ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 17 декабря 2008 г. N 267 (Д) В целях создания условий для сохранения и развития разнообразных форм нематериального культурного наследия народов России приказываю: 1. Утвердить Концепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы (далее - Концепция) согласно Приложению N 1. 2. Утвердить Программу мероприятий по реализации концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы согласно Приложению N 2. 3. Департаменту современного искусства и международных культурных связей (А.А. Шалашов) обеспечить координацию работ по выполнению положений Концепции и программы мероприятий. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.А. Голутву. Вр.и.о. Министра Е.Э.ЧУКОВСКАЯ 17 декабря 2008 г. N 267 Приложение N 1 к Приказу Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. N 267 КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ 1. Роль нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в сохранении единого культурного пространства России Россия - многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, способствующей формированию толерантности, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в формировании культуры Российского государства. Важным фактором, определяющим государственную политику по развитию культуры, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, явились принятые в стране: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Концепция государственной национальной политики Российской федерации, Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", в соответствии с которыми в Российской Федерации создаются национально-культурные автономии, чья деятельность направлена на обеспечение права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры. Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации является частью общего наследия человечества в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов России, этнических групп и утверждения их культурной самобытности. Велико ее социальное, экономическое, культурное и политическое значение. Главная цель государства - сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры России, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства России. В Концепции используются определения: "Нематериальное культурное наследие" означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. "Объекты нематериального культурного наследия народов Российской Федерации" - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, представляющие историческую и культурную значимость и внесенные в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. "Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации" - информационная система, включающая в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (идентификация, документирование, исследование), единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения каталога. "Носители нематериального культурного наследия народов Российской Федерации" - сообщества, в частности коренные сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица, играющие важную роль в создании, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, обогащающие культурное разнообразие и способствующие развитию творческих способностей человека. "Области проявления нематериального культурного наследия народов Российской Федерации": - устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; - исполнительские искусства; - обычаи, обряды, празднества; - знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; - знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. 2. Факторы, влияющие на состояние нематериального культурного наследия народов России на современном этапе Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации является основой всего многообразия направлений, видов и форм народной культуры современного общества. На его основе складываются народные знания и умения, образы и языки, обычаи и нравы, традиции, творчество, формы семейной, обрядово-праздничной жизни, хозяйственной деятельности, система фольклора. На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, межпоколенных, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации несет в себе важнейшие свойства и качества этнического развития, в котором находит выражение исторический путь каждого народа. Как показал опыт практического воссоздания и сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в новых, кардинально изменившихся условиях оно не утрачивает своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями. Основными хранителями народных традиций являются сегодня учреждения культурно-досугового типа. Вместе с тем недостаточность бюджетов сельских и городских поселений влечет за собой неудовлетворительное качество услуг культурно-досуговых учреждений. Устаревшая техническая оснащенность и низкий уровень квалификации творческого персонала не позволяют им предоставлять современные услуги, направленные на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Особого внимания заслуживает проблема состояния развития культуры и сохранения нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов России. Экстенсивное освоение природы, неглубоко продуманное проведение курса "на преодоление культурной отсталости" в отношении коренных малочисленных народов России без учета местной специфики нанесли в свое время значительный ущерб культурному наследию этих народов. Привели к утрате ими многих самобытных традиций. Низкий уровень благосостояния населения и в целом неблагоприятная социально-демографическая ситуация - это еще один комплекс проблем, которые являются актуальными в настоящее время. В этой связи поддержка на общегосударственном уровне практических мер, направленных на возрождение культурных традиций коренных малочисленных народов России, является важным объектом внимания. Сегодня существует серьезный недостаток в национальных кадрах специалистов - фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных коллективов, методистов-организаторов по традиционной народной культуре. Недостаток финансирования и специфические природно-демографические условия в значительной мере сказываются на сохранении самобытной культуры коренных малочисленных народов. Сложной проблемой для народных коллективов является организация гастрольно-концертной деятельности по причине удаленности этих территорий и неразвитости коммуникационной инфраструктуры. Национальные творческие коллективы испытывают недостаток в репертуаре по причине отсутствия средств на фольклорные экспедиции и доступа к музыкальным записям прошлых лет. Недостаточно переиздавались существующие исследования фольклористов, работы специалистов по народной хореографии, сказительству и декоративно-прикладному искусству. Уход из жизни непосредственных носителей и хранителей нематериального культурного наследия в условиях отсутствия изучения образцов народного искусства может повлечь за собой безвозвратные потери некоторых видов нематериального культурного наследия России. Наряду с обозначенными факторами, свидетельствующими о недостаточном внимании к объектам нематериального культурного наследия народов России, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует перечень таких объектов, который бы позволил вырабатывать комплексные меры по их сохранению и развитию. Проблема популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации требует особого внимания печатных и электронных средств массовой информации. Особенностью современной общественной жизни России является то, что наряду с коренными народами в стране проживают и некоренные народы, образующие национальные диаспоры. Важно поддерживать и развивать нематериальное культурное наследие всех народов России, способствуя культивированию нравственных ценностей, развитию взаимопонимания между народами, повышению общего уровня культуры. Таким образом, решение всего комплекса системных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов России, возможно при координации деятельности различных участников процесса, включая федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учреждений культуры и общественных организаций. 3. Обоснование соответствия решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации основным задачам социально-экономического развития государства Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и план ее реализации на 2009 - 2015 годы (далее именуется Концепция) определяет цели и приоритеты в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан в сфере нематериального культурного наследия. Концепция определяет задачи и основные механизмы реализации государственной политики по сохранению и развитию нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Реализация Концепции способствует более глубокому осознанию значения нематериального культурного наследия и его охраны как основы идентификации нации, а также роли нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению и взаимопониманию между людьми. Концепция предусматривает повышение эффективности существующих и создание новых, адекватных современному развитию российского общества условий сохранения нематериального культурного наследия. Концепция определяет приоритеты и меры по достижению стратегических целей органов государственной власти всех уровней, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, декларируемых в сводных докладах о результатах и основных направлениях деятельности. Концепция способствует сохранению, поощрению и развитию разнообразия форм культурного самовыражения народов России. Целями настоящей Концепции являются: - создание условий для сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации; - признание приоритетом государственной политики сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: - формирование базы данных (создание Каталога) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на основе новых информационных технологий; - совершенствование законодательства Российской Федерации; - разработка системы мер по поддержке культурно-досуговых учреждений, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, хранителей и носителей нематериального культурного наследия народов Российской Федерации; - популяризация нематериального культурного наследия народов Российской Федерации через средства массовой информации; - совершенствование научного, методического и кадрового обеспечения деятельности учреждений культуры, чья деятельность направлена на выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. 4. Предполагаемые социальные и экономические последствия Внедрение данной Концепции позволит создать условия для выявления, сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия народов России, а также реализовать комплекс организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются: - совершенствование законодательства Российской Федерации в части сохранения нематериального культурного наследия народов России; - снижение текучести кадров в культурно-досуговых учреждениях, особенно сельской местности; - обновление материально-технической базы культурно-досуговых учреждений (увеличение числа учреждений, имеющих специальное оборудование, соответствующее современным требованиям и нормам); - расширение международного сотрудничества в области сохранения нематериального культурного наследия народов мира. Реализация Концепции позволит: - создать условия, обеспечивающие выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России, его разнообразных видов и форм, определяющих самобытность культуры народов России; - обеспечить доступность, повысить эффективность, качество спектра услуг в сфере культурно-досуговой деятельности; - вовлечь население в активную социально-культурную деятельность; - обеспечить широкий доступ различных слоев населения к нематериальному культурному наследию Российской Федерации; - создать более эффективную инфраструктуру культуры, укрепить материально-техническую базу учреждений, занимающихся сохранением и восстановлением нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, традиционной народной культуры, развитием народного творчества, организацией досуга населения; - содействовать созданию квалифицированного кадрового потенциала для сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, программ развития культуры субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, направленными на реализацию основных положений Концепции и программы ее реализации. 5. Основные этапы реализации Концепции Наиболее значимый эффект от реализации Концепции будет выражен в осуществлении поддержки носителей, хранителей духовной связи поколений, распространителей народных знаний и умений, образов и языка, обычаев и нравов семейной и обрядово-праздничной жизни, способствующих сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. На первом этапе реализации Концепции (2009 - 2010 годы) предстоит: - внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации по поддержке народной традиционной культуры и дополнения понятийного аппарата терминами в области нематериального культурного наследия народов Российской Федерации; - сформировать Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и обеспечить ежегодное дополнение внесенных в него объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и их носителей (граждан, коллективов); - разработать систему мер, направленных на поддержку: а) культурно-досуговых учреждений, сохраняющих нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации; б) специалистов учреждений культуры, носителей и хранителей традиций нематериального культурного наследия России; в) коллективов народного творчества; г) творческих проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации; - усовершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов в области культурно-досуговой деятельности, направленной на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Меры, принятые на первом этапе реализации Концепции, позволят стабилизировать ситуацию в данной сфере, в том числе в части выявления, систематизации и сохранения объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. На втором этапе, 2011 - 2015 годы, предстоит в полном масштабе реализовать разработанные меры. Результатом реализации Концепции на втором этапе будет: - повышение социального статуса работников организаций культуры, деятельность которых способствует сохранению нематериального культурного наследия народов России; - поддержка мероприятий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм нематериального культурного наследия народов Российской Федерации; - повышение доступности, эффективности, качества и расширение спектра услуг в сфере традиционной культуры и народного творчества. 6. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию настоящей Концепции Ответственным за реализацию настоящей Концепции является Министерство культуры Российской Федерации. 7. Заключение Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и программа ее реализации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране. Приложение N 2 к Приказу Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. N 267 ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ ----------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятие | Сроки | Ответственный | | п/п | | реализации | исполнитель | |-----|---------------------------------------|------------|----------------| | 1. | Разработка, формирование и ведение | 2009 - | Минкультуры | | | Каталога объектов нематериального | 2015 гг. | России | | | культурного наследия народов | | | | | Российской Федерации | | | |-----|---------------------------------------|------------|----------------| | 2. | Внесение изменений в Закон Российской | 2009 - | Минкультуры | | | Федерации от 9 октября 1992 г. N | 2010 гг. | России, | | | 3612-1 "Основы законодательства | | федеральные | | | Российской Федерации о культуре" по | | органы | | | поддержке традиционной народной | | исполнительной | | | культуры, в том числе | | власти | | | определения понятия "нематериальное | | | | | культурное наследие" | | | |-----|---------------------------------------|------------|----------------| | 3. | Разработка системы мер по поддержке: | 2009 - | Минкультуры | | | - культурно-досуговых учреждений, | 2010 гг. | России | | | направленных на сохранение | | | | | нематериального культурного наследия; | | | | | - специалистов учреждений культуры, | | | | | носителей и хранителей традиций | | | | | нематериального культурного наследия | | | | | России; | | | | | - коллективов народного творчества; | | | | | - совершенствование системы | | | | | подготовки и переподготовки | | | | | специалистов в области | | | | | культурно-досуговой деятельности | | | | | направленной на сохранение | | | | | нематериального культурного наследия | | | | | народов Российской Федерации | | | |-----|---------------------------------------|------------|----------------| | 4. | Поддержка региональных, | 2009 - | Минкультуры | | | межрегиональных, всероссийских и | 2015 гг. | России | | | международных фестивалей, | | | | | конкурсов, выставок народного | | | | | творчества | | | |-----|---------------------------------------|------------|----------------| | 5. | Поддержка проектов, направленных на | 2009 - | Минкультуры | | | сохранение и развитие нематериального | 2015 гг. | России | | | культурного наследия народов | | | | | Российской Федерации | | | ----------------------------------------------------------------------------- |