Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении применения положений Земельного кодекса Российской Федерации и сообщает. 1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов (ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)). Исходя из обращения юридическое лицо, владеющее на праве аренды земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, "с условием размещения и эксплуатации временного торгового объекта" (далее - первый заявитель), обратилось в орган местного самоуправления с заявкой о предоставлении данного земельного участка для строительства капитального торгового объекта. На основании п. 3 ст. 30 Земельного кодекса первому заявителю земельный участок уже предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (торговый объект). Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса. В связи с изложенным повторного обращения для предоставления данного земельного участка в целях его застройки не требуется. Соответственно, данный земельный участок не подпадает под действие норм земельного законодательства о проведении аукциона по продаже права аренды этого земельного участка. 2. В отношении другого юридического лица, подавшего заявку на земельный участок, большая часть которого составляет земельный участок, указанный в обращении, также в целях предоставления его для строительства торгового объекта (далее - второй заявитель), Департамент недвижимости сообщает следующее. Поскольку данный земельный участок уже предоставлен первому заявителю на праве аренды, он не может быть предоставлен собственником (арендодателем) одновременно второму заявителю до момента прекращения арендных обязательств между органом местного самоуправления - собственником земельного участка (арендодателем) и первым заявителем (арендатором). При этом необходимо учитывать положения ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Согласно ч. 1 ст. 621 Гражданского кодекса арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. В то же время, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса). В случае если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков. Основания досрочного расторжения договора аренды как по требованию арендатора, так и арендодателя предусмотрены ст. ст. 618, 619 Гражданского кодекса. Кроме того, переоформление земельного участка, ранее предоставленного заявителю, невозможно. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 14 апреля 2009 г. N Д23-997 |