ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 21 апреля 2009 г. N 18-5/10/2-2853 (Д) Как свидетельствует анализ списков и других документов на выплату сумм возмещения вреда, причиненного воздействием радиации, поступающих в Федеральную службу по труду и занятости, представители некоторых органов социальной защиты населения в ходе судебных слушаний соглашаются с исками об увеличении данных сумм возмещения вреда без тщательной проверки достоверности представленных заявителями справок о заработной плате, периодов участия в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, обоснованности заявленных ими расчетов утраченного заработка. Действующим законодательством на органы социальной защиты населения возложена функция по назначению размеров указанных сумм возмещения вреда, а соответственно по их обоснованию при рассмотрении судебными органами исков граждан о перерасчете размеров этих сумм. Однако органы социальной защиты населения не всегда доводят до судов необходимую доказательную базу для принятия ими решений с учетом принципа состязательности сторон и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, не принимают меры по кассационному обжалованию судебных решений, вынесенных в силу этого без учета совокупности всех правовых обстоятельств рассмотренных дел. При этом органы социальной защиты населения, соглашаясь с ошибочными расчетами истцов, зачастую не предоставляют судебным органам расчет указанных сумм, осуществленный в соответствии с законодательством, регулировавшим до 1 января 2001 года исчисление этих сумм из утраченного заработка. Во многих случаях органы социальной защиты населения не указывают в своих отзывах, что представленные истцами расчеты противоречат рекомендациям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2000 г. N 35 о порядке индексации начисленных сумм и применения повышающих коэффициентов. В результате судами нередко принимаются решения об установлении сумм в возмещение вреда здоровью в размерах, значительно превышающих ограничение, установленное законодательством, что создает чрезмерную дифференциацию размеров компенсаций, выплачиваемых инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. Центральным советом Союза "Чернобыль" России принято обращение, в котором сообщается о возмущении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы указанной дифференциацией размеров получаемых сумм возмещения вреда и предлагается осуществить совместно с региональными отделениями Союза "Чернобыль" России проверки достоверности сведений, представленных гражданами для исчисления вышеуказанных сумм в возмещение вреда. Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ созданы правовые предпосылки для осуществления таких проверок и принятия, в случае установления факта недостоверности указанных сведений, решений об установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированных размерах, определенных законодательством. В связи с вышеизложенным прошу обеспечить назначение размеров указанных ежемесячных компенсаций и составление списков на их выплату в строгом соответствии с законодательством, а также рекомендую осуществить в необходимых случаях проверку достоверности документов, представляемых для назначения сумм возмещения вреда, с использованием информации общественных организаций граждан, подвергшихся воздействию радиации. О принятых мерах прошу проинформировать. Заместитель Министра М.А.ТОПИЛИН 21 апреля 2009 г. N 18-5/10/2-2853 |