1. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 292 НК РФ СУММЫ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, СФОРМИРОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНАВЛИВАЕМОМ ЦБ РФ, ПРИЗНАЮТСЯ РАСХОДОМ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННОЙ СТАТЬЕЙ. ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ РАСХОДЫ В ВИДЕ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, СФОРМИРОВАННЫЕ БАНКАМИ ПОД ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ОТНОСИМУЮ К СТАНДАРТНОЙ, В ПОРЯДКЕ, УСТАНАВЛИВАЕМОМ ЦБ РФ. ПРИ ЭТОМ В П. 1.7 ПОЛОЖЕНИЯ ЦБ РФ ОТ 26.03.2004 N 254-П "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ПО ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ" (С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ УКАЗАНИЕМ ЦБ РФ ОТ 06.05.2008 N 2006-У) НИ ОДИН ИЗ СФОРМИРОВАННЫХ ПОРТФЕЛЕЙ ССУД НЕ ОПРЕДЕЛЕН КАК СТАНДАРТНЫЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА СО СТАВКОЙ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ 0% (ПОРТФЕЛЬ ОДНОРОДНЫХ ССУД БЕЗ ПРОСРОЧЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ). ПРАВОМЕРНА ЛИ ПОЗИЦИЯ БАНКА, ЧТО ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ К РАСХОДАМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВЫ ПО ССУДАМ, ОБЪЕДИНЕННЫМ В ПОРТФЕЛЬ ОДНОРОДНЫХ ССУД БЕЗ ПРОСРОЧЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИРАВНЕН К ПОРЯДКУ, УСТАНОВЛЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ РЕЗЕРВОВ ПОД ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ОТНОСИМУЮ К СТАНДАРТНОЙ, Т.Е. УКАЗАННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ БАНК ВПРАВЕ УЧИТЫВАТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ? 2. ВПРАВЕ ЛИ БАНК УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ, СФОРМИРОВАННЫЕ ПОД ПРОСРОЧЕННУЮ ДЕБИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО АРЕНДЕ СЕЙФОВЫХ ЯЧЕЕК? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 октября 2008 г. N 03-03-06/2/145 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резервов на возможные потери по ссудам по портфелям однородных ссуд и по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее. 1. О резервах на возможные потери по ссудам, объединенным на портфельной основе. Пунктом 1 ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 Кодекса. Таким образом, Центральный банк Российской Федерации является единственным органом, который вправе устанавливать порядок формирования банками резерва на возможные потери по ссудам, признаваемого согласно указанным нормам Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций. Особенности формирования резерва на возможные потери по ссудам, сформированным на портфельной основе, установлены гл. 5 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение) с учетом внесенных последующих изменений и дополнений в Положение, включая Указание Банка России от 06.05.2008 N 2006-У, которые уточнили указанный порядок формирования резервов. Учитывая изложенное, с момента вступления в силу Указания Банка России от 06.08.2008 N 2006-У для целей налогообложения прибыли организаций следует применять порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, объединенным в портфель однородных ссуд, установленный Положением с учетом данного Указания. 2. О резервах по сомнительным долгам. В соответствии с п. 1 ст. 266 Кодекса в целях налогообложения прибыли сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Пунктом 3 ст. 266 Кодекса установлено, что банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Как следует из письма, у банка образовалась дебиторская задолженность по платежам за аренду сейфовых ячеек. В соответствии с п. 5 ст. 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Сдача имущества в аренду в Гражданском кодексе Российской Федерации рассматривается как иной самостоятельный вид обязательств наряду с куплей-продажей, меной, дарением, рентой, подрядом и др. Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение или временное пользование, т.е. при аренде имущества последнее не переходит в собственность лица, его арендовавшего. Таким образом, правовая природа и цели договора возмездного оказания услуг и договора аренды имущества различны. В то же время наравне с гл. 21 Кодекса предоставление имущества в аренду в целях налогообложения прибыли организаций в отдельных случаях также рассматривается как реализации услуги - в случае, когда сдача имущества в аренду является для организации основным видом деятельности и получаемый в этом случае от сдачи имущества в аренду доход признается согласно ст. 249 Кодекса выручкой от реализации товаров (работ, услуг). В остальных случаях сдача имущества в аренду в целях налогообложения прибыли - это внереализационный доход в соответствии с п. 4 ст. 250 Кодекса. Учитывая, что сдача в аренду сейфовых ячеек не является основным видом деятельности банка, дебиторская задолженность, образовавшаяся у банка по договору аренды сейфовых ячеек, по нашему мнению, не является сомнительным долгом для целей налогообложения прибыли, поскольку, заключая с клиентом такой договор, банк не осуществляет реализацию услуг и не учитывает полученный от такой сделки доход как выручку от реализации услуг. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационноразъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 21 октября 2008 г. N 03-03-06/2/145 |