О НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЕЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА". Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 27.10.00 3104

            О НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
           РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ
               ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЕЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА"

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          27 октября 2000 г.
                                N 3104

                                (НЦПИ)


     В соответствии  с  Концепцией   научной,   научно-технической   и
инновационной  политики  в системе образования Российской Федерации на
2001-2005 годы,  во исполнение решения коллегии Минобразования  России
от  27.09.2000  N 16/4 и приказа Минобразования России от 17.10.2000 N
2977  "О  совместных  научных  и   научно-методических   исследованиях
Минобразования России с регионами России" приказываю:

     1. Создать   с   01.01.2001  научную  программу  "Государственная
поддержка региональной  научно-технической  политики  высшей  школы  и
развитие ее научного потенциала" (далее - Программа).
     2. Утвердить структуру Программы на 2001-2002 годы (приложение 1)
и Положение об организационной структуре Программы (приложение 2).
     3. Утвердить составы:
     руководящего совета Программы (приложение 3*);
     управляющего комитета Программы (приложение 4*);
     научных советов подпрограмм (приложение 5*).

_________________________
     * Приложения 3, 4, 5 не публикуются.


     4. Возложить   на   Государственный   научно-методический   центр
Минобразования России функции исполнительной дирекции Программы.
     5. Руководящему совету Программы (Б.А.Виноградову),  управляющему
комитету  программы  (М.Н.Стриханову),  научным  советам   подпрограмм
(А.Н.Кудинову,  И.Б,Федорову,  К.Е.Демихову,  Б.Н.Оныкию, А.Ф.Хохлову,
Л.А.Вербицкой) в срок до 10.11.2000 разработать положение о Программе.
     6. Управляющему  комитету  Программы  (М.Н.Стриханову) в месячный
срок разработать конкурсную документацию и объявить  конкурс  проектов
по Программе на 2001-2002 годы.
     7. Утвердить организаторов конкурса по подпрограммам  (приложение
6) и дирекции подпрограмм (приложение 7).
     8. Функции конкурсной комиссии возложить на  управляющий  комитет
Программы.
     9. Ректорам     высших     учебных     заведений,      директорам
научно-исследовательских     институтов    и    других    организаций,
подведомственных  Минобразованию  России,  в  течение  45  дней  после
объявления конкурса по Программе:
     направить организаторам   конкурса   заявки    на    участие    в
подпрограммах;
     направить в исполнительную дирекцию Программы  -  Государственный
научно-методический  центр  Минобразования  России  (П.Г.Сороколетову)
представление с полным перечнем проектов,  направленных на конкурс  по
соответствующим  подпрограммам,  а также краткую информацию по каждому
проекту.
     10. Организаторам конкурса по подпрограммам:
     обеспечить условия для работы экспертных советов;
     сформировать базу данных по поступившим на конкурс проектам.
     11. Научным советам подпрограмм:
     организовать экспертизу поступивших проектов;
     представить в   исполнительную   дирекцию   Программы   отчеты  о
результатах экспертизы.
     12. Управлению   развития  и  планирования  научных  исследований
(М.Н.Стриханову):
     обеспечить контроль за ходом выполнения Программы;
     предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по Программе;

     О НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОЙ
        НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЕЕ
                         НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА"

     приостанавливать выделение    средств   на   проведение   научных
исследований организациям,  не представляющим в установленном  порядке
отчетные документы о проведении научных исследований.
     13. Считать  утратившим  силу  с  1   января   2001   г.   приказ
Минобразования  России  от  10.03.2000  N  752  "О  научной  программе
"Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов"".
     14. Исключить  с  1  января  2001  г.  из  приложения 1 к приказу
Минобразования России от 20.07.99  N  94  "О  формировании  научных  и
научно-технических  программ  на 2000-2001 годы" программу "Конкурсная
поддержка ведущих научно-педагогических коллективов".
     15. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя министра Б.А. Виноградова.

Министр
                                                          В.М.ФИЛИППОВ


                                            Приложение 1

                     Структура научной программы
               "Государственная поддержка региональной
               научно-технической политики высшей школы
                  и развитие ее научного потенциала"

     1. Подпрограмма   "Высшая  школа  как  важнейший  государственный
ресурс развития научно-технического потенциала регионов".
     1.1. Высшие   учебные  заведения  как  базовые  институциональные
структуры       региональной        научно-технической        политики
(учебно-научно-инновационные   комплексы,  университетские  комплексы,
исследовательские университеты,  учебно-научные центры). Использование
региональных  центров  поддержки  науки  и  уникальных объектов высшей
школы.
     1.2. Использование   потенциала   высшей   школы  для  проведения
совместных исследований при  решении  задач  социально-экономического,
научно-технического  и  информационного развития регионов.  Совместные
исследования,  направленные  на  привлечение  научно-производственного
потенциала  и  ресурсов  региона  для  развития  системы  образования.
Развитие многоуровневой региональной информационной структуры  системы
образования.
     1.3. Управление     ресурсами     региона:     интеллектуальными,
промышленными,  сырьевыми,  нематериальными  и др.  Научно-технический
мониторинг сферы науки,  а также ведущих отраслей региона,  прогнозная
оценка их развития.  Структурный анализ производственного потенциала и
его соответствие основным приоритетам мировой экономики.
     1.4. Решение  задач  сотрудничества  высшей  школы с ассоциациями
экономического    взаимодействия     и     проведение     исследований
межрегиональной направленности в рамках федеральных округов.
     2. Подпрограмма  "Формирование  кадрового  потенциала   науки   и
управления научно-техническим развитием регионов".
     2.1. Разработка   принципов    федерально-региональной    системы
развития  научных  исследований  молодежи,  государственной  поддержки
талантливых молодых ученых.
     2.2. Разработка   региональных   программ  подготовки  научных  и
научно-педагогических кадров.  Прогнозная оценка потребности региона в
научных   кадрах   в  рамках  регионального  заказа  высшей  школе  на
специалистов по приоритетным для региона технологическим  направлениям
и  в  области  управления экономикой и производством.  Исследования по
адаптации к рынку и трудоустройству выпускников вузов.
     2.3. Разработка  принципов  активизации  подготовки  кандидатов и
докторов наук.  Проведение исследований по нормативно-методическому  и
информационно-аналитическому  обеспечению  аспирантур,  докторантур  и
диссертационных советов, оптимизации их региональной инфраструктуры.
     2.4. Исследования  по  развитию  перечня  научных специальностей.
Развитие  федерально-региональной  структуры   вузовской   науки   для
воспроизводства  научных  и  научно-педагогических  кадров  по группам
близких научных специальностей,
     2.5. Гранты  для  молодых аспирантов,  докторантов,  кандидатов и
докторов наук.  Гранты для поддержки академической мобильности молодых
ученых. Федерально-региональные гранты для поддержки научной молодежи.
     2.6. Разработка принципов и  активизация  научно-исследовательной
работы студентов и научной деятельности школьников.
     3. Подпрограмма   "Научно-организационные    основы    реализации
региональной научно-технической политики высшей школы".
     3.1. Социологический мониторинг,  оценка региональных тенденций и
прогнозирование          развития         системы         образования.
Организационно-экономический   мониторинг   и    разработка    методов
экспертно-аналитической   оценки   научных   исследований   в  системе
образования.  Методология   управления   научными   исследованиями   и
объектами интеллектуальной собственности в системе образования.
     3.2. Разработка  инструментов   региональной   научно-технической
политики   для   развития  системы  образования.  Актуальные  проблемы
нормативно-правового   и   организационно-экономического   обеспечения
научной деятельности системы образования.
     3.3. Высшая школа как фактор межведомственного сотрудничества  на
региональном   и   межрегиональном   уровнях.  Развитие  и  реализация
сотрудничества Минобразования России и органов  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  на  основе региональных составляющих
научных исследований Минобразования России.
     3.4. Оценка   и  развитие  интеллектуального  потенциала  системы
образования.
     3.5. Гендерные исследования.

     4. Подпрограмма   "Международное   научное  и  научно-техническое
сотрудничество высшей школы России".
     4.1. Международные  проекты,  направленные  на развитие вузовской
науки,  ее интеграцию в  мировую  научную  систему  фундаментальных  и
прикладных исследований, укрепление экспортного потенциала регионов.
     4.2. Сотрудничество   с   зарубежными   организациями   с   целью
привлечения  инвестиций  для  развития  системы образования и научного
потенциала регионов.
     5. Подпрограмма    "Фундаментальные    исследования    и   высшее
образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований
и развития).
     6. Подпрограмма "Центры общественных наук: возрождение российских
общественных  и  гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским
общественным научным фондом).

                                                          Приложение 2

                              Положение
            об организационной структуре научной программы
               "Государственная поддержка региональной
               научно-технической политики высшей школы
                  и развитие ее научного потенциала"

     Организационная структура Программы включает в себя:
     руководящий совет Программы;
     управляющий комитет Программы;
     исполнительную дирекцию Программы;
     научные советы подпрограмм;
     дирекции подпрограмм.
     1. Руководящий совет Программы (далее - Совет):
     определяет главные приоритеты и общую стратегию Программы;
     принимает решения по управлению программой;
     не реже   1   раза  в  год  рассматривает  результаты  выполнения
программы и принимает решения по дальнейшему финансированию проектов и
по объявлению дополнительных конкурсов в рамках Программы;
     проводит работу   по   привлечению   дополнительных    источников
финансирования.
     Совет возглавляет  заместитель  министра  образования  Российской
Федерации.  В  состав Совета могут входить представители министерств и
ведомств, проводящих научные исследования по приоритетным направлениям
науки и техники.
     Решения Совета  принимаются  открытым  или  тайным   голосованием
большинством голосов.
     Подготовка заседаний Совета проводится  исполнительной  дирекцией
Программы  и  Управлением развития и планирования научных исследований
Минобразования России.
     2. Управляющий комитет Программы:
     руководствуется решениями Совета;
     осуществляет текущее руководство Программой;
     координирует работу  и   организует   контроль   за   выполнением
Программы;
     информирует членов Совета о ходе выполнения программы  в  периоды
между заседаниями Совета;
     обеспечивает взаимодействие Министерства  образования  Российской
Федерации    с   заинтересованными   федеральными   министерствами   и
ведомствами при разработке предложений по  формированию  и  реализации
Программы;
     выполняет функции конкурсной комиссии Программы;
     устанавливает процедуры отбора и экспертизы проектов;
     готовит по результатам экспертизы,  а  также  в  ходе  выполнения
проектов предложения об объемах финансирования проектов;
     готовит необходимые материалы по результатам выполнения Программы
для рассмотрения на заседании Совета;
     организует приемку результатов проектов Программы.
     3. Исполнительная дирекция Программы:
     обеспечивает выполнение решений Совета  и  управляющего  комитета
Программы;
     осуществляет организационное сопровождение деятельности Совета  и
управляющего комитета Программы;
     готовит предложения   по   текущему    финансированию    проектов
Программы;
     организует и  обеспечивает  проведение  экспертных  процедур   по
Программе;
     создает базу данных по Программе;
     осуществляет мониторинг    выполнения   и   техническую   приемку
результатов проектов Программы;
     организует рекламно-информационную     деятельность,     проводит
семинары и конференции по Программе;
     курирует деятельность дирекций подпрограмм.
     Исполнительная дирекция Программы курируется Управлением развития
и  планирования  научных  исследований  Минобразования  России  и  ему
подотчетна.
     4. Научные  советы  подпрограмм  в  соответствии  с определенными
Советом приоритетами и стратегией Программы:
     формируют структуру   и   определяют   тематические   направления
подпрограмм;
     организуют экспертизу  и готовят обобщенные экспертные заключения
по проектам;
     подготавливают рекомендации по объемам финансирования проектов;
     не реже 1 раза в год заслушивают ход выполнения подпрограмм.
     5. Дирекции подпрограмм:
     осуществляют организационное сопровождение  деятельности  научных
советов подпрограмм и текущее сопровождение подпрограмм;
     обеспечивают выполнение  решений  Совета,  управляющего  комитета
Программы и научных советов подпрограмм;
     организуют и  обеспечивают  проведение  экспертных  процедур   по
подпрограммам;
     осуществляют мониторинг   выполнения   и   техническую    приемку
результатов проектов по подпрограммам;
     проводят семинары и конференции по подпрограммам.


                                                          Приложение 6

                        Организаторы конкурса
                  по подпрограммам научной Программы
               "Государственная поддержка региональной
               научно-технической политики высшей школы
                  и развитие ее научного потенциала"

     1. Научно-методический  центр  по  инновационной деятельности при
Тверском государственном университете Минобразования России.
     по подпрограммам:
     "Высшая школа  как  важнейший  государственный  ресурс   развития
научно-технического потенциала регионов";
     "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей
школы России".
     2. Республиканский   исследовательский    научно-консультационный
центр экспертизы Минпромнауки России.
     по подпрограммам:
     "Формирование кадрового    потенциала    науки    и    управления
научно-техническим развитием регионов";
     "Научно-организационные основы       реализации      региональной
научно-технической политики высшей школы".
     3. Государственный   научно-методический   центр   Минобразования
России.
     по подпрограммам:
     "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно  с
Американским фондом гражданских исследований и развития);
     "Центры общественных наук:  возрождение российских общественных и
гуманитарных  наук  в  XXI  веке" (совместно с Московским общественным
научным фондом).

                                                          Приложение 7

                Дирекции подпрограмм научной программы
               "Государственная поддержка региональной
               научно-технической политики высшей школы
                  и развитие ее научного потенциала"

     1. Научно-методический  центр  по  инновационной деятельности при
Тверском государственном университете Минобразования России.
     по подпрограмме:
     "Высшая школа  как  важнейший  государственный  ресурс   развития
научно-технического потенциала регионов".
     2. Государственный   научно-методический   центр   Минобразования
России.
     по подпрограммам:
     "Формирование кадрового    потенциала    науки    и    управления
научно-техническим развитием регионов".
     "Научно-организационные основы       реализации      региональной
научно-технической политики высшей школы";
     "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей
школы России";
     "Фундаментальные исследования  и высшее образование" (совместно с
Американским фондом гражданских исследований и развития);
     "Центры общественных наук:  возрождение российских общественных и
гуманитарных наук в XXI веке"  (совместно  с  Московским  общественным
научным фондом).