О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ ЭКСПЛУАТАНТОВ РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 25 мая 2009 г. N ГК-91-р (Д) В целях комплексной реализации требований "Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, нормативных документов, действующих в области гражданской авиации, а также с целью повышения эффективности государственного контроля за летной эксплуатацией воздушных судов и подготовкой экипажей эксплуатантов предлагаю: 1. Ввести с 1 июня 2009 года в действие "Положение об инструкторах и инструкторах-экзаменаторах авиапредприятий гражданской авиации Российской Федерации" (приложение N 1); 2. Руководителям Межрегиональных территориальных управлений Росавиации: 2.1. Данное Распоряжение довести до подконтрольных авиапредприятий; 2.2. Организовать контроль за профессиональной подготовкой и повышением квалификации специалистов подконтрольных авиапредприятий в соответствии с "Положением об инструкторах и инструкторах-экзаменаторах авиапредприятий гражданской авиации Российской Федерации"; 3. Руководителям авиапредприятий в срок до 15 июня 2009 года внести изменения в Руководство по производству полетов (РПП) в соответствии с "Положением об инструкторах и инструкторах-экзаменаторах авиапредприятий гражданской авиации Российской Федерации"; 4. Контроль за исполнением данного распоряжения возлагаю на заместителя руководителя Росавиации В.И. Дмитриева. Г.К.КУРЗЕНКОВ 25 мая 2009 г. N ГК-91-р Приложение N 1 Распоряжение ФАВТ МТ РФ от 25 мая 2009 года N ГК-91-р ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНСТРУКТОРАХ И ИНСТРУКТОРАХ-ЭКЗАМЕНАТОРАХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел I. Инструктор 1. Общие положения. Инструктор - летный специалист или лицо командно-летного, инспекторского состава, прошедший соответствующую подготовку и проверку, имеющий квалификационную отметку инструктора в свидетельстве специалиста гражданской авиации (далее - ГА). Отбор специалистов на должность инструктора должен проводиться по гармоничному сочетанию профессионального мастерства, методических и организаторских навыков, педагогического и профессионального такта, ряда моральных волевых и нравственных качеств. Квалификационная отметка инструктора вносится на основании протокола Высшей квалификационной комиссии (ВКК), территориальной квалификационной комиссии (ТКК) и, по согласованию, их рабочих групп (РГ ВКК, РГ ТКК) уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации. Командиры воздушных судов и другие летные специалисты, не имевшие ранее квалификацию инструктора, для получения допуска к инструкторской работе проходят теоретическую подготовку в сертифицированном авиационном учебном центре (АУЦ) по программам первоначальной подготовки инструкторского состава, а также летную подготовку в авиапредприятии по программам подготовки летного состава (ППЛС). 2. Требования к кандидатам на допуск к инструкторской работе: а) высшее авиационное образование; б) общий налет не менее 1500 часов; в) для пилотов - самостоятельный налет в качестве командира ВС на данном типе ВС не менее 500 часов и предельный минимум по типу ВС, а для других летных специальностей - самостоятельный налет не менее 300 часов; г) отличные оценки практической работы и теоретических знаний по специальности. 3. Требования к кандидатам, ранее имевшим допуск к инструкторской работе: а) перерыв в инструкторской работе не более 5 лет; б) самостоятельный налет на освоенном типе ВС в соответствии с подпунктом (в) пункта 2; в) курсы повышения квалификации (КПК) инструкторского состава в сертифицированном АУЦ; г) подготовка по соответствующему разделу ППЛС авиакомпании. 4. Периодическая подготовка и подтверждение квалификации Летные специалисты, имеющие квалификацию инструктора: - проходят курсы повышения квалификации один раз в 5 лет по специальной программе в сертифицированном АУЦ; - подтверждают квалификацию летного специалиста ежегодно при продлении действия свидетельства специалиста ГА и допуска к инструкторской работе. 5. Для подтверждения квалификации инструктор: а) не должен прерывать выполнение инструкторских функций более чем на 6 месяцев; б) пройти проверку в рейсовых (аэродромных) полетах. Полномочия инструктора (допуск к инструкторской работе) утверждаются протоколом (ВКК, РГ ВКК, ТКК) и действительны в течение 2-х лет при соблюдении вышеперечисленных условий. Если условия подпункта (а) не выполняются, инструктор должен подтвердить квалификацию в соответствии с подпунктом (б) данного параграфа. 6. Инструктор имеет право: а) проводить практическую подготовку специалистов ГА в соответствии с ППЛС своего авиапредприятия; б) контролировать самостоятельные полеты летных специалистов-стажеров в соответствии с ППЛС своего авиапредприятия. 7. Ответственность инструктора Инструктор при выполнении своих функций несет персональную ответственность за объективность оценки качества техники пилотирования и подготовки (допуска) пилота к самостоятельной работе, виду полетов или авиационных работ в пределах установленных Федеральными авиационными правилами (ФАП) или Программами подготовки летного состава (ППЛС) сроков проверки летных специалистов, вплоть до аннулирования инструкторского допуска без права восстановления Решением ВКК (ТКК). Раздел II. Инструктор-экзаменатор 8. Общие положения Инструктор-экзаменатор - летный специалист или лицо командно-летного, инспекторского состава, имеющий квалификационную отметку инструктора в свидетельстве специалиста, прошедший соответствующую подготовку, проверку и допущенный к выполнению квалификационных проверок летного состава, входящий в состав РГ ВКК или ТКК. Квалификационная проверка: а) проверка летного состава, получающего первоначальные отметки о типе воздушного судна; б) проверка летного состава на продление срока действия свидетельства специалиста ГА; в) проверка летных инструкторов (инспекторов) на соответствие требованиям данного Положения как минимум 1 раз в год; г) проверка выделенных кандидатов на должность летных инструкторов (инспекторов) на соответствие требованиям данного Положения; д) проверка специалистов, которые требуют переаттестации вследствие того, что они не выдержали испытаний в ходе предыдущей проверки; е) проверка летного состава для повышения уровня квалификации (класса); ж) проверка летного состава, кандидатов для переподготовки на другой тип воздушного судна; з) проверка летного состава, имевшего авиационное происшествие или инциденты, при которых была поставлена под вопрос их квалификация или подготовленность; и) проверка практической деятельности инструкторов тренажера. 9. Требования к кандидатам на допуск к работе в качестве инструктора-экзаменатора: а) допуск к выполнению инструкторской работы; б) квалификация, как минимум, равнозначная квалификации проверяемого члена экипажа, у которого он уполномочен проводить профессиональную проверку или проверку знаний; в) выполнить 1 проверку профессиональной подготовки члена экипажа ВС по специальности в роли экзаменатора под контролем члена ВКК или ТКК (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере). Проверяющий делает заключение о возможности использования данного кандидата в качестве инструктора-экзаменатора. 10. Подтверждение полномочий экзаменатора: а) выполнить как минимум 2 проверки (как экзаменатор) в год в течение периода исполнения своих обязанностей; б) выполнить одну проверку (как экзаменатор) под контролем члена ВКК (ТКК) в течение последних 12 месяцев до истечения срока полномочий (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере); в) подтвердить инструкторский допуск на данном типе ВС в соответствии с пунктом 5, раздела I; г) независимо от занимаемой должности летные специалисты ежегодно проходят проверку в рейсовых (аэродромных) условиях на подтверждение квалификации в качестве соответствующего члена экипажа ВС членом ВКК или ТКК; д) полномочия инструктора-экзаменатора утверждаются протоколом РГ ВКК или ТКК сроком на 2 года. 11. Инструктор-экзаменатор имеет право: - выполнять квалификационные проверки летного состава своего авиапредприятия по своей специальности. 12. Ответственность инструктора-экзаменатора. Инструктор-экзаменатор при выполнении своих функций несет персональную ответственность за: а) обоснованность принимаемых им решений; б) объективность выставляемых оценок и представляемых выводов; в) правильность определения соответствия уровня профессиональной подготовки и навыков прошедшего проверку специалиста требованиям нормативных документов ГА. В случае невыполнения любого из указанных выше подпунктов инструктор-экзаменатор лишается инструкторского допуска без права восстановления Решением ВКК (ТКК). |