предупреждению, выявлению и пресечению нарушений указанного Закона.
     1.2. Объектами   проверок   являются   предприятия,  организации,
учреждения, их  филиалы,  киоски,  палатки   и   другие   обособленные
подразделения (далее   -   предприятия),   а  также  физические  лица,
осуществляющие предпринимательскую   деятельность   без    образования
юридического лица,  осуществляющие  продажу товаров или оказание услуг
населению.
     1.3. Работа  государственных  налоговых  инспекций по обеспечению
контроля за соблюдением указанного законодательства с целью  повышения
эффективности проверок  должна быть организована на постоянной основе,
во взаимодействии с  органами  налоговой  полиции  и  внутренних  дел,
местной администрацией   и  другими  государственными  контролирующими
органами (Государственная инспекция по торговле,  качеству  товаров  и
защите прав  потребителей;  Государственная  инспекция  по обеспечению
государственной монополии на  алкогольную  продукцию;  Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба;   Государственная   инспекция  по
контролю за ценами).
     1.4. Наряду   с  проведением  плановых  документальных  проверок,
налоговые инспекции  организуют  рейдовые  проверки   торговых   точек
специально сформированными   для   этой   цели   бригадами  в  составе
работников   государственных   контролирующих   и   правоохранительных
органов.
     Ответственность за   работу   такой  бригады  во  время  проверки
возлагается на должностное лицо налогового органа,  входящее в  состав
бригады.
     Самостоятельная проверка  торговых  точек   должностными   лицами
налоговой инспекции  без  участия  работников  налоговой  полиции  или
внутренних дел не рекомендуется.
     1.5. Налоговые  инспекции  накапливают и систематизируют данные о
дислокации торговых  точек  и  их  владельцах,   принимают   меры   по
постановке на учет вновь открытых предприятий.
     1.6. При выборе торговых точек в качестве объектов для проведения
проверок рекомендуется придерживаться определенной последовательности:
в первую очередь подлежат  проверке  вновь  открытые  торговые  точки,
затем -  повторные проверки торговых точек,  которым установлены сроки
для устранения допущенных нарушений,  далее -  все  остальные  объекты
согласно плану-графику контрольных проверок.
     1.7. После выбора объекта  проверки, должностное  лицо,  которому
поручено проведение проверки (далее по тексту - проверяющий) оформляет
поручение на проведение проверки и подписывает его  у  начальника  или
заместителя начальника налоговой инспекции (приложение 2).
     Это поручение  вместе  со  служебным  удостоверением  проверяющий
предъявляет руководителю    проверяемого   объекта   или   лицу,   его
замещающему.
     1.8. Прежде чем приступить к проверке предприятия непосредственно
на месте,  проверяющий знакомится с информацией по этому  предприятию,
имеющейся в делопроизводстве налоговой инспекции:  карта постановки на
учет (если она  имеется),  материалы  предыдущих  проверок  (если  они
проводились), выявленные  правонарушения и примененные санкции,  сроки
устранения нарушений и другой информацией.
     1.9. При осуществлении контрольных проверок и рейдов проверяющими
должны использоваться    в    качестве     доказательств     нарушений
законодательства документы  и  фактические  данные предприятия,  в том
числе:
     документы первичного бухгалтерского учета (договоры,  накладные и
др.); акты контрольных закупок; свидетельские показания, оформленные в
соответствии с  требованиями законодательства;  объяснения должностных
лиц проверяемого   предприятия;   документы    предыдущих    проверок,
проведенных налоговыми    инспекциями,    а   также   государственными
контролирующими или  правоохранительными  органами   (акты   проверок,
протоколы, постановления контрольных инспекций и др.).
     При необходимости  в   ходе   проведения   проверок   работниками
налоговых органов  на  основании  пункта  "д"  статьи 14 Закона РФ "Об
основах налоговой системы  в  Российской  Федерации"  могут  изыматься
бухгалтерские и  другие  документы,  подтверждающие нарушения Закона о
применении ККМ,  налогового  законодательства  и  других   нормативных
актов. Изъятие    указанных    документов   производится   в   строгом
соответствии с порядком,  установленным Инструкцией Минфина России  от
26.07.91 N 16/176.
     Правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с
тем оно  имеется  у  работников органов внутренних дел и инспекции  по
торговле, которые привлекаются к участию в проверках. Поэтому, в целях
получения фактических  данных  (доказательств)  правильного применения
контрольно-кассовых машин, рекомендуется во время проверок производить
указанными работниками  контрольные  закупки  и  оформлять  их актами,
которые прилагаются затем к акту проверки предприятия.
     Свидетельские показания могут быть оформлены отдельным документом
(показания, заявления  и  т.п.)  или  записями  в  актах   контрольных
закупок, актах     проверок,     протоколах     об    административных
правонарушениях и других документах.
     Объяснения должностных  лиц  следует  получить  по  каждому факту
выявленного в  процессе   проверки   правонарушения,   что   ограничит
возможность последующих жалоб или претензий от проверяемых предприятий
по результатам проверок и принятым по ним решениям налоговых  органов.
В случае  отказа  должностных  лиц  проверяемого  предприятия  от дачи
объяснения и подписания акта проверки  этот  факт  отмечается  в  акте
проверки после подписи проверяющих записью примерно такого содержания:
"От подписания  акта  и  объяснения  причины  нарушения   действующего
законодательства должностные   лица   предприятия   (указывается   кто
конкретно) отказались".


                     Раздел П. Примерный порядок
               проведения налоговыми органами проверок
               по применению контрольно-кассовых машин

     2.1. Проверка      правильности      применения      предприятием
контрольно-кассовых машин  проводится  в  присутствии  соответствующих
должностных лиц  проверяемого  предприятия  и  в полном соответствии с
требованиями Закона  о  применении  ККМ  и  других  законодательных  и
нормативных актов, положений и инструкций согласно приложению 1.
     2.2. Проверки     по     вопросам     соблюдения     действующего
законодательства по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов
с населением  и  правильности  уплаты   местных   налогов   и   сборов
рекомендуется проводить в следующей последовательности:
     на первоначальном    этапе    проверки     следует     установить
организационно-правовую форму   предприятия   (торговой   точки),  его
наименование, осуществляет  ли  оно   реализацию   товаров   и   услуг
населению, в  том  числе  винно-водочных  изделий и других подакцизных
товаров, наличие  ценников  на  товары  и  прейскурантов  на   услуги,
применяет ли  предприятие  при расчетах с населением ККМ,  выдается ли
при этом на руки покупателю кассовый чек,  или другой  заменяющий  его
документ, утвержденный в установленном порядке. С согласия покупателей
просматриваются выданные им чеки на предмет их четкости  и  полноты  в
них соответствующих реквизитов и фирменных знаков. При необходимости в
установленном порядке  производится   контрольная   закупка,   которая
оформляется соответствующим актом;
     после этого  проверяющие  предъявляют  руководителю  или  другому
должностному лицу предприятия документы,  удостоверяющие их личность и
должность и поручение налогового органа, и приступают к документальной
проверке данного вопроса.  В частности,  проверяются лицензия на право
торговли, лицензия  на  право  торговли  винно-водочными  изделиями  и
другими подакцизными  товарами,  документы на право собственности (или
аренды) помещения,  земельного  участка,   документы,   удостоверяющие
личность работников    (продавцов),    их    принадлежность    данному
предприятию, документы,  подтверждающие  регистрацию   предприятия   и
постановку его на учет в налоговом органе и др.;
     при отсутствии лицензий проверяющие определяют и фиксируют  сумму
выручки, полученную в результате торговли,  для последующего взыскания
в установленном порядке в бюджет незаконно полученного дохода.
     При документальной  проверке применения контрольно-кассовых машин
необходимо установить наличие на предприятии ККМ,  зарегистрированы ли
они в   налоговых   органах,   наличие   технической   документации  и
регистрационных карточек  на  ККМ.   Сверяются   данные   предприятия,
записанные в  книге  учета  ККМ  в  налоговом  органе,  с документами,
представленными предприятием  (номер   паспорта   завода-изготовителя,
номер регистрационной карточки ККМ и др.),  особое внимание обращается
на тождественность таких данных,  как номер паспорта,  заводской номер
ККМ, номера  счетчиков,  место  установки ККМ.  В случае расхождений в
записях, проверяющий выясняет их причину,  результаты отражает в  акте
проверки и   предлагает   руководству   предприятия  принять  меры  по
устранению этих нарушений и недостатков.
     Проверка правильности  эксплуатации  производится непосредственно
на месте установки ККМ в торговом зале путем смотра внешнего состояния
ККМ (тождественность  заводского  номера  на  машине  и  в документах,
наличие пломб на кожухе машины,  работа табло на покупателя,  качество
чека и  полнота  напечатанных  на  нем реквизитов и др.).  Если в ходе
проверки будет установлено,  что машина выдает кассовый чек с нечетким
шрифтом и   не   со   всеми   реквизитами,   проверяющий  констатирует
неисправность ККМ и в  доказательство  этого  прилагает  к  материалам
документальной проверки  кассовый чек (в том числе и контрольный),  не
соответствующий установленным правилам.
     После осмотра  контрольно-кассовой машины рекомендуется тщательно
проверить имеющиеся ленты (особенно в местах обрыва),  обращая  особое
внимание на  наличие  на  ленте  порядковых  номеров,  даты  и времени
совершения торговой операции,  количество гашений счетчиков и  все  ли
они проводились в присутствии представителя налогового органа. Следует
иметь в виду,  что в  некоторых  моделях  ККМ  дата  и  время  продажи
вводятся механически, что не исключает возможность злоупотреблений при
использовании ККМ.  В то же время нумерация  чеков  на  всех  машинах,
включенных в Государственный реестр, осуществляется автоматически, что
позволяет установить допущенные  злоупотребления  относительно  утраты
или замены части контрольной ленты.
     Следует также  проверить  нулевые  чеки:  их  количество,   время
пробития, если в течение смены, то чем была вызвана эта необходимость.
     Выборочно проверяется соответствие цены  на  товар,  указанной  в
накладной на поступление товаров,  цене, указанной на ценнике, а также
наличие на ценнике подписи материально-ответственного лица, заверенной
печатью (штампом)   предприятия,   и  даты  составления.  Наименование
товара, его сортность,  марка и т.п.,  указанные  на  ценнике,  должны
соответствовать данным накладной.
     2.3. При выявлении ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе,
необходимо убедиться  в  том,  что  эта  машина не находится в скрытой
эксплуатации. С этой целью  рекомендуется  проверить  паспорт  на  эту
машину, документы о ее приобретении,  показания суммирующих счетчиков,
а также книгу кассира-операциониста и контрольные ленты  по  указанным
ККМ.
     2.4. В порядке проверки  организации  на  предприятии  ремонта  и
технического обслуживания ККМ рекомендуется проверить наличие договора
с региональным техническим центром по ремонту и обслуживанию ККМ  (или
другой организацией,  выполняющей эту работу), а также ведение записей
в журнале вызова технических специалистов  и  регистрации  выполненных
работ по форме N 30 Типовых правил по эксплуатации ККМ.
     2.5. При  проверке  предприятия,   которое   в   соответствии   с
постановлением Совета  Министров  - Правительства Российской Федерации
от 30.07.93 N 745 может осуществлять денежные расчеты с населением без
применения контрольно-кассовой   машины,  т.е.  с  выдачей  квитанций,
путевок, билетов,  талонов,  знаков   почтовой   оплаты   или   других
приравненных  к  чекам  документов строгой отчетности,  руководствуясь
п. 3   Положения   по   применению   контрольно-кассовых   машин   при
осуществлении денежных   расчетов   с  населением,  следует  проверить
обоснованность применения форм бланков строгой отчетности  в  качестве
документов строгой  отчетности  (кем  утверждены, для каких целей и на
какой срок),  организацию  учета,  хранения  и  выдачи  этих  бланков.
Использование бланков  строгой  отчетности по формам,  не утвержденным
Минфином России,  не  освобождает  это  предприятие   от   обязанности
применять ККМ.
     Выявленные проверкой нарушения порядка учета,  хранения и  выдачи
бланков строгой  отчетности следует рассматривать как нарушение правил
ведения бухгалтерского учета,  ответственность за которое наступает  в
административном порядке.
     В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции  или  другого
приравниваемого к   чеку   документа  строгой  отчетности  или  выдачи
документа с  указанием  суммы  менее  уплаченной,  проверяющий  делает
соответствующую запись   в   акте  проверки.  Ответственность  за  эти
нарушения в соответствии с абзацем шестым части первой ст.  7 Закона о
применении ККМ несет лицо, обязанное выдать эти документы.
     2.6. При проверке  наличия  прейскуранта  на  оказываемые  услуги
проверяющий обращает  внимание  на обоснованность этого документа (кем
утвержден, когда,  для какой отрасли, ведомства, предприятия), внешнее
оформление (четкость  написания,  наличие  заверяющей подписи,  печати
(штампа) и др.),  а также на размещение его в  доступном  для  клиента
месте.


                 Раздел Ш. Примерный порядок проверки
         полноты учета выручки, полученной с применением ККМ

     3.1. Полнота  учета выручки проверяется по данным кассовой книги,
книги кассира-операциониста,  приходных кассовых ордеров,  контрольной
ленты, других расчетных и платежных документов по учету выручки, книги
учета доходов и расходов граждан (приложение 5).
     При проведении  проверки  полноты учета выручки необходимо прежде
всего пересчитать наличные деньги,  находящиеся  в  кассе  ККМ.  Перед
началом подсчета  наличия  денежных  средств  в кассе необходимо взять
расписку у проверяемого об отсутствии с  кассе  его  личных  денег,  о
представлении всех  квитанций  приходных  кассовых  ордеров  о сданной
выручке. Наличие денег в кассе  отражается  в  акте  снятия  остатков.
Форма акта  ревизии наличных денежных средств приведена в приложении N
4 к  Порядку  ведения  кассовых  операций  в   Российской   Федерации,
утвержденному Центральным   банком  России  22.09.93  N  40.  Кассовая
выручка сверяется  с  показаниями  на  контрольной  ленте.  Для  этого
следует отбить  контрольный  чек,  т.е.  снять  показание суммирующего
счетчика переводом ключа в положение  "Х".  Разница  между  показанием
контрольного чека  в  момент  проверки  и показанием на начало рабочей
смены, которое определяется по записи в  книге  кассира-операциониста,
является выручкой, полученной с применением ККМ в день проверки.
     Сумма дневной  выручки,  полученной  с   контрольной   ленты,   и
денежного остатка    на    начало    смены,    записанного   в   книге
кассира-операциониста, должна соответствовать сумме наличной  кассовой
выручки. При  сопоставлении  полученных  фактических  данных о выручке
могут быть выявлены излишки или недостача денежных средств.
     После снятия  показаний  счетчиков,  проверки  фактической  суммы
выручки делается  запись  в   книге   кассира-операциониста,   которая
скрепляется подписями   проверяющего,   кассира  и  должностного  лица
предприятия.
     Если в  процессе  проверки  устанавливается,  что  сумма наличной
кассовой выручки больше суммы,  указанной  на  контрольной  ленте,  то
проверяющему необходимо  получить  объяснения  кассира или должностных
лиц о причинах расхождений и сделать соответствующую  запись  в  книге
кассира-операциониста.
     Разница между   наличной   кассовой   выручкой   и    показаниями
контрольной ленты  подлежит оприходованию в установленном порядке и об
этом делается запись в  акте  проверки.  В  том  случае,  когда  сумма
наличной кассовой  выручки  меньше  суммы,  указанной  на  контрольной
ленте, администрации  предприятия  предлагается  принять  все  меры  к
взысканию выявленной недостачи,  независимо от причины ее образования,
с виновных лиц,  а  в  акте  проверки  указывается  сумма  выручки  по
показаниям контрольной ленты и сумма недостачи денежных средств.
     3.2. Проверка   документов   первичного   бухгалтерского    учета
позволяет проверяющим   определить   сумму   поступившей   выручки   с
применением ККМ за отчетный  период,  после  чего  необходимо  сверить
данную сумму   выручки   по   кредиту  счета  46  Главной  книги.  При
несоответствии полученной суммы выручки с суммой выручки,  проведенной
по Главной   книге,   проверяющий   обязан   выявить   причину  такого
расхождения.
     Если будет  установлено,  что полученная выручка не оприходована,
то в  акте  проверки   отмечается   занижение   прибыли   (дохода)   и
правонарушение следует  квалифицировать по п.  1 ст.  13 Закона РФ "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации".


               Раздел IV. Ответственность за нарушение
            действующего законодательства о применении ККМ
                  и оформление результатов проверки

     4.1. За  нарушение  требований  Закона  Российской  Федерации  "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с  населением"  и Положения по применению контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных  расчетов  с  населением  применяются
штрафные санкции и меры административной ответственности.
     Субъектами ответственности  являются:  предприятия  и  физические
лица. Ответственность    может    наступить   только   за   конкретные
правонарушения, предусмотренные Законом.  При оформлении документов по
привлечению к ответственности следует указывать размер штрафа (кратный
размер минимальной оплаты труда) и сумму штрафа  (например:  размер  -
350-кратный размер минимальной оплаты труда,  сумма - 5117000 рублей).
Размеры штрафов  строго фиксированы  Законом,  и  должностным   лицам,
оформляющим документы по привлечению к ответственности,  права снижать
или увеличивать размер взыскания штрафа не предоставлено.
     В случае  повторного  нарушения  предприятием  указанного  Закона
налоговый орган   должен   принять   меры   к   приостановлению    его
деятельности, связанной  с  денежными  расчетами  с населением,  в том
числе в виде запрещения распоряжаться денежными средствами в банках  и
направить соответствующие материалы в суд с иском о ликвидации данного
предприятия.
     Если предприятие,   в   отношении  которого  вынесено  решение  о
приостановлении его  деятельности   по   реализации   товара   (услуг)
населению, продолжает эту деятельность, то на него налагается штраф за
осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления
деятельности предприятия  в  порядке,  предусмотренном ст.  6 Закона -
700-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда.
     Суммы штрафов  за  нарушение Закона о применении ККМ при неуплате
их добровольно в установленные сроки списываются  с  расчетных  счетов
предприятий (юридических лиц) в бесспорном порядке,  с физических лиц,
зарегистрированных в качестве предпринимателей, взыскание производится
в судебном порядке по нормам ГПК РСФСР.
     4.2. В  ходе   проверки   проверяющие   должны   учитывать,   что
привлечение к  ответственности  предприятий  не  исключает возможности
привлечения к  административной  ответственности  должностных  лиц  за
нарушения, предусмотренные      Кодексом      об      административных
правонарушениях РСФСР и другими законодательными актами.
     Действующим законодательством  о  применении ККМ не предусмотрены
санкции за  отдельные  нарушения  по  применению   ККМ   (эксплуатация
незарегистрированной ККМ,   отсутствие  пломбы  на  ККМ,  ненадлежащее
ведение книги  кассира-операциониста  и  др.).  При  выявлении   таких
нарушений рекомендуется предложить администрации предприятия устранить
выявленные нарушения.   При   невыполнении    предложений    налоговой
инспекции, должностные  лица  предприятий и организаций привлекаются к
административной ответственности согласно п.  12 ст.  7 Закона  РФ  "О
Государственной налоговой службе РФ",  как  невыполнившие  предложения
налогового органа по устранению нарушений законодательства.
     Пунктом 1  ст.  7 Закона "О Государственной налоговой службе РФ",
ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой  системы  в  РФ"  предусмотрено
применение административных  штрафов  от  2  до 5 минимальных размеров
оплаты труда  на  должностных  лиц  и  граждан,  виновных  в  сокрытии
(занижении) дохода  (прибыли);  отсутствии  бухгалтерского  учета  или
ведении его с нарушением установленного  порядка,  а  также  искажении
бухгалтерских отчетов,  балансов  и  других  документов  (в  том числе
кассовых книг).
     Поэтому, должностные   лица   предприятий   или  предприниматели,
виновные в нарушении требований  законодательства  о  применении  ККМ,
могут привлекаться  к административной ответственности в установленном
порядке за перечисленные выше нарушения.
     4.3. Результаты проверки  оформляются  актом  и  соответствующими
приложениями к нему.  Акт проверки  отражает  все  выявленные  в  ходе
проверки нарушения действующего законодательства по применению ККМ.
     В акте проверки в обязательном порядке указываются:  дата и время
проведения проверки;   должность,   фамилия   и   инициалы   работника
налогового органа  и   работников   других   контролирующих   органов,
принимавших участие   в   проверке;  наименование  налогового  органа,
назначившего проверку;  полное  наименование  объекта  проверки,   его
организационно-правовая форма,  и подчиненность  и  месторасположение,
каким  органом  государственного управления он зарегистрирован (дата и
номер документа о регистрации);  юридический адрес  объекта  проверки,
его почтовые и банковские реквизиты и другие необходимые сведения.
     Нарушения, выявленные проверкой в акте, излагаются четко и кратко
и обязательно должны быть подтверждены ссылками на  статьи,  пункты  и
разделы законодательных  и  нормативных  актов,  а  также  инструкций,
изданных в порядке реализации этих актов, которые были нарушены или не
соблюдены при  применении  ККМ  при  осуществлении денежных расчетов с
населением.
     По каждому  факту  выявленных  нарушений,  в  зависимости  от  их
характера, применяются только формулировки,  предусмотренные в  ст.  7
указанного Закона.

     Например: " предприятие  ведет  денежные расчеты с населением без
               применения контрольно-кассовой машины" или "предприятие
               не вывесило ценник на продаваемый товар".

     Для подтверждения    факта   выявленных   нарушений   указываются
обстоятельства, при  которых  они  были  обнаружены  и  представляются
соответствующие доказательства.

     Например: "в результате проверки установлено: предприятие
               (указать режим работы) при оказании услуг либо
               осуществлении продажи конкретного ассортимента, в
               количестве, в сумме, ведет денежные расчеты с
               населением без применения контрольно-кассовой машины.
               В подтверждение к акту прилагаются как прямые, так и
               косвенные доказательства (документ, подтверждающий
               снятие денежных средств в кассе и сопоставление с
               показаниями на контрольной ленте пп. 6.1, 6.2
               Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых
               машин при осуществлении денежных расчетов с
               населением (утверждены Министерством финансов России
               от 30.08.93 N 104), нулевой чек, товарно-транспортные
               накладные, объяснения продавца, руководителя
               предприятия и другие). В связи с чем нарушен абзац
               2 ст. 7 настоящего Закона."

     В заключительной части акта излагаются обязательные  указания  по
устранению выявленных нарушений.
     К акту проверки прилагаются документы,  подтверждающие отмеченные
в нем правонарушения: акты контрольных закупок (если они проводились),
таблицы, расчеты,   протокол   об   административном   правонарушении,
постановление и акты изъятия документов и другие.
     Акт проверки составляется в двух экземплярах, подписывается всеми
проверяющими лицами  и представителями предприятий,  присутствовавшими
при осуществлении    проверки.    Присутствовавшие    при     проверке
представители предприятий  имеют  право  изложить в акте проверки свои
замечания (возражения) или оформить их отдельно и  приложить  к  акту,
сделав при этом соответствующую запись в акте.
     При наличии замечаний (возражений) по акту проверки, руководитель
проверяемого объекта   (представитель  администрации)  приглашается  в
Государственную налоговую инспекцию для их совместного рассмотрения, о
чем делается запись в акте, ниже подписи проверяющих.
     Акт проверки не  позднее  следующего  дня  после  его  подписания
регистрируется в  специальном  журнале  и  передается  на  утверждение
начальнику государственной налоговой инспекции.
     4.4. Начальник   государственной   налоговой  инспекции  или  его
заместитель принимает  решение  о  применении  штрафных   санкций   на
основании выявленных   в  результате  проверки  и  отраженных  в  акте
нарушений Закона с указанием сроков их устранения.
     При наличии возражений акт проверки рассматривается в присутствии
соответствующих должностных лиц (их заместителей),  представивших  эти
возражения. Если  эти  должностные  лица  (их  заместители)  после  их
предупреждения о времени и месте рассмотрения материалов  не  явились,
то их возражения рассматриваются в их отсутствии.
     Примерная форма  акта  проверки  выполнения   Закона   Российской
Федерации "О  применении  контрольно-кассовых  машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" прилагается (приложения 3 и 4).


                                               Приложение 1

                           П Е Р Е Ч Е Н Ь
                 законодательных и нормативных актов,
               инструктивных и методических материалов
           по вопросам применения контрольно-кассовых машин
           при осуществлении денежных расчетов с населением

     1. Закон  РСФСР  от  21.03.91 "О Государственной налоговой службе
РСФСР", с изменениями и дополнениями.
     2. Закон  Российской  Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями.
     3. Закон   Российской   Федерации   от   18.06.93  "О  применении
контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  денежных   расчетов   с
населением".
     4. Постановление  Верховного  Совета  Российской   Федерации   от
18.06.93 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с населением".
     5. Постановление  Совета   Министров   России   -   Правительства
Российской Федерации  от  30.07.93  N 745 "Об утверждении Положения по
применению контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с  населением  и  Перечня  отдельных  категорий  предприятий,
организаций и учреждений,  которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей  местонахождения могут осуществлять денежные расчеты
с населением без применения контрольно-кассовых машин".
     6. Порядок  регистрации  контрольно-кассовых  машин  в  налоговых
органах, утвержденный Госналогслужбой России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71.
     7. Типовые  правила  эксплуатации  контрольно-кассовых  машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утверждены Министерством
финансов России от 30.08.93 N 104.
     8. Методические  рекомендации  по  использованию   данных   учета
выручки, полученные   с  применением  контрольно-кассовых  машин,  при
осуществлении контроля  за  полнотой  и  своевременностью  поступления
выручки, уплаты  налогов  и  других  поступлений  в бюджеты Российской
Федерации, утвержденные Центральным банком  России  и  Госналогслужбой
России от 18.08.93 N 51 и N ВЗ-6-13/272.
     9. Постановление  Совета  Министров  -  Правительства  Российской
Федерации от   09.09.93  N  903  "О  государственной  межведомственной
экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам".
     10. Приказ Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции
Российской Федерации  от  14.03.94  N  ВГ-3-14/18/77  "Об  организации
взаимодействия органов  Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации и Департамента налоговой полиции Российской Федерации".
     11. Приказ Госналогслужбы России от 17.11.93 N ВГ-3-14/92.
     12. Разъяснения по отдельным вопросам,  связанным  с  применением
контрольно-кассовых машин, письма Госналогслужбы России от: 29.10.93 N
ВГ-4-14/170н, 19.11.93 N ЮУ-6-10/381, 29.12.93 N НИ-6-14/436, 13.01.94
N НИ-6-14/15,  23.03.94 N НИ-6-14/93, 05.05.94 N НИ-6-07/152, 23.05.94
N НИ-6-14/176,  05.05.94  N  НИ-6-14/177,  15.07.94   N   НИ-6-14/246,
18.04.94 N НИ-6-14/254.
     13.  Инструкция Госналогслужбы  Российской  Федерации от 20.03.92
N 8  "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц".
     14. Положение  о  бухгалтерском  учете  и отчетности в Российской
Федерации, утвержденное  приказом  Минфина  Российской  Федерации   от
20.03.92 N 10.


                                                 Приложение 2

  Государственная налоговая служба
       Российской Федерации

Государственная налоговая инспекция
по ________________________________
___________________________________
     (почтовый адрес)

                              ПОРУЧЕНИЕ
              от "___" ________________ 199_ г. N______

     Настоящим поручается  сотруднику  (кам) Государственной налоговой
инспекции по _________________________________________________________
                     (области, городу, району)
______________________________________________________________________
       (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, классный чин)
_______________________________________________________________________
произвести проверку    применения    контрольно-кассовых   машин   при
осуществлении денежных расчетов с населением по адресу: _______________
_______________________________________________________________________

     Права налоговых  органов  установлены  Законом  РСФСР от 21 марта
1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР", Законом РФ
от 27  декабря  1991  г.  N  2118-1  "Об  основах  налоговой системы в
Российской Федерации",  Законом РФ от 18 июня  1993  г.  N  5215-1  "О
применении контрольно-кассовых   машин   при   осуществлении  денежных
расчетов с населением",  постановлением Верховного  Совета  Российской
Федерации от 18 июня 1993 г. N 5216-1, постановлением Совета Министров
- Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.

     -----------------------------------------------------¬
     ¦    ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ УДОСТОВЕРЕНИЯ    ¦
     L-----------------------------------------------------

Начальник (заместитель)
Государственной налоговой
инспекции по ____________


                                                     Приложение 3


                                А К Т
                    проверки выполнения Закона РФ
               "О применении контрольно-кассовых машин
          при осуществлении денежных расчетов с населением"


     г. _________________________            "___" __________ 199  г.
                                       Проверка начата ______ час.

    Должностное лицо _______________________________________________
                       (должность, классный чин, фамилия и инициалы)
____________________________________________________________________
                          (наименование ГНИ)
____________________________________________________________________
с участием _________________________________________________________
____________________________________________________________________
в присутствии ______________________________________________________
              (должность, ф.и.о. представителя объекта проверки)
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

провели проверку   исполнения  Закона  РФ  от  18.06.93  N  5215-1  "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с населением":
______________________________________________________________________
                (полное наименование объекта проверки)
_______________________________________________________________________
  (наименование предприятия, в состав которого входит данный объект
                              проверки)
_______________________________________________________________________
зарегистрировано в ____________________________________________________
                    (орган, осуществивший государственную регистрацию,
_______________________________________________________________________
  или выдавший разрешение на занятие предпринимательской деятельностью
______________________________________________________________________
                  без образования юридического лица
______________________________________________________________________
               дата регистрации, регистрационный номер)
и государственной налоговой инспекции ________________________________
                                           (наименование ГНИ)
юридический адрес: __________________________________________________
                       (зарегистрированный юридический адрес)
расположено _________________________________________________________
                      (почтовый адрес, телефон)
имеет расчетный счет N ________ в ___________________________ банке
                                       (наименование)
_____________________________________________________________________
                            (район, адрес)

     По результатам проверки выявлены следующие нарушения Закона РФ от
18.06.93 N  5215-1  "О  применении   контрольно-кассовых   машин   при
осуществлении денежных расчетов с населением"
_____________________________________________________________________
                         (описание нарушения)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

     Акт подписали:
Должностное лицо налогового органа,
составившего акт _____________________________________________________

Другие лица, принимавшие участие
в проверке ___________________________________________________________
______________________________________________________________________

Представитель объекта проверки
(физическое лицо) ____________________________________________________

     Примечание: В случае отказа представителя (физического  лица)  от
подписания акта, об этом делается соответствующая запись в акте.

     Руководитель проверяемого  объекта  (представитель администрации)
приглашается в Государственную налоговую инспекцию по ________________
по адресу ___________________________ дата __________ время __________


                                                   Приложение 4

                    ПЕРЕЧЕНЬ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ,
             ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         ОТ 18.06.93 N 5215-1
               "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
          ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

     1. Ведение  денежных  расчетов  с   населением   без   применения
контрольно-кассовой машины  -  влечет  взыскание  штрафа в 350-кратном
установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.
     2. Использование   неисправной   контрольно-кассовой   машины   -
200-кратном установленном законом размере минимальной месячной  оплаты
труда.
     3. Осуществление  торговых  операций   (оказание   услуг)   после
приостановления деятельности  предприятия  в порядке,  предусмотренном
статьей 6  названного  Закона  -  700-кратном  установленном   законом
размере минимальной месячной оплаты труда.
     4. Отсутствие  ценника  за  продаваемый  товар  (прейскуранта  на
оказываемую услугу)   -   100-кратном  установленном  законом  размере
минимальной месячной оплаты труда.
     5. Невыдача   чека   лицом,   обязанным   выдать  его  покупателю
(клиенту), или выдача чека  с  указанием  суммы,  менее  уплаченной  -
10-кратном установленном  законом  размере минимальной месячной оплаты
труда, но не менее 20 процентов от стоимости покупки (услуги).


                                                 Приложение 5

               Книга учета доходов и расходов граждан,
                имеющих доходы от предпринимательской
                     (коммерческой) деятельности

------------------------------------------------------------------------------
Период учета  :Количество :Расходы на  :Количество:Средняя   :Сумма  :Чистый
(день, неделя,:изготовлен-:производство:реализо-  :цена реа- :выручки:доход
месяц, год)   :ной продук-:продукции   :ванной    :лизован-  :или    :(выруч-
              :ции (ока-  :(оказанных  :продукции :ной       :дохода :ка -
              :занных     :услуг)      :(оказанных:продукции :       :расходы)
              :услуг)     :            : услуг)   :(руб.коп.):       :(руб.коп.)
--------------------------------------------------------------------------------
      1             2           3            4          5         6         7
--------------------------------------------------------------------------------



Итого за год ______________________________________________________________