О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАСТРОЙКЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПУТЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 24.04.09 Д23-1123


     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  по  вопросу  о  разъяснении  градостроительного, земельного
законодательства и сообщает.
     Исходя  из  обращения возникли затруднения с уяснением содержания
норм  ст.  ст. 56 - 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации
от  07.05.1998  N  73-ФЗ  и  требуются  разъяснения о том, является ли
разработка  и  утверждение  градостроительной документации о застройке
территорий  городских  и сельских поселений (проекта планировки частей
территории   городских   и   сельских   поселений,  проекта  межевания
территорий,   проекта   застройки  кварталов,  микрорайонов  и  других
элементов  планировочной  структуры  городских  и  сельских поселений)
обязательным   условием  при  предоставлении  земельных  участков  для
строительства   жилых  многоквартирных  домов  путем  предварительного
согласования места размещения объекта.
     Следует   отметить,   что   Градостроительный  кодекс  Российской
Федерации  от  07.05.1998  N  73-ФЗ  признан утратившим силу в связи с
принятием   Градостроительного   кодекса   Российской   Федерации   от
29.12.2004  N  190-ФЗ  (далее  - Градостроительный кодекс 2004 г.), за
исключением  ст.  29  в части положений, относящихся к государственной
экспертизе проектной документации. Градостроительный кодекс 2004 г. не
содержит   понятия   "градостроительная   документация   о   застройке
территорий   городских   и   сельских   поселений".   Вместе   с   тем
Градостроительным  кодексом  2004  г.  предусмотрена гл. 5 "Планировка
территорий", регламентирующая разработку и утверждение документации по
планировке территорий. Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса
2004  г.  при  подготовке  документации по планировке территории может
осуществляться разработка:
     - проектов планировки территории,
     - проектов межевания территории,
     - градостроительных планов земельных участков.
     Порядок  предоставления  земельного  участка  для строительства с
предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен п.
5  ст.  30  Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс) и осуществляется следующим образом:
     1)  выбор  земельного участка и принятие в порядке, установленном
ст.  31  Земельного  кодекса,  решения  о предварительном согласовании
места размещения объекта;
     2)  выполнение  в отношении земельного участка кадастровых работ,
осуществление его государственного кадастрового учета;
     3)  принятие  решения  о  предоставлении  земельного  участка для
строительства  в  соответствии  с  правилами,  установленными  ст.  32
Земельного кодекса.
     Таким  образом,  наличие  документации  по планировке территории,
предусмотренной  гл. 5 Градостроительного кодекса 2004 г., не является
обязательным   условием  для  предоставления  земельного  участка  для
строительства   с   предварительным   согласованием  места  размещения
объекта.
     Вместе  с  тем  земельные  участки для их комплексного освоения в
целях  жилищного  строительства,  которое  включает  в себя подготовку
документации   по   планировке   территории,   выполнение   работ   по
обустройству  территории посредством строительства объектов инженерной
инфраструктуры,   осуществление  жилищного  и  иного  строительства  в
соответствии   с   видами   разрешенного   использования,  из  земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
предоставляются  в  аренду  без  предварительного  согласования  места
размещения  объекта (п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса). Предоставление
в  аренду  земельного  участка  для  его комплексного освоения в целях
жилищного   строительства   осуществляется   на  аукционе  в  порядке,
установленном  ст.  38.2  Земельного кодекса (п. 2 ст. 30.2 Земельного
кодекса).
     Обращаем    внимание    на   то,   что   согласно   Постановлению
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от  17.11.1997  N  17-П
официальное,  имеющее  силу  закона  (то  есть  обязательное для всех)
разъяснение  или  толкование  положений федерального закона может быть
только  актом  законодательного  органа,  который должен приниматься и
обнародоваться  в  порядке,  установленном  для  федеральных  законов.
Письма   Минэкономразвития  России  не  являются  нормативно-правовыми
актами  и не содержат норм права, а потому не порождают возникновение,
изменение или прекращение прав и обязанностей.
     
Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
24 апреля 2009 г.
N Д23-1123