ОБ ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА ЗАКЛЮЧИТЬ ГОСКОНТРАКТ НА УСЛОВИЯХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИЗВЕЩЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ИЛИ В КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИИ НЕУСТОЙКИ (ШТРАФА, ПЕНЕЙ) К ЗАКАЗЧИКУ В СЛУЧАЕ ПРОСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ; О РАССМОТРЕНИИ В. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 30.04.09 Д05-2181


     Департамент    государственного    регулирования    в   экономике
Минэкономразвития  России рассмотрел обращение о разъяснении вопросов,
связанных  с  применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении  заказов  на  поставки  товаров, выполнение работ, оказание
услуг  для  государственных  и  муниципальных нужд" (далее - Закон), и
сообщает свое мнение.
     В  соответствии  с  положениями  Закона  заказчик  при размещении
заказа  путем  проведения  открытого  конкурса  размещает информацию о
конкурсе в извещении о проведении конкурса, в конкурсной документации,
в  которую  включен проект государственного контракта. При этом одними
из   обязательных  требований  к  содержанию  конкурсной  документации
являются:  начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); форма,
сроки  и  порядок оплаты товара, работ, услуг, источник финансирования
(ст.   22   Закона).   Победителем   признается   участник   конкурса,
соответствующий  требованиям  конкурсной  документации  и предложивший
лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
     Таким   образом,  у  заказчика  возникает  обязанность  заключить
государственный  контракт  на  условиях,  содержащихся  в  извещении о
проведении конкурса и в конкурсной документации.
     В  том  случае,  если  заказчик нарушает свои обязательства перед
поставщиком,   к   нему   могут   быть   применимы  штрафные  санкции,
установленные Законом.
     Так,  в  случае  просрочки  исполнения  заказчиком обязательства,
предусмотренного  государственным или муниципальным контрактом, другая
сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка
(штраф,   пеня)   начисляется  за  каждый  день  просрочки  исполнения
обязательства,   предусмотренного  государственным  или  муниципальным
контрактом,   начиная   со   дня,   следующего   после  дня  истечения
установленного  государственным  или  муниципальным  контрактом  срока
исполнения  обязательства.  Размер  такой  неустойки  (штрафа,  пеней)
устанавливается  в  размере одной трехсотой действующей на день уплаты
неустойки  (штрафа,  пеней) ставки рефинансирования Центрального банка
Российской  Федерации.  Заказчик  освобождается  от  уплаты  неустойки
(штрафа,  пеней),  если  докажет,  что просрочка исполнения указанного
обязательства  произошла  вследствие  непреодолимой  силы  или по вине
другой стороны (ч. 9 ст. 9 Закона).
     По вопросу предоставления рассрочки по уплате налогов в отношении
субъектов малого предпринимательства следует отметить, что действующей
редакцией  Налогового  кодекса  Российской  Федерации установлен общий
порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.
     В  этой  связи  отмечаем, что на сегодняшний день прорабатывается
вопрос о расширении практики применения отсрочки (рассрочки).
     В  частности,  Минэкономразвития России направило в Минфин России
предложения, предусматривающие введение упрощенного временного (2009 -
2010 гг.) порядка изменения сроков исполнения возникшей обязанности по
уплате налогов.
     В  соответствии  с этим порядком налогоплательщик, чье исполнение
возникшей  обязанности  по  уплате  одного  или  нескольких налогов за
соответствующий    период   в   полном   объеме   может   привести   к
неблагоприятным   социально-экономическим  последствиям  (банкротство,
сокращение  персонала  и т.д.), вправе обратиться в налоговый орган по
месту регистрации с соответствующим заявлением.
     Налоговый  орган  рассматривает целесообразность изменения сроков
уплаты  одного  или  нескольких  налогов и в течение 20 дней принимает
решение  об изменении сроков уплаты налогов за соответствующий период.
При   этом  в  целях  обеспечения  поступления  налоговых  платежей  в
бюджетную   систему   в   качестве   приоритетной  меры  целесообразно
использовать  рассрочку,  установив  ограничение  на  сумму налогов, в
отношении  которой  может  применяться отсрочка, например, 30% от всей
суммы,  указанной  в  заявлении  (Письмо в Минфин России от 13.03.2009
N 3615-СВ/Д13).
     
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
                                                         А.Т.КАТАМАДЗЕ
30 апреля 2009 г.
N Д05-2181