ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ЛИ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ПЕРЕСЕЛИВШИМСЯ ИЗ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ РФ, НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ, И ПРИЛЕГАЮЩИХ К ДОМАМ ТЕРРИТОРИЙ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.05.09 03-05-06-02/41


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции  Минфина  России, и
сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
использование  земли  в Российской Федерации является платным. Формами
платы  за  использование  земли  являются  земельный  налог и арендная
плата.  Порядок  исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     На  основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Налоговый  кодекс)  земельный  налог
устанавливается  Налоговым  кодексом  и  нормативными правовыми актами
представительных   органов   муниципальных   образований,  вводится  в
действие  и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом
и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований  и  обязателен  к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
     Согласно  ст.  16  Федерального  закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении  в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный
участок,  на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав  такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован
до  введения  в  действие  Жилищного  кодекса Российской Федерации и в
отношении   которого   проведен   государственный   кадастровый  учет,
переходит   бесплатно  в  общую  долевую  собственность  собственников
помещений в многоквартирном доме.
     В   случае   если   земельный  участок,  на  котором  расположены
многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав такого дома объекты
недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса  Российской  Федерации,  на  основании решения общего собрания
собственников  помещений  в  многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным  собранием  лицо  вправе обратиться в органы государственной
власти  или органы местного самоуправления с заявлением о формировании
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
     Формирование    земельного   участка,   на   котором   расположен
многоквартирный  дом,  осуществляется  органами государственной власти
или органами местного самоуправления.
     С  момента  формирования  земельного  участка  и  проведения  его
государственного  кадастрового  учета  земельный  участок,  на котором
расположены  многоквартирный  дом и иные входящие в состав такого дома
объекты  недвижимого  имущества,  переходит  бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     В  соответствии со ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными   участками   на  праве  собственности,  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     При  этом  следует  иметь  в  виду,  что  на  основании  ст.  392
Налогового  кодекса  налоговая  база  в  отношении земельных участков,
находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из
налогоплательщиков,   являющихся   собственниками  данного  земельного
участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     Согласно  п.  1  ст.  36  Жилищного  кодекса Российской Федерации
(далее  -  Жилищный  кодекс) собственникам помещений в многоквартирном
доме  принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество
в  многоквартирном  доме,  включающее  земельный  участок,  на котором
расположен  данный  дом,  с  элементами озеленения и благоустройства и
иные  предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства
данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
     Доля   в   праве   общей   собственности  на  общее  имущество  в
многоквартирном    доме    собственника    помещения   в   этом   доме
пропорциональна  размеру  общей площади указанного помещения (п. 1 ст.
37 Жилищного кодекса).
     Статьей    395    Налогового    кодекса    определены   категории
налогоплательщиков,  освобождаемых от уплаты земельного налога, а п. 5
ст.  391  Налогового кодекса установлены категории налогоплательщиков,
для   которых   при   исчислении   земельного  налога  налоговая  база
уменьшается  на  не  облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на
одного   налогоплательщика   на   территории   одного   муниципального
образования.  Однако  такая  категория,  как  лица,  переселившиеся из
северных   территорий   Российской   Федерации,   в  данные  категории
налогоплательщиков не включена.
     Вместе  с  тем  положения  гл.  31  "Земельный  налог" Налогового
кодекса  не  исключают  возможности  предоставления  льгот  по  уплате
земельного   налога   лицам,  переселившимся  из  северных  территорий
Российской Федерации.
     Так,   на   основании   п.  2  ст.  387  Налогового  кодекса  при
установлении   земельного   налога   нормативными   правовыми   актами
представительных     органов     муниципальных    образований    могут
устанавливаться  налоговые  льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для
отдельных категорий налогоплательщиков.
     Таким  образом,  для  решения  вопроса о предоставлении налоговых
льгот   по   земельному   налогу  лицам,  переселившимся  из  северных
территорий Российской Федерации, следует обращаться в представительный
орган муниципального образования, на территории которого располагается
земельный участок, занимаемый многоквартирным домом.
     
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 мая 2009 г.
N 03-05-06-02/41