О НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЕЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 27 октября 2000 г. N 3104 (НЦПИ) В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы, во исполнение решения коллегии Минобразования России от 27.09.2000 N 16/4 и приказа Минобразования России от 17.10.2000 N 2977 "О совместных научных и научно-методических исследованиях Минобразования России с регионами России" приказываю: 1. Создать с 01.01.2001 научную программу "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" (далее - Программа). 2. Утвердить структуру Программы на 2001-2002 годы (приложение 1) и Положение об организационной структуре Программы (приложение 2). 3. Утвердить составы: руководящего совета Программы (приложение 3*); управляющего комитета Программы (приложение 4*); научных советов подпрограмм (приложение 5*). _________________________ * Приложения 3, 4, 5 не публикуются. 4. Возложить на Государственный научно-методический центр Минобразования России функции исполнительной дирекции Программы. 5. Руководящему совету Программы (Б.А.Виноградову), управляющему комитету программы (М.Н.Стриханову), научным советам подпрограмм (А.Н.Кудинову, И.Б,Федорову, К.Е.Демихову, Б.Н.Оныкию, А.Ф.Хохлову, Л.А.Вербицкой) в срок до 10.11.2000 разработать положение о Программе. 6. Управляющему комитету Программы (М.Н.Стриханову) в месячный срок разработать конкурсную документацию и объявить конкурс проектов по Программе на 2001-2002 годы. 7. Утвердить организаторов конкурса по подпрограммам (приложение 6) и дирекции подпрограмм (приложение 7). 8. Функции конкурсной комиссии возложить на управляющий комитет Программы. 9. Ректорам высших учебных заведений, директорам научно-исследовательских институтов и других организаций, подведомственных Минобразованию России, в течение 45 дней после объявления конкурса по Программе: направить организаторам конкурса заявки на участие в подпрограммах; направить в исполнительную дирекцию Программы - Государственный научно-методический центр Минобразования России (П.Г.Сороколетову) представление с полным перечнем проектов, направленных на конкурс по соответствующим подпрограммам, а также краткую информацию по каждому проекту. 10. Организаторам конкурса по подпрограммам: обеспечить условия для работы экспертных советов; сформировать базу данных по поступившим на конкурс проектам. 11. Научным советам подпрограмм: организовать экспертизу поступивших проектов; представить в исполнительную дирекцию Программы отчеты о результатах экспертизы. 12. Управлению развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову): обеспечить контроль за ходом выполнения Программы; предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по Программе; О НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ЕЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА" приостанавливать выделение средств на проведение научных исследований организациям, не представляющим в установленном порядке отчетные документы о проведении научных исследований. 13. Считать утратившим силу с 1 января 2001 г. приказ Минобразования России от 10.03.2000 N 752 "О научной программе "Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов"". 14. Исключить с 1 января 2001 г. из приложения 1 к приказу Минобразования России от 20.07.99 N 94 "О формировании научных и научно-технических программ на 2000-2001 годы" программу "Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов". 15. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Б.А. Виноградова. Министр В.М.ФИЛИППОВ Приложение 1 Структура научной программы "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" 1. Подпрограмма "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов". 1.1. Высшие учебные заведения как базовые институциональные структуры региональной научно-технической политики (учебно-научно-инновационные комплексы, университетские комплексы, исследовательские университеты, учебно-научные центры). Использование региональных центров поддержки науки и уникальных объектов высшей школы. 1.2. Использование потенциала высшей школы для проведения совместных исследований при решении задач социально-экономического, научно-технического и информационного развития регионов. Совместные исследования, направленные на привлечение научно-производственного потенциала и ресурсов региона для развития системы образования. Развитие многоуровневой региональной информационной структуры системы образования. 1.3. Управление ресурсами региона: интеллектуальными, промышленными, сырьевыми, нематериальными и др. Научно-технический мониторинг сферы науки, а также ведущих отраслей региона, прогнозная оценка их развития. Структурный анализ производственного потенциала и его соответствие основным приоритетам мировой экономики. 1.4. Решение задач сотрудничества высшей школы с ассоциациями экономического взаимодействия и проведение исследований межрегиональной направленности в рамках федеральных округов. 2. Подпрограмма "Формирование кадрового потенциала науки и управления научно-техническим развитием регионов". 2.1. Разработка принципов федерально-региональной системы развития научных исследований молодежи, государственной поддержки талантливых молодых ученых. 2.2. Разработка региональных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров. Прогнозная оценка потребности региона в научных кадрах в рамках регионального заказа высшей школе на специалистов по приоритетным для региона технологическим направлениям и в области управления экономикой и производством. Исследования по адаптации к рынку и трудоустройству выпускников вузов. 2.3. Разработка принципов активизации подготовки кандидатов и докторов наук. Проведение исследований по нормативно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению аспирантур, докторантур и диссертационных советов, оптимизации их региональной инфраструктуры. 2.4. Исследования по развитию перечня научных специальностей. Развитие федерально-региональной структуры вузовской науки для воспроизводства научных и научно-педагогических кадров по группам близких научных специальностей, 2.5. Гранты для молодых аспирантов, докторантов, кандидатов и докторов наук. Гранты для поддержки академической мобильности молодых ученых. Федерально-региональные гранты для поддержки научной молодежи. 2.6. Разработка принципов и активизация научно-исследовательной работы студентов и научной деятельности школьников. 3. Подпрограмма "Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы". 3.1. Социологический мониторинг, оценка региональных тенденций и прогнозирование развития системы образования. Организационно-экономический мониторинг и разработка методов экспертно-аналитической оценки научных исследований в системе образования. Методология управления научными исследованиями и объектами интеллектуальной собственности в системе образования. 3.2. Разработка инструментов региональной научно-технической политики для развития системы образования. Актуальные проблемы нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения научной деятельности системы образования. 3.3. Высшая школа как фактор межведомственного сотрудничества на региональном и межрегиональном уровнях. Развитие и реализация сотрудничества Минобразования России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных составляющих научных исследований Минобразования России. 3.4. Оценка и развитие интеллектуального потенциала системы образования. 3.5. Гендерные исследования. 4. Подпрограмма "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей школы России". 4.1. Международные проекты, направленные на развитие вузовской науки, ее интеграцию в мировую научную систему фундаментальных и прикладных исследований, укрепление экспортного потенциала регионов. 4.2. Сотрудничество с зарубежными организациями с целью привлечения инвестиций для развития системы образования и научного потенциала регионов. 5. Подпрограмма "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития). 6. Подпрограмма "Центры общественных наук: возрождение российских общественных и гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским общественным научным фондом). Приложение 2 Положение об организационной структуре научной программы "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" Организационная структура Программы включает в себя: руководящий совет Программы; управляющий комитет Программы; исполнительную дирекцию Программы; научные советы подпрограмм; дирекции подпрограмм. 1. Руководящий совет Программы (далее - Совет): определяет главные приоритеты и общую стратегию Программы; принимает решения по управлению программой; не реже 1 раза в год рассматривает результаты выполнения программы и принимает решения по дальнейшему финансированию проектов и по объявлению дополнительных конкурсов в рамках Программы; проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования. Совет возглавляет заместитель министра образования Российской Федерации. В состав Совета могут входить представители министерств и ведомств, проводящих научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники. Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов. Подготовка заседаний Совета проводится исполнительной дирекцией Программы и Управлением развития и планирования научных исследований Минобразования России. 2. Управляющий комитет Программы: руководствуется решениями Совета; осуществляет текущее руководство Программой; координирует работу и организует контроль за выполнением Программы; информирует членов Совета о ходе выполнения программы в периоды между заседаниями Совета; обеспечивает взаимодействие Министерства образования Российской Федерации с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами при разработке предложений по формированию и реализации Программы; выполняет функции конкурсной комиссии Программы; устанавливает процедуры отбора и экспертизы проектов; готовит по результатам экспертизы, а также в ходе выполнения проектов предложения об объемах финансирования проектов; готовит необходимые материалы по результатам выполнения Программы для рассмотрения на заседании Совета; организует приемку результатов проектов Программы. 3. Исполнительная дирекция Программы: обеспечивает выполнение решений Совета и управляющего комитета Программы; осуществляет организационное сопровождение деятельности Совета и управляющего комитета Программы; готовит предложения по текущему финансированию проектов Программы; организует и обеспечивает проведение экспертных процедур по Программе; создает базу данных по Программе; осуществляет мониторинг выполнения и техническую приемку результатов проектов Программы; организует рекламно-информационную деятельность, проводит семинары и конференции по Программе; курирует деятельность дирекций подпрограмм. Исполнительная дирекция Программы курируется Управлением развития и планирования научных исследований Минобразования России и ему подотчетна. 4. Научные советы подпрограмм в соответствии с определенными Советом приоритетами и стратегией Программы: формируют структуру и определяют тематические направления подпрограмм; организуют экспертизу и готовят обобщенные экспертные заключения по проектам; подготавливают рекомендации по объемам финансирования проектов; не реже 1 раза в год заслушивают ход выполнения подпрограмм. 5. Дирекции подпрограмм: осуществляют организационное сопровождение деятельности научных советов подпрограмм и текущее сопровождение подпрограмм; обеспечивают выполнение решений Совета, управляющего комитета Программы и научных советов подпрограмм; организуют и обеспечивают проведение экспертных процедур по подпрограммам; осуществляют мониторинг выполнения и техническую приемку результатов проектов по подпрограммам; проводят семинары и конференции по подпрограммам. Приложение 6 Организаторы конкурса по подпрограммам научной Программы "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" 1. Научно-методический центр по инновационной деятельности при Тверском государственном университете Минобразования России. по подпрограммам: "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов"; "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей школы России". 2. Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы Минпромнауки России. по подпрограммам: "Формирование кадрового потенциала науки и управления научно-техническим развитием регионов"; "Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы". 3. Государственный научно-методический центр Минобразования России. по подпрограммам: "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития); "Центры общественных наук: возрождение российских общественных и гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским общественным научным фондом). Приложение 7 Дирекции подпрограмм научной программы "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" 1. Научно-методический центр по инновационной деятельности при Тверском государственном университете Минобразования России. по подпрограмме: "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов". 2. Государственный научно-методический центр Минобразования России. по подпрограммам: "Формирование кадрового потенциала науки и управления научно-техническим развитием регионов". "Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы"; "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей школы России"; "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития); "Центры общественных наук: возрождение российских общественных и гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским общественным научным фондом). |