ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПИСАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И ПЕНЯМ С ДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.02.09 03-01-10/1-05


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики, рассмотрев
обращение  о  списании  задолженности  по налоговым платежам, сообщает
следующее.
     Обязанность   каждого   налогоплательщика   по   уплате   законно
установленных   налогов   и   сборов  определена  ст.  57  Конституции
Российской Федерации.
     Законодательство  Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах не
предусматривает  возможности  списания  задолженности  по  федеральным
налогам и пеням с действующих предприятий и организаций.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  59  Налогового кодекса Российской
Федерации    признается   безнадежной   и   списывается   в   порядке,
установленном   Правительством   Российской   Федерации,  недоимка  по
федеральным  налогам,  числящаяся  за  отдельными налогоплательщиками,
взыскание  которой оказалось невозможным в силу причин экономического,
социального или юридического характера. Согласно п. 2 указанной статьи
данная  норма применяется также при списании безнадежной задолженности
по пеням и штрафам.
     В целях реализации ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   Кодекс)   Правительством   Российской  Федерации  принято
Постановление  от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к
взысканию  и  списания  недоимки и задолженности по пеням и штрафам по
федеральным  налогам  и  сборам,  а  также  задолженности по страховым
взносам  в  государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным
пеням  и штрафам" (с учетом дополнений, внесенных в него во исполнение
ст.  20  Федерального  закона  "О  введении  в  действие  части второй
Налогового   кодекса  Российской  Федерации  и  внесении  изменений  в
некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации  о  налогах"),
согласно  которому  решения  о  признании  безнадежной  к  взысканию и
списании  недоимки  и  задолженности по пеням и штрафам по федеральным
налогам  и  сборам,  а  также  задолженности  по  страховым  взносам в
государственные   социальные   внебюджетные   фонды,   числящейся   за
организациями  по  состоянию  на 1 января 2001 г., начисленным пеням и
штрафам  принимаются  в  отношении  ликвидированных  в  соответствии с
законодательством Российской Федерации организаций.
     Вместе  с  тем  сообщаем, что вопрос урегулирования задолженности
может  быть  решен  в рамках гл. 9 Кодекса. В соответствии с указанной
главой Кодекса при наличии предусмотренных в указанной главе оснований
(п. 2 ст. 64 НК РФ) может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по
уплате  налога  на  срок,  не  превышающий  один год, соответственно с
единовременной   или   поэтапной   уплатой   налогоплательщиком  суммы
задолженности.  Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в
части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но
не   превышающий   три  года,  может  быть  предоставлена  по  решению
Правительства Российской Федерации.
     Кроме   того,   отсрочка  или  рассрочка  по  уплате  одного  или
нескольких  налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам на
срок,  не  превышающий  пять  лет, может быть предоставлена по решению
министра   финансов   Российской   Федерации  с  учетом  особенностей,
предусмотренных указанной выше главой Кодекса.
     
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 февраля 2009 г.
N 03-01-10/1-05