О РАЗЪЯСНЕНИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ". Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 01.04.09 АЦ/8747

           О РАЗЪЯСНЕНИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 17.1
              ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                           1 апреля 2009 г.
                              N АЦ/8747

                                 (Д)


     Федеральная   антимонопольная  служба  рассмотрела  обращение  по
вопросам применения статьи  17.1  Федерального  закона  от  26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и
сообщает.
     1.   Заключение   договоров   аренды,   договоров  безвозмездного
пользования,  договоров  доверительного  управления  имуществом,  иных
договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования
в отношении государственного или муниципального имущества (далее также
договоры),  в  том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения
или  оперативного  управления,  в  соответствии  с  Законом  о  защите
конкуренции возможно следующими способами:
     1)  по  результатам  проведения  конкурса  или  аукциона на право
заключения  таких  договоров  в  соответствии со статьей 17.1 Закона о
защите конкуренции;
     2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1
Закона  о  защите  конкуренции,  в  том  числе в случае предоставления
указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в
порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
     2.  Согласно  статье  3  Закона о защите конкуренции данный Закон
распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции,
в   том   числе  с  предупреждением  и  пресечением  монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции.
     В  соответствии  с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции
конкуренция  представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов,
при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или
ограничивается  возможность  каждого  из  них  в одностороннем порядке
воздействовать  на  общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке.
     В  соответствии  с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции
под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель,
коммерческая   организация,   а   также   некоммерческая  организация,
осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
     Таким  образом,  действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
не  распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих
переход  прав  владения  и  (или)  пользования  на государственное или
муниципальное   имущество   некоммерческим  организациям,  которые  не
осуществляют  деятельность,  приносящую  им доход, то есть не являются
хозяйствующими субъектами.
     Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского
кодекса   Российской   Федерации   некоммерческие   организации  могут
осуществлять  предпринимательскую  деятельность,  действие статьи 17.1
Закона  о  защите  конкуренции  распространяется  на случаи заключения
данных  договоров  с  некоммерческими  организациями,  осуществляющими
деятельность, приносящую доход.
     Таким  образом,  если  в  период  владения  и  (или)  пользования
государственным  или  муниципальным  имуществом, полученным без торгов
некоммерческой   организацией,   не   имеющей  статуса  хозяйствующего
субъекта,  она  начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход,
орган   государственной  власти  или  орган  местного  самоуправления,
который  принял решение о передаче государственного или муниципального
имущества,  должен  принять  меры по прекращению использования данного
имущества  и по его возврату в целях предоставления такого имущества в
соответствии  с  Законом  о  защите  конкуренции  -  на  торгах  или с
предварительным  согласованием  с  антимонопольным  органом в порядке,
установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
     При   этом   статья   17.1  Закона  о  защите  конкуренции  также
применяется  в  случаях,  когда некоммерческие организации, являющиеся
хозяйствующими     субъектами,     осуществляют    предпринимательскую
деятельность  без  использования предоставленного государственного или
муниципального имущества.
     Таким    образом,    передача    государственного   имущества   в
безвозмездное  пользование  федеральным  государственным  учреждениям,
проводящим  медико-социальную  экспертизу,  в  случае,  если указанные
организации не осуществляют деятельность, приносящую доход, и не будут
ее  осуществлять  после  получения  данного  имущества,  возможна  без
проведения  торгов,  предусмотренных  статьей  17.1  Закона  о  защите
конкуренции,  и  без  предварительного  согласования с антимонопольным
органом.
     Также   ФАС   России   информирует   о   том,  что  в  13.02.2009
Государственной  Думой  Федерального  Собрания  Российской Федерации в
первом  чтении  принят законопроект N 144206-5 "О внесении изменений в
Федеральный  закон  "О  защите  конкуренции,  согласно которому из-под
действия  статьи  17.1  Закона  о  защите конкуренции исключены случаи
предоставления   прав   владения   и  (или)  пользования  в  отношении
государственного   или   муниципального  имущества  государственным  и
муниципальным учреждениям.
     Дополнительно  ФАС  России  сообщает, что разъяснения по вопросам
применения  статьи  17.1  Закона  о  защите конкуренции размещаются на
официальном   сайте   федерального   антимонопольного  органа  в  сети
"Интернет" www.fas.gov.ru.

                                                      А.Ю. ЦАРИКОВСКИЙ
1 апреля 2009 г.
N АЦ/8747