ПРАВОМЕРНО ЛИ ОФОРМЛЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И ПОДПИСАНИЕ ИХ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСЬЮ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.07.09 03-07-14/63

         ПРАВОМЕРНО ЛИ ОФОРМЛЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР В ЭЛЕКТРОННОМ 
          ВИДЕ И ПОДПИСАНИЕ ИХ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСЬЮ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            7 июля 2009 г. 
                            N 03-07-14/63
     
                                 (Д)


     В  связи  с  письмом  об  оформлении организацией счетов-фактур в
электронном  виде  Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает.
     Согласно   ст.  160  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
использование  при  совершении  сделок  факсимильного  воспроизведения
подписи   с  помощью  средств  механического  или  иного  копирования,
электронно-цифровой   подписи   либо  иного  аналога  собственноручной
подписи  допускается  в  случаях и в порядке, предусмотренных законом,
иными правовыми актами или соглашением сторон.
     Федеральный  закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(далее  -  Закон)  устанавливает  единые  правовые  и методологические
основы   организации  и  ведения  бухгалтерского  учета  в  Российской
Федерации.
     Статьей  9  Закона предусмотрено, что все хозяйственные операции,
проводимые    организацией,    должны    оформляться   оправдательными
документами.  Эти документы служат первичными учетными документами, на
основании которых ведется бухгалтерский учет.
     Первичные  и  сводные  учетные  документы  могут  составляться на
бумажных и машинных носителях информации.
     В  соответствии  со  ст.  11  Федерального закона от 27.07.2006 N
149-ФЗ   "Об   информации,   информационных  технологиях  и  о  защите
информации"  электронное  сообщение,  подписанное электронной цифровой
подписью   или  иным  аналогом  собственноручной  подписи,  признается
электронным    документом,    равнозначным   документу,   подписанному
собственноручной  подписью,  в  случае  если федеральными законами или
иными   нормативными   правовыми  актами  не  устанавливается  или  не
подразумевается   требование   о  составлении  документа  на  бумажном
носителе.
     Таким   образом,   при   соблюдении   требований,   установленных
Федеральным  законом  от  10.01.2002  N  1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи",    первичные   учетные   документы   могут   оформляться   и
подписываться электронной цифровой подписью.
     Что   касается   оформления   в  электронном  виде  и  подписания
электронно-цифровой  подписью  счетов-фактур, то согласно п. 1 ст. 169
Налогового    кодекса    Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)
счета-фактуры,  реквизиты  которых  предусмотрены п. п. 5, 5.1 и 6 ст.
169  Кодекса,  первичными документами не являются, а служат основанием
для  принятия  предъявленных  сумм  налога  на добавленную стоимость к
вычету  или  возмещению  в  порядке,  предусмотренном гл. 21 "Налог на
добавленную  стоимость"  Кодекса.  При  этом  данной  статьей  Кодекса
возможность  использования  электронно-цифровых  подписей  директора и
главного бухгалтера не предусмотрена.
     Кроме   того,  Правилами  ведения  журналов  учета  полученных  и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по
налогу   на   добавленную   стоимость,   утвержденными  Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  02.12.2000  N  914, также не
предусмотрен  порядок,  позволяющий  использовать  электронно-цифровые
подписи директора и главного бухгалтера организации.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
7 июля 2009 г. 
N 03-07-14/63