КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СУММ ПОХИЩЕННЫХ У НЕЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ВО ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? В КАКОМ НАЛОГОВОМ ПЕРИОДЕ ОТРАЖАЮТСЯ ЭТИ РАСХОДЫ? ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ СТОИМОСТЬ ПОХИЩЕННОГО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.06.09 03-03-05/103

          КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ
        ОРГАНИЗАЦИЕЙ СУММ ПОХИЩЕННЫХ У НЕЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ВО
          ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА
          ПРИБЫЛЬ? В КАКОМ НАЛОГОВОМ ПЕРИОДЕ ОТРАЖАЮТСЯ ЭТИ
        РАСХОДЫ? ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ СТОИМОСТЬ ПОХИЩЕННОГО ИМУЩЕСТВА
            В РАСХОДЫ ПРИ ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
         СЛЕДСТВИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ (ОБВИНЯЕМЫЙ)
              УСТАНОВЛЕН, А ТАКЖЕ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            8 июня 2009 г.
                            N 03-03-05/103

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке  налогового  учета  убытков от хищения
денежных средств и сообщает следующее.
     Согласно  пп.  5  п.  2  ст.  265  Налогового  кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам приравниваются
убытки,  полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде,
в  частности,  расходы  в  виде  недостачи  материальных  ценностей  в
производстве   и   на  складах,  на  предприятиях  торговли  в  случае
отсутствия  виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых
не  установлены.  В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен
быть  документально подтвержден уполномоченным органом государственной
власти.
     Таким  образом, при документальном подтверждении факта отсутствия
виновных  в  хищении  имущества  (в  том  числе  денежных средств) лиц
уполномоченным  органом  государственной  власти  для целей исчисления
налога  на  прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы
на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений.
     Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
перечислены  органы  государственной  власти,  которые  уполномочены в
зависимости  от  рода  преступления,  поименованного в соответствующих
статьях   Уголовного   кодекса   Российской   Федерации,   производить
предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (ст. 158
Уголовного  кодекса  Российской  Федерации)  предварительное следствие
производится   следователями   органов   внутренних   дел   Российской
Федерации.
     При  этом  согласно  пп.  1 п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации в случае неустановления лица, подлежащего
привлечению  в  качестве  обвиняемого,  предварительное  следствие  по
уголовному   делу   приостанавливается,   о  чем  следователь  выносит
соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.
     На  основании пп. 13 п. 2 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса
Российской  Федерации  потерпевший  вправе  получить  копию указанного
постановления, которым, соответственно, подтверждается факт отсутствия
виновных лиц.
     Следовательно,  датой  признания убытка от недостачи материальных
ценностей  в  случае  отсутствия  виновных лиц является дата вынесения
следователем соответствующего постановления.
     Также сообщаем, что приостановление предварительного следствия по
уголовному   делу   в  случаях,  когда  подозреваемый  или  обвиняемый
установлен  (пп.  2  - 4 п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса
Российской  Федерации),  по  мнению  Департамента,  не  может являться
основанием   для   включения   стоимости   похищенного   имущества  во
внереализационные расходы.
     Прекращение  уголовного  дела  (ст.  239 Уголовно-процессуального
кодекса  Российской  Федерации)  является  основанием  для признания в
целях налогообложения прибыли организаций убытков от хищений, в случае
если виновное в хищении лицо не было установлено.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
8 июня 2009 г.
N 03-03-05/103