ОБ УПРОЩЕНИИ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО, ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА, САДОВОДСТВА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГАРАЖНОГО ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 13.04.09 Д23-975


     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение по вопросу упрощения порядка оформления прав на недвижимость
и сообщает.
     В  отношении  земельных  участков,  предоставленных  гражданам до
введения  в  действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть
до  30  октября  2001  г.,  для  ведения  личного  подсобного, дачного
хозяйства,  огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или
индивидуального   жилищного   строительства   Федеральным  законом  от
21.07.1997  N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество  и  сделок  с  ним" (далее - Закон о регистрации) установлен
упрощенный порядок государственной регистрации прав.
     Так,  в  соответствии  со  ст.  25.2  Закона  о  регистрации  для
государственной   регистрации  права  собственности  на  вышеуказанные
земельные    участки,    предоставленные   на   праве   собственности,
пожизненного   наследуемого  владения  или  постоянного  (бессрочного)
пользования  либо  если  в  акте,  свидетельстве или другом документе,
устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такие земельные
участки,  не  указано  право,  на котором предоставлен такой земельный
участок,   или  невозможно  определить  вид  этого  права,  необходимо
представить  в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,
документы, указанные в п. 2 названной статьи. Обязательным приложением
к   представляемому  в  соответствии  с  указанной  статьей  документу
является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
     Для  государственной регистрации права собственности на земельный
участок  проводить  кадастровые  работы  в  отношении  таких земельных
участков   (межевание   земельного  участка)  с  целью  уточнения  его
характеристик не обязательно.
     При   этом   государственная   регистрация   права  собственности
гражданина  на  указанные  земельные  участки  осуществляется  также в
случае, если:
     -   сведения   о   площади  земельного  участка,  содержащиеся  в
представленном   для   государственной   регистрации   документе,   не
соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
     -  кадастровый  паспорт  такого  земельного  участка  не содержит
сведений  о  таком  земельном  участке  в  полном  объеме, в том числе
отсутствуют   сведения   о  местоположении  границ  такого  земельного
участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении.
     Для получения кадастрового паспорта земельного участка необходимо
обратиться  в  орган,  осуществляющий кадастровый учет, с заявлением о
предоставлении кадастрового паспорта.
     При  этом  отсутствие  в  государственном  кадастре  недвижимости
сведений  о  местоположении  границ  указанного  земельного участка не
является  основанием  для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого
земельного  участка  (ч. 11  ст. 45  Федерального закона от 24.07.2007
N 221-ФЗ "О государственном  кадастре  недвижимости"  (далее - Закон о
кадастре)).
     Для  снижения  стоимости  оформления  прав  граждан  на земельные
участки,  предназначенные  для  ведения  личного  подсобного,  дачного
хозяйства,  огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или
индивидуального  жилищного  строительства,  либо  на  создаваемые  или
созданные  на  таких  земельных участках объекты недвижимого имущества
был  принят ряд федеральных законов. Так, п. 1 ст. 333.33 части второй
Налогового   кодекса  Российской  Федерации  был  дополнен  пп.  20.2,
устанавливающим  размер  государственной  пошлины  за  государственную
регистрацию права собственности физического лица на земельный участок,
предназначенный  для  ведения  личного  подсобного, дачного хозяйства,
огородничества,    садоводства,    индивидуального    гаражного    или
индивидуального  жилищного  строительства,  либо  на  создаваемый  или
созданный  на  таком  земельном участке объект недвижимого имущества в
размере  100  руб. Следует отметить, что ранее за аналогичные действия
взималась государственная пошлина в размере 500 руб.
     Часть  3  ст.  47  Закона  о кадастре предусматривает возможность
государственного   регулирования   ценообразования  кадастровых  работ
субъектами  Российской  Федерации  на  период до 1 марта 2015 г. путем
установления  предельных  максимальных  цен  в  зависимости  от  видов
объектов  недвижимости,  иных имеющих существенное значение критериев.
При этом установленные в соответствии со ст. 11 Федерального закона от
30.06.2006  N  93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты  Российской  Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке
прав  граждан  на  отдельные  объекты  недвижимого имущества" (далее -
Закон)  предельные  максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому
подобное)  работ  по  проведению  территориального  землеустройства  в
отношении  земельных  участков,  предназначенных  для  ведения личного
подсобного,    дачного    хозяйства,    огородничества,   садоводства,
индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства,
признаются   установленными   в  соответствии  с  Законом  о  кадастре
предельными  максимальными  ценами  (тарифами,  расценками, ставками и
тому  подобное)  кадастровых  работ  в  отношении  указанных земельных
участков.
     Статьей 12 Закона установлено, что органы местного самоуправления
могут  оказывать  содействие  гражданам  в  подготовке  документов для
государственного   кадастрового   учета   таких   земельных  участков,
технического   учета   (инвентаризации)   созданных  на  них  объектов
недвижимого  имущества,  государственной регистрации прав на указанные
объекты   недвижимого   имущества.   В   этих  целях  органы  местного
самоуправления могут:
     -  осуществлять  прием  заявлений  или  доверенностей  граждан на
совершение необходимых действий;
     - готовить требуемые документы;
     -   осуществлять  организацию  и  финансирование  мероприятий  по
выполнению  в  отношении таких земельных участков кадастровых работ, в
результате  которых  обеспечивается подготовка документов, необходимых
для  осуществления государственного кадастрового учета таких земельных
участков  и  технического  учета  (инвентаризации)  созданных  на  них
объектов недвижимости;
     -   проводить   разъяснительную  работу  с  гражданами  в  части,
касающейся порядка оформления документов;
     -   на   основании   доверенностей  граждан  получать  документы,
свидетельствующие  о  проведенном  государственном  кадастровом  учете
таких   земельных  участков  или  техническом  учете  (инвентаризации)
объектов  недвижимости,  и  передавать эти документы гражданам, в чьих
интересах осуществлялся данный учет.
     
Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                          В.В.АНДРОПОВ
13 апреля 2009 г.
N Д23-975