Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по операциям РЕПО, совершаемым на организованном рынке ценных бумаг, и сообщает следующее. В соответствии со ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях Кодекса под операцией РЕПО понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами). Операции РЕПО могут проводиться как непосредственно между сторонами операции РЕПО, так и через организатора торговли. Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 18.12.2007 N 03-03-05/272 разъяснило порядок налогообложения операций РЕПО. Пунктом 3 указанного Письма уточняется, в частности, что дата исполнения обязательств по второй части РЕПО может быть изменена как в сторону сокращения срока РЕПО, так и в сторону его увеличения (пролонгация договора) при условии надлежащего оформления таких изменений в условиях сделки, включающих возможные изменения ставки РЕПО и (или) цены второй части РЕПО, а также с учетом того, что окончательный срок между исполнением первой и второй частей РЕПО не должен превышать 1 год. Совершение сторонами сделок РЕПО через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами проведения торгов и другими внутренними документами организатора торговли, которые акцептуются участниками торговли и, соответственно, должны рассматриваться как составная часть условий сделок РЕПО. Учитывая изложенное, в случае если изменение даты исполнения второй части операции РЕПО, совершаемой через организатора торговли, осуществлено в соответствии с правилами проведения торгов и (или) правилами осуществления клиринговой деятельности, установленными организатором торговли, такое изменение даты следует рассматривать как надлежаще оформленное в условиях сделки. При этом налогообложение такой операции проводится в порядке, установленном ст. 282 Кодекса. 2. В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации за нарушения договорных обязательств в договоре может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке. Порядок признания должником штрафов за нарушение договорных обязательств регулируется гражданским законодательством. В соответствии с п. 3 ст. 250 Кодекса в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. При этом порядок признания указанного дохода для целей налогообложения определяется методом признания расходов и доходов, применяемым налогоплательщиком. В соответствии с пп. 8 п. 7 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления доходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств учитываются на дату признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда. Учитывая изложенное, дата и основания для признания налогоплательщиком в целях налогообложения прибыли внереализационного дохода в виде санкций за нарушение договорных обязательств связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. Таким образом, суммы санкций за нарушение договорных обязательств учитываются в налоговом учете на дату признания соответствующих сумм должником либо на дату вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. При этом наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании п. 3 ст. 250 Кодекса. В связи с этим суммы санкций при неисполнении обязательств по операции РЕПО, совершаемой через организатора торговли, установленных правилами проведения торгов, утвержденных организатором торговли, признаются для целей налогообложения прибыли организаций на дату признания данных санкций должником либо на дату вступления в законную силу решения суда. В случае отказа участника операции РЕПО от реализации предоставленного ему правилами проведения торгов права предъявления требования выплаты возмещения в виде санкции за нарушение договорных обязательств по операции РЕПО внереализационного дохода в виде суммы санкции для целей налогообложения прибыли не возникает. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 31 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/103 |