О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ДРУГУЮ КАТЕГОРИЮ ЗЕМЕЛЬ, А ТАКЖЕ О ФИНАНСИРОВАНИИ ДАННЫХ РАБОТ.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 22.04.09 Д06-1112


     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
рассмотрел  обращение  по  вопросу  определения  кадастровой стоимости
земельного   участка  сельскохозяйственного  назначения  в  целях  его
перевода в другую категорию земель и сообщает следующее.
     1.  Особенности  перевода  земель сельскохозяйственных угодий или
земельных    участков    в    составе    таких    земель   из   земель
сельскохозяйственного  назначения в другую категорию установлены ст. 7
Федерального  закона  от  21.12.2004  N  172-ФЗ "О переводе земель или
земельных  участков  из  одной  категории  в  другую" (далее - Закон о
переводе земель).
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  79  Земельного кодекса Российской
Федерации  сельскохозяйственные  угодья  -  пашни, сенокосы, пастбища,
залежи,    земли,    занятые    многолетними   насаждениями   (садами,
виноградниками  и  другими),  - в составе земель сельскохозяйственного
назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
     В  целях  охраны  указанных  земель  п. 2 ст. 7 Закона о переводе
земель установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или
земельных    участков    в    составе    таких    земель   из   земель
сельскохозяйственного  назначения, кадастровая стоимость которых на 50
и  более  процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по
муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных  угодий,  указанных  в  п.  4  ст.  79 Земельного
кодекса  Российской  Федерации,  в другую категорию не допускается, за
исключением случаев, установленных ст. 7 Закона о переводе земель.
     Пунктом    9   Методических   рекомендаций   по   государственной
кадастровой    оценке    земель    сельскохозяйственного   назначения,
утвержденных  Приказом  Минэкономразвития  России  от 04.07.2007 N 145
(далее  -  Методические  рекомендации), установлен порядок определения
кадастровой       стоимости      земельных      участков,      занятых
сельскохозяйственными  угодьями  в  целях  реализации положений ст. 79
Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях выявления
земель  сельскохозяйственных  угодий,  указанных в п. 2 ст. 7 Закона о
переводе  земель, поскольку при кадастровой оценке в соответствии с п.
п.  1  -  8  Методических  рекомендаций  не учитываются индивидуальные
характеристики земельных участков.
     Учитывая  изложенное,  по мнению Департамента, для целей перевода
земель  сельскохозяйственных  угодий  или земельных участков в составе
таких  земель  из  земель  сельскохозяйственного назначения необходимо
определять  кадастровую  стоимость  указанных  земель в соответствии с
Методическими рекомендациями.
     2.  По вопросу финансирования работ по кадастровой оценке в целях
перевода  земель  сельскохозяйственных угодий или земельных участков в
составе   таких  земель  из  земель  сельскохозяйственного  назначения
сообщаем следующее.
     Законодательством    Российской    Федерации    определено,   что
заказчиками государственной кадастровой оценки земель выступают:
     -  Российская  Федерация в лице соответствующего территориального
органа   Роснедвижимости   в   случае,   если   финансирование   работ
осуществляется за счет федерального бюджета;
     -  орган  исполнительной  власти  субъекта Российской Федерации в
случае,  если  финансирование  работ  осуществляется  за  счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  8  Земельного  кодекса Российской
Федерации  перевод земель из одной категории в другую осуществляется в
отношении  земель,  находящихся  в  собственности субъектов Российской
Федерации,  и  земель  сельскохозяйственного назначения, находящихся в
муниципальной   собственности,   -   органами   исполнительной  власти
субъектов    Российской    Федерации,   земель   сельскохозяйственного
назначения,   находящихся   в   частной   собственности,   -  органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Таким  образом,  решение  о переводе указанных земель принимается
органом  исполнительной  власти  субъекта Российской Федерации. В этой
связи  объем  работ  по  определению  кадастровой  стоимости указанных
земельных   участков  для  целей  их  перевода  определяется  органами
исполнительной  власти  субъекта  Российской Федерации и финансируется
средствами соответствующего бюджета.
     Также   сообщаем,   что   в  настоящее  время  разработан  проект
Методических  указаний  по  государственной  кадастровой оценке земель
сельскохозяйственного   назначения,   который  предусматривает  расчет
кадастровой  стоимости  каждого  земельного  участка  в составе земель
сельскохозяйственного   назначения   на   основе   его  индивидуальных
характеристик.  Указанное  позволит  применять  кадастровую  стоимость
земель   сельскохозяйственного   назначения,   определенную  в  рамках
массовых оценочных работ, в том числе для целей принятия решений об их
переводе в другую категорию.
     
Директор Департамента
корпоративного управления
                                                          И.В.ОСКОЛКОВ
22 апреля 2009 г.
N Д06-1112