О ВКЛЮЧЕНИИ БАНКОМ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ (IPO) В РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 января 2009 г. N 03-03-06/2/7 (Д) В связи с письмом по вопросу включения затрат на организацию дополнительного размещения акций в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов включаются расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности, на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие аналогичные расходы. Пунктом 1 ст. 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Совет директоров Банка России 17 октября 2008 г. одобрил "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов", в которых указал на необходимость проведения дополнительных мер, направленных на повышение капитализации кредитных организаций и обеспечение благоприятных условий публичного размещения их акций (IPO) в целях совершенствования банковской системы и создания условий для инвестиционной привлекательности банковского сектора. Из письма следует, что в целях увеличения капитала банка для обеспечения получения дополнительных доходов от расширения деятельности банком осуществлялись мероприятия по подготовке публичного размещения акций (IPO) на российских и иностранных биржах. С этой целью были произведены расходы по оплате услуг консультантов, аудиторов, юристов, переводчиков, по командированию сотрудников для ведения деловых переговоров и другие расходы. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией на мировых финансовых рынках банком принято решение публичное размещение акций отложить. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 320-О-П указано, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 обращает внимание на то, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. С учетом изложенного, по нашему мнению, указанные выше расходы, если они были связаны с подготовкой к публичному размещению акций (IPO), могут быть отнесены к расходам на организацию выпуска собственных ценных бумаг, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 265 Кодекса, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически были осуществлены, вне зависимости от того, состоялось ли такое публичное размещение. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 21 января 2009 г. N 03-03-06/2/7 |