О ПОДГОТОВКЕ СХЕМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ИЛИ КАДАСТРОВОЙ КАРТЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ, А ТАКЖЕ О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ЛИЦАМИ.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 09.04.09 Д23-918


     Департамент   недвижимости   Минэкономразвития  России  (далее  -
Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства    Российской    Федерации    от   05.06.2008   N   437,
Минэкономразвития  России  не  наделено  полномочиями  по  разъяснению
законодательства Российской Федерации.
     Вместе   с  тем  по  затронутым  в  обращении  вопросам  полагаем
возможным отметить следующее.
     1.  По вопросу подготовки схем расположения земельных участков на
кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
     В  соответствии  со  ст.  ст.  30,  34  и  36  Земельного кодекса
Российской  Федерации  в  случае  предоставления земельного участка из
земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
органы  местного  самоуправления  утверждают и выдают заинтересованным
лицам  схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или
кадастровых  картах  соответствующих  территорий.  При  этом Земельный
кодекс    Российской    Федерации    не    устанавливает   обязанности
заинтересованного  лица  разрабатывать  схему  расположения земельного
участка   за   счет   собственных  средств  в  отличие  от  выполнения
кадастровых  работ.  Таким  образом,  требования  к  разработке  схемы
расположения  земельного  участка должны быть изложены соответствующим
органом  местного  самоуправления  в  техническом  задании  к договору
подряда на разработку такой схемы.
     Также  необходимо  отметить,  что  Земельным  кодексом Российской
Федерации  не  предусмотрена  разработка  нормативных  правовых  актов
Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных актов
по   вопросам  подготовки  схем  расположения  земельных  участков  на
кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
     Вместе  с  тем,  по  мнению  Минэкономразвития России, в случаях,
когда  необходима  разработка схемы расположения земельного участка на
кадастровом  плане  соответствующей территории, такая схема может быть
разработана на основе одного из разделов кадастрового плана территории
-   плана   (чертежа,   схемы)  земельных  участков,  расположенных  в
кадастровом  квартале  (форма кадастрового плана территории утверждена
Приказом Минюста России от 19.03.2008 N 66).
     2.   По  вопросу  согласования  местоположения  границ  земельных
участков в индивидуальном порядке с заинтересованными лицами.
     В  соответствии  с  ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007
N 221-ФЗ "О государственном  кадастре  недвижимости"  (далее - Закон о
кадастре)   местоположение   границ   земельных  участков  подлежит  в
установленном  Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с
заинтересованными  лицами  в  случае  выполнения  кадастровых работ, в
результате    которых   обеспечивается   подготовка   документов   для
представления  в орган кадастрового учета заявления об учете изменений
одного   из   указанных   земельных  участков  в  связи  с  уточнением
местоположения его границ.
     Согласование   местоположения   границ   по  выбору  кадастрового
инженера  проводится  посредством проведения собрания заинтересованных
лиц  или  согласования  в  индивидуальном  порядке  с заинтересованным
лицом.
     При  этом  кадастровый  инженер  при  согласовании местоположения
границ   земельных   участков   вправе   одновременно  воспользоваться
согласованием   местоположения   границ  в  индивидуальном  порядке  и
согласованием  местоположения  границ  посредством проведения собрания
заинтересованных лиц.
     Применительно    к    согласованию    местоположения   границ   в
индивидуальном  порядке  не  применяются положения Закона о кадастре о
необходимости извещения заинтересованных лиц.
     Независимо  от  выбранного  способа  согласования  местоположения
границ    земельных    участков   (посредством   проведения   собрания
заинтересованных  лиц  или  согласования в индивидуальном порядке) при
проведении  согласования  местоположения  границ  кадастровый  инженер
обязан:
     1)    проверить    полномочия   заинтересованных   лиц   или   их
представителей;
     2)  обеспечить  возможность ознакомления заинтересованных лиц или
их  представителей  с  соответствующим  проектом межевого плана и дать
необходимые разъяснения относительно его содержания;
     3)   указать   заинтересованным   лицам   или  их  представителям
подлежащее  согласованию  местоположение  границ земельных участков на
местности   (в   случае   согласования   местоположения  границ  с  их
установлением на местности).
     Местоположение границы земельного участка считается согласованным
при  наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей
всех   заинтересованных   лиц   или  их  представителей.  При  этом  в
соответствии  с ч. 3 ст. 40 Закона о кадастре, если надлежащим образом
извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный
срок  не  выразили свое согласие посредством заверения личной подписью
акта  согласования  местоположения  границ  либо  не  представили свои
возражения  в  письменной  форме  с  их  обоснованием,  местоположение
соответствующих  границ  земельных  участков  считается  согласованным
таким  лицом,  о чем в акт согласования местоположения границ вносится
соответствующая запись.
     Таким образом, применительно к согласованию местоположения границ
земельного  участка  в  индивидуальном  порядке  положения ч. 3 ст. 40
Закона о кадастре не применяются.
     
Директор
Департамента недвижимости
                                                            А.И.ИВАКИН
9 апреля 2009 г.
N Д23-918