ВОЗМОЖНО ЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ, ИСКЛЮЧЕННОЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА, ИЛИ ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА СРОК, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЛИЦОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ТЕХН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.06.09 03-01-15/6-292

             ВОЗМОЖНО ЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ
           ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ,
        ИСКЛЮЧЕННОЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА, ИЛИ ПРОДЛЕНИЕ
          СРОКА ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА СРОК, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЛИЦОМ,
            ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И
             ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ
                     КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            9 июня 2009 г.
                           N 03-01-15/6-292

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу применения контрольно-кассовой техники и сообщает.
     В соответствии с п.  1 ст.  3 Федерального закона  от  22.05.2003
N 54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием  платежных  карт  на  территории  Российской  Федерации
применяются   модели   контрольно-кассовой   техники,   включенные   в
Государственный реестр.
     На  основании п. 5 ст. 3 указанного Закона в случае исключения из
Государственного      реестра      ранее     применявшихся     моделей
контрольно-кассовой  техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется
до истечения нормативного срока их амортизации.
     Конституционный   Суд   Российской  Федерации  в  Определении  от
17.10.2006  N  436-О  рассматривая вопрос о конституционности пункта 5
статьи 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники
при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием  платежных  карт"  указал, что ведение Государственного
реестра   контрольно-кассовой  техники  как  совокупности  сведений  о
моделях   контрольно-кассовой   техники,   применяемых  на  территории
Российской   Федерации,   осуществляется  на  основании  заключений  и
сертификатов  органов,  производящих экспертизу и сертификацию моделей
контрольно-кассовых   машин,   заключений  по  результатам  экспертизы
технических  и  функциональных  характеристик моделей в соответствии с
техническими  требованиями  к контрольно-кассовым машинам; учитывается
также соответствие моделей государственным стандартам, установленным в
данной  сфере,  возможность их адаптации к изменяющимся требованиям по
учету денежной выручки, связанных прежде всего с отражением фискальных
данных   на   контрольной   ленте  и  в  фискальной  памяти  комплекса
программно-аппаратных  средств  в составе контрольно-кассовой техники,
обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и
энергонезависимое   долговременное   хранение   итоговой   информации,
необходимой  для  полного  учета  наличных  денежных  расчетов в целях
правильного исчисления налогов.
     Установление   таких   правил   обусловлено   целями  недопущения
проникновения  на  российский  рынок  для приобретения организациями и
индивидуальными    предпринимателями    контрольно-кассовой   техники,
морально   устаревшей  и  более  не  отвечающей  предъявляемым  к  ней
требованиям,    защиты   интересов   производителей,   поставщиков   и
пользователей,   а  также  повышения  ответственности  поставщиков  за
соответствие техники эталонным образцам и призвано осуществить должный
контроль  со  стороны  налоговых  органов  за  полнотой учета наличных
денежных расчетов и формированием налоговой базы предпринимателей.
     Вопрос   о  том,  каким  конкретно  должен  быть  срок  полезного
использования   (нормативный   срок  амортизации)  контрольно-кассовой
техники,     должен     решаться    на    основе    экономической    и
учетно-организационной  целесообразности (Определение Конституционного
Суда  Российской Федерации от 17.10.2006 N 436-О "Об отказе в принятии
к  рассмотрению  жалобы  гражданки  Бухаловой  Светланы  Васильевны на
нарушение  ее  конституционных  прав п. 5 ст. 3 Федерального закона "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
     В  целях  гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)  амортизируемым  имуществом  признаются  имущество, результаты
интеллектуальной   деятельности   и   иные   объекты  интеллектуальной
собственности,   которые   находятся   у  налогоплательщика  на  праве
собственности   (если   иное   не   предусмотрено   гл.  25  Кодекса),
используются  им  для извлечения дохода и стоимость которых погашается
путем  начисления  амортизации.  Амортизируемым  имуществом признается
имущество  со  сроком  полезного  использования  более  12  месяцев  и
первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
     В  соответствии  со  ст.  258  Кодекса  амортизируемое  имущество
распределяется  по  амортизационным  группам в соответствии со сроками
его полезного использования. Сроком полезного использования признается
период,   в  течение  которого  объект  основных  средств  или  объект
нематериальных   активов  служит  для  выполнения  целей  деятельности
налогоплательщика.    Срок    полезного   использования   определяется
налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного
объекта   амортизируемого   имущества  в  соответствии  с  положениями
названной  статьи  Кодекса  и с учетом Классификации основных средств,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
01.01.2002 N 1.
     Контрольно-кассовая  техника  является  средством  механизации  и
автоматизации   управленческого  и  инженерного  труда  и  отнесена  к
четвертой   амортизационной  группе  (имущество  со  сроком  полезного
использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
     Таким  образом,  в  случае  исключения модели контрольно-кассовой
техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее
дальнейшего  использования  следует  исходить  из  нормативного  срока
амортизации,  составляющего  до  7  лет  включительно,  независимо  от
первоначальной стоимости такой техники.
     Вместе с тем отнесение имущества к амортизируемому имеет значение
для целей списания затрат на его приобретение в расходы организаций. В
этой   связи   полагаем,  что  порядок  определения  срока  дальнейшей
эксплуатации   моделей  контрольно-кассовой  техники,  исключенных  из
Государственного  реестра, заслуживает внимания. Однако принципиальным
является  не срок возможного использования контрольно-кассовой техники
исходя  из  технических  характеристик,  а ее соответствие действующим
требованиям,  предъявляемым  к технике, в частности, по эксплуатации в
фискальном    режиме,    обеспечению    некорректируемой   регистрации
информации,  энергонезависимому  долговременному хранению информации и
другим.
     Учитывая  изложенное, предложение об увеличении срока амортизации
для  целей  использования  контрольно-кассовой техники, исключенной из
Государственного реестра, или продлении срока ее эксплуатации на срок,
определенный  лицом,  обеспечивающим  производство,  распространение и
техническую   поддержку   соответствующей  модели  контрольно-кассовой
техники, не поддерживается.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
9 июня 2009 г.
N 03-01-15/6-292