О ВКЛЮЧЕНИИ БАНКОМ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ (IPO) В РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.01.09 03-03-06/2/7

               О ВКЛЮЧЕНИИ БАНКОМ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ (IPO)
           В РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ
                      БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          21 января 2009 г.
                            N 03-03-06/2/7

                                 (Д)


     В  связи  с  письмом  по  вопросу включения затрат на организацию
дополнительного   размещения   акций   в   расходы,   учитываемые  при
определении   налоговой   базы   по  налогу  на  прибыль  организаций,
Департамент   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики   сообщает
следующее.
     В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  в  состав  внереализационных  расходов
включаются  расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в
частности,  на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление
или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные
с  обслуживанием  собственных  ценных  бумаг,  в  том числе расходы на
услуги  реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным
(дивидендным)   платежам,   расходы,  связанные  с  ведением  реестра,
предоставлением     информации    акционерам    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации и другие аналогичные расходы.
     Пунктом  1  ст. 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые
для   целей   налогообложения  с  учетом  положений  гл.  25  Кодекса,
признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они
относятся,  независимо от времени фактической выплаты денежных средств
и (или) иной формы их оплаты.
     Совет   директоров  Банка  России  17  октября  2008  г.  одобрил
"Основные   направления   единой   государственной   денежно-кредитной
политики  на 2009 год и период 2010 и 2011 годов", в которых указал на
необходимость проведения дополнительных мер, направленных на повышение
капитализации   кредитных   организаций  и  обеспечение  благоприятных
условий публичного размещения их акций (IPO) в целях совершенствования
банковской    системы    и   создания   условий   для   инвестиционной
привлекательности банковского сектора.
     Из  письма  следует,  что  в  целях увеличения капитала банка для
обеспечения    получения    дополнительных   доходов   от   расширения
деятельности   банком   осуществлялись   мероприятия   по   подготовке
публичного  размещения акций (IPO) на российских и иностранных биржах.
С  этой  целью были произведены расходы по оплате услуг консультантов,
аудиторов,  юристов,  переводчиков,  по командированию сотрудников для
ведения  деловых  переговоров  и  другие  расходы.  Однако  в  связи с
неблагоприятной  ситуацией на мировых финансовых рынках банком принято
решение публичное размещение акций отложить.
     В  Определении  Конституционного  Суда  Российской Федерации от 4
июня  2007  г.  N  320-О-П  указано, что налоговое законодательство не
использует  понятие  экономической  целесообразности  и  не регулирует
порядок  и  условия  ведения  финансово-хозяйственной  деятельности, а
потому  обоснованность  расходов,  уменьшающих в целях налогообложения
полученные   доходы,   не   может   оцениваться   с  точки  зрения  их
целесообразности,   рациональности,   эффективности   или  полученного
результата.  В  силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1
ст.  8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет
ее  самостоятельно  на  свой риск и вправе самостоятельно и единолично
оценивать ее эффективность и целесообразность.
     Постановление  Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 обращает
внимание  на  то, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете
налоговой   базы,   должна   оцениваться   с   учетом   обстоятельств,
свидетельствующих   о   намерениях  получить  экономический  эффект  в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     С  учетом  изложенного, по нашему мнению, указанные выше расходы,
если  они  были  связаны  с  подготовкой к публичному размещению акций
(IPO),   могут   быть  отнесены  к  расходам  на  организацию  выпуска
собственных  ценных бумаг, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 265 Кодекса,
в  том  отчетном  (налоговом)  периоде,  в котором они фактически были
осуществлены,  вне  зависимости от того, состоялось ли такое публичное
размещение.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 января 2009 г.
N 03-03-06/2/7