О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ О РЕФИНАНСИРОВАНИИ ПОРТФЕЛЕЙ КРЕДИТОВ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СФОРМИРОВАННЫХ РОССИЙСКИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ РФ ВНЕШЭКОНОМБАНКУ, А ТАКЖЕ ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ (ТРЕБОВАНИЙ) К ДОЛЖНИКУ К ОДНОЙ ИЗ ФОРМ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 15 апреля 2009 г. N Д05-1883 (Д) Департамент государственного регулирования в экономике совместно с Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, на министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. С 2005 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства. Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются министерством на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому предпринимательству субъектами Российской Федерации, в том числе на: а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; д) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление). Федеральный бюджет на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг., утвержденный Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ, предусматривает на эти цели ассигнования в размере 10,5 млрд руб. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации, т.е. Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (ул. Республики, 24, г. Тюмень, 625003, тел. (3452) 29-63-17). Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным утвержден План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, от 06.12.2008 N 4863п-П13 (далее - План). Во исполнение п. 53 Плана действий о рефинансировании портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку, Наблюдательный совет Внешэкономбанка утвердил Порядок осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок) (Протокол N 2 от 05.02.2009). Согласно Порядку рефинансирование портфелей кредитов МСП, сформированных российскими банками (далее - банк-партнер), Внешэкономбанк осуществляет через ОАО "РосБР" посредством предоставления банкам-партнерам кредитов под залог прав требования по кредитным договорам, заключенным банками-партнерами с субъектами МСП в целях сохранения кредитных рисков на банке-партнере. Предоставление финансовой поддержки банкам-партнерам будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с лимитами, рассчитанными для каждого субъекта Российской Федерации. Кроме того, Порядком предусмотрено предоставление кредитов организациям финансовой инфраструктуры поддержки МСП (микрофинансовым организациям, кредитным кооперативам, факторинговым и лизинговым компаниям, региональным венчурным фондам). Отношения по переходу прав кредитора к другому лицу регулируются параграфом 1 гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В отношениях, связанных с использованием средств бюджета муниципального образования, компетенция соответствующих органов представительной и исполнительной власти определена в том числе нормами бюджетного законодательства. Статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает такой формы ассигнований, как приобретение права (требования) к должнику. Правоотношения по финансированию под уступку денежного требования (факторингу) регулируются гл. 43 ГК РФ. В соответствии со ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. В соответствии со ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Одновременно отмечаем, что Федеральным законом "О внесении изменений в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", одобренным Советом Федерации Российской Федерации 1 апреля 2009 г., предусмотрено, что в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации. В этой связи рекомендуем обратиться в банки, иные кредитные организации и организации, осуществляющие факторинговую деятельность, для рассмотрения вопроса кредитования и финансирования под уступку денежного требования. Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике П.В.ПУСТЕЛЕНИН 15 апреля 2009 г. N Д05-1883 |