С ЦЕЛЬЮ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОПТОВЫМ ПОСТАВЩИКОМ ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТАЕТ У МАГАЗИНОВ УСЛУГУ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫКЛАДКЕ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ. ОКАЗАНИЕ ДАННЫХ УСЛУГ ОФОРМЛЯЕТСЯ ДОГОВОРАМИ ПОСТАВКИ ИЛИ ДОГОВОРАМИ Н. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.06.09 03-03-06/1/371

             С ЦЕЛЬЮ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ
         ОРГАНИЗАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОПТОВЫМ ПОСТАВЩИКОМ ТОВАРОВ,
           ПРИОБРЕТАЕТ У МАГАЗИНОВ УСЛУГУ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
          ВЫКЛАДКЕ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ. ОКАЗАНИЕ ДАННЫХ
         УСЛУГ ОФОРМЛЯЕТСЯ ДОГОВОРАМИ ПОСТАВКИ ИЛИ ДОГОВОРАМИ
          НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОСТАВЩИК
           УЧЕСТЬ РАСХОДЫ В ВИДЕ СТОИМОСТИ ДАННОЙ УСЛУГИ В
              СОСТАВЕ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
                             НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            9 июня 2009 г.
                           N 03-03-06/1/371

                                 (Д)


     В  связи  с  письмами  по  вопросам  налогообложения  Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 11.4
Регламента  Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и
индивидуальных  предпринимателей  по  оценке  конкретных хозяйственных
ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
     Одновременно  сообщаем,  что  при  определении  налоговой базы по
налогу  на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает
полученные   доходы   на   сумму  произведенных  расходов  в  порядке,
предусмотренном  гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ).
     При  этом  ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  НК  РФ)  признаются  расходами  для  целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации.  Расходами  признаются любые
затраты   при   условии,   что   они   произведены  для  осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
     В   соответствии  со  ст.  506  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  ГК  РФ) по договору поставки поставщик-продавец,
осуществляющий  предпринимательскую деятельность, обязуется передать в
обусловленный  срок  или  сроки  производимые или закупаемые им товары
покупателю  для использования в предпринимательской деятельности или в
иных  целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным
использованием.
     Кроме   того,   в  соответствии  с  положениями  ст.  494  ГК  РФ
выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров,
демонстрация   образцов  или  предоставление  сведений  о  продаваемых
товарах  (описаний,  каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их
продажи  признаются  публичной  офертой  в  рамках  договора розничной
купли-продажи.
     Таким образом, плата поставщика-продавца покупателю товаров за их
размещение  на  полках  магазинов  в  оговоренном  месте  не связана с
возникновением  у покупателя обязанности передать поставщику имущество
(имущественные  права),  выполнить  работы или оказать услуги в рамках
договора  поставки.  Соответственно,  затраты  поставщика-продавца  по
оплате   действий   покупателя   -   организации  розничной  торговли,
производимых  последним  в рамках договора розничной купли-продажи, не
могут  рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей
налогообложения прибыли.
     В  то  же  время могут выделяться случаи, когда заключенное между
поставщиком-продавцом  и покупателем (магазином) соглашение определяет
целенаправленное   выполнение   предприятием   розничной  торговли  за
вознаграждение  конкретных  действий,  обеспечивающих в итоге создание
конкретных   обстоятельств,   привлекающих   дополнительное   внимание
покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.
Данное  соглашение может быть как заключено в виде отдельного договора
на   выполнение  услуг,  так  и  являться  составной  частью  сложного
договора,  включающего в себя элементы других договоров (в том числе и
договора поставки).
     Согласно  ст.  779  ГК  РФ по договору возмездного оказания услуг
исполнитель  обязуется  по заданию заказчика оказать услуги (совершить
определенные  действия  или  осуществить определенную деятельность), а
заказчик  обязуется  оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика
(поставщика-продавца)  есть  основания  полагать, что целенаправленные
оговоренные  в договоре действия исполнителя (покупателя - организации
розничной   торговли)  способствуют  привлечению  внимания  к  товарам
определенного   наименования,  продаваемым  поставщиком-продавцом,  то
такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
     В   таком  случае  при  надлежащем  документальном  подтверждении
указанные  расходы  как  расходы  на  рекламу  могут  уменьшать размер
налоговой  базы  по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 264 НК
РФ.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
9 июня 2009 г.
N 03-03-06/1/371