ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ЯВЛЯЕТСЯ КРЕДИТОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. КЛИЕНТЫ БАНКА, ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИГЛАШАЮТСЯ НА ПЕРЕГОВОРЫ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ. НОРМАТИВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.05.09 03-03-06/1/351


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  об  учете  представительских расходов при расчете
налога на прибыль и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  264 Налогового кодекса Российской
Федерации"  (далее  -  Кодекс)  к представительским расходам относятся
расходы  налогоплательщика  на  официальный прием и (или) обслуживание
представителей  других  организаций, участвующих в переговорах в целях
установления  и  (или)  поддержания  взаимного сотрудничества, а также
участников,  прибывших  на заседания совета директоров (правления) или
иного  руководящего  органа  налогоплательщика,  независимо  от  места
проведения   указанных   мероприятий.   К  представительским  расходам
относятся  расходы  на проведение официального приема (завтрака, обеда
или  иного  аналогичного  мероприятия)  для  указанных  лиц,  а  также
официальных    лиц    организации-налогоплательщика,   участвующих   в
переговорах,  транспортное  обеспечение  доставки  этих  лиц  к  месту
проведения    представительского   мероприятия   и   (или)   заседания
руководящего   органа   и  обратно,  буфетное  обслуживание  во  время
переговоров,   оплата   услуг   переводчиков,  не  состоящих  в  штате
налогоплательщика,   по   обеспечению  перевода  во  время  проведения
представительских мероприятий.
     К  представительским расходам не относятся расходы на организацию
развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
     Вышеуказанное  положение  относит  к  представительским  расходам
расходы  на  официальный  прием  и  (или)  обслуживание представителей
других  организаций, однако полагаем, что к представительским расходам
также   могут  быть  отнесены  расходы  на  проведение  переговоров  с
физическими лицами - клиентами организации.
     Представительские   расходы   в  течение  отчетного  (налогового)
периода  включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем
4  процентов  от  расходов  налогоплательщика  на оплату труда за этот
отчетный (налоговый) период.
     Согласно   п.   1  ст.  252  Кодекса  налогоплательщик  уменьшает
полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
     Расходами  признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных  ст.  265  Кодекса, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).  Расходами  признаются  любые затраты при условии, что они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Вместе  с тем сообщаем, что согласно Определению Конституционного
Суда  Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся
в  абз.  2  и  3  п.  1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного
применения,   поскольку   требуют   установления   объективной   связи
понесенных   налогоплательщиком   расходов   с   направленностью   его
деятельности   на   получение   прибыли,   причем   бремя  доказывания
необоснованности  расходов  налогоплательщика возлагается на налоговые
органы.
     
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 мая 2009 г.
N 03-03-06/1/351