О КОНЦЕПЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ЕДИНОГО ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2010-2012 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 30 июня 2009 г. N 619-ПП (ПРМ) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий" в городе были начаты работы по формированию пространственных данных, которые заложили фундамент для создания единого геоинформационного пространства города Москвы. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1157-р была одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, определяющая основные принципы и направления работ в области создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. На протяжении последних лет между федеральными органами исполнительной власти и городом Москвой был заключен ряд соглашений о взаимодействии и информационном обмене на основе пространственных данных. В настоящее время в городе постоянно проводятся работы по созданию и развитию пространственной информации, формируются тематические базы пространственных данных, по отдельным территориям выполняются работы в трехмерном информационном пространстве. По результатам их выполнения накоплены значительные объемы пространственной информации, которые для обеспечения эффективного функционирования единого городского геоинформационного пространства и информационного обеспечения города в целом требуют решения задач по интеграции и постоянной актуализации. В целях создания наиболее благоприятной среды для жизнедеятельности и дальнейшего устойчивого развития города за счет использования геопространственных данных Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Москомархитектуре совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы на основании Концепции разработать среднесрочную городскую целевую программу работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010 - 2012 годы и представить ее на утверждение Правительства Москвы не позднее 10 августа 2009 г. 3. Председателю Совета по картографическому обеспечению г.Москвы предусмотреть в планах работы совета рассмотрение вопросов развития единого геоинформационного пространства города Москвы. 4. Признать утратившим силу пункт 8 постановления Правительства Москвы от 5 марта 1996 г. N 203 "Об обеспечении выполнения программы развития метрополитена в 1996 году". 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И. и Росляка Ю.В. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 30 июня 2009 г. N 619-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 619-ПП КОНЦЕПЦИЯ среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы 1. Используемая терминология Единое геоинформационное пространство города Москвы - сочетание массивов пространственных данных о территории города Москвы, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей. Единое геоинформационное пространство города Москвы является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы. Пространственные данные (пространственная информация) - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно - временной системе. Трехмерные пространственные данные (трехмерная пространственная информация) - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в трехмерном виде и трехмерной координатно-временной системе. Инфраструктура пространственных данных города Москвы - совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных. Метаданные (данные о пространственных данных) - данные, которые позволяют описывать содержание, объем, положение в пространстве, качественные и другие характеристики пространственных данных и пространственных объектов. Информационное обеспечение города Москвы - совокупность городских информационных ресурсов, государственных и иных услуг, предоставляемых потребителям этих услуг для решения управленческих, научно - технических, социально-экономических и других задач, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и его граждан. 2. Введение В Москве пространственные данные о городской территории постоянно накапливаются в Геофонде города Москвы, включающего в себя картографо-геодезические, геологические материалы, данные инженерных изысканий, представляющие согласованные между собой наборы пространственной информации в виде совокупности карт и планов, моделей местности, отдельных слоев картографической информации, а также материалов и данных дистанционного зондирования территории города Москвы, опорно-геодезической сети и других видов информации. Пространственные данные, имеющие отраслевую принадлежность, такие как данные кадастра объектов недвижимости, градостроительного кадастра, кадастра особо охраняемых природных территорий, экологического мониторинга территории города Москвы, данные различных городских информационных систем, сформированные в результате выполнения городских программ и отдельных договоров, не являющиеся фондовой картографической информацией, накапливаются в составе тематических информационных ресурсов органов исполнительной власти города Москвы или уполномоченных городских организаций и служб. Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий" в Москве были определены основные принципы выполнения работ по картографическому обеспечению территории города Москвы и, тем самым, были заложены основы по формированию и использованию пространственной информации различных масштабов в едином координатном (геоинформационном) пространстве. Благодаря внедрению и активному использованию данных Единой государственной картографической основы (ЕГКО) города Москвы, а также материалов Общегородского Банка данных дистанционного зондирования по территории города Москвы (ОБДДЗ) и опорной геодезической сети (ОГС) города Москвы, постоянному ведению Геофонда города Москвы были созданы условия для использования и интеграции на их основе других общегородских информационных ресурсов, функционирования различных городских информационных систем, обеспечения совместимости пространственной информации данных систем, развития технологий, создания новых тематических информационных ресурсов и других задач, использующих при решении пространственную информацию о территории города Москвы. Решение данных задач позволило пройти начальный этап формирования единого геоинформационного пространства, заложить фундамент для дальнейшего развития и совершенствования инфраструктуры пространственных данных на территории города Москвы, в том числе для разработки новых (недостающих на сегодняшний момент) массивов пространственных данных. Вместе с тем отсутствие или неактуальность пространственной информации ведет к снижению эффективности работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций и служб и, как следствие, к снижению качества предоставляемых государственных и иных услуг. Исходя из этого диктуется необходимость продолжения реализации в Москве государственной политики в сфере информационного обеспечения на основе единого геоинформационного пространства через механизм Программы, включая разработку новых видов пространственных данных и совершенствование законодательства по данному направлению. Необходимость в новом информационном обеспечении подтвердили решения Совета по картографическому обеспечению города Москвы на заседании, состоявшемся 2 декабря 2008 г. (протокол N 2/08) с участием представителей органов исполнительной власти и служб города Москвы. Перспективными видами работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы являются работы по созданию и развитию базовой региональной системы навигационно - геодезического обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS и трехмерной цифровой модели подземного, наземного и надземного пространства города Москвы на базе ЕГКО и ОБДДЗ города Москвы. Настоящая Концепция и будущая Программа направлены на обеспечение выполнения следующих нормативных правовых документов: - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный Кодекс Российской Федерации"; - Закон Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации"; - Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; - Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии"; - распоряжение Мэра Москвы от 3 февраля 1998 г. N 98-РМ "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г.Москве". - распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1157-р "О Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации"; - Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий"; - постановление Правительства Москвы от 21 марта 2000 г. N 198 "Об утверждении Положения о порядке формирования и выполнения ежегодного городского заказа на аэрокосмическую съемку территории г.Москвы, обработки данных дистанционного зондирования и ведения Банка данных дистанционного зондирования по территории г.Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 9 октября 2001 г. N 905-ПП "О вводе в промышленную эксплуатацию информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 1001-ПП "Об утверждении Положения о порядке использования информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 7 ноября 2006 г. N 879-ПП "О городской целевой среднесрочной программе работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007 - 2009 годы"; - постановление Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными"; - распоряжение Правительства Москвы от 10 февраля 2003 г. N 190-РП "О публикации в сети Интернет информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы (открытый вариант)"; - распоряжение Правительства Москвы от 26 марта 2007 г. N 518-РП "О создании тематических геологических крупномасштабных карт территории города Москвы"; - распоряжение Правительства Москвы от 27 июня 2008 г. N 1427-РП "Об утверждении Концепции Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 г.г.)". 3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально - экономического развития города Москвы Использование согласованных между собой пространственных данных различного назначения и тематической направленности в сфере государственного управления, в экономической, социальной сфере и других областях городского хозяйства ведет не только к автоматизации многих функций и деловых процессов в органах власти, организациях и службах города Москвы, отвечающих за его жизнеобеспечение, но и к новому качеству оказания государственных и иных услуг. Это способствует совершенствованию технологических решений, развитию комплексного подхода при выполнении текущих и перспективных задач и, как следствие, ведет к экономическому развитию, в том числе и смежных областей городского хозяйства, являющихся потребителями информационных услуг. Одной из важных сфер деятельности в данной области является также информационное обеспечение жителей города Москвы. Вместе с тем при достижении указанных целей возникают определенные проблемы: - информационные ресурсы теряют свою актуальность и нуждаются в постоянном поддержании в современном состоянии; - увеличивается количество задач, требующих наличия дополнительного информационного обеспечения; - отсутствие отдельных видов информационных ресурсов или их неактуальность влечет за собой недостаточную оперативность в принятии ответственных управленческих решений, в том числе, связанных с обеспечением безопасности города и его жителей, а также недостаточный объем и качество информационных услуг, оказываемых населению, органам власти и городским организациям; - недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных ресурсов; - недостаточный уровень нормативного правового обеспечения процессов, связанных с использованием пространственных данных и оказания на их основе государственных и иных услуг; - недостаточный уровень развития технической и технологической базы для обеспечения должного уровня инфраструктуры пространственных данных города Москвы. Основные проблемы, которые предлагается решить с помощью Программы: Проблемы геодезического обеспечения. а) Создание базовой региональной системы навигационно - геодезического обеспечения города Москвы (СНГО Москвы) на основе спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. В соответствии с п.4.1. постановления Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными" и п.2 постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1144-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 653-ПП", в порядке реализации основных мероприятий по созданию и использованию на территории города Москвы базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения (высокоточного навигационного поля на базе спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS), перечень которых одобрен Советом по картографическому обеспечению города Москвы и утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", проводятся работы по созданию СНГО Москвы, завершение которых запланировано на 2012 год. Система должна создавать условия для применения спутниковых методов определения координат при развитии геодезической основы, в производстве землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканий, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов, навигации транспорта и других видов деятельности, требующих определения координат объектов. б) Мониторинг состояния ОГС Москвы и обеспечение нормативной плотности ее пунктов. В условиях современного города применение спутниковых методов определения координат объектов возможно не везде. Поэтому для проведения геодезических работ в условиях плотной городской застройки, под карнизами, в помещениях, под кронами деревьев и иных подобных условиях применяются традиционные геодезические приборы и используются существующие пункты ОГС Москвы. В 2009 году завершаются работы по обновлению и сгущению ОГС Москвы, выполняемые в рамках городской целевой среднесрочной программы работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2006 г. N 879-ПП. В результате на всей территории города будет завершено создание ОГС Москвы, отвечающей современным требованиям, которые предъявляются к геодезическим сетям городов в связи с внедрением в производство инженерных изысканий и строительных работ высокоточных геодезических приборов и современных технологий. По ходу выполнения работ установлено, что за год в результате строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, а также сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда, уничтожается порядка 5-10 % пунктов ОГС Москвы. Снижение количества существующих пунктов ОГС Москвы, являющейся исходной координатной основой единого геоинформационного пространства города Москвы, непосредственно влияет на сроки и качество инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, проектных и строительных работ и, как следствие, ведет к понижению точности самого геоинформационного пространства. Поддержание плотности пунктов ОГС Москвы на уровне, предусмотренном действующими нормативно-техническими документами, возможно с помощью проведения постоянного мониторинга ее состояния и проведения работ по своевременному восстановлению утрачиваемых пунктов. Проблемы картографического обеспечения. Исходной основой единого геоинформационного пространства города Москвы являются пространственные данные ЕГКО города Москвы. В настоящий момент самыми массовыми в использовании являются цифровые картографические фоны масштабов 1:10000 и 1:25000, цифровые топографические планы и планы магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:2000. От состояния этих данных зависит качество решений при выполнении законодательных, технических, социальных мероприятий, управлении хозяйственной деятельностью, подготовке градостроительной и проектной документации, решении задач эксплуатации объектов недвижимости, инженерных сетей и сооружений, ведении Генерального плана города Москвы, обеспечении задач дорожно-мостового и жилищного строительства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, задач навигации, геодинамики, а также других задач, связанных с использованием пространственной информации, в том числе при решении совместных задач, связанных с деятельностью Московского региона. Главной проблемой является актуальность пространственных данных. Сокращение количества заказов на их актуализацию (например: по цифровым топографическим планам, планам магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:2000) привело к тому, что за последние годы содержание используемых в работе пространственных данных стало отставать от постоянно происходящих изменений на территории города Москвы. Наметившаяся тенденция к постоянному количественному росту устаревшей информации, а также потребность различных пользователей работать на актуальных материалах привели к необходимости их постоянной актуализации. Необходимым элементом информационного обеспечения градостроительной деятельности и решения задач оформления земельных отношений является картографическое обеспечение развития геоинформационного пространства сведениями о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, включая территории (зоны) планируемого размещения объектов капитального строительства. Данная информация используется при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории города Москвы и находящихся в государственной собственности города Москвы, а также в собственности граждан и юридических лиц. При формировании данной информации должна быть обеспечена точность, требуемая федеральными органами для реализации положений федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в том числе при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Решить указанные проблемы можно в рамках предлагаемой к разработке Программы. Проблемы трехмерного пространственного обеспечения. Одним из новых направлений в создании и развитии единого геоинформационного пространства города Москвы является возрастающая потребность в использовании трехмерной пространственной информации. С 2005 г. по настоящее время в городе Москве в опытно-промышленном режиме силами ГУП "Мосгоргеотрест" выполнен ряд работ по созданию трехмерных цифровых моделей отдельных участков городской территории, таких как трассы пешеходного туристического маршрута "Нескучный сад" - ММДЦ "Москва-Сити", прилегающих к ММДЦ "Москва-Сити" территорий, проектных высотных объектов в рамках программы "Новое кольцо Москвы", ледового дворца спорта "Мегаспорт" и прилегающих территорий, а также по заказу префектуры Центрального административного округа города Москвы, с участием ГУП "ГНПП "ГранитЦентр", территории Центрального административного округа города Москвы. Особое место в информационном обеспечении города Москвы занимают вопросы по представлению в трехмерном виде подземных инженерных коммуникаций. В течении двух последних лет ГУП "Мосгоргеотрест" по отдельным заказам в промышленном режиме выполняет такие работы в масштабе 1:500, которые в дальнейшем используются для проектирования. Накопленный в этой области опыт показал, что сроки проектирования с использованием полученных результатов значительно сокращаются. Основным источником информации в этом направлении являются данные Геофонда города Москвы, включающие контрольную геодезическую съемку подземных коммуникаций и исполнительную документацию по подземным коммуникациям. Однако наличие исходной информации или актуальности имеющихся данных не всегда достаточно для создания трехмерных моделей на любые участки городской территории. Выявляются объекты, по которым не сданы в Геофонд города Москвы исполнительные чертежи. Исполнительная топографическая съемка до настоящего времени не выполняется в полной мере. Контрольная геодезическая съемка подземных коммуникаций зачастую производится по уже засыпанной трассе, что часто приводит к потере необходимой информации. Встречаются случаи, когда контрольные геодезические съемки не проводятся и материалы не сдаются в Геофонд города Москвы. Отсутствие информации по подземным коммуникациям создает проблему при проектировании, может приводить к аварийным ситуациям при эксплуатации объектов или территорий, а также при ликвидации последствий негативных процессов. При этом в городе существует необходимость в использовании трехмерной модели магистральных подземных инженерных коммуникаций при проработке проектов планировки и предпроектной проработке развития территорий. Исследование вопроса по данному направлению показало, что всю территорию города Москвы можно покрыть трехмерной моделью магистральных подземных инженерных коммуникаций М 1:10000. Этот ресурс может быть создан только после создания цифровой модели рельефа местности на всю территорию города Москвы. Для согласования объектов наземного и надземного пространства он должен быть связан с цифровым картографическим фоном М 1:10000 ЕГКО города Москвы. Кроме этого, для повышения эффективности использования пространственных данных трехмерную модель магистральных подземных инженерных коммуникаций следует создать в объектовом виде в отличие от чисто графического ресурса. Эффективность реализации этих задач возможна при условии хранения и обработки исполнительных чертежей подземных коммуникаций, принимаемых в Геофонд города Москвы, в цифровом трехмерном виде. В градостроительной деятельности использование пространственных данных обеспечивает принятие управленческих решений за счет использования всей совокупности информации, имеющейся в Геофонде города Москвы. При выработке решений в архитектуре и градостроительстве рассмотрению подлежат пространственно-объемные характеристики объектов в совокупности с их технико-экономическими показателями. При проектировании выполняется анализ ряда характеристик, например: высоты объектов, объемные характеристики, архитектурное соответствие вновь строящегося объекта стоящим рядом зданиям и сооружениям, цветовая гамма объектов, изменение инсоляции для существующих зданий и другие характеристики. При этом используются фотографические изображения существующей застройки и фотомонтажи внешнего вида новых объектов. Таким образом моделируется визуальное представление будущей градостроительной и архитектурной среды городской территории. Однако вносимые при макетировании и фотомонтаже искажения не позволяют в полной мере принимать объективные решения за счет весьма условного изображения как самих объектов, так и окружающей обстановки. При проведении анализа проекта сложно оценить объект в сочетании с окружающей средой, изменения инсоляции существующих зданий. Главной проблемой в этом плане является то, что используемые в настоящее время способы визуального представления проектируемых объектов обеспечивают лишь весьма общее представление о них и не дают полной картины, поскольку изображения объектов выполняются с отдельных (наиболее выгодных) ракурсов и скрывают слабые места проекта. Одним из путей решения поставленной выше задачи является создание единой визуальной информационной базы пространственной информации по всем объектам города Москвы в виде трехмерных цифровых моделей. Трехмерные модели городской территории с отображением фасадов, цветовых решений, рельефа местности, дорожной сети и других объектов позволят объективно оценивать предлагаемые проекты, а также моделировать различные проектные варианты с привязкой к конкретной градостроительной ситуации. Трехмерные модели городской территории обеспечат также решение задач визуально-ландшафтного анализа, принятие градостроительных решений, мониторинга объектов на протяжении жизненного цикла, проведение историко-культурного обследования объектов и накопление банка пространственных данных по этой тематике, решение задач безопасности и управления. Проводимые до настоящего времени работы по созданию трехмерной модели города Москвы являются не систематическими и охватывают только ограниченные участки городской территории. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить систематический сбор и обработку первичных пространственных данных, создать актуальную пространственную информацию на территорию города Москвы. Проблемы мониторинга территории города Москвы. Одной из проблем в жизнедеятельности города Москвы являются проявления негативных процессов. Это, прежде всего, подтопление, проседания участков городской территории, оползневые и карстовые проявления, связанные с результатами техногенной деятельности и естественных природных явлений. Такие процессы вызывают деформацию участков поверхности земли и отдельных объектов. Они создают угрозу городской инфраструктуре, влияют на безопасность проживания жителей города, создают трудности при ведении городского хозяйства. Ликвидация их последствий приводит к незапланированным затратам, покрываемым бюджетом города Москвы, нарушает процессы планирования, усложняет условия эксплуатации объектов инфраструктуры. Изменения на местности, вызванные деформационными процессами, влекут за собой изменение качественных (функциональных) характеристик пространственной информации. Главной задачей в борьбе с негативными проявлениями является своевременное получение информации о состоянии объектов и потенциально опасных для эксплуатации городских территориях, проведение упреждающих мероприятий. Основным методом получения первичных данных о состоянии городской территории и ее объектов является геодезический мониторинг деформационных процессов. Интенсивность процессов строительства и реконструкции, освоения территорий влияет на процессы управления и ведения городского хозяйства. В этих условиях важным фактором мониторинга городской территории являются данные по использованию и состоянию земель. Получение таких данных на всю территорию города возможно с использованием данных дистанционного зондирования. При этом главная особенность такого мониторинга состоит в получении комплексных данных о территории всего города. Условием выполнения этой задачи является непрерывность этого процесса. Решение этой проблемы предусматривается в Программе. Обеспечение территории города Москвы данными дистанционного зондирования. В настоящее время в Москве реализован комплексный подход по получению, обработке, хранению и предоставлению в пользование материалов дистанционного зондирования территории города Москвы. На протяжении последних шести лет успешно функционирует централизованная система обеспечения органов исполнительной власти города Москвы, городских служб и организаций информационными пространственными данными ОБДДЗ. Эти данные востребованы многими городскими пользователями и интегрированы в их производственные процессы: актуализация ЕГКО города Москвы, оценка состояния природного комплекса и экологической обстановки в городе Москве, создание и ведение Экологической карты города, мониторинг динамики изменения состояния окружающей среды, мониторинг фактического использования земель города Москвы, мониторинг Генерального плана города Москвы и другие процессы. Кроме того данные дистанционного зондирования обеспечивают выход на новый технологический уровень ведения и анализа пространственной информации, решают задачи, требующие единовременного получения информации о состоянии территории всего города и происходящих на ней процессах. Проведенные за последние годы работы создали благоприятные условия для создания и развития трехмерной цифровой модели территории города Москвы, как нового вида информационного пространственного обеспечения. Вопросы инженерно-геологического обеспечения города Москвы. Главной проблемой инженерно-геологического обеспечения является то, что данная информация не представлена в городе Москве в качестве городского информационного ресурса. При этом в Геофонде города Москвы на протяжении почти 65 лет накоплен достаточный объем геологической информации. В результате был создан фонд геологических данных, насчитывающий описания почти 800 000 геологических скважин, пробуренных в границах города Москвы. Эти данные рассчитаны на удовлетворение потребностей в геологической информации различных видов хозяйственной деятельности. Наиболее востребованными из них являются современные геодинамические движения, геоморфология и формы рельефа, геологическое строение городской территории, инженерно-геологические условия участков и массивов (состояние и свойство пород, гидрогеологические условия, развитие геологических процессов). Устранение указанной проблемы необходимо осуществлять через инженерно-геологическое картографирование и ведение банка данных инженерно-геологических изысканий по территории города Москвы. Проблемы информационно-картографического обеспечения с использованием коммуникационных технических средств. Задачей информационного обеспечения в данном направлении является удовлетворение потребности пользователей в доступе к открытой пространственной информации через сеть Интернет. Первоисточником пространственных данных является сайт ЕГКО города Москвы, введенный в эксплуатацию постановлением Правительства от 10 февраля 2003 г. N 190-РП "О публикации в сети Интернет информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы (открытый вариант)", который входит в состав сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления, подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах сети Интернет. На данный момент одной из главных задач функционирования сайта является его информационное обеспечение. Актуальность содержащихся в нем открытых пространственных данных должна полностью соответствовать данным, обеспечивающим формирование и развитие единого геоинформационного пространства. Доведение до пользователей доступной для открытого использования информации является следующим не менее важным вопросом функционирования сайта. Главными факторами, определяющими необходимость развития данного направления, являются: - увеличение числа задач, требующих использования открытых пространственных данных; - распространение и постоянный рост потребности в использовании геоинформационных технологий и условий для оперативного доступа к открытым пространственным данным и метаданным; - постоянное развитие информационных технологий, в том числе с использованием сети Интернет. В настоящий момент доступ к сайту имеют только специализированные пользователи (органы исполнительной власти, городские службы и организации). Доступность к открытой пространственной информации является необходимым условием предоставления безвозмездных услуг обычным (непрофессиональным) пользователям - жителям города Москвы в рамках реализации политики развития единого геоинформационного пространства. Проблемы нормативного правового обеспечения. Основными проблемами, которые необходимо решать в области нормативного правового обеспечения являются: - разработка проектов нормативных правовых актов города Москвы по приведению действующих правил и норм в области картографии и связанных с ней областей деятельности в соответствие с нормативными правовыми актами федерального уровня; - разработка, совершенствование нормативных правовых актов отраслевого уровня (использование пространственных данных для градостроительных целей, использование базы пространственных данных города Москвы в кадастровом учете, использование пространственных данных в целях управления и развития транспортной и инженерной инфраструктуры и т.п.); - разработка, совершенствование нормативных актов уровня специализированных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы (совершенствование Положения о Геофонде города Москвы, регламент получения, использования и предоставления пространственной информации на территорию города Москвы, по исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности в области пространственной информации и т.п.). Кроме того, необходимо разрабатывать нормативную документацию на новые виды пространственных данных. Важным моментом является разработка Стандартов представления пространственных данных в трехмерном виде. Это позволит городским пользователям подготовить свои автоматизированные системы к восприятию данного ресурса. А также приведение некоторых распорядительных актов в соответствие с требованиями современных условий создания и использования пространственной информации. Например, исполнительная топографическая съемка, предусмотренная п.3 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 1992 г. N 815 "О муниципальной геолого-геодезической службе г.Москвы", а также постановлением Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 541 "Об обеспечении порядка проведения и оформления исполнительной топографической съемки", до настоящего времени не выполняется в полной мере. В качестве совершенствования нормативной базы необходимо для обеспечения постоянного или длительного хранения данных единого геоинформационного пространства привести в соответствие Положение о Геофонде города Москвы. Для этого необходимо разработать регламент сдачи и приемки исполнительных чертежей по подземным коммуникациям в Геофонд города Москвы с учетом их перевода в электронный вид. Проблемы по кадровому и научно-информационному обеспечению. Вопросы создания и развития единого геоинформационного пространства города Москвы не могут быть решены без подготовки квалифицированных кадров в области технологий геоинформационных систем для геодезии, геологии и картографии. В настоящее время профильные ВУЗы города Москвы не обеспечивают необходимое количество специалистов по специализациям, связанным с современными геоинформационными технологиями. Развитие инновационной и научной деятельности в области создания и развития единого геоинформационного пространства города Москвы в современных условиях может быть эффективным лишь при наличии тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций, ВУЗов, проектно-строительных организаций города Москвы, с учетом передовых достижений российских и зарубежных компаний в этой сфере деятельности. Информационное обеспечение в области создания и развития пространственных данных представляется достаточным количеством изданий и интернет-ресурсов. Однако, для повышения эффективности информационного обеспечения необходимо организовать отдельное периодическое издание с публикацией соответствующей информации в сети Интернет по тематике единого геоинформационного пространства города Москвы. В качестве решения проблемы кадрового обеспечения единого геоинформационного пространства города Москвы необходимо разработать соответствующие дополнительные образовательные программы для студентов профильных специальностей, организовать процесс повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также целевые учебные курсы, в том числе проведение учебных семинаров с представителями органов исполнительной власти города Москвы и заинтересованными организациями. Для решения проблемы научно-информационного обеспечения в области развития единого геоинформационного пространства города Москвы необходимо реализовать комплекс мероприятий по подготовке справочной и учебно-методической литературы, размещению информации в специализированных изданиях, мониторингу инновационных разработок и передовых достижений в сфере геоинформационных технологий, созданию информационного банка по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, нормативно-правовой базе, учебной литературе и методической документации в области пространственных данных. Проблемы технологического и технического обеспечения. Техническое и технологическое обеспечение непосредственно влияют на качество формирования, использования и оказания услуг на основе пространственных данных, сроки подготовки требуемой информации, принятие решений, а также перспективное развитие. Проблемы, которые необходимо решить для обеспечения развития единого геоинформационного пространства должны быть направлены на разработку и совершенствование технологий создания и ведения пространственного (геоинформационного) обеспечения, а также приобретение необходимых технических (современных, отвечающих поставленным задачам) средств. Основными целями Программы являются: - обеспечение деятельности органов исполнительной власти и городских организаций, создание и развитие необходимой для этого единой геоинформационной инфраструктуры; - повышение качества государственного управления, государственных и иных услуг, предоставляемых городским организациям, населению и бизнесу; - создание условий более эффективного использования пространственных данных через расширение сферы оказания информационных услуг; - повышение уровня межведомственного информационного взаимодействия и обеспечение доступа к базам данных городских систем в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 945-ПП "Об организации межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения доступа к базам данных городских систем"; - обеспечение координации деятельности различных городских служб с участием Главного управления МЧС России по г. Москве с целью упреждения и ликвидации негативных техногенных и природных процессов, обеспечение безопасности отдельных объектов, повышение безопасности города в целом; - создание наиболее благоприятных условий устойчивого развития города Москвы и его жизнедеятельности. Решение комплекса проблем, на которые направлена Программа, напрямую связано с повышением эффективности использования имеющихся пространственных данных, а также с созданием новых данных, потребность в которых постоянно нарастает (таких, как трехмерные геопространственные данные, включая данные о подземном пространстве города Москвы, данные о геологическом строении городской территории, данные о наземном и надземном пространстве). Принятие Программы можно охарактеризовать как начало следующего этапа информационного обеспечения единого геоинформационного пространства города Москвы и переход на качественно новый уровень информационного развития и представления пространственных данных. Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, в котором на первый план выходят вопросы эффективного, комплексного использования пространственной информации для повышения эффективности городского управления, предоставления государственных и иных услуг, повышения их доступности и качества. Важным моментом является взаимодействие города, как субъекта Федерации, с другими субъектами Федерации и уполномоченными ими структурами по информационному обмену и оказанию информационных услуг, а также координации совместных решений при исполнении распорядительных актов Российской Федерации. Принципы и условия, необходимые для формирования и использования этой Программы, были апробированы в ходе создания и ведения информационных ресурсов ЕГКО, ОБДДЗ и ОГС города Москвы, а также при разработке трехмерных моделей отдельных территорий города на основе ЕГКО и ОБДДЗ города Москвы в опытно-промышленном режиме. Реализация предложенных Программой целей станет существенным вкладом в решение задач социально-экономического развития города Москвы. 4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Создание единого геоинформационного пространства города Москвы на протяжении последних лет осуществлялось за счет создания и поддержания в актуальном состоянии пространственных данных в рамках выполнения различных городских программ. Эффективное решение обозначенных в настоящей Концепции проблем, которые имеют межотраслевой системный характер, может осуществляться на основе непосредственной увязки целей Программы. Использование программно-целевого метода позволит: - повысить эффективность при принятии управленческих решений и контроле их исполнения; - стимулировать инвестиции в создание и ведение пространственных данных и оказание связанных с ними информационных услуг; - оптимизировать процессы планирования и ведения новых информационных ресурсов, развития информационных технологий, решения управленческих и других городских задач, оптимизировать процессы проектирования; - повысить безопасность города в целом; - проводить единую техническую политику при решении задач с использованием единого геоинформационного пространства для социально-экономического развития города; - повысить бюджетную эффективность расходов за счет: а) исключения дублирования работ при создании и использовании информационных ресурсов города; б) внедрения в процессы планирования и управления городским хозяйством новых информационных технологий, а также широкого применения комплексной пространственной информации; в) обеспечения взаимодействия действующих и создаваемых городских информационных систем для эффективного решения задач городского управления на основе геоинформационных технологий; г) повышения уровня взаимодействия органов власти и городских организаций между собой, а также с потребителями государственных и иных услуг, населением и предприятиями города Москвы; д) сокращения эксплуатационных затрат в результате использования единого информационного обеспечения; - обеспечить решение интеграционных, межведомственных задач, создание и развитие межведомственных информационных систем и баз данных, в том числе для обеспечения информационной безопасности, ведения городских кадастров, тематического картографирования территории города Москвы, обеспечения интеграции с информационными системами федерального уровня; - определить конкретные цели дальнейшего геоинформационного и информационного развития в интересах ведения городского хозяйства и предоставления государственных и иных услуг органам власти, службам, городским организациям, населению, бизнесу и обеспечить условия их достижения; - создать условия повышения эффективного использования земли города Москвы; - совершенствовать процессы землепользования и регистрации прав собственности города Москвы на земельные участки; - создать механизмы регулирования управления городским имуществом, рационального использования земель города и его подземного пространства; - повысить качество и сократить сроки разработки проектной и рабочей документации по объектам подземного строительства, сократить неэффективно используемые подземные пространства города; - повысить эффективность оценки влияния природных и техногенных факторов на стоимость строительства подземных сооружений; - увеличить социальный, инвестиционный, производственный, информатизационный потенциал города Москвы, создать условия экономического роста, совершенствования системы управления; - уменьшить дополнительные затраты при реализации инвестиционных проектов. Для выполнения этих условий необходим комплексный подход к реализации мероприятий по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы. Комплексный подход позволит сократить часть затрат при согласованном решении смежных задач. Позволит в полной мере использовать взаимоувязанность, преемственность, интегрированность информационных ресурсов, возможность использования одной и той же исходной информации для реализации нескольких задач. Эффективно решать поставленные задачи, а также существующие проблемы возможно только программно-целевым методом. 5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода При реализации первого этапа работ по созданию единого геоинформационного пространства города Москвы была создана основа широкомасштабного использования пространственных данных для функционирования городских информационных ресурсов и информационных систем, оказания на их основе информационных услуг, решения различных задач, направленных на развитие городского хозяйства. Вместе с тем до настоящего времени не решены в полном объеме следующие проблемные вопросы: 1. По качеству использования услуг, предоставляемых органами власти и организациями города, показатели Москвы пока не достигли уровня крупных городов развитых стран, где представление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития открытого информационного общества. При этом возрастает тенденция интенсивного роста спроса на услуги, в основу которых заложено использование пространственной информации. 2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных и иных услуг, в том числе за счет комплексного подхода по информационному обеспечению. 3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых городских информационных ресурсов. До конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, позволяющих обеспечить согласованное функционирование информационных систем. 4. Отсутствие единой координации работ, выполняемых через различные программы, способствует усилению несогласованности по созданию, поддержанию в актуальном состоянии информационных ресурсов, их информационному содержанию, готовности использования для эксплуатации информационными системами различных организаций и ведомств, торможению процессов планирования, согласования, выпуска нормативной и законодательной документации. 5. Старение одних и актуальность других информационных ресурсов приводит при их совместном использовании к дополнительным затратам на воспроизводство требуемой информации или необходимой документации. 6. Нередки случаи противоречия данных в нормативных документах по наличию или отсутствию регламентированной информации, затрудняющие оперативное решение возложенных городом на специализированные организации функциональных задач. 7. Отсутствие или частичная взаимоувязанность различных видов пространственной информации при необходимости комплексного подхода при решении общегородских задач. 8. Отсутствие необходимой исходной информации для формирования или актуализации других пространственных данных, подготовки документации, решения оперативных вопросов или оказания услуг неизменно приводит к потере качества конечного результата. Особое место в этом плане отводится вопросам ликвидации негативных процессов, когда только наличие достоверной и полной информации гарантирует оперативность и качество решения поставленной задачи. Без использования программно-целевого метода для разрешения описанных проблем сложно обеспечить нужный темп развития информационного обеспечения при освоении и развитии геоинформационного пространства, решении вопросов по обеспечению жизнедеятельности города и, как следствие, удовлетворение возрастающих потребностей в предоставлении государственных и иных услуг. 6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Первый возможный вариант решения указанных проблем, на решение которых направлена Программа, экстенсивный (консервативный). В основу его заложено сохранение в несколько модифицированном виде принципов, характерных для стадии создания единого геоинформационного пространства, в рамках которого при реализации мероприятий приоритетным считается создание и актуализация информационных ресурсов для поддержки, в основном, сначала ведомственных интересов в объемах собственных потребностей (за исключением отдельных видов данных, наиболее востребованных пользователями), а потом общегородских при соответственном отставании нормативного правового обеспечения. Реализация такого подхода связана с риском усугубления отставания информационного развития города Москвы от постоянно возрастающих потребностей в использовании геоинформационных данных. В рамках второго (интенсивного) варианта предлагается выстроить приоритеты Программы с учетом комплексного (системного) подхода, в котором повышение качества государственных и иных услуг выступает в качестве основной цели. При этом выполнение мероприятий программы должно носить взаимоувязанный характер, даже по отдельным видам работ разной тематики, на основе мониторинга состояния пространственных данных и мониторинга наличия исходной информации для их актуализации. Максимальное использование имеющихся пространственных данных в качестве исходных для формирования других данных также должно быть основным принципом реализации мероприятий Программы. Такой подход позволит задавать цели, формировать приоритеты и более эффективно и согласованно определять последовательность действий при реализации Программы. Риски такого подхода связаны с требованиями высокого уровня координации в реализации мероприятий Программы, а также с необходимостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий. Необходимость решения данных проблем интенсивным методом обусловлена комплексным решением и взаимосвязанностью многих направлений, что требует скоординированного выполнения различных мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера. Основными особенностями интенсивного метода является глобальный характер создаваемого единого геоинформационного пространства города Москвы. Преимуществом данного подхода является возможность создания условий внедрения эффективных экономических механизмов в сфере управления городским хозяйством, создания благоприятных условий для обеспечения качества принятия управленческих решений за счет повышения достоверности и полноты имеющейся информации, внедрения современных информационных технологий, роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Кроме того, трехлетнее планирование мероприятий Программы и объемов финансирования позволит свести до минимума финансовые, организационные и иные риски, возникающие при реализации работ. Основными целевыми показателями и индикаторами, отражающими результативность поставленных задач являются: - повышение уровня актуальности пространственных данных, влияющие на качество оказываемых услуг; - повышение доли информационных услуг, предоставление которых органам власти, городским организациям, службам и населению осуществляется с использованием пространственных данных; - повышение доли информационного обеспечения для решения профессиональных задач, обеспечивающих жизнедеятельность города; - повышение уровня интеграции пространственных данных; - повышение уровня межведомственного взаимодействия на основе пространственных данных; - повышение уровня информационного обеспечения о городских объектах и территории города в целом; - увеличение эффективности использования градостроительного потенциала подземного пространства; - повышение уровня стандартизации нормативно-правовой и нормативно-технической документации; - увеличение числа задач, требующих использования пространственных данных; - повышение оптимизации производственных процессов по созданию и внедрению информационных ресурсов; - снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных, повышение их качества за счет исключения дублирования работ по созданию городских информационных ресурсов; - повышение инвестиционной привлекательности строительных процессов; - совершенствование организационных и технологических процессов по развитию инфраструктуры пространственных данных; - повышения уровня развития геоинформационных технологий; - повышение социально-экономической эффективности от внедрения новых технологий и новых видов пространственных данных; - повышение уровня мероприятий по прогнозированию и упреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности города в целом. Конкретные значения по целевым индикаторам, а также пользователи результатов Программы будут отражены в программе работ по развитию единого геоинформационного пространства. 7. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам Реализация Программы должна быть направлена на решение поставленных городом основных задач в области развития единого геоинформационного пространства и связанных с ней смежных областей за счет дальнейшего масштабного развития информационных ресурсов и технологий и их широкого использования заинтересованными пользователями в различных сферах деятельности. Программа должна быть структурирована на пять основных направлений, соответствующих целям Программы. Внутри направлений необходимо выделить основные разделы, соответствующие задачам Программы. В состав разделов должны входить основные мероприятия, реализация которых необходима для выполнения задач и достижения целей Программы. В соответствии с указанными целями и задачами в Программе предлагается выполнить мероприятия по следующим направлениям: I. Информационное обеспечение, включающее в себя: 1. Геодезическое обеспечение, включая работы по: - мониторингу опорной геодезической сети города Москвы и обеспечению нормативной плотности ее пунктов; - созданию базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий. 2. Картографическое обеспечение на базе ЕГКО города Москвы,включая: - работы по актуализации информационных ресурсов: а) масштаба 1:2000 (цифровые топографические планы с созданием объектовой базы данных, планы магистральных подземных инженерных коммуникаций); б) масштаба 1:10000 (цифровой картографический фон, схема магистральных подземных инженерных коммуникаций, интегрированный ресурс на базе адресного реестра зданий и сооружений); в) масштаба 1:25000 (цифровой картографический фон); - работы по уточнению положения границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, включая территории (зоны) планируемого размещения объектов капитального строительства, с обеспечением требуемой точности, а также границ водных объектов и озелененных территорий; - координатную привязку зеленых насаждений; - создание отраслевых картографических тематических слоев. 3. Трехмерное пространственное обеспечение, включая работы по созданию: - трехмерной цифровой модели рельефа и модели местности на базе цифрового картографического фона масштаба 1:10000; - трехмерной цифровой модели магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:10000; - концептуальной модели данных архитектурно-объемных и фасадных решений; - банка данных архитектурно-объемных и фасадных решений (1-я очередь), а также: - сбор и обработка данных о подземных объектах для создания трехмерной цифровой модели подземных объектов масштаба 1:10000. 4. Обеспечение территории города Москвы данными дистанционного зондирования, включая выполнение работ по: - проведению и обработке аэрофотосъемки, тепловой аэросъемки в ИК-диапазоне; - приобретению и обработке материалов космической съемки (черно-белой, цветной, ИК-диапазон); - обеспечению органов власти города Москвы материалами общегородского Банка данных дистанционного зондирования по территории города Москвы. 5. Инженерно-геологическое обеспечение, включая выполнение работ по: - инженерно-геологическому картографированию; - ведению банка данных инженерно-геологических изысканий по территории города Москвы. 6. Проведение мониторинга территории города Москвы, включая: - геодезический мониторинг деформационных процессов земной поверхности и ответственных объектов капитального строительства, в том числе с использованием систем дистанционного мониторинга; - топографический мониторинг территории города Москвы. II. Нормативное правовое обеспечение, включающее: - подготовку нормативных правовых актов города Москвы в области картографии и связанных с ней областей деятельности; - совершенствование нормативных правовых актов отраслевого уровня (в том числе регламентов обмена между отраслевыми информационными системами, включая метасистему "Электронная Москва", разработку классификаторов) и уровня специализированных предприятий. - разработку порядка создания и предоставления пользователям ведомственных тематических карт и геоинформационных ресурсов. III. Кадровое и научно-информационное обеспечение, включая проведение работ по: - подготовке специалистов, повышению квалификации на основе прохождения дополнительного целевого обучения; - научно-информационному обеспечению и проведению учебных семинаров. IV. Информационно-картографическое обеспечение с использованием коммуникационных технических средств, включающее обеспечение работ специализированного сайта ЕГКО города Москвы и его информационное обеспечение. V. Технологическое и техническое обеспечение, включающее выполнение работ по разработке (совершенствованию) технологий создания и ведения геоинформационного обеспечения, приобретение технических средств для обеспечения ведения единого геоинформационного пространства и развития среды информационного взаимодействия. 8. Предложения по источникам финансирования Программы Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города Москвы, внебюджетные источники финансирования, а также (при наличии соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, либо соглашений с соответствующими федеральными органами исполнительной власти) средства федерального бюджета. 9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой Программы Организацию разработки Программы осуществляет Москомархитектура. К обсуждению состава и содержания основных мероприятий Программы привлекаются представители заинтересованных подразделений Правительства Москвы и городских организаций. Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы - Москомархитектура. Функции государственного заказчика (заказчика-координатора) по всем проектам Программы, финансируемым за счет бюджета города Москвы, возлагаются на Москомархитектуру с делегированием отдельным органам исполнительной власти города Москвы функций государственных заказчиков. Основные исполнители Программы определяются на конкурсной основе, назначаются в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 10. Предложения по участию органов исполнительной власти города Москвы в формировании и реализации Программы Для участия в формировании и реализации Программы предлагаются следующие органы исполнительной власти города Москвы: Департамент экономической политики и развития города Москвы; Департамент земельных ресурсов города Москвы; Департамент городского строительства города Москвы; Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы; Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы; Департамент науки и промышленной политики города Москвы; Управление информатизации города Москвы; Комитет по культурному наследию города Москвы; Префектуры административных округов города Москвы. 11. Предложения по формам и методам управления реализацией Программы В систему управления реализацией Программы предлагается включить следующие рабочие органы: 1. Государственный заказчик - координатор Программы в лице Москомархитектуры. 2. Совет по картографическому обеспечению г. Москвы - коллегиальный орган при Правительстве Москвы по вопросам создания и внедрения ЕГКО города Москвы, разработки стандартов и регламентов, управления социальным и экономическим развитием города, внедрения средств автоматизации, вычислительной техники и связи в сфере управления городским хозяйством и обеспечения его жизнедеятельности. 3. Система заказчиков Программы, включающая в свой состав помимо государственного заказчика-координатора Программы также: - государственных заказчиков по отдельным мероприятиям Программы; - инвесторов и заказчиков, осуществляющих финансирование программных мероприятий и проектов из внебюджетных источников. Государственный заказчик Программы осуществляет городской государственный заказ на услуги и работы, осуществляет функции по технической координации и контролю исполнения Программы, организует выполнение мероприятий организационного, научного и информационного обеспечения реализации Программы. Государственный заказчик-координатор осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и других участников реализации Программы по выполнению мероприятий Программы, формирует проекты ежегодных планов и предложений по приоритетным направлениям и мероприятиям Программы на очередной год, согласовывает конкурсную документацию при проведении конкурсов по выбору исполнителей и стартовые цены программных мероприятий и проектов Программы. Инвесторы и заказчики программных мероприятий, финансирование которых должно осуществляться из внебюджетных источников, определяются для каждого программного мероприятия в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы, по представлению государственного заказчика Программы. Государственные заказчики Программы представляют заказчику - координатору Программы - Москомархитектуре до 15 февраля отчеты о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 1 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. Москомархитектура - государственный заказчик - координатор Программы для обеспечения мониторинга хода реализации целевой Программы ежегодно представляет: - первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год; - в Департамент экономической политики и развития города Москвы сводные отчеты о ходе выполнения программных мероприятий по городской целевой программе в целом: - до 1 марта - за отчетный год, - до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и ожидаемом выполнении за год. |