Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу порядка оформления прав на недвижимость и сообщает. В отношении земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 г., для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлен упрощенный порядок государственной регистрации прав. Так, в соответствии со ст. 25.2 Закона о регистрации для государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки, предоставленные на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такие земельные участки, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, документы, указанные в п. 2 указанной статьи. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с указанной статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка. Для государственной регистрации права собственности на земельный участок проводить кадастровые работы в отношении таких земельных участков (межевание земельных участков) с целью уточнения их характеристик не обязательно. При этом государственная регистрация прав собственности граждан на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если: - сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка; - кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении. Для получения кадастрового паспорта земельного участка необходимо обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением о представлении кадастрового паспорта. При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ указанного земельного участка не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого земельного участка (ч. 11 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре)). Для снижения стоимости оформления прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества был принят ряд федеральных законов. Так, п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен пп. 20.2, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества в размере 100 руб. Следует отметить, что ранее за аналогичные действия взималась государственная пошлина в размере 500 руб. Часть 3 ст. 47 Закона о кадастре предусматривает возможность государственного регулирования ценообразования кадастровых работ субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 г. путем установления предельных максимальных цен в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев. При этом установленные в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон) предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с Законом о кадастре предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков. По затронутому в обращении вопросу, связанному с передачей прав на оформление недвижимости сельским советам, необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона органы местного самоуправления в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения в соответствии с Законом о кадастре государственного учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них. В этих целях органы местного самоуправления: 1) осуществляют организацию приема ими заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан указанного государственного учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них; 2) на основании заявлений граждан или их доверенностей в интересах таких граждан выступают заказчиками работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления указанного государственного учета таких земельных участков и созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества; 3) проводят разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их доверенностей подают в интересах таких граждан заявления о проведении государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие необходимые для такого учета документы, запросы о представлении внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких земельных участках; 4) получают документы, свидетельствующие о проведенном государственном учете таких земельных участков или созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся данный учет; 5) на основании доверенностей граждан представляют от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация; 6) принимают меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам. На указанные цели могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления. Заместитель директора Департамента недвижимости В.В.АНДРОПОВ 16 апреля 2009 г. N Д23-1060 |