ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 17.07.09 172-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                    ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
           НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
                            ПРАВОВЫХ АКТОВ




     Принят Государственной Думой        3 июля 2009 года
     Одобрен Советом Федерации           7 июля 2009 года
     
                             Статья 1
     
     1. Настоящий   Федеральный   закон   устанавливает   правовые   и
организационные  основы   антикоррупционной   экспертизы   нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления
в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
     2. Коррупциогенными   факторами  являются  положения  нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов),  устанавливающие
для  правоприменителя  необоснованно  широкие  пределы  усмотрения или
возможность необоснованного применения исключений из общих  правил,  а
также положения,  содержащие неопределенные,  трудновыполнимые и (или)
обременительные требования к гражданам  и  организациям  и  тем  самым
создающие условия для проявления коррупции.
     
                             Статья 2
     
     Основными принципами   организации  антикоррупционной  экспертизы
нормативных  правовых  актов  (проектов  нормативных  правовых  актов)
являются:
     1) обязательность   проведения    антикоррупционной    экспертизы
проектов нормативных правовых актов;
     2) оценка нормативного правового акта во  взаимосвязи  с  другими
нормативными правовыми актами;
     3) обоснованность,  объективность  и  проверяемость   результатов
антикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  (проектов
нормативных правовых актов);
     4) компетентность  лиц,  проводящих  антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
     5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов и организаций,  органов государственной власти
субъектов  Российской  Федерации,  органов местного самоуправления,  а
также их должностных лиц (далее - органы,  организации, их должностные
лица)    с    институтами   гражданского   общества   при   проведении
антикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  (проектов
нормативных правовых актов).
     
                             Статья 3
     
     1. Антикоррупционная   экспертиза   нормативных   правовых  актов
(проектов нормативных правовых актов) проводится:
     1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим
Федеральным законом и Федеральным законом  "О  прокуратуре  Российской
Федерации",   в   установленном  Генеральной  прокуратурой  Российской
Федерации порядке и  согласно  методике,  определенной  Правительством
Российской Федерации;
     2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции  -
в  соответствии с настоящим Федеральным законом,  в порядке и согласно
методике, определенным Правительством Российской Федерации;
     3) органами,   организациями,   их   должностными   лицами   -  в
соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном
нормативными  правовыми  актами  соответствующих  федеральных  органов
исполнительной власти,  иных государственных  органов  и  организаций,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного   самоуправления,   и   согласно    методике,    определенной
Правительством Российской Федерации.
     2. Прокуроры  в  ходе  осуществления  своих  полномочий  проводят
антикоррупционную   экспертизу  нормативных  правовых  актов  органов,
организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
     2) государственной и муниципальной собственности, государственной
и муниципальной службы,  бюджетного, налогового, таможенного, лесного,
водного,     земельного,     градостроительного,      природоохранного
законодательства,   законодательства   о   лицензировании,   а   также
законодательства,    регулирующего    деятельность     государственных
корпораций,   фондов   и   иных  организаций,  создаваемых  Российской
Федерацией на основании федерального закона;
     3) социальных    гарантий    лицам,    замещающим    (замещавшим)
государственные или муниципальные должности, должности государственной
или муниципальной службы.
     3. Федеральный орган  исполнительной  власти  в  области  юстиции
проводит антикоррупционную экспертизу:
     1) проектов  федеральных  законов,  проектов  указов   Президента
Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской
Федерации,  разрабатываемых   федеральными   органами   исполнительной
власти,   иными  государственными  органами  и  организациями,  -  при
проведении их правовой экспертизы;
     2) проектов   концепций   и  технических  заданий  на  разработку
проектов  федеральных  законов,   проектов   официальных   отзывов   и
заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой
экспертизы;
     3) нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной
власти,  иных государственных  органов  и  организаций,  затрагивающих
права,  свободы  и обязанности человека и гражданина,  устанавливающих
правовой статус организаций или имеющих межведомственный  характер,  а
также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов
о внесении изменений в  уставы  муниципальных  образований  -  при  их
государственной регистрации;
     4) нормативных правовых актов субъектов  Российской  Федерации  -
при мониторинге их применения.
     4. Органы,   организации,   их    должностные    лица    проводят
антикоррупционную  экспертизу  принятых ими нормативных правовых актов
(проектов нормативных  правовых  актов)  при  проведении  их  правовой
экспертизы и мониторинге их применения.
     5. Органы,  организации, их должностные лица в случае обнаружения
в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативных правовых актов)
коррупциогенных  факторов,  принятие  мер  по  устранению  которых  не
относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
     
                             Статья 4
     
     1. Выявленные  в нормативных правовых актах (проектах нормативных
правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
     1) в  требовании  прокурора  об  изменении нормативного правового
акта или в  обращении  прокурора  в  суд  в  порядке,  предусмотренном
процессуальным законодательством Российской Федерации;
     2) в заключении,  составляемом при  проведении  антикоррупционной
экспертизы   в  случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3
настоящего Федерального закона (далее - заключение).
     2. В  требовании  прокурора  об  изменении нормативного правового
акта и в заключении  должны  быть  указаны  выявленные  в  нормативном
правовом  акте  (проекте  нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и предложены способы их устранения.
     3. Требование  прокурора об изменении нормативного правового акта
подлежит   обязательному   рассмотрению   соответствующими    органом,
организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок
со дня поступления требования и учитывается  в  установленном  порядке
органом,  организацией или должностным лицом, которые издали этот акт,
в соответствии с их компетенцией.  Требование прокурора  об  изменении
нормативного    правового   акта,   направленное   в   законодательный
(представительный) орган государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации   или  в  представительный  орган  местного  самоуправления,
подлежит   обязательному   рассмотрению   на    ближайшем    заседании
соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом,
который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
     4. Требование  прокурора об изменении нормативного правового акта
может быть обжаловано в установленном порядке.
     5. Заключение   носит   рекомендательный   характер   и  подлежит
обязательному рассмотрению соответствующими органом,  организацией или
должностным лицом.
     6. Разногласия,  возникающие при оценке  указанных  в  заключении
коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.
     
                             Статья 5
     
     1. Институты  гражданского  общества  и граждане могут в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за
счет   собственных  средств  проводить  независимую  антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых
актов).
     2. В  заключении  по  результатам  независимой  антикоррупционной
экспертизы  должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте
(проекте  нормативного  правового  акта)  коррупциогенные  факторы   и
предложены способы их устранения.
     3. Заключение  по   результатам   независимой   антикоррупционной
экспертизы  носит  рекомендательный  характер и подлежит обязательному
рассмотрению органом,  организацией или должностным лицом, которым оно
направлено,   в   тридцатидневный   срок  со  дня  его  получения.  По
результатам  рассмотрения  гражданину  или  организации,   проводившим
независимую   экспертизу,   направляется   мотивированный   ответ,  за
исключением случаев,  когда в  заключении  отсутствует  предложение  о
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
     
Президент
Российской Федерации
                                                            Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль
17 июля 2009 года
N 172-ФЗ