КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2008 Г. ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.06.09 03-05-06-01/23

          КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО 
           ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2008 Г. ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ 
                        В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           22 июня 2009 г. 
                           N 03-05-06-01/23
     
                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо  об  уплате  налога  на имущество физических лиц и
сообщается следующее.
     Согласно  п.  1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N
2003-1  "О  налогах  на  имущество  физических  лиц"  (далее  - Закон)
налогоплательщиками  налога  на  имущество  физических  лиц признаются
физические  лица  -  собственники  имущества,  признаваемого  объектом
налогообложения.  При  этом,  если  имущество,  признаваемое  объектом
налогообложения,  находится  в  общей долевой собственности нескольких
физических   лиц,   налогоплательщиком  в  отношении  этого  имущества
признается  каждое  из  этих физических лиц соразмерно его доле в этом
имуществе.
     В  случае  если имущество, признаваемое объектом налогообложения,
находится  в общей совместной собственности нескольких физических лиц,
они    несут   равную   ответственность   по   исполнению   налогового
обязательства.
     Таким  образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на
имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.
     Объектом  налогообложения  по  налогу на имущество физических лиц
признаются  жилые  дома,  квартиры,  дачи,  гаражи  и  иные  строения,
помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
     В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также принимая
во   внимание,   что  Законом  не  предусмотрены  в  качестве  объекта
налогообложения  доли  в  праве собственности на имущество, в качестве
стоимостного  показателя, установленного для расчета налоговой базы по
налогу  на  имущество  физических  лиц,  определена инвентаризационная
стоимость    имущества,    признаваемого    объектом   налогообложения
(Определение  Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-О). В связи
с  этим  ставки  налога  на  имущество  физических лиц устанавливаются
применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения,
указанных в ст. 2 Закона.
     Таким  образом,  сумма  налога  на  имущество  физических  лиц  в
отношении  имущества,  находящегося  в общей долевой собственности или
общей  совместной  собственности  нескольких  физических  лиц,  должна
исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости
объекта    налогообложения   и   налоговой   ставки,   соответствующей
инвентаризационной стоимости объекта.
     На  основании  п.  2  ст.  5  Закона  за  строения,  помещения  и
сооружения,  находящиеся  в  общей  долевой  собственности  нескольких
физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его
доле  в  этих  строениях,  помещениях  и  сооружениях.  В связи с этим
исчисленная  налоговым  органом  сумма  налога на имущество физических
лиц,  подлежащая  уплате  налогоплательщиком  на  основании налогового
уведомления,  определяется  пропорционально  доле  налогоплательщика в
имуществе, находящемся в общей долевой собственности.
     Учитывая    названные   положения   законодательства   Российской
Федерации о налогах и сборах, Минфин России дал разъяснение ФНС России
о  порядке  исчисления  и  уплаты налога на имущество физических лиц в
отношении  имущества,  находящегося  в  общей  долевой  и  (или) общей
совместной   собственности   нескольких   физических  лиц  (Письмо  от
21.04.2008 N 03-05-04-02/19).
     Вместе  с тем отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст.
34.2  Налогового  кодекса  Российской Федерации письменные разъяснения
Минфина  России  по  вопросам  применения  законодательства Российской
Федерации  о  налогах  и  сборах  не  являются  нормативными правовыми
актами,   а   имеют   информационно-разъяснительный   характер   и  не
препятствуют      налогоплательщикам     руководствоваться     нормами
законодательства  о  налогах  и  сборах  в  понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
22 июня 2009 г. 
N 03-05-06-01/23