Страницы: 1 2 наличии не менее двух проемов (окон, дверей, люков); освещенность рабочей зоны должна быть не менее 50 лк. Работники должны применять переносные светильники с напряжением не выше 12 В во взрывобезопасном исполнении. 3.6.31. Одновременное производство электросварочных и газопламенных работ в замкнутых пространствах и труднодоступных местах не допускается. 3.6.32. При длительных перерывах в работе (обеденный перерыв и т.п.) электро- и газосварочная установки должны быть отключены. Шланги и кабели должны быть отсоединены. 3.6.33. Оставлять без присмотра электро- и газосварочную аппаратуру, рукава, шланги и кабели во время перерывов в работе запрещается. 3.7. Требования охраны труда при обслуживании передвижных и переносных электростанций 3.7.1. Рабочее место около передвижной электростанции всегда должно содержаться в чистоте, порядке и не загромождаться предметами, не связанными с эксплуатацией электростанции. 3.7.2. Электростанции в вагоне необходимо устанавливать на ровной площадке или горизонтально укрепленной раме. 3.7.3. Техническое обслуживание передвижных и переносных электростанций должно производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей [30] и Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [8]. 3.7.4. Все движущиеся части электростанции, с которыми возможны соприкосновения, должны быть ограждены кожухами, обеспечивающими безопасность и не затрудняющими обслуживание. 3.7.5. Корпус электростанции должен быть заземлен путем соединения в двух местах с рамой (кузовом) вагона заземляющим гибким медным проводником сечением не менее 10 мм2. Заземление должно быть доступным для его осмотра. Стационарные электростанции должны эксплуатироваться с глухозаземленной нейтралью. Переносные электростанции должны эксплуатироваться с изолированной нейтралью. 3.7.6. Для заземления переносных электростанций, используемых для освещения места восстановительных работ, должен быть использован отдельный заземлитель, вбиваемый в землю, по возможности во влажный грунт, на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса. В качестве отдельного заземлителя допускается использовать металлические трубы диаметром 40 - 50 мм или металлические стержни диаметром не менее 16 мм и длиной не менее 1,5 м. Заземлители следует содержать в исправном состоянии, не допускать на их поверхности коррозии. В качестве соединения между переносными электростанциями с заземлителями используется гибкий медный неизолированный провод сечением не менее 4 мм2. Запрещается использовать в качестве заземляющих проводников алюминиевые провода. Не допускается наличие краски и смазки в болтовых соединениях заземляющих устройств. 3.7.7. Во время подготовки электростанции к работе машинист электростанции обязан: осмотреть все узлы электростанции, проверить крепление двигателя и генератора к раме, надежность оградительных устройств и прочих механических креплений; проверить исправность электропроводки, электрических соединений генератора со щитом управления и внешней сетью электростанции; проверить заземление электростанции; проверить исправность контрольно-измерительных приборов, наличие инструментов, обтирочных материалов; убедиться, что в подшипниках генератора имеется достаточное количество смазки, а щетки опущены и прижаты к коллектору. 3.7.8. Для временного ограждения токоведущих частей, оставшихся под напряжением, должны применяться изолированные накладки, ширмы, экраны, изготовленные из изоляционных материалов. На временных ограждениях должны быть вывешены плакат "Стой! Напряжение" и предупреждающий знак "Осторожно! Электрическое напряжение". Запрещается убирать или переставлять до полного окончания работы плакаты и ограждения, установленные при подготовке рабочего места. 3.7.9. Электрические провода, пересекающие железнодорожные пути, нужно укладывать в шпальные ящики под рельсами. 3.7.10. Во избежание несчастных случаев при экипировке топливом заправлять топливные баки электростанций следует при естественном освещении. При заправке в темное время суток необходимо пользоваться источником электрического освещения в закрытом исполнении с напряжением не выше 12 В. После заправки топливные и масляные баки следует обтереть, а пролитое топливо и масло засыпать песком (землей). 3.7.11. Запрещается открывать пробки топливных баков и бочек с топливом, ударяя по ним металлическими предметами. 3.8. Требования охраны труда при подъеме подвижного состава с опасными грузами 3.8.1. В случае схода подвижного состава с опасными грузами оперативное руководство проведением работ по ликвидации происшествия обеспечивает комиссия отделения железной дороги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством первого заместителя начальника отделения железной дороги. При управлении железной дороги это руководство осуществляет комиссия управления железной дороги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством первого заместителя начальника железной дороги. 3.8.2. Допуск работников восстановительных поездов к выполнению работ по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами должен производиться в соответствии с требованиями Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги" [73]. 3.8.3. Действия работников восстановительного поезда по ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами должны быть максимально оперативными и проводиться с учетом свойств грузов (пожаро-, взрывобезопасность, токсичность, окисляющее воздействие и др.), соблюдением мер безопасности, предусмотренных Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам [19], Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом [36], Инструктивными указаниями по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги" [73], а также в порядке, изложенном в аварийных карточках на опасные грузы. 3.8.4. Личный состав восстановительного поезда и другие работники железной дороги, привлекаемые к ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и обучены правилам пользования ими. 3.8.5. При наличии груза 0 - 11-го разрядов разрешается приступить к восстановительным работам, используя для этой цели только грузоподъемные краны и домкраты. При подъемке подвижного состава грузоподъемными кранами места соприкосновения троса с металлическими частями кузова должны иметь медные или деревянные прокладки. 3.8.6. В случае если груз имеет 12-й разряд и выше, а также если в подвижной состав загружен груз разных разрядов (4, 26; 2, 15; 8, 20-й и т.д.), восстановительные работы можно начинать только после прибытия на место проводника, сопровождающего груз, или начальника караула (транспорта) грузоотправителя. При отсутствии указанных специалистов или караула устранение последствий аварий с разрядными грузами осуществляется под руководствам специалиста, вызываемого военным комендантом железнодорожного участка и станции. 3.8.7. При наличии поврежденных и сошедших с рельсов вагонов с легковоспламеняющимися грузами, грозящими взрывом или пожаром, аварийно-восстановительные работы должны производиться после получения начальником восстановительного поезда письменного разрешения произвольной формы на производство этих работ за подписью начальника (заместителя начальника) пожарного поезда с указанием в нем даты, точного времени, места и вида работ, а также условий, при которых разрешена работа. Письменное разрешение должно дополнительно заверяться подписью ответственного руководителя работ. В случае течи или просыпания опасного груза, который по аварийной карточке может вызвать воспламенение или взрыв, запрещается подавать к месту работы локомотивы, тягачи, крановую технику, электростанции и осветительные устройства до устранения течи и нейтрализации опасного груза. 3.8.8. При сходе с рельсов цистерн с опасным грузом без повреждения котла разрешается установка их на рельсы с использованием накаточного оборудования, а также грузоподъемных кранов со строповкой стальными тросами за раму цистерны в районе шкворневых балок, не допуская при этом повреждения котла цистерны и разлива опасного груза. Запрещается проведение этих операций с цистернами и другим подвижным составом, имеющими течь или развал опасного груза, до полного освобождения их от груза и последующей дегазации местности. 3.8.9. При аварийных ситуациях с цистернами, в которых находится сжиженный газ, легковоспламеняющаяся или едкая жидкости, сопровождаемыми проводниками грузоотправителя или грузополучателя, должен соблюдаться следующий порядок действия: начальник восстановительного поезда по прибытии на место работ обязан получить информацию от старшего бригады сопровождения о состоянии цистерн, принятых им мерах по устранению опасности, возможных способах выполнения восстановительных работ или тушения пожара, а также о мерах безопасности, которые должны соблюдаться при выполнении этих работ; границу проведения восстановительных работ в зависимости от степени повреждения цистерн, направления и силы ветра и других факторов устанавливает старший бригады сопровождения. Внутри границ опасной зоны восстановительные работы могут производиться с разрешения старшего бригады и под его наблюдением лишь после устранения течи и полного испарения или нейтрализации продукта; в случае, если на месте аварийной ситуации по каким-либо обстоятельствам никого из бригады сопровождения не оказалось, руководитель отделения дороги обязан немедленно по телеграфу или телефону сообщить о случившемся грузоотправителю или грузополучателю для прибытия их к месту происшествия в кратчайший срок; в случае, если цистерна не получила повреждений и нет течи опасного груза, работы, связанные с открытием движения поездов, производятся под руководством начальника отделения железной дороги или его заместителя; если цистерна получила повреждение, в результате чего происходит течь груза или возник пожар, восстановительные работы могут выполняться на расстоянии не менее 200 м (радиус опасной зоны) от места расположения такой цистерны с использованием средств индивидуальной защиты. IV. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ, ТЯГОВОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ 4.1. Общие требования 4.1.1. Техническое обслуживание или ремонт технических средств (грузоподъемных кранов, тягачей, тракторов, бульдозеров, автомобилей) следует производить в соответствии с требованиями инструкций по их эксплуатации на специально отведенных местах, оснащенных необходимыми устройствами (подъемниками и т.п.), приборами, приспособлениями, инвентарем и инструментом. 4.1.2. На местах технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, тяговой и транспортной техники не допускается: применение легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, растворителей и др.) для промывки агрегатов и деталей; заправка грузоподъемных кранов, тяговой и транспортной техники топливом; хранение легковоспламеняющихся жидкостей, горючих материалов, кислот, красок и т.п. в количествах, превышающих их сменную потребность; хранение отработанного масла, порожней тары из-под топлива и смазочных материалов; загромождение проходов и выходов из помещений материалами, оборудованием, демонтированными агрегатами и др. 4.1.3. Перед началом технического обслуживания и ремонта: транспортное средство затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива дизельного двигателя), установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков), на рулевое колесо вывесить табличку с надписью "Двигатель не запускать - работают люди"; убедиться в закреплении колесных пар головного и хвостового вагонов (крана) восстановительного поезда тормозными башмаками; убедиться в закреплении тормозными башмаками крайних колесных пар грузоподъемного крана на железнодорожном ходу и железнодорожной платформы (вагона-гаража) с тяговой техникой, стоящих на отдельном пути. 4.1.4. Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования грузоподъемных кранов, производимые с поворотной части крана, включая очистку поворотной части от снега (льда), работы по обслуживанию тяговой техники, установленной на железнодорожных платформах, и в других случаях, связанных с выполнением работ на высоте более 1,3 м от земли (площадки), должны производиться с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда при работах на высоте [6] двумя работниками, один из которых должен с земли (площадки) контролировать действия работника, находящегося на поворотной части крана или платформе. 4.1.5. Техническое обслуживание и ремонт технических средств работники должны производить в защитных касках, а при рубке металла - защитных очках. 4.1.6. Во время подъема (спуска) работника на платформу или кран другой работник должен находиться у приставной лестницы (технологических ступеней крана) и, при необходимости, удерживать лестницу от смещения и падения. При подъеме (спуске) работника на платформу (кран) руки его должны быть свободными. 4.1.7. При работе на высоте инструмент следует располагать так, чтобы исключалось его падение. 4.1.8. При осмотре технических средств в темное время суток работники должны пользоваться переносными электрическими светильниками напряжением не выше 50 В, защищенными от механических повреждений, или электрическими фонарями с автономным питанием. 4.1.9. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки технических средств необходимо предварительно слить из них топливо, масло, охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их разлива. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалить с помощью песка или опилок, которые после использования следует убрать в металлические ящики с крышками, установленные вне помещения. 4.1.10. Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий, должны производиться с использованием грузоподъемных механизмов (крана), специальных съемников и других приспособлений. 4.1.11. Строповку деталей, узлов и агрегатов (далее - оборудование) при их снятии и установке следует производить за все предусмотренные их конструкцией кронштейны с отверстиями для грузозахватных устройств или рым-болты. При отсутствии на корпусах оборудования таких кронштейнов и рым-болтов обвязку и зацепку такого оборудования следует производить в соответствии с имеющимися в восстановительном поезде схемами строповки грузов. Обвязывать оборудование чалочными канатами и цепями следует таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения исключалась возможность его падения. 4.1.12. Снятые с технического средства детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали - на стеллажи. 4.1.13. Агрегаты и узлы массой более 15 кг необходимо перемещать с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. 4.1.14. При демонтаже и монтаже агрегатов грузоподъемным краном нельзя находиться под поднятым агрегатом (грузом) и стрелой крана. 4.1.15. Для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, эмульсии. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места. 4.1.16. Заправку системы охлаждения антифризом необходимо производить при помощи специально предназначенной для этой цели посуды. Переливать антифриз при помощи шланга путем засасывания ртом запрещается. После каждой операции с антифризом (получение, заправка) необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 4.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузоподъемных кранов, тяговой и транспортной техники 4.2.1. Для ремонта, смазки и регулировки оборудования тяговая (транспортная) техника должна быть установлена на горизонтальной площадке, навесное оборудование (нож бульдозера и т.п.) опущено на землю или специально предназначенную опору, двигатель выключен, давление в гидросистеме снято. Запрещается производить какие-либо работы под поднятым навесным оборудованием. 4.2.2. При замене или доливе масел и жидкостей в агрегаты грузоподъемных кранов, тяговой и транспортной техники сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом. 4.2.3. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем. 4.2.4. Запрещается подтягивать соединения, муфты на трубопроводах, находящихся под давлением жидкости, масла, топлива, воздуха. 4.2.5. При использовании домкратов их следует устанавливать на подкладки из прямоугольных деревянных брусьев или досок. Запрещается применять в качестве подкладок кирпичи, камни, полукруглые бруски, а также использовать домкраты меньшей грузоподъемности, чем масса поднимаемого оборудования. 4.2.6. При обслуживании поднятой на подъемнике тяговой (транспортной) техники подъемник должен быть надежно зафиксирован упором, исключающим возможность самопроизвольного его опускания. На пульте управления подъемника должна быть вывешена табличка с надписью "Не включать - работают люди!". 4.2.7. Монтировать и демонтировать навесное оборудование тяговой (транспортной) техники разрешается только под руководством мастера. 4.2.8. Перед демонтажем гидравлической системы и системы смазки необходимо слить рабочую жидкость и масло в специальные емкости. 4.2.9. После технического обслуживания и ремонта, перед запуском двигателя, необходимо убедиться в том, что все механизмы привода управления гидросистемой грузоподъемных кранов, тяговой (транспортной) техники установлены в нейтральное (выключенное) положение. 4.2.10. На грузоподъемных кранах и тяговой (транспортной) технике, поставленных на место стоянки, должно быть выключено зажигание (подача топлива) и отключена масса (если имеется выключатель). Тяговая (транспортная) техника должна быть заторможена стояночным тормозом, колесные пары грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу - закреплены тормозными башмаками (при стоянке вне состава восстановительного поезда). 4.2.11. При стоянке тяговой (транспортной) техники в закрытом помещении (гараже) запрещается: запуск двигателя для любых целей, кроме выезда техники из помещения, и его работа; отдых работников в кабине управления тяговой (транспортной) техники, установленной в закрытом помещении. 4.3. Требования охраны труда при обслуживании аккумуляторных батарей 4.3.1. Для перемещения аккумуляторных батарей по территории и в помещениях восстановительного поезда следует пользоваться специальной тележкой, платформа которой исключает возможность падения батарей. При переноске аккумуляторных батарей вручную необходимо использовать носилки. 4.3.2. Приготовлять кислотный электролит следует в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т.п.). При этом необходимо сначала налить в сосуд дистиллированную воду, а затем лить в нее кислоту тонкой струей. Переливать кислоту из бутылей следует только с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов и т.п.). 4.3.3. При приготовлении щелочного электролита сосуд со щелочью следует открывать осторожно, без применения больших усилий. Чтобы облегчить открывание сосуда, пробка которого залита парафином, разрешается прогревать горловину сосуда тряпкой, смоченной горячей водой. 4.3.4. Большие куски едкого калия необходимо дробить, прикрывая их чистой тканью, для предупреждения разлета мелких частиц. В чистый стальной (фарфоровый, пластмассовый) сосуд сначала наливают дистиллированную воду, затем при помощи стальных щипцов (пинцета, металлической ложки) кладут куски раздробленного едкого калия и перемешивают его до полного растворения стеклянной или эбонитовой палочкой. 4.3.5. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой проводами с наконечниками, плотно прилегающими к клеммам батарей и исключающими возможность искрения. 4.3.6. Присоединение аккумуляторных батарей к зарядному устройству и отсоединение их должно проводиться при выключенном зарядном оборудовании. 4.3.7. Контроль за ходом зарядки аккумуляторов должен осуществляться при помощи специальных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т.п.). 4.3.8. Зарядка аккумуляторных батарей должна проводиться при открытых пробках аккумуляторов и включенных в аккумуляторном отделении приточно-вытяжной и местной вентиляции. 4.3.9. Не допускается: входить в аккумуляторное отделение с открытым огнем (зажженной спичкой, папиросой и т.п.); пользоваться в аккумуляторном отделении электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.п.); хранить в аккумуляторном отделении бутыли с серной кислотой или сосуды со щелочью в количестве, превышающем их суточную потребность, а также порожние бутыли и сосуды (их необходимо хранить в специальном помещении); совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи в одном помещении; пребывание в помещении для зарядки аккумуляторных батарей посторонних работников; приготовлять электролит в стеклянной посуде, за исключением промышленных установок, изготовленных из химически стойкого стекла; переливать кислоту вручную, а также вливать воду в кислоту; брать едкий калий руками; проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием; хранить продукты питания и принимать пищу в помещении аккумуляторного отделения. 4.3.10. Для осмотра аккумуляторных батарей и контроля зарядки необходимо пользоваться переносными светильниками во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 50 В. 4.3.11. При работе с кислотой и электролитом необходимо работник должен надеть прорезиненный фартук, резиновые сапоги, резиновые кислотощелочестойкие перчатки и защитные очки. 4.3.12. Все сосуды с кислотой, электролитом, щелочью и дистиллированной водой должны иметь надписи с названием находящихся в них веществ, нанесенные непосредственно на сосуды. 4.3.13. Электролит, пролитый на стеллаж, верстак и т.п., необходимо вытереть ветошью, смоченной в 5 - 10-процентном нейтрализующем растворе питьевой соды, а электролит, пролитый на пол, - сначала посыпать опилками, собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором питьевой соды и протереть насухо. 4.3.14. После окончания работ по обслуживанию аккумуляторных батарей работник должен тщательно вымыть с мылом лицо, руки и принять душ. V. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ИНСТРУМЕНТУ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ 5.1. Производственное оборудование и инструмент должны соответствовать ГОСТ 12.2.003 [47], ГОСТ 12.2.049 [52] и другим государственным стандартам и техническим условиям на отдельные виды оборудования и инструменты. Каждая машина, станок, агрегат должны иметь технический паспорт. Нестандартизированное технологическое оборудование должно быть снабжено принципиальными схемами, руководством (инструкцией) по эксплуатации и другой технической документацией. 5.2. Все эксплуатируемое оборудование должно находиться в исправном состоянии. Оборудование перед вводом в эксплуатацию и в дальнейшем должно периодически подвергаться техническим осмотрам и ремонтам в сроки, предусмотренные графиками, утвержденными в установленном порядке. 5.3. На оборудование должна быть нормативно-техническая документация (паспорт, инструкция по эксплуатации и другая документация), содержащая требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.2.003 [47]. 5.4. Устройство, содержание и эксплуатация электрических установок, ручных электрических машин (электроинструмента), светильников, разделительных трансформаторов и другого вспомогательного электрического оборудования должны соответствовать ГОСТ 12.1.019 [46], ГОСТ 12.2.013.0 [50], Правилам устройства электроустановок [27], Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей [30], Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [8] и техническим условиям в части электробезопасности. 5.5. Электрооборудование, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением (корпуса электродвигателей, передвижной электростанции, защитные кожухи рубильников и другие), должны иметь заземление ("зануление"). Заземление должно быть хорошо видно. 5.6. Грузоподъемные машины и механизмы, съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и другие) должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [37]. На грузоподъемные краны, машины и механизмы должны быть нанесены регистрационные инвентарные номера, данные о грузоподъемности и даты следующего частичного или полного технического освидетельствования (испытания). 5.7. Домкраты должны иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации. На домкраты должны быть нанесены инвентарный номер, грузоподъемность, дата следующего испытания и принадлежность подразделению. Состояние домкратов, режим их работы и обслуживание должны соответствовать требованиям заводских инструкций. 5.8. Домкраты, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться техническому освидетельствованию, включающему тщательный осмотр и испытания не реже одного раза в год, а также после ремонта или замены ответственных деталей. Результаты технического освидетельствования заносятся в журнал. 5.9. Статические испытания при техническом освидетельствовании гидравлических и пневмогидравлических домкратов должны производиться под нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность на 10% при верхнем положении штока в течение 10 минут. Испытание стационарных и передвижных электрических и реечных домкратов нагрузкой не обязательно. Техническое освидетельствование стационарных и передвижных электрических и реечных домкратов производится путем тщательного осмотра и обмера грузовых винтов, гаек, зубчатых реек, храповиков, фиксаторов. При износе деталей более 20% домкраты к дальнейшей эксплуатации не допускаются. Все стационарные электродомкраты должны иметь стальные предохранительные гайки. 5.10. Текущее техническое обслуживание всех домкратов должно производиться через каждые 10 дней. При этом детально проверяется состояние ограничителей выхода винта (штока), плотность соединений и манжет, исправное действие предохранительных и заземляющих устройств и других деталей. Если неисправности нельзя устранить на месте, домкраты следует отправлять в ремонт. Работа неисправным домкратом не допускается. Результаты технического обслуживания домкратов регистрируются в отдельном журнале. 5.11. Гидравлические и пневмогидравлические домкраты должны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости и воздуха из рабочих цилиндров во время подъема и перемещения грузов. 5.12. Гидравлические домкраты должны быть оборудованы приспособлениями (обратным клапаном, диафрагмой), обеспечивающими медленное и плавное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость. Давление масла при работе с гидравлическим домкратом не должно превышать максимального значения, указанного в его паспорте; давление масла должно проверяться по манометру, установленному на домкрате. При отрицательной температуре окружающего воздуха должна применяться незамерзающая жидкость. Подготовленный к работе гидравлический домкрат должен работать под полной нагрузкой без заеданий. 5.13. Верстаки, столы и стеллажи должны быть прочными, устойчивыми и иметь высоту, удобную для работы. Поверхность верстаков должны быть покрыты гладким материалом (листовой сталью, алюминием, линолеумом). Тиски на верстаках должны быть исправными, крепко захватывать зажимаемое изделие и иметь на губках насечку. Для верстаков должно быть предусмотрено местное стационарное освещение, отвечающее требованиям ОСТ 32.120 [66]. 5.14. Тиски на верстаках следует устанавливать на расстоянии не менее 1 м один от другого. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты работающих от отлетающих осколков должны быть поставлены защитные сетки высотой не менее 1 м. При двусторонней работе на верстаке сетку необходимо ставить в середине, а при односторонней - со стороны, обращенной к рабочим местам, проходам и окнам. 5.15. Компрессорные установки и воздухопроводы следует эксплуатировать и испытывать в соответствии с ГОСТ 12.2.016 [51] и Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов [31]. 5.16. Баллоны, воздухосборники и другие сосуды, работающие под давлением, должны эксплуатироваться и испытываться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением [32]. 5.17. Хранение и транспортирование баллонов с газами должно осуществляться только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками. 5.18. Баллоны с газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе. Ацетиленовые, кислородные баллоны и баллоны со сжиженным газом необходимо хранить раздельно. 5.19. Баллоны с газом при их хранении, транспортировании и эксплуатации должны быть защищены от действия солнечных лучей и других источников тепла. Баллоны с горючим газом, имеющие башмаки, должны храниться в вертикальном положении с заглушками на штуцерах вентилей. Для предохранения от падения баллоны должны устанавливаться в специально оборудованные гнезда, клетки, ограждаться барьером или закрепляться хомутами или цепями. 5.20. Баллоны, не имеющие башмаков, могут храниться в горизонтальном положении на деревянных рамах или стеллажах. При хранении на открытых площадках разрешается укладывать баллоны с башмаками в штабеля с прокладками из веревки, деревянных брусьев или резины между горизонтальными рядами. При укладке баллонов в штабеля высота последних не должна превышать 1,5 м. Вентили баллонов должны быть обращены в одну сторону. 5.21. Баллоны, устанавливаемые в помещениях, должны находиться от приборов отопления на расстоянии не менее 1 м, а от источников тепла с открытым огнем и печей - не менее 5 м. Расстояние от горелок (по горизонтали) до перепускных рамповых (групповых) установок должно быть не менее 10 м, а до отдельных баллонов с кислородом или горючими газами - не менее 5 м. Хранение в одном помещении баллонов с кислородом и баллонов с горючими газами, а также карбида кальция, красок, масел и жиров не разрешается. 5.22. Котлы, печи, газовое оборудование и другие агрегаты, работающие на газовом топливе, необходимо эксплуатировать в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций [13]. 5.23. Абразивный инструмент, применяемый в заточных и обдирочно - шлифовальных станках, в ручных пневматических и электрических шлифовальных машинках, должен эксплуатироваться и испытываться в соответствии с ГОСТ 12.3.028 [54]. Шлифовальные машинки должны иметь защитные кожухи. 5.24. К работе с переносными электроинструментами и ручными электрическими машинами класса I в помещениях с повышенной опасностью должен допускаться персонал, имеющий группу по электробезопасности II и выше. 5.25. Класс переносных электроинструментов и ручных электрических машин должен соответствовать категории помещения и условиям производства работ с применением в отдельных случаях электрозащитных средств согласно требованиям, приведенным в таблице 10.1 Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок [8]. 5.26. В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных переносные электрические светильники должны иметь напряжение не выше 50 В. При работах в особо неблагоприятных условиях (колодцах, котлах, цистернах, металлических резервуарах) переносные светильники должны иметь напряжение не выше 12 В. 5.27. Переносные электрические светильники должны иметь закрепленную на рукоятке защитную сетку и крючок для подвески. Токоведущие части патрона и цоколя лампы должны быть недоступны для прикосновения. 5.28. При пользовании электроинструментами, ручными электрическими машинами, переносными светильниками их провода и кабели должны по возможности подвешиваться. Провода и кабели должны быть защищены от случайного механического повреждения и соприкосновения с горячими, сырыми и масляными поверхностями. Не допускается натягивать, перекручивать и перегибать кабель, ставить на него груз, а также допускать пересечение его с тросами, кабелями, шлангами газосварки. 5.29. Организация и выполнение работ с ручным пневматическим и электрическим инструментом должны удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.2.540 [68]. Значения шумовых и вибрационных характеристик машин и инструмента должны указываться в паспорте, инструкции по эксплуатации или другой сопроводительной документации, удостоверяющей качество и безопасность машины либо инструмента. При работах с ручными инструментами, являющимися источниками интенсивного шума (более 100 дБА), следует использовать противошумные наушники или вкладыши. Пневмоинструмент (сверлильные машинки, виброзубила, гайковерты и другие) должен соответствовать ГОСТ 12.2.010 [49] и снабжаться виброгасящими устройствами. Пусковые устройства должны легко и быстро приводиться в действие и в закрытом положении не пропускать воздух. 5.30. Присоединение шланга к пневмоинструменту должно производиться при помощи штуцера с исправными гранями и резьбой, ниппелей и стяжных хомутов. Соединение отрезков шланга должно обеспечиваться металлической трубкой, обжимаемой поверх отрезков шланга хомутами. Крепление шланга проволокой не допускается. Шланги к трубопроводам сжатого воздуха должны подключаться через вентили. Подключать шланги непосредственно к воздушной магистрали не допускается. 5.31. Электрический и пневматический инструмент должны выдаваться лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними. 5.32. Слесарные молотки должны быть изготовлены по ГОСТ 2310 [59]. Слесарные молотки, кувалды должны иметь ровную, слегка выпуклую поверхность бойковой части и быть надежно насажены на рукоятки. К свободному концу рукоятка молотка должна несколько утолщаться во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом. У кувалд рукоятка к свободному концу должна несколько утончаться. Кувалда насаживается на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. Поверхность рукоятки должна быть гладкой, без сучков, отколов и трещин. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны быть выполнены из мягкой стали и иметь насечки, препятствующие выскакиванию клина из рукоятки. 5.33. Не допускается использование напильников и шаберов без рукояток и бандажных колец на них или с плохо закрепленными рукоятками. 5.34. Инструмент ударного действия (зубила, бородки и пр.) должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. На рабочем конце не должно быть повреждений. Длина инструмента ударного действия должна быть не менее 150 мм. При работе клиньями или зубилами с помощью кувалд должны применяться клинодержатели с рукояткой длиной не менее 0,7 м. При работах инструментами ударного действия работники должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза отлетающих твердых частиц. Рабочая зона при этом должна быть ограждена. 5.35. Форма и размеры гаечных ключей должны соответствовать требованиям ГОСТ 6424 [64], ГОСТ 2838 [61] и ГОСТ 2839 [62]. Односторонние гаечные ключи должны соответствовать требованиям ГОСТ 2841 [63]. Губки ключей должны быть параллельны и не закатаны. Размеры зева гаечных ключей должны соответствовать размерам гаек и головок болтов. Размеры зева ключей не должны превышать размеров гаек и болтов более чем на 5%. 5.36. Ручки клещей и ручных ножниц должны быть гладкими, без вмятин, зазубрин и заусенцев. С внутренней стороны должен быть упор, предотвращающий сдавливание пальцев рук при работе. 5.37. Используемые при работе ломы и монтажки должны быть гладкими, без заусенцев, трещин и наклепов. 5.38. К использованию допускаются только керосинорезы заводского изготовления. Керосинорезы должны находиться на учете и иметь инвентарный номер. 5.39. При работе резаков на жидком горючем необходимо устанавливать защитное устройство, предохраняющее кислородный рукав от обратного удара пламени. 5.40. Для подачи керосина в резак должны применяться рукава из бензостойкой резины. Длина рукавов должна быть не более 30 м. Рукава должны иметь плотные надежные соединения между собой и со штуцерами резаков, керосиновых бачков и баллонов с кислородом. Наружный слой рукава, предназначенного для подачи керосина, должен иметь желтый цвет, для кислорода - синий. 5.41. Бачок для керосина должен быть герметичным. Наличие манометра на нем обязательно. Бачки, имеющие течь или неисправный насос, к эксплуатации не допускаются. Для определения неплотностей в соединениях бачка и резака следует пользоваться мыльной эмульсией. 5.42. Наливать керосин в бачок разрешается не более чем на 3/4 его вместимости и только после отстаивания или фильтрования через сукно или мелкую сетку. Доливать керосин в бачок во время работы запрещается. Случайно пролитый керосин следует засыпать песком, после чего песок собрать в предназначенную для этого тару для последующей утилизации. Применять бензин в качестве горючего для керосинореза запрещается. 5.43. На месте проведения керосинорезных работ запас керосина должен быть не более сменной потребности. Керосин должен храниться в небьющейся, плотно закрывающейся таре, удаленной от места проведения работ на расстояние не менее 10 м. 5.44. Работа с керосинорезом внутри замкнутого объема (внутри крытых вагонов, вагонов-хопперов, рефрижераторных вагонов, в кузовах полувагонов) и резервуарах (котлах цистерн) запрещается. 5.45. Запрещается зажимать, перекручивать или переламывать рукава, подающие кислород и керосин к резаку, а также использовать кислородные рукава для подвода керосина к резаку. 5.46. В соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при работе на высоте [6] длина приставных лестниц должна быть не более 5 м. 5.47. Тетивы приставных лестниц и стремянок для обеспечения устойчивости должны расходиться книзу. Ширина приставной лестницы и стремянки вверху должна быть не менее 300 мм, внизу - не менее 400 мм. 5.48. На тетивах деревянных и металлических приставных лестниц должен быть указан инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность цеху (участку). 5.49. Приставные лестницы должны быть снабжены устройством, предотвращающим возможность сдвига и опрокидывания их при работе. Верхние концы лестниц, приставляемых к тяговой, крановой технике, трубам, должны иметь специальные крюки - захваты, предотвращающие падение лестницы от случайных толчков. На нижних концах приставных лестниц должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц на гладких опорных поверхностях (металле, плитке, бетоне) на них должны быть башмаки из резины или другого нескользкого материала. 5.50. Размеры приставной лестницы должны обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы. 5.51. Испытание лестниц должно производиться после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации: лестниц металлических - 1 раз в 12 месяцев; лестниц деревянных - 1 раз в 6 месяцев. Испытание должно производиться приложением к середине ступени лестницы, установленной под углом 75град. к горизонтальной плоскости, статической нагрузки 2 кН (200 кгс) - для раздвижной лестницы и 1,2 кН (120 кгс) - для приставной лестницы. В соответствии с Правилами безопасности при работе с инструментом и приспособлениями [28] продолжительность каждого испытания должна составлять 2 минуты. 5.52. Металлообрабатывающие станки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.009 [48]. Конструкция металлообрабатывающих станков должна исключать возможность травмирования работника падающими или выбрасываемыми из станков предметами (заготовки, инструмент, стружка, отходы). Доступные для работающих части станков, в том числе вращающиеся устройства для закрепления заготовок или инструмента, не должны иметь острых кромок и углов, шероховатостей поверхности. Наружные поверхности устройств при наличии в них выступающих частей или углублений, которые при работе могут травмировать работников, должны иметь ограждения. В случаях, когда вся зона обработки закрывается общим защитным устройством, ограждение отдельных вращающихся устройств не обязательно. 5.53. На каждом станке должен быть указан его инвентарный номер. У станка (или группы станков) должен быть вывешен список лиц, имеющих право работать на нем (них); а также табличка с указанием должностного лица (из числа специалистов), ответственного за содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию станочного оборудования в цехе (участке). На рабочем месте у станка должна быть вывешена краткая выписка из инструкции по охране труда или памятка по технике безопасности, в которой указываются для работающего на станке основные требования по безопасным приемам работы, а также требования к защитным предохранительным и блокировочным устройствам. При наличии в помещении станков одной группы достаточно одной выписки из инструкции по охране труда или памятки по технике безопасности, вывешенной на видном месте, доступном для работающих. VI. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРРИТОРИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДКАМ, ПОМЕЩЕНИЯМ И ВАГОНАМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОЕЗДА 6.1. Требования к содержанию территории, производственных площадок и помещений 6.1.1. В соответствии с Положением о восстановительных поездах железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" [76] пункт постоянной дислокации восстановительного поезда должен размещаться на крупной железнодорожной станции, на которой имеется локомотивное депо, либо постоянно работающий парк локомотивов. 6.1.2. Место стоянки восстановительного поезда, как правило, должно располагаться на железнодорожных путях с двухсторонним выходом и обеспечивать отправление поезда со станции дислокации в минимально короткий срок с момента поступления приказа на его отправление. Постановка другого подвижного состава, включая пожарный поезд, на железнодорожный путь стоянки восстановительного поезда запрещается. 6.1.3. Запрещается выделять место постоянной дислокации восстановительного поезда под контактным проводом. 6.1.4. В пункте постоянной дислокации восстановительного поезда, как правило, должно быть капитальное здание с обустроенными санитарно-бытовыми и производственными помещениями, оборудованное холодным и горячим водоснабжением. Помещения восстановительного поезда должны отвечать требованиям Санитарных правил для формирования железнодорожного транспорта специального назначения [70]. 6.1.5. Место стоянки восстановительного поезда оборудуется внешним ограждением, наружным освещением, водопроводной сетью с установкой пожарных гидрантов или водозаправочных колонок, канализацией, пожарной сигнализацией и специально подготовленными местами (площадками) для практических занятий (при значительном удалении учебно-тренировочного полигона от места постоянной дислокации восстановительного поезда). 6.1.6. На территориях, в производственных помещениях и технологическом оборудовании, которое может служить источником опасности для работников, должны быть нанесены сигнальные цвета, сигнальная разметка, установлены или нанесены знаки безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 [55], Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта [16] и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей [15]. 6.1.7. Для прохода работников к местам выполнения работ и обратно должны быть определены маршруты безопасного прохода, обозначенные указателями "Служебный проход". В ночное время маршруты прохода должны быть освещены. Дороги и проходы в местах пересечения с железнодорожными путями должны иметь твердые покрытия или настилы на уровне головки рельсов для проезда транспортных средств, тяговой техники и прохода работников. Эти места должны быть оборудованы сигнализацией и искусственным освещением. Дороги и маршруты должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями. 6.1.8. Административные, производственные и бытовые помещения должны быть оборудованы системой вентиляции, отопления, пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. 6.1.9. Смотровые канавы должны иметь гладкие, легко моющиеся стены, а напольная часть канав - уклоны и сточные желоба к сборным колодцам. При необходимости смотровые канавы должны оборудоваться переходными мостиками. 6.1.10. В пункте постоянной дислокации восстановительного поезда должны быть предусмотрены следующие отдельные служебно-бытовые помещения: гардеробная; душевая; умывальные; туалет; кладовая для хранения инвентарной (дежурной) спецодежды; для сушки спецодежды; для приема пищи; для размещения дежурного; комнаты отдыха и обогрева работников. Для начальника поезда должно быть предусмотрено отдельное помещение. Помещение гардеробной должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции. 6.1.11. При гардеробных должны предусматриваться кладовые для хранения спецодежды в летний и зимний период года. 6.1.12. При умывальных должны быть мыло или другие смывающие средства и регулярно сменяемые полотенца или воздушные сушители для рук. Мытье рук техническими жидкостями категорически запрещается. 6.1.13. Помещения для обогрева работников должны быть оборудованы сушильным шкафом для быстрого просушивания рукавиц и обуви. 6.1.14. В санитарно-бытовых помещениях не реже одного раза в смену должна проводиться уборка, промывка их водой с моющими средствами с последующей дезинфекцией. 6.1.15. Склады горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) должны отвечать требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Условия хранения ГСМ, баллонов с кислородом, ацетиленом и барабанов с карбидом кальция надлежит согласовывать в каждом отдельном случае с органами пожарного надзора. 6.1.16. В складе ГСМ, помещениях (гаражах), предназначенных для стоянки тяговой (транспортной) техники, а также на ее стоянках под навесом или на площадках не допускается: курить, пользоваться открытым огнем; подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях); хранить материалы и предметы, не относящиеся к обслуживанию тяговой (транспортной) техники и передвижных электростанций; мыть или протирать бензином кузова тяговой (транспортной) техники, передвижные электростанции, детали или агрегаты, а также руки и одежду; хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках тяговой (транспортной) техники и передвижных электростанций; заправлять тяговую (транспортную) технику и передвижные электростанции топливом, а также сливать топливо из баков; устанавливать предметы и оборудование, которые могут препятствовать быстрой эвакуации тяговой (транспортной) техники в случае пожара или других стихийных бедствий. 6.1.17. На территории пункта постоянной дислокации восстановительного поезда должны быть отдельные емкости для сбора и хранения пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов. 6.2. Требования к производственным и санитарно-бытовым помещениям вагонов восстановительного поезда 6.2.1. В состав восстановительного поезда должны входить вагоны-гаражи, вагоны, переоборудованные под размещение передвижной электростанции (далее - вагон для размещения электростанции), и пассажирские вагоны, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания работников восстановительных поездов. К ним относятся вагон-столовая, санитарный вагон, вагон для перевозки и отдыха работников восстановительного поезда. 6.2.2. Вагоны должны отвечать требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [17]. Пол, стены и потолок вагонов-гаражей и вагона для размещения электростанции должны быть обиты листовой сталью по асбесту или войлоку, пропитанному в глиняном растворе. Электропроводка должна быть проложена в трубах, светильники и выключатели выполнены в герметичном исполнении. 6.2.3. В складе ГСМ, вагонах-гаражах и вагоне-электростанции запрещается: курить, пользоваться открытым огнем, в том числе при запуске двигателя тягачей, тракторов, бульдозеров и передвижных электростанций; оставлять неубранными в металлические ящики обтирочные материалы; заполнять перевозимые емкости с горючим более чем на 95% их объема; хранить материалы и предметы, не относящиеся к обслуживанию автомобилей, тягачей, тракторов и электростанции. Склад ГСМ, вагоны-гаражи и вагон-электростанция должны быть укомплектованы огнетушителями и ящиками с песком. 6.2.4. Специально оборудованные вагоны-гаражи и платформы, предназначенные для стоянки и транспортировки тракторов, тягачей, бульдозеров, должны удовлетворять следующим требованиям: крыша вагона-гаража по высоте и длине должна иметь конфигурацию, обеспечивающую безопасность водителя в момент заезда (выезда) трактора, тягача, бульдозера в гараж; освещение в вагоне-гараже должно быть выполнено светильниками в закрытом исполнении; трапы вагона-гаража (платформы) для заезда (выезда) тягачей, тракторов, бульдозеров перед пуском гаража в эксплуатацию и периодически, не реже одного раза в год, должны испытываться нагрузкой, превышающей массу наиболее тяжелой машины на 15%; ворота вагонов-гаражей должны иметь надежные блокирующие запоры в закрытом и открытом положениях и иметь надпись "Опасная зона"; электрический привод подъема трапов должен иметь концевой выключатель, ограничивающий их подъем. Вагоны-гаражи (платформы) для перевозки тяжелых тяговых машин со стороны трапов должны иметь разгружающие опоры под буферным брусом, а с другой стороны рельсозахваты. Кроме электрического привода для подъема и опускания трапов в вагоне-гараже (на платформе), должен быть предусмотрен механический привод с ручным приводом. При отсутствии механического привода подъем и опускание трапа должны осуществляться с помощью тяговой машины. 6.2.5. При перепланировке и модернизации пассажирских цельнометаллических вагонов для перевозки работников восстановительного поезда и дополнительной рабочей силы должны быть предусмотрены следующие отдельные служебно-бытовые помещения: спальные купе 2 - 4-местные; салон для приема пищи и отдыха крановых бригад; кухня; туалет; душевая; помещение для проведения инструктажей; помещение для хранения спецодежды и средств индивидуальной защиты; помещение для сушки спецодежды и обуви; котельное отделение. Допускается переоборудование в пассажирском вагоне спальных купе под штабное купе. Вносить изменения в конструкции основных узлов принятого в эксплуатацию подвижного состава допускается только с разрешения соответствующих департаментов ОАО "РЖД". В вагонах должны быть аптечки с медикаментами и перевязочными материалами, необходимыми для оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае. 6.2.6. Спальные купе пассажирских вагонов должны быть оборудованы спальными местами в один или два яруса, столиком, встроенными шкафами для документов и технической литературы, а также антресолями. 6.2.7. Восстановительный поезд при отправлении к месту работ экипируется постельными принадлежностями: матрацами, чехлами на матрацы, одеялами зимними (шерстяные или полушерстяные), одеялами летними (пикейные), подушками (из расчета одного комплекта на каждого члена бригады). Матрацы, подушки, одеяла зимние сдаются в камерную дезинфекцию не реже 2 раз в год. Одеяла летние сдаются в стирку не реже 2 раз в месяц. Чехлы матрацные по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц сдаются в стирку. После каждого рейса наволочки, простыни и полотенца сдаются в стирку, а одеяла зимние подвергаются обеспыливанию. На рейс проводники вагонов восстановительного поезда должны получать: наволочки на подушки, простыни, полотенца из расчета один комплект на каждого члена бригады. 6.2.8. Помещения для приема пищи и кухня в вагоне для перевозки работников восстановительного поезда и дополнительной рабочей силы должны иметь следующее оборудование: раковину с подводкой холодной и горячей воды; бытовой фильтр для очистки воды; газовую или электрическую плиту; СВЧ-печь; стол, стулья, шкафы навесные и напольные для хранения посуды и продуктов питания; сборник пищевых отходов и мусора (педальное ведро); холодильник; стационарный элетрокипятильник; шкаф для хранения неснижаемого запаса продуктов питания (далее - НЗ). Допускается совмещение кухни с салоном для отдыха и приема пищи (кухня-салон). 6.2.9. В вагоне-столовой должны находиться закрытые бачки с питьевой водой, рассчитанные на удовлетворение потребностей всех работающих. Бачки с водой должны быть оборудованы кранами и иметь плотно закрывающиеся крышки. Ежедневно бачки должны очищаться, промываться и заполняться доброкачественной питьевой водой. В местах, где водопроводная вода удовлетворяет требованиям ГОСТ 2761 [60], СанПиН 2.1.4.1074 [67], с разрешения территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту допускается употребление не кипяченой воды. Переносить воду разрешается только в закрытых сосудах. 6.2.10. В каждом восстановительном поезде должен быть постоянный неприкосновенный запас продуктов питания. 6.2.11. Для хранения продуктов питания восстановительный поезд должен иметь необходимое холодильное оборудование. Контроль за пополнением восстановительного поезда продуктами питания (или заменой по истечении срока их хранения) осуществляет начальник восстановительного поезда. 6.2.12. В пассажирских цельнометаллических вагонах, предназначенных для перевозки крановых бригад и дополнительной рабочей силы, с котловой стороны на месте помещения для туалета должны быть обустроены помещения для душа. Пол в душевой и туалете должен быть водонепроницаемым, иметь уклон к сливному отверстию, закрытому пробкой. 6.2.13. При перепланировке пассажирского цельнометаллического вагона под санитарно-штабной вагон или столовую с санитарным купе для нужд восстановительного поезда должны предусматриваться следующие отдельные служебно-бытовые помещения: санитарное купе; кухня; комната для отдыха и приема пищи; спальные купе; купе для хранения спецодежды и средств индивидуальной защиты; туалет; душевая; помещение для сушки специальной одежды и обуви; помещение для хранения уборочного инвентаря. Для работников, характер трудовой деятельности которых связан с работой на открытом воздухе, должны предусматриваться помещения для обогрева. 6.2.14. Санитарное купе (вагон) должно быть оснащено всем необходимым для оказания первой (специализированной) медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях. 6.2.15. Габариты дверей вагона и санитарного купе должны обеспечивать проход санитаров с носилками. Приложение N 1 к Правилам по охране труда для работников восстановительных поездов ОАО "РЖД" ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ В ПРАВИЛАХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ ОАО "РЖД" ДАНЫ ССЫЛКИ 1. Федеральный закон "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. 2. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621. 3. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695. 4. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417. 5. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 (зарегистрированы Минюстом России 5 февраля 1999 г., регистрационный N 1700). 6. Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000, утвержденные Постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 68. 7. Межотраслевые правила по охране труда при химической чистке, стирке ПОТ Р М-013-2000, утвержденные Постановлением Минтруда России от 16 октября 2000 г. N 75. 8. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00, утвержденные Постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. N 3 и Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163. 9. Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7. 10. Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ Р М-020-2001, утвержденные Постановлением Минтруда России от 9 октября 2001 г. N 72. 11. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г., N 80. 12. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г., N 1/29 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209). 13. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций ПОТ РМ-026-2003, утвержденные Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 27 (зарегистрированы Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4726). 14. Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи, утвержденные Постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 г. N 45 (зарегистрированные Минюстом России 15 июля 2003 г., регистрационный N 4901). 15. Рекомендации по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей, утвержденные указанием МПС СССР от 14 июня 1979 г. N К-20535. 16. Положение о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта N ЦРБ-4676, утвержденное МПС СССР 23 февраля 1989 г. 17. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС России 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112 (зарегистрированные Минюстом России 24 декабря 1992 г., регистрационный N 112). 18. Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-346, утвержденные МПС России 22 сентября 1995 г. 19. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденные МПС России 25 ноября 1996 г. N ЦМ-407. 20. Ведомственные нормы технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности ВНТП 05-97, утвержденные указанием МПС России от 19 марта 1997 г. N Г-348у. 21. Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц (зарегистрировано Минюстом России 20 апреля 1999 г., регистрационный N 1759). 22. Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденные указанием МПС России от 31 марта 2000 г. N Г-822у. 23. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756. 24. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757. 25. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790. 26. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденные распоряжением МПС России от 9 сентября 2002 г. N 497р. 27. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные Минэнерго СССР 5 октября 1979 г., Минтопэнерго России 6 октября 1999 г. (6-е и 7-е издания). 28. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные Минэнерго СССР 30 апреля 1985 г. 29. Приказ Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии". 30. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрированы Минюстом России 22 января 2003 г., регистрационный N 4145). 31. Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 г. N 60 (зарегистрированы Минюстом России 18 июня 2003 г., регистрационный N 4702). 32. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 г. N 91 (зарегистрированы Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4776). 33. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (зарегистрированы Минюстом России 27 июня 2003 г., регистрационный N 4838). 34. НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314. 35. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (зарегистрировано Минюстом России 2 июня 2004 г., регистрационный N 5819). 36. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России 16 августа 1994 г. N 50, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Госгортехнадзора России 20 июня 2002 г. N 29. 37. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98. 38. Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2004 г., регистрационный N 6015). 39. Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 (зарегистрировано Минюстом России 22 марта 2007 г., регистрационный N 9133). 40. Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 (зарегистрировано Минюстом России 22 марта 2007 г., регистрационный N 9133). 41. ГОСТ 12.0.003-74. Опасные и вредные производственные факторы. 42. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. 43. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. 44. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. 45. ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования. 46. ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования номенклатура видов защиты. 47. ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. 48. ГОСТ 12.2.009-99. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности. 49. ГОСТ 12.2.010-75 ССБТ. Машины ручные пневматические. Общие требования безопасности. 50. ГОСТ 12.2.013.0-91 ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний. 51. ГОСТ 12.2.016-81 ССБТ. Оборудование компрессорное. Общие требования безопасности. 52. ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования. 53. ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. 54. ГОСТ 12.3.028-82 ССБТ. Процессы обработки абразивным и эльборовым инструментом. Требования безопасности. 55. ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. 56. ГОСТ 12.4.107-82 ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования. 57. ГОСТ Р 12.4.184-95 ССБТ. Пояса предохранительные. Общие технические требования. Методы испытаний. 58. ГОСТ Р 12.4.207-99 ССБТ. Каски защитные. Общие технические требования. Методы испытаний. 59. ГОСТ 2310-77. Молотки слесарные стальные. Технические условия. 60. ГОСТ 2761-84. Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора. 61. ГОСТ 2838-80. Ключи гаечные. Общие технические условия. 62. ГОСТ 2839-80. Ключи гаечные с открытым зевом двусторонние. Конструкция и размеры. 63. ГОСТ 2841-80. Ключи гаечные с открытым зевом односторонние. Конструкция и размеры. 64. ГОСТ 6424-73. Зев (отверстие), конец ключа и размер "под ключ". 65. ГОСТ Р 50849-96. Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний. 66. ОСТ 32.120-98. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта, утвержденные указанием МПС России от 20 ноября 1998 г., N А-1329у. 67. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 (зарегистрированы Минюстом России 31 октября 2001 г., регистрационный N 3011). 68. СанПиН 2.2.2.540-96. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 4 июля 1996 г. N 12. 69. СНиП 31-03-2001. Производственные здания. Утверждены Постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г. N 20. 70. СП 2.5.1335-03. Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 мая 2003 г. (зарегистрированы Минюстом России 16 июня 2003 г., регистрационный N 4689). 71. Положение о проверке знаний ответственных за электрохозяйство ОАО "Российские железные дороги", его филиалов и структурных подразделений, утвержденное ОАО "РЖД" 28 декабря 2003 г., Департаментом государственного энергетического надзора Минэнерго России 30 декабря 2003 г. 72. Положение об организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 11 июня 2004 г. N 2529р. 73. Инструктивные указания по организации аварийно - восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 8 июня 2006 г. N 1153р. 74. Положение об организации обучения и проверки знаний электробезопасности работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" 7 сентября 2004 г. N 3236р. 75. Положение об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" 26 декабря 2005 г. N 2191р. 76. Положение о восстановительных поездах железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2006 г. N 1807р. 77. Положение о порядке обеспечения работников железных дорог филиалов ОАО "РЖД" и функциональных филиалов ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода, утвержденное ОАО "РЖД" 19 сентября 2006 г. N ВП-8343. Приложение N 2 к Правилам по охране труда для работников восстановительных поездов ОАО "РЖД" ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ ТЯГАЧАМИ, ТРАКТОРАМИ И БУЛЬДОЗЕРАМИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ ------------------------------------------------------------------------------- | N | Подаваемый сигнал | Как подается сигнал | |п/п| | | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 1 | Внимание, | Поднять вверх руку над головой: днем с желтым | | | приготовиться | флагом, ночью с прозрачно-белым огнем ручного | | | (включить или | фонаря | | | переключить скорость) | | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 2 | Движение вперед | Полукруговое движение руки над головой: днем | | | | желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем | | | | ручного фонаря | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 3 | Движение назад | Полукруговое движение руки у ног: днем желтым | | | | флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного | | | | фонаря | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 4 | Стой | Движение руки по кругу впереди себя: днем | | | | желтым флагом, ночью прозрачно-белым огнем | | | | ручного фонаря | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 5 | Движение вперед | Полукруговой взмах над головой и указание | | | направо (налево) | рукой в правую (левую) сторону: днем желтым | | | | флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного | | | | фонаря. Продолжительность удержания руки с | | | | указанием в правую (левую) сторону определяет | | | | угол поворота | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 6 | Движение назад | Взмах полукруговой у ног и указание рукой в | | | направо (налево) | правую (левую) строну: днем желтым флагом, | | | | ночью прозрачно-белым огнем ручного фонаря. | | | | Продолжительность удержания руки с указанием в | | | | правую (левую) сторону определяет угол | | | | поворота | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 7 | Поворот в левую или | Указывается направление поворота и наибольшее | | | правую сторону на | расстояние между ладонями. | | | незначительный угол | Вытянутые руки вперед указывают на небольшой | | | (сигнал применяется | поворот | | | при загоне тягачей в | | | | гараж) | | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 8 | Движение вперед или | Аналогично п. п. 2 и 3, но при этом взмахи | | | назад рывком | руки с флагом или фонарем выполняют быстрыми | | | | частыми движениями | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| | 9 | Натянуть трос или | Аналогично п. п. 2 и 3 и тут же подается | | | ослабить его | сигнал "Тише", а затем уже остановка | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| |10 | Тише | Медленное движение вверх и вниз: днем желтым | | | | флагом, ночью прозрачно-белым огнем ручного | | | | фонаря | |---|-----------------------|-------------------------------------------------| |11 | Заглушить мотор | Подается сигнал остановки (п. 4) и взмах руки | | | | по диагонали справа налево и слегка направо | | | | крестообразно сверху вниз буквой Х | ------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Выбор единой скорости для всех тягачей, тракторов и бульдозеров, работающих цугом или параллельно, оповещается устно сигналом по распоряжению руководителя работ. 2. Сигналист, находящийся у тягача, трактора или бульдозера, должен стоять в таком месте, чтобы в процессе работы все время находиться в поле зрения водителя (водителей) и руководителей работ. 3. Сигналист у тягача, трактора или бульдозера без задержки дублирует сигналы руководителя работ. 4. Если водитель тягача, трактора или бульдозера управляет одной машиной или стоит головным в соединении тягачей, тракторов или бульдозеров цугом, перестал видеть сигналиста, то он обязан остановить тягач, а водители второй, третьей машины ориентируются на впереди стоящую машину. 5. Руководитель подает сигнал "Внимание", сигналист у тягачей, трактора или бульдозеров тотчас поднимает руку вверх и держит до того момента, пока будет закончено переключение, после чего руку опускает, тем самым дает понять руководителю работ, что тягач готов к следующей команде. 6. Для того чтобы сигналистам и соответственно водителям тягачей, тракторов или бульдозеров было ясно, какая команда последует после сигнала "Внимание", "Приготовиться", руководитель работ во время подачи этого сигнала двумя - тремя взмахами флажка или фонаря показывает "Вперед" или "Назад", продолжает держать сигнал "Внимание", "Приготовиться". После того как сигналист опустит руку, что означает "Готовы", руководитель работ дает следующую команду: "Вперед" или "Назад". 7. Если в процессе работ сигналисты видят в темное время не один, два и более сигнала (сигнальных огней), т.е. кто-то кроме руководителя работ тоже подает сигналы, то об этом надо немедленно поставить в известность руководителя работ для принятия мер, запрещающих самостоятельную подачу сигналов. Страницы: 1 2 |