ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПОЛУЧЕН БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ В РАЗМЕРЕ 2,8 МЛРД РУБ. СРОКОМ НА ТРИ ГОДА, ПРОЦЕНТЫ ПО КОТОРОМУ УПЛАЧИВАЮТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО. С ЦЕЛЬЮ ХЕДЖИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР С ИНОСТРАННЫМ БАНКОМ НА СЛЕДУЮЩИХ УСЛОВИЯХ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБМЕН ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА В СУММЕ 100 МЛН ДОЛЛ. США НА ФИКСИРОВАННЫЙ ПЛАТЕЖ ИНОСТРАННОГО БАНКА В СУММЕ 2,8 МЛРД РУБ.; ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЛАТЕЖИ ИНОСТРАННОМУ БАНКУ ПО ФИКСИРОВАННОЙ СТАВКЕ В ПРОЦЕНТАХ ОТ СУММЫ 100 МЛН ДОЛЛ. США, А ИНОСТРАННЫЙ БАНК ЕЖЕМЕСЯЧНО В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЛАТЕЖИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФИКСИРОВАННОЙ СТАВКЕ В ПРОЦЕНТАХ ОТ СУММЫ 2,8 МЛРД РУБ. 1. КАКИМ ОБРАЗОМ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ОПЕРАЦИИ ХЕДЖИРОВАНИЯ (В ВИДЕ ПОЛУЧЕННЫХ И УПЛАЧЕННЫХ СУММ ФИКСИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РАЗМЕРЕ 2,8 МЛРД РУБ. И 100 МЛН ДОЛЛ. США)? 2. ПОДЛЕЖАТ ЛИ УЧЕТУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СОСТАВЕ ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) СУММЫ ПРОЦЕНТОВ, СРОК НАЧИСЛЕНИЯ КОТОРЫХ СОГЛАСНО УСЛОВИЯМ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СДЕЛОК ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛ? ПОДЛЕЖАТ ЛИ ПЕРЕОЦЕНКЕ И ОТРАЖЕНИЮ В СОСТАВЕ ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ ПО ПРОЦЕНТАМ, ВЫРАЖЕННЫМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, СРОК НАЧИСЛЕНИЯ КОТОРЫХ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 марта 2009 г. N 03-03-06/1/167 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли по операциям хеджирования и сообщает следующее. 1. В соответствии с п. 5 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли под операциями хеджирования понимаются операции с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками. Для подтверждения обоснованности отнесения операций с финансовыми инструментами срочных сделок к операциям хеджирования налогоплательщик представляет расчет, подтверждающий, что совершение данных операций приводит к снижению размера возможных убытков (недополучения прибыли) по сделкам с объектом хеджирования. Порядок налогового учета операций хеджирования для целей налогообложения прибыли организаций определен ст. 326 Кодекса. В соответствии со ст. 326 Кодекса налогоплательщик выделяет для отдельного налогового учета операции с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенные с целью компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя базового актива (объекта хеджирования). Расчет составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно и должен содержать следующие данные: описание операции хеджирования, включающее наименование объекта хеджирования, типы страхуемых рисков (ценовой, валютный, кредитный, процентный и тому подобные риски), планируемые действия относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), финансовые инструменты срочных сделок, которые планируется использовать, условия исполнения сделки; дата начала операции хеджирования, дата ее окончания и (или) ее продолжительность, промежуточные условия расчета; объем, дата и цена сделки (сделок) с объектом хеджирования; объем, дата и цена сделки (сделок) с финансовыми инструментами срочных сделок; информация о расходах по осуществлению данной операции. Аналитический учет по сделкам, заключенным с целью хеджирования, и другим срочным сделкам ведется раздельно. В соответствии с п. 5 ст. 304 Кодекса при условии оформления операций хеджирования с учетом требований п. 5 ст. 301 Кодекса доходы по таким операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования. Таким образом, при совершении операции хеджирования, оформленной в соответствии с требованиями указанных положений Кодекса, доходы и расходы по такой операции хеджирования учитываются для целей налогообложения при определении налоговой базы по другим операциям с объектом хеджирования. 2. Порядок определения доходов и расходов по срочным сделкам, не обращающимся на организованном рынке, установлен ст. 303 Кодекса. При определении налогооблагаемой прибыли по таким сделкам в составе доходов (расходов) учитываются суммы денежных средств, причитающиеся к получению (подлежащие уплате) в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с финансовым инструментом срочной сделки при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с финансовым инструментом срочных сделок до даты окончания операции с финансовым инструментом срочных сделок либо за отчетный период. Согласно ст. 326 Кодекса при увеличении (уменьшении) рублевого эквивалента требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо при увеличении (уменьшении) требований (обязательств) в связи с изменением рыночных котировок базисного актива сумма положительных (отрицательных) разниц либо увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшаяся за период с даты заключения сделки (даты окончания предыдущего отчетного (налогового) периода) до даты исполнения сделки (окончания отчетного (налогового) периода), включается в состав доходов (расходов), формирующих налоговую базу по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. Таким образом, по нашему мнению, суммы процентов, срок начисления которых согласно условиям сделки не наступил, в составе доходов (расходов) налогоплательщика не учитываются. При этом, в случае если такие проценты в соответствии с условиями срочной сделки выражены в иностранной валюте, переоценка сумм процентов, срок начисления в налоговом учете которых не наступил, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю не производится. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 19 марта 2009 г. N 03-03-06/1/167 |