В соответствии с письмом Департамент корпоративного управления рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает. 1. О нормативно-правовом акте, на основании которого были выданы ваучеры. Приватизационные чеки (ваучеры) были выданы всем гражданам России на основании Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (утратил силу) (далее - Указ N 914). В целях создания необходимых условий для обращения приватизационных чеков Указом Президента Российской Федерации от 07.10.1992 N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" (утратил силу) предусматривалось учреждение чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). ЧИФы должны были аккумулировать приватизационные чеки для последующего их вложения в акции приватизируемых предприятий. 2. Что подразумевалось под понятием "ваучер" и о правах, которые он предоставлял гражданам России. В соответствии с Указом N 914 приватизационный чек являлся государственной ценной бумагой целевого назначения и имел номинальную стоимость в рублях (приватизационные чеки выпуска 1992 г. имели номинальную стоимость в размере 10 тыс. руб.). Приватизационный чек являлся документом на предъявителя. Каждый приватизационный чек имел определенный срок действия, устанавливаемый при его выпуске Правительством Российской Федерации и указываемый на самом чеке. По истечении срока действия приватизационных чеков они считались погашенными и изымались из обращения. Приватизационный чек предоставлял своему владельцу право приобрести акции приватизируемых предприятий на всей территории Российской Федерации, а также акции ЧИФов. Приватизационный чек юридически не удостоверял никакого права на долю гражданина в государственной собственности. 3. О доле приватизируемых государственных предприятий, соответствующей одному ваучеру. При выпуске приватизационных чеков расчет доли приватизируемых предприятий, соответствующей стоимости одного приватизационного чека, не предусматривался. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 216 "О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков" (утратил силу) приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничения их количества. Цена приватизационных чеков определялась по соглашению сторон. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 (утратил силу) была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее - Программа), которая предусматривала способы приватизации и льготы при приватизации. Согласно Программе все предприятия, подлежащие приватизации, были поделены на три группы. Небольшие предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. Приватизация крупных предприятий осуществлялась после их преобразования в открытые акционерные общества. При этом Программой предусматривался льготный выкуп работниками определенного процента акций приватизируемых предприятий по закрытой подписке. Граждане Российской Федерации, которые не являлись членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий, имели возможность участвовать в приватизации предприятий через специализированные чековые аукционы и ЧИФы. Количество акций, продаваемых за один приватизационный чек (курс аукциона), устанавливалось на специализированных чековых аукционах (Положение о продаже акций в процессе приватизации и Положение о специализированных чековых аукционах, утвержденные Распоряжением Госкомимущества от 04.11.1992 N 701-р (утратили силу)). 4. Об исчезнувших акционерных обществах, акциями которых владел гражданин: остается ли у гражданина право на долю государственной собственности после исчезновения акционерного общества. Из вопроса неясно, о каких "лицензированных государством акционерных обществах" идет речь - о ЧИФах или о предприятиях, ставших акционерными обществами в процессе приватизации. Однако в обоих случаях у гражданина не остается права собственности на долю в государственном имуществе. Необходимо отметить, что приватизационные чеки также не давали своим владельцам такого права (см. п. 2). Граждане, участвовавшие в приватизации через ЧИФы, при обмене приватизационных чеков на акции ЧИФов становились акционерами этих ЧИФов с соответствующими правами акционера (право на получение дивидендов, право на участие в общем собрании акционеров, право на получение части имущества после ликвидации акционерного общества). При этом гражданин терял право собственности на приватизационные чеки. Соответственно, ЧИФы должны были осуществлять обмен приватизационных чеков на акции приватизируемых предприятий и осуществлять иные инвестиционные операции на рынке ценных бумаг с целью получения прибыли. Кроме того, в период приватизации появилось большое количество финансовых компаний, деятельность которых была похожа на деятельность инвестиционных фондов, однако предлагаемые отдельными компаниями услуги инвестиционными не являлись: принимая вклады от населения, они не ставили перед собой задачи последующего инвестирования полученных денежных средств в ценные бумаги производственных предприятий. В целях защиты прав вкладчиков и акционеров был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ) (Указ Президента Российской Федерации от 18.11.1995 N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров"), который находится по адресу: 105037, Москва, городок им. Баумана, южный корпус (тел.: 8 (499) 166-44-25, 8 (499) 166-44-48). 5. По вопросу индексации стоимости акций в связи с инфляцией. Индексация стоимости акций законодательством Российской Федерации не предусматривалась и не предусмотрена в настоящее время. Цена акции складывается из различных показателей. Так, помимо номинальной цены акции имеют рыночную цену (курс), которая зависит от величины прибыли общества, дивиденда, выплачиваемого по акциям, банковского процента, спроса и предложения, от финансового положения в стране и других факторов. 6. Об организации, занимающейся восстановлением прав собственности, связанных с ваучерами. Специальная организация, занимающаяся восстановлением прав собственности, связанных с ваучерами, в Российской Федерации не создана. Восстановление нарушенных прав граждан в общем случае осуществляется через суд. Вместе с тем защита прав вкладчиков и акционеров осуществляется также Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров (см. п. 4). Заместитель директора Департамента корпоративного управления Р.А.КОКОРЕВ 16 апреля 2009 г. N Д06-1043 |