О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ О РЕФИНАНСИРОВАНИИ ПОРТФЕЛЕЙ КРЕДИТОВ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СФОРМИРОВАННЫХ РОССИЙСКИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ЗА СЧ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 15.04.09 Д05-1883

        О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ
         МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ О
         РЕФИНАНСИРОВАНИИ ПОРТФЕЛЕЙ КРЕДИТОВ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО
            И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СФОРМИРОВАННЫХ
        РОССИЙСКИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ,
         ВЫДЕЛЯЕМЫХ РФ ВНЕШЭКОНОМБАНКУ, А ТАКЖЕ ОБ ОТСУТСТВИИ
        ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ (ТРЕБОВАНИЙ)
          К ДОЛЖНИКУ К ОДНОЙ ИЗ ФОРМ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          15 апреля 2009 г.
                              N Д05-1883

                                 (Д)


     Департамент  государственного регулирования в экономике совместно
с  Департаментом  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
рассмотрел обращение и сообщает.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от   05.06.2008   N  437,  на
министерство   возложены   полномочия  по  реализации  государственной
политики   и   нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  развития
предпринимательской  деятельности,  в  том  числе  среднего  и  малого
бизнеса.
     С 2005 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий
по  государственной  поддержке  малого  предпринимательства.  Средства
федерального  бюджета,  предусмотренные  на  государственную поддержку
малого    предпринимательства,    предоставляются   министерством   на
конкурсной  основе  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  в виде
субсидий  для  финансирования  мероприятий,  осуществляемых  в  рамках
оказания    государственной   поддержки   малому   предпринимательству
субъектами Российской Федерации, в том числе на:
     а)  создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого
предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
     б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и
реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
     в)     развитие    системы    кредитования    субъектов    малого
предпринимательства;
     г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий
в научно-технической сфере;
     д)  реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по
поддержке и развитию малого предпринимательства.
     Государственная  финансовая  поддержка малого предпринимательства
осуществляется   в   соответствии   с   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  27.02.2009  N  178  "Об  условиях и порядке
предоставления   средств   федерального  бюджета,  предусмотренных  на
государственную    поддержку   малого   предпринимательства,   включая
крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).
     Федеральный  бюджет на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.,
утвержденный    Федеральным    законом   от   24.11.2008   N   204-ФЗ,
предусматривает на эти цели ассигнования в размере 10,5 млрд руб.
     Оказание    прямой    финансовой   поддержки   субъектам   малого
предпринимательства  находится  исключительно  в  компетенции субъекта
Российской  Федерации,  т.е.  Департамента  инвестиционной  политики и
государственной  поддержки  предпринимательства Тюменской области (ул.
Республики, 24, г. Тюмень, 625003, тел. (3452) 29-63-17).
     Председателем  Правительства  Российской  Федерации  В.В. Путиным
утвержден  План  действий,  направленных  на  оздоровление  ситуации в
финансовом  секторе  и  отдельных  отраслях экономики, от 06.12.2008 N
4863п-П13  (далее  -  План).  Во  исполнение  п.  53  Плана действий о
рефинансировании  портфелей  кредитов  предприятий  малого  и среднего
бизнеса,  сформированных российскими кредитными организациями, за счет
средств,    выделяемых    Российской    Федерацией    Внешэкономбанку,
Наблюдательный  совет  Внешэкономбанка  утвердил Порядок осуществления
государственной   корпорацией  "Банк  развития  и  внешнеэкономической
деятельности  (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства (далее - Порядок) (Протокол N 2 от 05.02.2009).
     Согласно   Порядку   рефинансирование   портфелей  кредитов  МСП,
сформированных    российскими    банками   (далее   -   банк-партнер),
Внешэкономбанк    осуществляет    через    ОАО   "РосБР"   посредством
предоставления  банкам-партнерам кредитов под залог прав требования по
кредитным договорам, заключенным банками-партнерами с субъектами МСП в
целях сохранения кредитных рисков на банке-партнере.
     Предоставление   финансовой   поддержки   банкам-партнерам  будет
осуществляться   на  конкурсной  основе  в  соответствии  с  лимитами,
рассчитанными для каждого субъекта Российской Федерации.
     Кроме   того,   Порядком  предусмотрено  предоставление  кредитов
организациям  финансовой инфраструктуры поддержки МСП (микрофинансовым
организациям,   кредитным  кооперативам,  факторинговым  и  лизинговым
компаниям, региональным венчурным фондам).
     Отношения  по переходу прав кредитора к другому лицу регулируются
параграфом 1 гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК  РФ).  В  отношениях,  связанных  с  использованием средств бюджета
муниципального   образования,   компетенция   соответствующих  органов
представительной  и  исполнительной  власти  определена  в  том  числе
нормами  бюджетного  законодательства.  Статья  69  Бюджетного кодекса
Российской  Федерации не предусматривает такой формы ассигнований, как
приобретение права (требования) к должнику.
     Правоотношения по финансированию под уступку денежного требования
(факторингу)  регулируются  гл. 43 ГК РФ. В соответствии со ст. 824 ГК
РФ  по  договору  финансирования под уступку денежного требования одна
сторона  (финансовый  агент)  передает  или  обязуется передать другой
стороне  (клиенту)  денежные  средства  в  счет  денежного  требования
клиента   (кредитора)  к  третьему  лицу  (должнику),  вытекающего  из
предоставления  клиентом  товаров,  выполнения  им  работ или оказания
услуг   третьему  лицу,  а  клиент  уступает  или  обязуется  уступить
финансовому агенту это денежное требование.
     В  соответствии  со  ст.  825 ГК РФ в качестве финансового агента
договоры   финансирования   под  уступку  денежного  требования  могут
заключать   банки   и  иные  кредитные  организации,  а  также  другие
коммерческие    организации,    имеющие   разрешение   (лицензию)   на
осуществление деятельности такого вида.
     Одновременно   отмечаем,  что  Федеральным  законом  "О  внесении
изменений  в  статью  825 части второй Гражданского кодекса Российской
Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О
введении  в  действие  части  второй  Гражданского  кодекса Российской
Федерации", одобренным Советом Федерации Российской Федерации 1 апреля
2009  г.,  предусмотрено,  что  в качестве финансового агента договоры
финансирования   под  уступку  денежного  требования  могут  заключать
коммерческие организации.
     В  этой  связи  рекомендуем  обратиться  в  банки, иные кредитные
организации  и организации, осуществляющие факторинговую деятельность,
для  рассмотрения  вопроса  кредитования  и финансирования под уступку
денежного требования.

Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
                                                        П.В.ПУСТЕЛЕНИН
15 апреля 2009 г.
N Д05-1883