ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ОАО "РЖД". Распоряжение. ОАО Российские железные ДОРОГИ. 24.04.06 788Р

Оглавление


Страницы: 1  2  


стороны кузова электровозов и  тепловозов  должны  быть  предусмотрены
розетки   с   закрывающимися   крышками   для   включения   переносных
светильников  напряжением  не  выше  42  В  переменного  или   110   В
постоянного тока.
     5.8. Межсекционные   разъемы    силовых    электрических    цепей
электровозов  и  тепловозов,  включая  цепи  электрического отопления,
должны  иметь  блокирующее  устройство,  исключающее  возможность   их
соединения  (разъединения),  а  также  доступ к токоведущим частям при
наличии на них напряжения выше 42 В переменного и  110  В  постоянного
тока.
     5.9. На  каждом  электровозе,  тепловозе  и  МВПС   должны   быть
следующие защитные средства:
     перчатки резиновые диэлектрические  (по  одной  паре  на  каждого
работника локомотивной бригады);
     ковры резиновые диэлектрические (два на секцию локомотива);
     штанги для  заземления  первичной обмотки тягового трансформатора
(одна на секцию электровоза переменного тока);
     штанги изолирующие    для   отключения   разъединителей   тяговых
двигателей (одна на секцию электровоза, тепловоза);
     три пары шумоизолирующих наушников (на тепловозах, дизель-поездах
и электровозах).
     На тепловозах,  дизель-поездах и паровозах,  эксплуатирующихся на
тоннельных участках железных дорог,  а также,  независимо от этого, на
тепловозах,  оборудованных установками газового пожаротушения,  должны
быть противогазы (дежурные - на каждого члена локомотивной бригады).
     Для хранения  защитных  средств на локомотивах,  МВПС должны быть
предусмотрены специальные места.
     На локомотиве,   МВПС  должен  быть  перечень  защитных  средств,
используемых на конкретной серии,  типе локомотива, МВПС, утвержденный
службой  локомотивного  хозяйства  железной  дороги  или руководителем
депо.
     5.10. Локомотивы,  МВПС  должны  быть  обеспечены огнетушителями,
установками  пожаротушения,  пожарным  инвентарем  и  пожарным  ручным
инструментом  в  соответствии  с  Инструкцией  по обеспечению пожарной
безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
     Наличие и   состояние   защитных  средств,  инструмента,  средств
пожаротушения и пожарной сигнализации должны  проверяться  при  каждом
техническом  обслуживании  ТО-3 и текущем ремонте локомотивов,  МВПС с
регистрацией в журнале ремонта локомотива, МВПС.
     5.11. Средства   защиты   необходимо  периодически  испытывать  в
порядке, установленном Приложением N 1 к настоящим Правилам.
     Допускается испытание  средств  защиты ранее установленного срока
при  очередных  ремонтах  локомотива,  МВПС.   Запрещается   применять
средства  защиты  без штампа испытания (кроме диэлектрических ковров и
инструмента с изолирующими рукоятками).  В депо должен быть установлен
порядок учета, хранения, выдачи и испытаний средств защиты.
     5.12. Тендерный  нефтяной  бак  паровоза  должен   быть   снабжен
вертикальной  газоотводной  трубкой  с  сеткой  на  наружном конце для
отвода  паров  нефтетоплива  из  бака.  Трубка  должна  быть  изогнута
горизонтально в сторону задней стенки нефтяного бака.
     Крышки люков  нефтяного  бака  должны  иметь   простые   зажимные
(запорные) приспособления.
     5.13. Запорные приспособления и форсунки на паровозе должны  быть
исправны и не должны пропускать нефтетопливо при потушенной форсунке.
     5.14. Паровыхлопная труба  тормозного  паровоздушного  насоса  на
паровозах,  работающих на электрифицированных участках железных дорог,
должна быть загнута в сторону с целью исключения выхода ее за  пределы
габарита подвижного состава.
     5.15. Техническое  состояние  кабины   управления   при   выпуске
локомотива,  МВПС из депо должно обеспечивать безопасные условия труда
локомотивной  бригады  и  защиту   от   воздействия   возникающих   на
локомотиве,  МВПС  вредных  и  опасных  факторов,  а  также  удобный и
безопасный доступ к агрегатам  и  механизмам  при  их  эксплуатации  и
техническом обслуживании.
     5.16. Подушка сидения  кресла,  откидные  подлокотники,  механизм
регулирования  кресла  по  высоте  и  по  направлению  продольной  оси
локомотива,  МВПС должны быть в  исправном  состоянии.  Кресло  должно
иметь  надежную  фиксацию  с полом кабины машиниста и регулироваться с
учетом индивидуальных антропометрических характеристик  человека  (при
наличии механизма регулировки).
     Кресло своим демпфированием не должно усиливать на рабочем  месте
вибрацию и амплитуду толчков на стыках рельсов.
     На маневровых  локомотивах  сидение  допускается   закреплять   с
демпфированием  и  регулированием на боковой или задней стенке кабины,
при этом оно не должно затруднять выход из кабины и подход к  боковому
окну.
     5.17. Лобовые и боковые окна,  входные двери в кабину  управления
должны быть в исправном состоянии,  плотно закрываться (иметь надежные
фиксаторы,  замки  и  уплотнение)  для  предупреждения   проникновения
холодного воздуха, шума и газов (на тепловозах).
     5.18. Для лобовых окон кабин управления электровозов и тепловозов
с    кузовом   вагонного   типа   должны   применяться   высокопрочные
электрообогреваемые стекла,  будки машиниста паровоза -  высокопрочные
стекла.   Для   боковых   окон  кабины  управления  (будки  машиниста)
локомотивов могут  применяться  высокопрочные  стекла  или  безопасные
закаленные  стекла,  соответствующие  ГОСТ 5727.  Для окон в передней,
задней и боковых стенках кабин управления электровозов и тепловозов  с
кузовом капотного типа могут применяться безопасные закаленные стекла,
соответствующие ГОСТ 5727.
     Для лобовых окон кабин управления электропоездов и дизель-поездов
должны  применяться  полированные  закаленные   стекла   с   пленочным
электрообогревом,  для  боковых  окон  кабин управления и пассажирских
салонов - закаленные стекла, соответствующие ГОСТ 5727.
     5.19. Лобовые    окна    кабин    управления   электропоездов   и
дизель-поездов должны  быть  оборудованы  стеклоочистителями,  лобовые
окна  кабин  управления  электровозов и тепловозов с кузовом вагонного
типа, окна в передней и задней стенках кабин управления электровозов и
тепловозов   с   кузовом   капотного   типа   -  стеклоочистителями  и
стеклообогревателями.  В  выключенном  положении  стеклоочистители  не
должны мешать нормальному обзору впереди лежащего пути.
     5.20. На лобовых окнах кабин управления поездных  электровозов  и
тепловозов  и  на  передних  боковых  стеклах  маневровых тепловозов и
электровозов  должны  быть   экраны   или   светофильтры,   защищающие
локомотивную бригаду от слепящего воздействия солнечных лучей.
     На лобовых окнах кабин управления электропоездов и дизель-поездов
должны быть регулируемые по высоте солнцезащитные шторы.
     5.21. Перед (по ходу движения) боковыми окнами кабины  управления
поездных  локомотивов,  МВПС  и  с  обеих  сторон  боковых окон кабины
управления маневровых локомотивов должны быть  установлены  поворотные
предохранительные ветровые щитки (параваны) из безопасного закаленного
или органического стекла,  а над окнами -  желобки  или  козырьки  для
стока дождевой воды.
     5.22. На кабинах  управления  локомотивов,  МВПС  с  двух  сторон
снаружи  перед  выдвижными  боковыми  окнами  должны  быть установлены
зеркала  обратного  вида.  Зеркала  не  должны  выходить  за  габариты
предохранительных щитков.
     5.23. Системы освещения локомотивов, МВПС должны быть в исправном
состоянии,  работать  в  установленных  режимах  и иметь штатное число
электроламп и колпачков  светофильтров.  Не  допускается  произвольная
замена электроламп электролампами другой мощности, арматуры источников
света и светофильтров.
     5.24. Стойка  аппаратуры  дистанционного  управления  СМЕТ должна
иметь штатную  подсветку  от  общего  освещения  машинного  отделения.
Скоростемеры   и   скоростемерные   ленты  должны  иметь  штатную  или
дополнительную подсветку.
     5.25. Пол,   стены   и  потолок  кабины  управления  и  машинного
отделения после произведенного ремонта или  технического  обслуживания
локомотива,   МВПС   должны   быть   восстановлены,   а   места  ввода
трубопроводов,  кабелей  и  органов  управления  в  кабину  управления
уплотнены с целью уменьшения возможности проникновения внешнего шума и
шума из машинного отделения.
     Полы кабин управления электровозов, тепловозов и МВПС должны быть
покрыты линолеумом.
     В кабинах  управления  магистральных электровозов и тепловозов не
должно быть разрежения воздуха при закрытых окнах и дверях.
     5.26. Установки             кондиционирования             воздуха
отопительно-вентиляционных устройств  на  электровозах,  тепловозах  и
МВПС должны содержаться в исправном состоянии.
     5.27. Температура поверхностей  нагревательных  приборов  или  их
ограждений  в  помещениях  локомотивов,  МВПС  должна быть не более 55
градусов С,  нагреваемых поверхностей (подлокотников,  панелей)  -  не
более 45 градусов C.
     5.28. Системы  отопления,  вентиляции и охлаждения воздуха должны
обеспечивать параметры микроклимата в кабинах управления электровозов,
тепловозов  и  МВПС,  соответствующие  требованиям  СП  2.5.1336  и СП
2.5.1198.
     После включения  отопления время достижения требуемой температуры
воздуха в кабинах управления электровозов,  тепловозов, МВПС не должно
превышать 45 минут.
     5.29. Время достижения  заданной  температуры  воздуха  в  кабине
управления после включения кондиционера не должно превышать 12 минут.
     5.30. На        локомотивах,         оборудованных         только
отопительно-вентиляционными  установками,  в  летнее время должна быть
обеспечена  подача  в  кабины   локомотива   наружного   воздуха   при
отключенном нагревателе калорифера.
     5.31. Люки   и   дефлекторы   естественной   вентиляции    должны
регулироваться,  иметь  надежное  уплотнение  и не пропускать в кабину
локомотива холодный воздух в зимнее время.
     5.32. Будка    машиниста   паровоза   должна   быть   оборудована
устройствами парового отопления,  размещенными под полом около сидений
машиниста и помощника машиниста.
     5.33. Цветовое  оформление  агрегатов  и  элементов  локомотивов,
МВПС, влияющее на безопасность труда и движения, должно быть выполнено
в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026 и ГОСТ 12.2.056.
     5.34. Санитарно-бытовые устройства локомотивов,  МВПС должны быть
в исправном состоянии и соответствовать заводской штатной установке.
     5.35. В  кабине  управления  или тамбуре локомотива,  МВПС должен
быть шкаф для хранения одежды,  сумок и других личных вещей работников
локомотивной бригады.
     В локомотивах, МВПС, не оборудованных шкафом для хранения одежды,
в  кабине управления должны быть крючки для верхней одежды и полка для
головных уборов.  Шкаф для  хранения  одежды  не  должен  захламляться
посторонними предметами.
     5.36. Холодильники для хранения  продуктов  питания  локомотивных
бригад,  предусмотренные  конструкцией  отдельных  серий  локомотивов,
должны содержаться в исправном состоянии.
     5.37. В  кабине  управления  электровоза,  тепловоза  должны быть
места для размещения двух термосов.
     5.38. Санитарный   узел   (умывальник,  унитаз),  предусмотренный
конструкцией локомотива,  МВПС, должен содержаться в чистоте. В местах
экипировки локомотивов,  МВПС на ПТОЛ или в местах отправления поездов
на железнодорожных станциях водяные баки для  санитарных  нужд  должны
своевременно заправляться водой.
     5.39. В  кабине  управления   локомотивов,   МВПС   должны   быть
установлены пепельницы.
     5.40. На локомотиве, МВПС должен быть ящик (шкафчик) для хранения
аптечки   или   сумки   с  необходимыми  медикаментами,  перевязочными
материалами  и  инструкций  по  их  применению   и   оказанию   первой
(доврачебной) помощи пострадавшим.
     5.41. На крышах электровозов и  моторных  вагонов  электропоездов
должны  быть  исправные  настилы  (трапы)  для  прохода работников при
осмотре, техническом обслуживании и ремонте крышевого оборудования.
     5.42. Лестницы,  установленные  снаружи тепловозов,  должны иметь
защитные  щиты,  перекрывающие  три  верхние  ступеньки.  Щиты  должны
запираться на замок.
     5.43. При открывании  дверей  высоковольтных  камер  электровозов
должно обеспечиваться заземление высоковольтной цепи токоприемника или
силового ввода.
     Для электровозов    переменного   тока   допускается   заземление
высоковольтной цепи токоприемников или силового  ввода  до  открывания
высоковольтной камеры.
     5.44. Высоковольтные камеры тепловозов должны  иметь  блокировку,
не   допускающую   вход   в  камеру  без  снятия  напряжения  тягового
генератора.
     5.45. Крышки    высоковольтных    подвагонных   ящиков,   силовых
трансформаторов,  выпрямительных  и  тиристорно-импульсных  установок,
двери шкафов с высоковольтной аппаратурой,  межвагонные высоковольтные
соединения и лестницы на крышу  вагонов  электропоездов  должны  иметь
блокировочные   устройства,   обеспечивающие  опускание  токоприемника
соответствующей секции при их открытии.
     5.46. Вращающиеся     части    дизеля,    электрических    машин,
вентиляторов, компрессоров и другого оборудования локомотивов, МВПС, к
которым   возможен   доступ   обслуживающего  персонала,  должны  быть
ограждены.
     5.47. Светильники,   установленные   в   аккумуляторных   отсеках
локомотивов, МВПС, должны быть во взрывобезопасном исполнении.
     5.48. Секция     магистрального    многосекционного    тепловоза,
электровоза,  используемая  на  маневрах,  должна   быть   оборудована
прожекторами и сигнальными фонарями с обеих сторон (на лобовой части и
на задней торцевой стенке).
     5.49. Маневровые  локомотивы,  кроме  ручного  расцепного  рычага
автосцепки,  должны быть оборудованы  устройствами  дистанционной  (из
кабины  управления)  отцепки  их  от  вагонов,  а  обслуживаемые одним
машинистом, кроме того, - устройствами, обеспечивающими автоматическую
остановку  на случай внезапной потери машинистом способности к ведению
локомотива.
     5.50. На маневровых локомотивах, предназначенных для обслуживания
одним машинистом,  дополнительно с помощью  дистанционного  управления
должно  обеспечиваться:  экстренное  торможение,  экстренная остановка
дизеля, подача песка под колесные пары, изменения направления движения
локомотива и скоростного режима дизеля.
     Дополнительно должны быть установлены:  манометр давления воздуха
в  цилиндрах,  кнопка управления передней и задней автосцепками,  кран
вспомогательного тормоза,  пульт управления радиостанцией  и  световая
сигнализация сброса нагрузки.
     Указанные устройства и сигнализаторы должны быть  расположены  на
втором   пульте   управления   или  переносном  пульте  дистанционного
управления локомотивом.
     С внешней  стороны  кабины с обеих сторон должны быть установлены
светильники с желтыми светофильтрами для сигнализации места нахождения
машиниста   и   зеркала   заднего   вида.  Включение  соответствующего
светильника должно быть автоматическим,  а зеркала должны обеспечивать
обзор  зоны  маневровой  работы  локомотива при нахождении машиниста с
левой или правой стороны кабины управления по ходу движения.
     5.51. Поездные локомотивы, предназначенные для обслуживания одним
машинистом,  должны  быть  оборудованы  устройствами,  обеспечивающими
экстренную  остановку поезда диспетчером и сигнализирующими машинисту,
находящемуся на  стоянке  вне  кабины  управления,  о  вызове  его  по
радиосвязи  дежурным по станции,  устройством автоматической остановки
поезда на случай внезапной потери машинистом способности управлять им,
зеркалами  обратного  вида,  установленными  с  левой и правой стороны
кабины управления,  а также устройствами  контроля  целости  тормозной
магистрали  и  предварительной световой сигнализации,  предназначенной
для  предупреждения  машиниста   о   предстоящем   включении   свистка
электропневматического клапана (ЭПК).
     Локомотивы должны быть оборудованы  дополнительной  сигнализацией
нормального  функционирования компрессоров,  системой физиологического
контроля   бдительности   машиниста   и    устройством,    исключающим
самопроизвольный  уход  локомотива  (поезда) со стоянки при отсутствии
машиниста в кабине.
     5.52. Комплекс устройств,  обеспечивающих эксплуатацию локомотива
машинистом  без  помощника  машиниста,  должен  дополняться  по   мере
внедрения технических средств,  направленных на повышение безопасности
движения и улучшение условий труда.
     5.53. Смазочные  материалы,  расходуемые в небольших количествах,
должны храниться на локомотивах, МВПС в специально отведенных местах в
металлической  таре  (бидонах,  масленках) с узкой горловиной и плотно
закрывающейся крышкой,  а обтирочные  материалы,  как  чистые,  так  и
загрязненные,  - в отдельных металлических ящиках и ведрах с крышками.
Смазочные и обтирочные материалы должны храниться на локомотиве,  МВПС
в строго определенных местах служебных отделений.
     5.54. Для  хранения  сигнальных  принадлежностей  и  инструмента,
необходимого для выполнения технического обслуживания,  на локомотиве,
МВПС должны быть шкафы, ящики.
     5.55. Под  кузовом локомотива должны быть установлены светильники
для освещения ходовых частей.

            VI. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
         ТЕРРИТОРИЯМ, ПЛОЩАДКАМ, ПОМЕЩЕНИЯМ И ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ
         ОБОРУДОВАНИЮ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

     6.1. Автомобильные  дороги,   тротуары   и   пешеходные   дорожки
территории депо, ПТОЛ должны иметь твердое покрытие.
     Дороги для транспортных средств  и  служебные  проходы  в  местах
пересечения  с  железнодорожными  путями должны иметь твердые покрытия
или настилы (типовые или переносные) на  уровне  головки  рельсов  для
проезда  транспортных  средств и прохода работников.  Эти места должны
быть оборудованы сигнализацией, а также искусственным освещением.
     6.2. На  территориях,  в  производственных помещениях депо,  ПТО,
экипировочных  устройствах  и  технологическом  оборудовании,  которое
может   служить  источником  опасности  для  работников,  должны  быть
нанесены  сигнальные  цвета,  сигнальная  разметка,  установлены   или
нанесены знаки безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ Р
12.4.026,   Положением   о    знаках    безопасности    на    объектах
железнодорожного   транспорта   и  Рекомендациями  по  предупреждающей
окраске сооружений и устройств,  расположенных в зоне  железнодорожных
путей.
     6.3. Для приемки и сдачи локомотивов, МВПС вне цеха депо, ПТОЛ на
территории  депо,  ПТОЛ  должно быть оборудовано специально отведенное
место,   уровень   освещенности   которого   должен    соответствовать
требованиям  нормативных  актов,  указанных  в  пункте  1.6  настоящих
Правил.
     6.4. Шлакоуборочные канавы, предназначенные для очистки зольников
и топок паровозов,  в соответствии с Правилами пожарной безопасности в
Российской  Федерации должны располагаться на расстоянии не менее 50 м
от складов хранения горючих материалов,  а также зданий IV,  IVа  и  V
степеней  огнестойкости.  Шлак  и  изгарь в местах чистки топок должны
заливаться водой и регулярно убираться.
     6.5. Для  производственных  помещений в соответствии требованиями
НПБ 105,  СНиП 31-03 и ВНТП-05 должны  быть  определены  категории  по
взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
     6.6. Помещения  депо,  ПТОЛ,   предназначенные   для   проведения
технического  обслуживания  локомотивов,  МВПС,  должны обеспечиваться
установками пожаротушения,  огнетушителями  и  пожарным  инвентарем  в
соответствии   с  Нормами  оснащения  объектов  и  подвижного  состава
железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
     6.7. На территориях депо,  ПТОЛ должны быть отдельные емкости для
сбора и хранения остатков загрязненных  нефтепродуктов  и  пропитанных
нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов.
     6.8. Промывочные  воды  при  обмывке  локомотивов,  МВПС   должны
собираться и обезвреживаться.
     6.9. Производственные воды,  загрязненные нефтепродуктами, должны
спускаться с территории депо, ПТОЛ в очистные сооружения.
     6.10. Комплекс очистных сооружений  должен  обеспечивать  очистку
промывочных вод до установленных норм.  Использование промывочной воды
должно быть,  как правило, замкнутое (бессточное). Нефтеловушки должны
регулярно очищаться от шлама, грязи и нефтепродуктов.
     Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений
и  сетей  должна  производиться  в  соответствии  с  требованиями ГОСТ
12.3.006 и Межотраслевых  правил  по  охране  труда  при  эксплуатации
водопроводно-канализационного хозяйства.
     6.11. Места  сброса  промывочных  вод,  прошедших  нейтрализацию,
должны   быть  согласованы  с  территориальным  управлением  (отделом)
Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
     6.12. Ворота  стойловой части депо,  ПТОЛ должны быть оборудованы
электроприводом для открывания (закрывания) с фиксацией их в  открытом
и   закрытом   положениях.   Механизм  открывания  ворот  должен  быть
сблокирован  с  устройством  включения  тепловых   завес.   Управление
воротами должно быть местным.
     6.13. На  каждом  стойле  цеха   депо,   ПТОЛ   и   экипировочных
устройствах,  имеющих  контактный  провод,  должна быть сигнализация о
наличии  (отсутствии)  напряжения  в  контактной   сети.   Аналогичной
сигнализацией должны быть оборудованы стойла, ввод (вывод) локомотивов
в которые производится с помощью постороннего источника питания.
     Сигнализация о  наличии  напряжения в контактной сети должна быть
выполнена при помощи светофоров с линзами диаметром не менее 150 мм, с
секционным    разъединителем    контактной   сети   или   выключателем
постороннего источника питания  и  действовать  в  зависимости  от  их
положения.
     При наличии напряжения в контактной сети какого-либо  стойла  или
на  стоящем  на нем локомотиве,  подключенном к постороннему источнику
питания,  в начале и конце этого стойла должен  гореть  красный  огонь
светофора, при снятом напряжении - зеленый огонь светофора.
     Секционные разъединители участка контактной сети,  расположенного
над  экипировочными  позициями,  должны  быть  сблокированы  с  замком
калитки  или  переходным  мостиком  в  барьере  стационарной  площадки
экипировочной  позиции,  а  при  поворотных  площадках  -  с  приводом
поворотного механизма.
     6.14. Контактная  сеть  в  здании  депо,  ПТОЛ  нормально  должна
находиться без напряжения.
     Секционный разъединитель в отключенном состоянии должен заземлять
контактную сеть.  Заземление на тяговый  рельс  должно  быть  двойное.
Каждый секционный разъединитель должен иметь свой номер и замки,  а их
ключи должны иметь бирки,  соответствующие номеру разъединителя. Ключи
к  замкам  секционных  разъединителей  должны храниться у дежурного по
депо.
     6.15. Смотровые   канавы   должны   быть   оборудованы  системами
отопления, освещения, иметь гладкие, легко моющиеся стены, а напольная
часть  канав  -  уклоны  и  сточные  желоба  к  сборным колодцам.  При
необходимости  смотровые  канавы  должны   оборудоваться   переходными
мостиками.
     6.16. Полы в производственных помещениях депо,  ПТОЛ должны  быть
непроницаемы  для жидкостей,  иметь ровную,  нескользкую,  удобную для
очистки поверхность и  достаточный  уклон  для  стока.  В  холодных  и
скользких  местах  должны  быть уложены теплоизолирующие и нескользкие
настилы.  Все каналы и углубления в полах должны быть плотно закрыты и
ограждены.
     6.17. Светильники и стекла световых проемов должны не  реже  двух
раз  в  год  очищаться  от  копоти,  пыли  и грязи,  а в помещениях со
значительными производственными выделениями дыма,  пыли и копоти -  не
реже  одного  раза в квартал.  Для удобной и безопасной очистки должны
быть оборудованы  специальные  настилы  с  барьерами,  переносные  или
постоянные лестницы, передвижные вышки.
     6.18. Цеха технического  обслуживания  локомотивов,  МВПС  должны
быть оборудованы механической общеобменной вентиляцией,  независимо от
наличия системы естественной общеобменной вентиляции.
     6.19. При  умывальных в производственных цехах должны быть мыло и
регулярно сменяемые полотенца или воздушные сушители для рук.
     6.20. В  умывальных  при производствах,  связанных с загрязнением
рук маслами и другими веществами,  трудносмываемыми водой, должны быть
специальные средства для мытья рук.  Мытье рук техническими жидкостями
категорически запрещается.
     6.21. В  депо,  ПТОЛ  должны  быть отапливаемые санитарно-бытовые
помещения,  содержащие  гардеробные,  душевые,  умывальные,   санузлы,
комнаты  гигиены  женщин,  помещения  для  приема пищи,  помещения для
отдыха и обогрева,  обработки,  хранения и выдачи спецодежды и средств
индивидуальной защиты, помещения для сушки спецодежды и спецобуви.
     6.22. Умывальные  должны  размещаться  в  помещениях,  смежных  с
гардеробными, или в гардеробных, в специально отведенных местах.
     6.23. Душевые должны обеспечиваться горячей и  холодной  водой  в
количестве,  достаточном  для  всех работников.  Использование душевых
должно осуществляться в соответствии с графиком для рабочих  отдельных
смен и цехов.
     6.24. Полы,  стены  и   оборудование   гардеробных,   умывальных,
душевых,  уборных,  комнат гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны
иметь покрытия из влагостойких материалов  с  гладкими  поверхностями,
легко  моющимися  горячей водой с применением моющих,  дезинфицирующих
средств.
     6.25. Гардеробные   должны   быть   оборудованы   вешалками   или
специальными шкафчиками для хранения личной рабочей и домашней одежды.
Хранение домашней и рабочей одежды должно быть обязательно раздельным.
     6.26. Для стирки и химической чистки специальной  одежды  в  депо
или  на  железнодорожном  узле  (для  группы структурных подразделений
железной дороги,  отделения железной дороги) должны  предусматриваться
прачечные и химчистки.
     6.27. Все помещения депо должны быть обеспечены доброкачественной
питьевой водой. Для пользования питьевой водой должны быть установлены
фонтанчики,  соединенные с водопроводной сетью,  или бачки с кипяченой
водой с плотно закрывающимися крышками. Вода в бачках должна ежедневно
заменяться свежей, бачки - плотно закрываться крышками и запираться на
замок, регулярно промываться горячей водой и подвергаться дезинфекции.
     6.28. В  депо  при  отсутствии  столовых  (буфетов)  должны  быть
выделены   специальные   помещения   для  приема  пищи,  оборудованные
посадочными местами,  холодильником,  умывальником,  мойкой для  мытья
посуды  с подводкой горячей и холодной воды,  плитой или микроволновой
печью для подогрева пищи.
     Питание локомотивных  бригад  должно быть организовано в столовых
(буфетах) домов отдыха локомотивных бригад или на станциях.
     6.29. Помещения  для  отпуска  работникам спецпитания должны быть
расположены вне производственных помещений.
     6.30. С   учетом   списка  работников  и  групп  производственных
процессов в депо должны быть здравпункты (медпункты),  комнаты гигиены
женщин,    сауны,   помещения   для   отдыха   в   рабочее   время   и
психосоматической регуляции.
     6.31. Для  снятия нервного напряжения после стрессовых ситуаций и
ускорения выработки психологического настроя на предстоящую  работу  в
депо   следует   предусматривать   наличие   кабинета  психологической
разгрузки или психосоматической регуляции,  состоящего из двух комнат:
аппаратной  и комнаты для проведения сеанса психологической разгрузки.
Кабинет целесообразно размещать рядом с гардеробной  домашней  одежды,
здравпунктом (медпунктом) или помещением для отдыха.
     6.32. В пунктах оборота локомотивов,  МВПС должны быть  дома  или
комнаты  отдыха  локомотивных  бригад,  которые должны соответствовать
требованиям Положения по устройству и содержанию домов и комнат отдыха
локомотивных бригад.
     6.33. В локомотивных депо должны быть кабинеты  и  уголки  охраны
труда,  в  ПТОЛ  -  уголки охраны труда,  имеющие наглядные пособия по
охране труда,  производственной санитарии и  пожарной  безопасности  в
соответствии  с  Положением  о  кабинете  охраны труда на предприятиях
федерального железнодорожного транспорта.

        VII. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫМ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
             И ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ЛОКОМОТИВОВ И МВПС

     7.1. Начальники  локомотивных  депо  и  их  заместители  (главные
инженеры) должны обеспечить:
     содержание локомотивов,     МВПС,    устройств    и    сооружений
локомотивного хозяйства в соответствии с требованиями, обеспечивающими
охрану труда работников депо;
     внедрение на локомотивах,  МВПС современных средств безопасности,
системы   предупредительной   сигнализации,  устройств  дистанционного
управления  автоматическими  установками   пожарной   сигнализации   и
пожаротушения, систем предупреждения пожаров и противопожарной защиты,
средств отведения  избыточного  тепла,  локализации  источников  шума,
вибрации,  пыли  и  других  вредных  факторов;  правил по охране труда
(правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, <...>
     Правил устройства   электроустановок,   правил  и  инструкций  по
технической  эксплуатации  электроустановок,  пожарной   безопасности,
пользованию   защитными  средствами  и  других  нормативно-технических
документов,  обеспечение и соблюдение требований которых входят  в  их
служебные   обязанности,  а  также  иметь  соответствующую  группу  по
электробезопасности согласно Приложению N 2. Очередная проверка знаний
по электробезопасности должна проводиться:
     1 раз в год - для электротехнического персонала,  непосредственно
организующего   и   проводящего  работы  по  обслуживанию  действующих
электроустановок или выполняющего в них наладочные,  электромонтажные,
ремонтные   работы   или   профилактические  испытания,  а  также  для
персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений;
     1 раз   в   3   года  -  для  электротехнического  персонала,  не
относящегося к предыдущей  группе,  а  также  специалистов  по  охране
труда, допущенных к инспектированию электроустановок.
     7.8. Результаты проверки знаний по электробезопасности  заносятся
в журнал установленной формы и подписываются всеми членами комиссии по
проверке требований электробезопасности.
     Присвоение группы   по   электробезопасности  электротехническому
(электротехнологическому)    персоналу    должно    производиться    в
соответствии  с  Межотраслевыми  правилами  по охране труда (правилами
безопасности) при эксплуатации электроустановок.
     7.9. Неэлектротехническому  персоналу,  выполняющему работы,  при
которых может  возникнуть  опасность  поражения  электрическим  током,
присваивается I группа по электробезопасности.
     Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I
группы по электробезопасности, определяет начальник депо.
     Персоналу, усвоившему    требования    по    электробезопасности,
относящиеся  к  его  производственной  деятельности,  присваивается  I
группа по электробезопасности с оформлением  в  журнале  установленной
формы. Удостоверение при этом не выдается.
     Присвоение I группы  по  электробезопасности  производится  путем
проведения  инструктажа,  который,  как  правило,  должен  завершаться
устной проверкой знаний и при  необходимости  проверкой  приобретенных
навыков  безопасных  приемов  работы или оказания первой (доврачебной)
помощи при поражении  электрическим  током.  Присвоение  I  группы  по
электробезопасности  проводит  работник  из  числа электротехнического
персонала депо, имеющий группу по электробезопасности не ниже III.
     Присвоение I   группы   по   электробезопасности   проводится   с
периодичностью не реже 1 раза в год.
     7.10. Работники,   связанные  с  движением  поездов,  вредными  и
опасными производственными факторами, должны проходить предварительные
и   периодические   медицинские  осмотры  в  соответствии  с  Приказом
Минздравмедпрома  России  от  14  марта  1996  г.   N   90,   Приказом
Минздравсоцразвития  России от 16 августа 2004 г.  N 83,  Положением о
порядке проведения обязательных предварительных,  при  поступлении  на
работу,   и   периодических   медицинских   осмотрах   на  федеральном
железнодорожном     транспорте.      Обязательное      психиатрическое
освидетельствование   работников   должно   проводиться   в   порядке,
установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от  23
сентября 2002 г. N 695.
     Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в  личных  делах
работников.  При  наличии  жалоб на состояние здоровья работник должен
быть направлен на внеочередной медицинский осмотр.
     7.11. Состав  локомотивных  бригад  и  порядок  обслуживания  ими
локомотивов  должны  устанавливаться  начальником  железной  дороги  в
зависимости  от  типа  локомотива,  а  также местных условий на основе
утвержденных МПС  России  систем  обслуживания  поездов  (локомотивов)
локомотивными бригадами.
     7.12. Локомотивные  бригады  должны  быть  обеспечены   форменной
одеждой  и находиться в ней при исполнении служебных обязанностей,  за
исключением случаев, когда требуется использование спецодежды.
     7.13. Для  работы  по  обслуживанию  локомотивов одним машинистом
пассажирских и пригородных поездов на  локомотивной  тяге  допускаются
машинисты первого и второго класса, прошедшие профессиональный отбор и
медицинское освидетельствование,  независимо от времени последнего его
прохождения при работе с помощником машиниста.
     При обслуживании одним машинистом поездных локомотивов в грузовом
движении  он  должны  иметь  стаж  поездной  работы  не  менее 2 лет и
квалификацию не ниже третьего класса.
     При обслуживании  одним  машинистом  маневрового  локомотива стаж
работы машиниста на маневровой работе должен быть  не  менее  1  года,
класс  квалификации  -  не ниже третьего.  Для производства маневровой
работы в одно лицо на  деповских  путях  машинисты  могут  назначаться
после дачи машинистом-инструктором соответствующего заключения.
     7.14. На  локомотивы  скоростных  пассажирских   поездов   должны
назначаться  локомотивные  бригады из числа машинистов первого класса,
имеющих  опыт  работы  не  менее  1  года   по   обслуживанию   скорых
пассажирских  поездов,  и  помощников  машиниста  с  правом управления
локомотивом.   Локомотивные    бригады,    обслуживающие    скоростные
пассажирские   поезда,   должны   проходить  в  установленном  порядке
профессиональный отбор и медицинские осмотры.
     Изменения в составе локомотивных бригад, обслуживающих скоростные
пассажирские поезда,  могут  допускаться,  как  исключение,  только  с
личного разрешения начальника локомотивного депо.
     7.15. Обучение по  охране  труда  работников  депо,  ПТОЛ  должно
проводиться в кабинетах охраны труда или в технических кабинетах.
     В помещениях дежурных по депо и в других пунктах явки  на  работу
локомотивных  бригад  должны  быть  оборудованы  уголки  охраны труда,
которые должны иметь:
     полный комплект  инструкций  по  охране труда для работников цеха
эксплуатации или по видам выполняемых  работниками  цеха  эксплуатации
работ;
     правила безопасного выполнения  работ  и  отдельных  операций  на
плакатах или фотографиях;
     инструкцию о  порядке  подачи  и  снятия  напряжения  при   вводе
локомотивов, МВПС в депо, ПТОЛ, экипировочные позиции и их выводе;
     порядок действия  работников  при  пожаре  и   других   аварийных
ситуациях;
     перечень сигналов тревоги и описание порядка их подачи;
     список номеров  телефонов  пожарной  охраны  и  других  аварийных
служб;
     правила оказания  первой  (доврачебной)  помощи  пострадавшим при
несчастных случаях,  список адресов и телефонов медицинских учреждений
в пределах плеч обращения локомотивных бригад;
     список уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
     список полагающихся  работникам  специальной одежды,  специальной
обуви и других средств индивидуальной защиты.
     7.16. С  работниками  должны  проводиться  занятия  по программам
пожарно-технического  минимума,  согласованным  с   пожарной   охраной
железной  дороги,  с  последующей  сдачей зачетов,  результаты которых
оформляются протоколом.
     Обучение работников способам оказания первой (доврачебной) помощи
проводится медицинскими работниками.
     7.17. Перевозка  локомотивных  бригад  к  месту работы,  отдыха в
оборотных пунктах и обратно должна  осуществляться  в  соответствии  с
установленным  порядком,  утвержденным службой локомотивного хозяйства
железной дороги.
     7.18. Для перевозки локомотивных бригад автомобильным транспортом
должны использоваться легковые автомашины,  микроавтобусы и специально
оборудованные грузовые автомобили, отвечающие санитарным требованиям и
требованиям пожарной  безопасности,  с  достаточным  числом  мест  для
сидения.
     7.19. Руководством железных  дорог  и  отделений  железных  дорог
должен  быть обеспечен по маршрутному листу проезд локомотивных бригад
в кабинах локомотивов (в пределах их плеч  обращения),  в  купейных  и
плацкартных    вагонах    всех   поездов,   кроме   международных,   с
предоставлением им имеющихся в  поезде  свободных  мест  и  постельных
принадлежностей.
     7.20. Питание локомотивных  бригад  должно  быть  организовано  в
столовых  (буфетах)  домов  отдыха локомотивных бригад или на станции.
Руководством  депо  совместно  (по  согласованию)  с  территориальными
отделами     территориального     управления    Роспотребнадзора    по
железнодорожному транспорту должен осуществляться контроль за  дневным
и ночным меню и организацией диетического питания.
     При предоставлении   горячего   питания   работающим   на   линии
локомотивным  бригадам  следует  предусматривать  выдачу  термосов,  в
столовой  пункта  формирования   локомотивных   бригад   рекомендуется
предусматривать помещение для их обработки и хранения.


                                                        Приложение N 1

                                ПОРЯДОК
                 СОДЕРЖАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

     1. В  соответствии  с  требованиями  Инструкции  по  применению и
испытанию средств защиты,  используемых в электроустановках,  средства
защиты,  находящиеся  в  эксплуатации  и  запасе,  должны  храниться и
перевозиться в условиях, обеспечивающих их исправность и пригодность к
применению,   должны   быть  защищены  от  увлажнения,  загрязнения  и
механических повреждений.
     2. Находящиеся в эксплуатации средства защиты из  резины  следует
хранить в шкафах, на полках, отдельно от инструментов. Они должны быть
защищены от воздействия  масел,  бензина,  кислот,  щелочей  и  других
разрушающих  резину  веществ,  а также от воздействия прямых солнечных
лучей и теплоизлучения нагревательных  приборов  (т.е.  находиться  не
ближе  1 м от них).  Средства защиты из резины,  находящиеся в запасе,
необходимо хранить в сухом закрытом  помещении  при  температуре  0-30
градусов C.
     3. Изолирующие штанги следует хранить в условиях,  исключающих их
прогиб и соприкосновение со стенами.
     4. В  подразделениях  депо  необходимо  вести  журнал   учета   и
содержания  средств  защиты,  рекомендуемая форма которого приведена в
таблице 1.

                                                             Таблица 1

                                 ЖУРНАЛ
                   УЧЕТА И СОДЕРЖАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

                        (рекомендуемая форма)

______________________________________________________________________
                 (наименование средства защиты, тип)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Инв. |   Дата    |    Дата    |     Дата       |   Результат    |    Подпись     |   Место    |     Дата       |    Подпись       | Примечание |
|  N   | испытания | следующего | периодического | периодического |     лица,      | нахождения |    выдачи      |     лица,        |            |
|      |           | испытания  |    осмотра     |    осмотра     | производившего |  средств   |    средств     |   получившего    |            |
|      |           |            |                |                |     осмотр     |   защиты   |   защиты в     |    средства      |            |
|      |           |            |                |                |                |            | индивидуальное |     защиты       |            |
|      |           |            |                |                |                |            |   пользование  | в индивидуальное |            |
|      |           |            |                |                |                |            |                |    пользование   |            |
|------|-----------|------------|----------------|----------------|----------------|------------|----------------|------------------|------------|
|      |           |            |                |                |                |            |                |                  |            |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Наличие и   состояние   средств   защиты    должно    проверяться
периодическим  осмотром,  который  проводится  не реже одного раза в 6
месяцев (для переносных заземлений и противогазов  -  не  реже  одного
раза в 3 месяца) работником,  ответственным за их состояние, с записью
результатов осмотра в указанный журнал.
     5. Электрозащитные  средства (перчатки резиновые диэлектрические,
штанги  изолирующие,  штанги  заземляющие)  в  процессе   эксплуатации
периодически    должны    проверяться   по   нормам   эксплуатационных
электрических испытаний и в сроки, указанные в таблице 2.

                                                             Таблица 2

                             НОРМЫ И СРОКИ
        ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

---------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Наименование  | Напряжение | Испытательное  | Продолжительность |     Ток,    | Периодичность |
| средства защиты |  электро-  |  напряжение,   |     испытания,    | протекающий |   испытаний   |
|                 | установок, |      кВ        |        мин.       |    через    |               |
|                 |    кВ      |                |                   |   изделие,  |               |
|                 |            |                |                   |    мА, не   |               |
|                 |            |                |                   |    более    |               |
|-----------------|------------|----------------|-------------------|-------------|---------------|
| Перчатки        | все        |       6        |         1         |       6     |    1 раз      |
| резиновые       | напряжения |                |                   |             |   в 6 мес.    |
| диэлектрические |            |                |                   |             |               |
|-----------------|------------|----------------|-------------------|-------------|---------------|
| Штанги          |   до 1     |       2        |         5         |       -     |     1 раз     |
| изолирующие     |            |                |                   |             |    в 24 мес.  |
| (кроме          |            |                |                   |             |               |
| измерительных), |   до 35    |  3-кратное     |         5         |       -     |               |
| штанги          |            | линейное,      |                   |             |               |
| заземляющие     |            | но не менее 40 |                   |             |               |
|-----------------|------------|----------------|-------------------|-------------|---------------|
| Изолированный   |   до 1     |       2        |         1         |       -     |     1 раз     |
| инструмент с    |            |                |                   |             |    в 12 мес.  |
| однослойной     |            |                |                   |             |               |
| изоляцией       |            |                |                   |             |               |
|-----------------|------------|----------------|-------------------|-------------|---------------|
| Ковры резиновые | все        |       -        |         -         |       -     |     1 раз     |
| диэлектрические | напряжения |                |                   |             |    в 6 мес.   |
|                 |            |                |                   |             |    (осмотр)   |
---------------------------------------------------------------------------------------------------

     Электрозащитные средства  (кроме  диэлектрических  ковров,  штанг
изолирующих,  штанг  заземляющих)  при  получении  для эксплуатации от
заводов-изготовителей или со склада,  должны быть проверены по  нормам
эксплуатационных электрических испытаний.
     Внеочередные испытания  средств  защиты  (после  ремонта,  замены
каких-либо   деталей,  при  наличии  признаков  неисправности)  должны
проводиться по нормам эксплуатационных электрических испытаний.
     6. Электрические  испытания  следует  проводить  переменным током
промышленной частоты,  как правило, при температуре 25 +/- 15 градусов
C.
     Скорость повышения  напряжения  до  1/3 испытательного напряжения
может быть произвольной (напряжение,  равное  указанному,  может  быть
приложено   толчком),  дальнейшее  повышение  напряжения  должно  быть
плавным и быстрым,  но позволяющим считывать показания  измерительного
прибора  при  напряжении  более  3/4 испытательного.  После достижения
нормированного  значения  и  выдержки  при  этом  значении  в  течение
нормированного  времени напряжение должно быть плавно и быстро снижено
до нуля или до значения не выше 1/3 испытательного  напряжения,  после
чего напряжение отключается.
     Для обеспечения  точности  наложения  временных  электродов   при
проведении    электрических   испытаний   нижнее   изолирующее   звено
заземляющей штанги должно быть разделено  ограничительным  кольцом  на
изолирующую  часть  и  рукоятку.  Ограничительное  кольцо  должно быть
прочно закреплено на поверхности изолирующей части  на  расстоянии  не
менее  70  мм  от  шарнирного узла.  Кольцо должно быть изготовлено из
резины, его внешний диаметр должен превышать диаметр изолирующей части
не менее чем на 10 мм.
     Напряжение прикладывается  по  концам  изолирующей  части  штанги
путем   наложения   временных   электродов.   Временный   электрод   у
ограничительного кольца должен быть расположен со стороны  изолирующей
части.  Изолирующая часть штанги должна выдерживать в течение 1 минуты
повышенное напряжение не менее 40 кВ переменного тока частотой 50 Гц.
     Испытания средств  защиты  из  резины  можно проводить постоянным
(выпрямленным) током.  При испытании постоянным  (выпрямленным)  током
испытательное  напряжение  должно  быть  равным  2,5-кратному значению
испытательного напряжения переменного тока.  При этом ток, протекающий
через изделие,  не нормируется. Продолжительность испытания та же, что
и при переменном токе.
     7. На  выдержавшие испытания средства защиты необходимо поставить
штамп следующей формы:

                           N ______________
                      Годно до ______________ кВ
          Дата следующего испытания _______________ 20__ г.
          _________________________________________________
                      (наименование лаборатории)

     На средства защиты,  применение которых не зависит от  напряжения
электроустановки (диэлектрические перчатки и др.), ставится штамп:

                           N _____________
          Дата следующего испытания _______________ 20__ г.
          _________________________________________________
                      (наименование лаборатории)

     Штамп должен  быть  отчетливо   виден.   Он   должен   наноситься
несмываемой  краской  или  наклеиваться  на  изолирующую  часть  около
ограничительного кольца изолирующих электрозащитных средств или у края
резиновых  изделий  и предохранительных приспособлений.  Если средство
защиты состоит из нескольких  частей,  штамп  ставят  только  на  одну
часть.
     На средствах  защиты,  не  выдержавших  испытания,  старый  штамп
должен быть перечеркнут красной краской.
     8. Результаты испытаний средств защиты записывают  в  специальный
журнал,  который  должен быть заведен в производственном подразделении
депо,  производящем эти испытания.  При  наличии  большого  количества
средств защиты из диэлектрической резины результаты их испытания можно
оформлять в отдельном журнале,  рекомендуемая форма которого приведена
в таблице 3.

                                                             Таблица 3

                                 ЖУРНАЛ
           ИСПЫТАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИЗ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ РЕЗИНЫ

                        (рекомендуемая форма)

               ________________________________________
                 (наименование средства защиты, тип)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Дата    | Инв. | Предприятие -   | Испытано        |    Ток,     | Результат |   Дата     |    Подпись     |
| испытания |  N   | владелец        | повышенным      | протекающий | испытания | следующего |      лица,     |
|           |      | (структурное    | напряжением, кВ |    через    |           | испытания  | производившего |
|           |      | подразделение)  |                 | изделие, мА |           |            |    испытание   |
|           |      | средства защиты |                 |             |           |            |                |
|-----------|------|-----------------|-----------------|-------------|-----------|------------|----------------|
|           |      |                 |                 |             |           |            |                |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     9. Противогазы перед каждой выдачей, а также периодически не реже
одного раза в 3 месяца должны подвергаться проверке на  пригодность  к
использованию  (отсутствие  механических  повреждений,  герметичность,
исправность шлангов и  клапанной  системы).  Кроме  того,  противогазы
подвергаются    периодическим    испытаниям    на   специализированных
предприятиях  в  сроки  и  по  нормам,  указанным  в  руководствах  по
эксплуатации.
     10. В  период  эксплуатации   ковры   резиновые   диэлектрические
испытанию  не подлежат,  их отбраковывают при осмотрах.  Ковры следует
очищать от загрязнений и осматривать не реже одного раза в 6  месяцев.
При  обнаружении  дефектов  (проколов,  надрывов,  трещин  и  т.п.) их
следует заменять новыми.
     После хранения  при   отрицательной   температуре   ковры   перед
применением  должны  быть выдержаны в упакованном виде при температуре
20 +/- 5 градусов C не менее 24 часов,  после чего должны быть очищены
от загрязнений, высушены и осмотрены на предмет отсутствия дефектов.
     11. Инструмент  с многослойной изоляцией осматривается в процессе
эксплуатации.  Если покрытие состоит из двух слоев,  то при  появлении
другого  цвета  из-под  верхнего  слоя инструмент должен быть заменен.
Если покрытие состоит из трех слоев,  то при повреждении верхнего слоя
инструмент может быть оставлен для эксплуатации. При появлении нижнего
слоя изоляции инструмент должен быть немедленно изъят из эксплуатации.


                                                        Приложение N 2

                                ПЕРЕЧЕНЬ
               ОСНОВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ (ПРОФЕССИЙ) РАБОТНИКОВ
           ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
            ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
               И ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ
                         ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

----------------------------------------------------------------------------------------
|                     Должности (профессии)                      |      Группа по      |
|                                                                | электробезопасности |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Начальники основных и оборотных локомотивных депо, их          |          V          |
| заместители, главные инженеры, дежурные по основным, оборотным |                     |
| депо, пунктов оборота локомотивов, МВПС и их помощники, лица,  |                     |
| ответственные за электрохозяйство депо (ПТОЛ), главные         |                     |
| энергетики, приемщики электровозов и электропоездов, мастера,  |                     |
| инженеры и слесари-электрики по испытанию электрооборудования  |                     |
| и электроаппаратуры электровозов и электропоездов, инженеры-   |                     |
| технологи, старшие мастера, мастера ТО-2, ТО-3, ТР-1, ТР-2,    |                     |
| ТР-3 электровозов и электропоездов, заведующие лабораториями   |                     |
| по электрическим испытаниям, машинисты-инструкторы             |                     |
| локомотивных бригад электровозов и электропоездов, машинисты   |                     |
| электровозов и электропоездов, слесари-электрики               |                     |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Помощники машинистов электровозов и электропоездов             |        IV - V       |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Приемщики тепловозов и дизель-поездов, специалисты по охране   |          IV         |
| труда, в обязанности которых входит контроль за                |                     |
| электроустановками, главные механики, старшие мастера, мастера |                     |
| ТО-2, ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3 тепловозов и дизель-поездов,      |                     |
| мастера по реостатным испытаниям, машинисты-инструкторы        |                     |
| локомотивных бригад тепловозов и дизель-поездов, машинисты     |                     |
| тепловозов и дизель-поездов, бригадиры слесарей ПТОЛ,          |                     |
| комплексных и специализированных бригад ТО-2, ТО-3, ТР-1,      |                     |
| ТР-2, ТР-3 электровозов, бригадиры заготовительных участков    |                     |
| депо                                                           |                     |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Помощники машинистов тепловозов и дизель-поездов               |      III - IV       |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Электромонтеры по ремонту электрооборудования                  |       II - IV       |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Заведующие экипировкой и теплой промывкой, рабочие на          |         III         |
| реостатных испытаниях, аккумуляторщики, слесари-электрики      |                     |
| по ремонту электрооборудования подвижного состава              |                     |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Заведующие химическими лабораториями, дефектоскописты,         |          II         |
| операторы котельных, машинисты паровозов и их помощники,       |                     |
| бригадиры подсобных цехов, водители электро- и автотележек,    |                     |
| крановщики, машинисты кранов на железнодорожном ходу и их      |                     |
| помощники, машинисты установок для обмывок локомотивов,        |                     |
| нефтекачек, насосных, моечных, компрессорных и пескоподающих   |                     |
| установок, машинисты поворотных кругов, теплой промывки        |                     |
| шлакоуборочных установок, котлов паровозов, слесари            |                     |
| по ремонту подвижного состава, электросварщики, рабочие,       |                     |
| работающие с электроинструментом                               |                     |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Практиканты университетов, колледжей и технических училищ      |          II         |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Кочегары паровозов                                             |          I          |
|----------------------------------------------------------------|---------------------|
| Должности, (профессии), перечень которых утверждается          |          I          |
| начальником локомотивного депо по представлению ответственного |                     |
| за электрохозяйство депо в соответствии с Положением об        |                     |
| организации обучения и проверки знаний по электробезопасности  |                     |
| работников открытого акционерного общества "Российские         |                     |
| железные дороги"                                               |                     |
----------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. В  удостоверении  о  проверке  знаний  норм  и правил
работы  в  электроустановках  машинистам   и   помощникам   машинистов
локомотивов   в   графе   "в  качестве"  писать  "оперативноремонтного
персонала".


                                                        Приложение N 3

                                ПЕРЕЧЕНЬ
          НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
         НА КОТОРЫЕ В ПРАВИЛАХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
            ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
                       В ОАО "РЖД" ДАЮТСЯ ССЫЛКИ

     1. Федеральный закон "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30
декабря 2001  г.  N  197-  ФЗ.  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3 (1.11).
     2. Положение о дисциплине работников железнодорожного  транспорта
Российской    Федерации.   Утверждено   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 (7.6).
     3. Правила     прохождения     обязательного     психиатрического
освидетельствования  работниками,   осуществляющими   отдельные   виды
деятельности,  в  том  числе  деятельность,  связанную  с  источниками
повышенной опасности (с влиянием  вредных  веществ  и  неблагоприятных
производственных факторов),  а также работающими в условиях повышенной
опасности.   Утверждены   Постановлением   Правительства    Российской
Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 (7.10).
     4. Список производств,  цехов,  профессий и должностей с вредными
условиями труда,  работа в которых дает право на дополнительный отпуск
и сокращенный рабочий день.  Утвержден  Постановлением  Госкомтруда  и
ВЦСПС СССР от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (1.12).
     5. Инструкция о порядке  применения  Списка  производств,  цехов,
профессий  и  должностей с вредными условиями труда,  работа в которых
дает право  на  дополнительный  отпуск  и  сокращенный  рабочий  день.
Утверждена  Постановлением  Госкомтруда и ВЦСПС СССР от 21 ноября 1975
г. N 273/П-20 (1.12).
     6. Приказ  Минздравмедпрома  России  от 14 марта 1996 г.  N 90 "О
порядке  проведения  предварительных   и   периодических   медицинских
осмотров  работников  и  медицинских  регламентах допуска к профессии"
(7.10).
     7. Правила    обеспечения    работников    специальной   одеждой,
специальной  обувью  и  другими  средствами   индивидуальной   защиты.
Утверждены Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г.  N 51,
зарегистрированы  Минюстом  России 5 февраля 1999 г.,  регистрационный
N 1700 (1.15).
     8. Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ
Р  М-012-2000.  Утверждены Постановлением Минтруда России от 4 октября
2000 г. N 68 (1.4).
     9. Межотраслевые  правила  по охране труда (правила безопасности)
при   эксплуатации   электроустановок    ПОТ    Р    М-016-2001,    РД
153-34.0-03.150-00.  Утверждены  Постановлением  Минтруда  России от 5
января  2001 г. N 3 и  Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г.
N 163 (1.3, 1.14, 7.2, 7.7, 7.8).
     10. Межотраслевые  правила  по  охране  труда  при   эксплуатации
водопроводноканализационного  хозяйства  ПОТ  РМ-025-2002.  Утверждены
Постановлением  Минтруда  России  от  16  августа  2002   г.   N   61,
зарегистрированы  Минюстом  России 9 сентября 2002 г., регистрационный
N 3847 (6.10).
     11. Методические   рекомендации   по  разработке  государственных
нормативных  требований  охраны   труда.   Утверждены   Постановлением
Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 (1.2).
     12. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований
охраны труда работников организаций. Утвержден Постановлением Минтруда
России  и  Минобразования  России  от  13  января  2003  г.  N   1/29,
зарегистрирован  Минюстом  России 12 февраля 2003 г.,  регистрационный
N 4209 (1.13).
     13. Нормы    бесплатной    выдачи    работникам    смывающих    и
обезвреживающих средств,  порядок  и  условия  их  выдачи.  Утверждены
Постановлением   Минтруда   России   от   4   июля   2003   г.  N  45,
зарегистрированы  Минюстом  России  15 июля 2003  г.,  регистрационный
N 4901 (1.15).
     14. Инструкция  по  применению  и   испытанию   средств   защиты,
используемых в электроустановках. Утверждена Приказом Минэнерго России
от 30 июня 2003 г. N 261 (Приложение 1).
     15. Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г.  N 83
"Об утверждении перечней  вредных  и  (или)  опасных  производственных
факторов и работ,  при выполнении которых проводятся предварительные и
периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения
этих  осмотров  (обследований)".  Зарегистрирован  Минюстом  России 10
сентября 2004 г., регистрационный N 6015 (7.10).
     16. Правила техники безопасности и производственной санитарии при
эксплуатации  паровозов.  Утверждены  МПС  СССР  12  августа  1961  г.
N ЦТ/2123 (2.3.3, 2.3.6, 4.4.6, 4.4.7).
     17. Рекомендации  по   предупреждающей   окраске   сооружений   и
устройств,  расположенных  в  зоне  железнодорожных путей.  Утверждены
указанием МПС СССР от 14 июня 1979 г. N К-20535 (6.2).
     18. Положение  о знаках безопасности на объектах железнодорожного
транспорта.  Утверждено МПС СССР 23 февраля 1989 г.  N ЦРБ-4676  (5.4,
6.2).
     19. Правила пожарной безопасности на железнодорожном  транспорте.
Утверждены  МПС России 11 ноября 1992 г.  N ЦУО-112,  зарегистрированы
Минюстом России 24 декабря  1992  г.,  регистрационный  N  112  (1.10,
3.6.3).
     20. Инструкция   по   обеспечению   пожарной   безопасности    на
локомотивах  и моторвагонном подвижном составе.  Утверждена МПС России
27 апреля 1993 г. N ЦТ-ЦУО/175 (4.2.3, 5.10).
     21. Определение категорий помещений,  зданий и наружных установок
по взрывопожарной и пожарной опасности НПБ 105-03. Утверждены Приказом
МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314 (6.5).
     22. Ведомственные    нормы    технологического     проектирования
"Определение  категорий  помещений  и  зданий  предприятий  и объектов
железнодорожного транспорта по взрывопожарной и  пожарной  опасности".
ВНТП 05-97. Утверждены МПС России 19 марта 1997 г. N Г-348у (6.5).
     23. Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств
на  право управления локомотивом,  моторвагонным подвижным составом на
Российских железных дорогах.  Утверждено Приказом  МПС  России  от  11
ноября 1997 г. N 23Ц (1.13).
     24. Правила  текущего   ремонта   и   технического   обслуживания
электропоездов. Утверждены МПС России 10 июля 1997 г. N ЦТ-479 (1.3).
     25. Типовая  инструкция  по охране труда для  локомотивных бригад
N ТОИ Р-32-ЦТ-555-98. Утверждена МПС России 5 мая 1998 г. (4.8).
     26. Положение о порядке проведения обязательных  предварительных,
при  поступлении  на  работу,  и периодических медицинских осмотров на
федеральном железнодорожном транспорте. Утверждено Приказом МПС России
от 29 марта 1999 г.  N 6Ц,  зарегистрировано Минюстом России 20 апреля
1999 г., регистрационный N 1759 (7.10).
     27. Инструкция   по   техническому  обслуживанию  электровозов  и
тепловозов  в  эксплуатации. Утверждена МПС России 27 сентября 1999 г.
N ЦТ-685 (1.3).
     28. Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств
помощника   машиниста   локомотива,   моторвагонного   и  специального
самоходного  подвижного  состава  на   железных   дорогах   Российской
Федерации.  Утверждено Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц
(1.13).
     29. Нормы  оснащения  объектов  и подвижного состава федерального
железнодорожного  транспорта  первичными   средствами   пожаротушения.
Утверждены МПС России 31 марта 2000 г. N Г-822у (6.6).
     30. Правила технической эксплуатации  железных  дорог  Российской
Федерации.  Утверждены  МПС  России  26 мая 2000 г.  N ЦРБ-756 (2.1.3,
7.6).
     31. Инструкция  по  сигнализации  на  железных дорогах Российской
Федерации. Утверждена МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757 (7.6).
     32. Инструкция   по  движению  поездов  и  маневровой  работе  на
железных  дорогах  Российской  Федерации.  Утверждена  МПС  России  16
октября 2000 г. N ЦД-790 (7.6).
     33. Положение  о  порядке  обеспечения   работников   специальной
одеждой,   специальной  обувью  и  другими  средствами  индивидуальной
защиты,  их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и
в учреждениях федерального железнодорожного транспорта. Утверждено МПС
России 9 октября 2000 г. N ЦБТ-791 (1.15).
     34. Отраслевые   нормы  естественного  и  совмещенного  освещения
производственных предприятий железнодорожного  транспорта.  Утверждены
МПС России 19 декабря 2000 г. М-3014у (1.6).
     35. Положение по устройству и содержанию домов  и  комнат  отдыха
локомотивных бригад.  Утверждено Департаментом локомотивного хозяйства
МПС России 4 января 2001 г. N ЦТК-10-2001 (6.32).
     36. Положение   о   кабинете   охраны   труда   на   предприятиях
федерального железнодорожного транспорта.  Утверждено  МПС  России  17
января 2001 г. N ЦБТ-806 (6.33).
     37. Распоряжение МПС России от 9  сентября  2002  г.  N  497р  "О
типовых   отраслевых  нормах  бесплатной  выдачи  специальной  одежды,
специальной обуви и других средств  индивидуальной  защиты  работникам
организаций федерального железнодорожного транспорта" (1.15).
     38. Положение об особенностях режима рабочего времени  и  времени
отдыха,  условий труда отдельных категорий работников железнодорожного
транспорта,  непосредственно связанных с движением поездов. Утверждено
Приказом МПС России от 5 марта 2004 г.  N 7, зарегистрировано Минюстом
России 2 июня 2004 г. N 5819 (1.11).
     39. Положение о проверке знаний ответственных за электрохозяйство
ОАО  "Российские  железные  дороги",  его   филиалов   и   структурных
подразделений.  Утверждено ОАО "РЖД" 28 декабря 2003 г., Департаментом
государственного энергетического надзора Минэнерго России  30  декабря
2003 г. (1.14).
     40. Положение об организации обучения по охране труда и  проверки
знаний  требований  охраны  труда  работников  открытого  акционерного
общества "Российские железные дороги".  Утверждено  распоряжением  ОАО
"РЖД" от 11 июня 2004 г. N 2529р (1.13).
     41. Положение об организации контроля за состоянием охраны  труда
в   открытом   акционерном   обществе  "Российские  железные  дороги".
Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 11 мая 2005 г. N 652р (1.17).
     42. Правила   устройства   электроустановок   (ПУЭ).   Утверждены
Минэнерго СССР 5 октября 1979 г.,  Минтопэнерго России 6 октября  1999
г. (6-е и 7-е издания) (1.14, 7.7).
     43. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной  и
пожарной опасности.  НПБ 105-95. Введено в действие Приказом ГУГПС МВД
России от 31 октября 1995 г. N 32 (6.5).
     44. Правила     технической     эксплуатации     электроустановок
потребителей.  Утверждены Приказом Минэнерго России от 13 января  2003
г.  N  6,  зарегистрированы  Минюстом России 22 января 2003 г.  N 4145
(1.3, 1.14, 7.2).
     45. Правила  пожарной  безопасности  в  Российской Федерации (ППБ
01-03).  Утверждены Приказом МЧС России от 18  июня  2003  г.  N  313,
зарегистрированы   Минюстом  России  27 июня 2003 г.,  регистрационный
N 4838 (1.10, 6.4).
     46. ГОСТ  12.0.004-90  ССБТ.  Организация  обучения  безопасности
труда. Общие положения (1.13).
     47. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (п.
1.5).
     48. ГОСТ   12.1.004-91   ССБТ.   Пожарная   безопасность.   Общие
требования (1.10).
     49. ГОСТ    12.1.005-88   ССБТ.   Общие   санитарно-гигиенические
требования к воздуху рабочей зоны (1.9).
     50. ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ.  Взрывобезопасность.  Общие требования
(1.10).
     51. ГОСТ   12.1.012-90  ССБТ.  Вибрационная  безопасность.  Общие
требования (1.5).
     52. ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм.
Требования безопасности (5.4, 5.5, 5.6, 5.33).
     53. ГОСТ   12.3.006-75   ССБТ.   Эксплуатация   водопроводных   и
канализационных сооружений  и  сетей.  Общие  требования  безопасности
(6.10).
     54. ГОСТ Р 12.4.026-01 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности
и   разметка   сигнальная.  Назначение  и  правила  применения.  Общие
технические требования и характеристики. Методы испытаний (6.2).
     55. ГОСТ  5727-88.  Стекло  безопасное  для наземного транспорта.
Общие технические условия (5.18).
     56. ОСТ   32.120-98.   Нормы  искусственного  освещения  объектов
железнодорожного  транспорта.  Утверждены МПС России 20 ноября 1998 г.
N А-1329у (1.6, 1.7).
     57. ГН   2.2.5.686-98.   Гигиенические    нормативы.    Предельно
допустимые  концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного  врача
Российской Федерации от 4 февраля 1998 г. N 4 (1.9).
     58. ГН 2.2.5.1313-03.  Предельно  допустимые  концентрации  (ПДК)
вредных   веществ   в   воздухе   рабочей   зоны.  Утверждены  Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации 27 апреля  2003
г. Зарегистрированы Минюстом России 19 мая 2003 г. N 4568 (1.9).
     59. ГН   2.2.5.1314-03.   Ориентировочные    безопасные    уровни
воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.  Утверждены
Главным государственным  санитарным  врачом  Российской  Федерации  27
апреля  2003  г.  Зарегистрированы  Минюстом  России  19  мая 2003 г.,
регистрационный N 4552 (1.9).
     60. СанПиН 2.2.4.548-96.  Гигиенические требования к микроклимату
производственных помещений.  Утверждены Госкомсанэпиднадзором России 1
октября 1996 г. (1.8).
     61. СН 2.2.4/2.1.8.562-96.  Шум на рабочих местах,  в  помещениях
жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Утверждены
Госкомсанэпиднадзором России 31 октября 1996 г.  N 36, Минздравом СССР
3 августа 1984 г. N 3077-84 (1.5).
     62. СНиП  23-05-95.  Естественное  и   искусственное   освещение.
Утверждены Минстроем России 2 августа 1995 г. N 18-78 (1.6).
     63. СНиП   31-03-2001.   Производственные   здания.    Утверждены
Постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г. N 20 (1.8, 6.5).
     64. СНиП 41-01-2003.  Отопление,  вентиляция и кондиционирование.
Утверждены  Постановлением  Госстроя  России от 26 июня 2003 г.  N 115
(1.8).
     65. СП    2.5.1198-03.    Санитарные   правила   по   организации
пассажирских  перевозок  на  железнодорожном  транспорте.   Утверждены
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта
2003  г.,  зарегистрированы  Минюстом  России   1   марта   2003   г.,
регистрационный N 4348 (1.5, 1.8, 1.9, 5.28).
     66. СП  2.5.1336-03.  Санитарные   правила   по   проектированию,
изготовлению  и  реконструкции  локомотивов  и специального подвижного
состава    железнодорожного     транспорта.     Утверждены     Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 мая 2003 г.,
зарегистрированы  Минюстом  России  10 июня 2003  г.,  регистрационный
N 4671 (1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 5.28).
     67. СП  2.5.1334-03.  Санитарные   правила   по   проектированию,
размещению   и   эксплуатации   депо  по  ремонту  подвижного  состава
железнодорожного  транспорта.   Утверждены   Главным   государственным
санитарным    врачом    Российской   Федерации   29   мая   2003   г.,
зарегистрированы  Минюстом  России  16 июня 2003  г.,  регистрационный
N 4688 (1.8).
     68. Положение  об  организации  обучения  и  проверки  знаний  по
электробезопасности   работников   открытого   акционерного   общества
"Российские железные дороги".  Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 7
сентября 2004 г. N 3236р (1.14).

Страницы: 1  2  


Оглавление