О НАДЗОРЕ ЗА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ К ПИЩЕ (БАД). Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 20.05.09 36

      О НАДЗОРЕ ЗА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ К ПИЩЕ (БАД)
                                   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ
                                   
                            20 мая 2009 г. 
                                 N 36
     
                                 (Д)
                                   
    
     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.   Онищенко,  проанализировав  выполнение  Постановления  Главного
государственного  санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007
N  8  "Об  усилении  надзора  за  производством  и оборотом БАД" <*> и
материалы   государственного   надзора   за  выполнением  обязательных
требований  при производстве и обороте биологически активных добавок к
пище  (далее  -  БАД),  установленных  нормативными  правовыми  актами
Российской Федерации, отмечаю.
     --------------------------------
     <*>  Зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2007, регистрационный
номер 9267.
     
     На потребительском рынке Российской Федерации находится в обороте
более  7500  БАД.  В  2008 году Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека зарегистрировано 1675
БАД  (2004  г.  - 884, 2005 г. - 1949, 2006 г. - 1855, 2007 г. - 1621)
отечественного и импортного производства.
     На конец 2008 г. в Российской Федерации работало 182 организации,
занятые  производством  БАД,  63%  из  них расположены в Центральном и
Сибирском федеральном округах.
     В  обороте  БАД  задействовано  38 860 объектов: 3506 организаций
торговли, 783 складов хранения и 34 385 объектов аптечной сети.
     Среди  обследованных в 2008 г. организаций, занятых производством
БАД,  нарушения  санитарно-эпидемиологических требований были выявлены
на 39 из 87, что составило 44,7%.
     При  производстве  и  обороте БАД чаще всего выявляются следующие
нарушения:
     -     неудовлетворительное     санитарно-техническое    состояние
производственных помещений;
     - отсутствие документов, подтверждающих безопасность поступающего
сырья;
     -   производство   БАД   без   свидетельства   о  государственной
регистрации;
     -    отсутствие   производственного   контроля   за   выпускаемой
продукцией;
     -  розничная  торговля БАД вне установленных пунктом 7.4.1 СанПиН
2.3.2.1290-03  "Гигиенические  требования к организации производства и
оборота  биологически  активных  добавок к пище (БАД)" <*> объектов, в
том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьютеров;
     --------------------------------
     <*>  Зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2003, регистрационный
номер 4536.
     
     - несоблюдение условий хранения БАД;
     -    реализация    БАД    без   документов,   подтверждающих   их
государственную регистрацию;
     -  несоответствие  наносимой  на этикетку информации требованиям,
установленным законодательными актами Российской Федерации.
     Отмечаются  случаи  отсутствия на этикетке ингредиентного состава
БАД,  сведений  о  биологически активных веществах, источником которых
является  БАД  к пище, противопоказаний к применению БАД, информации о
том, что БАД к пище не является лекарством.
     Учреждениями     Роспотребнадзора     проводятся     лабораторные
исследования   БАД   по  гигиеническим  показателям  и  на  содержание
биологически активных веществ. Так, в 2008 г.:
     -  по  химическим показателям исследовано 13032 пробы БАД, из них
не  соответствовали  гигиеническим  нормативам 1,16%, по импортным БАД
данный показатель составил 4,92%;
     -  по микробиологическим показателям исследовано 17953 пробы БАД,
из них не соответствовали гигиеническим нормативам 3,63%, по импортным
БАД данный показатель составил 5,48%;
     -  по  определению биологически активных веществ исследовано 2185
проб БАД, из них не соответствовали установленным требованиям 4,5%.
     По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с
реализации  772  партий  БАД  объемом 857 кг, наложено 1426 штрафов на
сумму   2793545   рублей,   приостановлена  эксплуатация  8  объектов,
занимающихся   производством   и  оборотом  БАД  (Ростовская  область,
Краснодарский   край,  Республика  Адыгея,  Республика  Татарстан,  г.
Санкт-Петербург).    Управлениями   Роспотребнадзора   по   Республике
Татарстан,   Алтайскому,  Приморскому,  Краснодарскому,  Красноярскому
краям,  Пензенской,  Свердловской,  Курганской,  Ростовской областям и
Ханты-Мансийский  АО  в правоохранительные органы направлены материалы
по 12 делам о нарушениях законодательства, связанных с производством и
оборотом БАД.
     В  Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей
и  благополучия  человека  поступают  многочисленные обращения граждан
Российской   Федерации   с   жалобами   на  недобросовестную  практику
распространения   БАД,   имеющую   очевидные  признаки  мошенничества.
Указанное,   в  частности,  выражается  в  доведении  до  потребителей
заведомо   ложной  информации  о  различных  несуществующих  клиниках,
медицинских  центрах  и  других  недостоверных сведений, вводящих их в
заблуждение.  При этом у потребителей формируется устойчивое недоверие
и явно негативное отношение к БАД, даже, несмотря на то, что в жалобах
граждан  в  подавляющем  большинстве  случаев фигурируют находящиеся в
законном  обороте  и  прошедшие  процедуру государственной регистрации
пищевые продукты данной группы.
     Так  как  в  качестве  обманутых  приобретателей  БАД  чаще всего
фигурируют  люди  преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные
легко  поддаваться  настойчивым  уговорам, то подобного рода обращения
свидетельствуют  о  целенаправленных  и явно умышленных противоправных
действиях в отношении граждан-заявителей со стороны лиц, идентификация
которых  в некоторых случаях осложнена использованием фиктивных имен и
адресов, оценка которым должна быть дана правоохранительными органами.
     Особую   тревогу   вызывают   описываемые   пострадавшими  случаи
приобретения  ими  БАД  в рамках отношений, не имеющих ничего общего с
договором  розничной  купли-продажи,  повлекшие  причинение  вреда  их
здоровью,  что  может  свидетельствовать  о  наличии  со  стороны лиц,
реализующих   БАД  в  нарушение  установленных  требований,  признаков
уголовно наказуемого деяния.
     Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия  человека  были  направлены  соответствующие  обращения в
адрес   Генеральной   прокуратуры   Российской  Федерации  и  Главного
управления  внутренних дел г. Москвы для решения вопроса о принятии по
представленным материалам адекватных мер реагирования.
     Остается  актуальной проблема, связанная с незаконной реализацией
БАД,  содержащих  в  своем  составе  сильнодействующие,  наркотические
средства  и  психотропные  вещества.  В связи с этим расширен перечень
запрещенных  для  изготовления  БАД  биологически  активных веществ, и
продуктов,  которые  могут  оказать  вредное  воздействие  на здоровье
человека  (СанПиН  2.3.2.2351-08  "Дополнения и изменения N 7 к СанПиН
2.3.2.1078-01",  утвержденный Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 05.03.2008 N 17 <*>).
     --------------------------------
     <*>  Зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2008, регистрационный
номер 11465.
     
     Отмечаются    многочисленные    факты   несоблюдения   рекламного
законодательства.  Ряд  хозяйствующих  субъектов,  используя  средства
массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию
о  потребительских  свойствах  БАД,  указывая  область  применения, не
соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации.
     В  соответствии  с  Федеральным  законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1
(ч.  I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004,
N  35,  ст.  3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52
(ч.  I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29;
2007,  N  27,  ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N
49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008,
N  44,  ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст.
3616;  2009, N 1, ст. 17) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992
N  2300-1  "О  защите  прав  потребителей"  (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 15.01.1996, N 3, ст. 140, 20.12.1999, N 51, ст.
6287,  07.01.2002,  N  1  (ч.  I),  ст. 2, 30.08.2004, N 35, ст. 3607,
08.11.2004,  N  45,  ст.  4377,  27.12.2004, N 52 (часть I), ст. 5275,
31.07.2006,  N  31  (ч.  I),  ст.  3439,  23.10.2006,  N 43, ст. 4412,
27.11.2006,  N 48, ст. 4943, 29.10.2007, N 44, ст. 5282, 28.07.2008, N
30 (ч. II), ст. 3616) постановляю:
     1.   Юридическим   лицам   и   индивидуальным   предпринимателям,
осуществляющим ввоз на территорию Российской Федерации, производство и
оборот БАД:
     1.1.  Обеспечить  качество  и  безопасность  БАД в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
     1.2.  Реализацию  БАД осуществлять строго в соответствии с СанПиН
2.3.2.1290-03  "Гигиенические  требования к организации производства и
оборота  биологически  активных  добавок  к  пище  (БАД)"  в  аптечных
учреждениях     и    специализированных    магазинах    или    отделах
продовольственных магазинов по продаже диетических продуктов;
     1.3.  Соблюдать  требования  по вынесению на этикетку информации,
которая согласована при государственной регистрации БАД;
     1.4.  Не  допускать  в  названиях  БАД  терминов,  а  на упаковке
рисунков,   вводящих   потребителя  в  заблуждение  и  указывающих  на
предполагаемую эффективность БАД;
     1.5.  Принять меры по обеспечению соблюдения законодательства при
подготовке рекламных материалов о БАД.
     2.  Просить  Министерство  внутренних  дел Российской Федерации в
целях  недопущения незаконного распространения БАД усилить меры по его
пресечению в пределах компетенции.
     3. Рекомендовать средствам массовой информации:
     3.1.  Обеспечить соблюдение установленных обязательных требований
при распространении рекламы БАД;
     3.2.  Рекомендовать оказывать содействие органам Роспотребнадзора
в  проведении работы по информированию населения о вопросах реализации
БАД.
     4.  Руководителям  органов  управления здравоохранением субъектов
Российской   Федерации   принять   меры   по   недопущению  назначения
медицинскими  работниками БАД в качестве средств, оказывающих лечебный
эффект.
     5.   Учреждению  Российской  академии  медицинских  наук  Научно-
исследовательскому  институту  питания  доработать проект методических
указаний  "Руководство по методам контроля качества и безопасности БАД
к  пище"  с  учетом  замечаний  экспертов Комиссии по государственному
санитарно-эпидемиологическому   нормированию  при  Роспотребнадзоре  и
представить его в Роспотребнадзор до 15.06.2009.
     6. Главным врачам ФГУЗ центры гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской   Федерации   принять   меры   по  оснащению  испытательных
лабораторий  современным  оборудованием  и  подготовку специалистов по
методам контроля БАД.
     7.   Руководителям   управлений   Роспотребнадзора  по  субъектам
Российской Федерации:
     7.1.  Усилить  государственный надзор за производством и оборотом
БАД, обратив внимание на соответствие содержания информации о продукте
установленным требованиям;
     7.2.   Обеспечить   взаимодействие   с   органами  прокуратуры  и
внутренних дел по вопросам незаконного оборота БАД;
     7.3.    Провести   совместно   с   правоохранительными   органами
мероприятия  по  контролю  и  надзору  в  отношении  юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию БАД;
     7.4.  Проводить  в  средствах массовой информации разъяснительную
работу по вопросам реализации БАД;
     7.5. Доложить о проведенной работе до 01.01.2010.
     8.  Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на
заместителя  Главного  государственного  санитарного  врача Российской
Федерации Л.П. Гульченко.
    

                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
20 мая 2009 г. 
N 36
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
10 июля 2009 г. 
N 14312