ОБ УЧЕТЕ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОХОДОВ ОТ ОКАЗАНИЯ ИМИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 июля 2009 г. N 03-03-05/129 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке налогового учета бюджетными учреждениями доходов от оказания платных услуг сообщает следующее. Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены ст. 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим. Средства целевого финансирования, а также целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса. Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. Средства, полученные бюджетными учреждениями за оказание платных услуг, являются доходами бюджетных учреждений и не отнесены Кодексом к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пунктом 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов отнесены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Следовательно, указанные средства являются доходом бюджетного учреждения, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном Кодексом. Бюджетное законодательство в настоящее время не содержит требования о перечислении в полном объеме платы за оказанные бюджетными учреждениями платные услуги в доход соответствующего бюджета. Этот вопрос не является предметом регулирования законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных п. 2 ст. 346.26 Кодекса. В случае введения специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков соответствующей территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности. Таким образом, основным критерием перевода на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности определен вид предпринимательской деятельности на соответствующей территории. Согласно ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками указанного налога являются осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, индивидуальные предприниматели и организации (в том числе бюджетные организации). При этом в п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса определены ограничения как для индивидуальных предпринимателей, так и для организаций, не позволяющие перевод на уплату единого налога на вмененный доход. Зачисление сумм единого налога на вмененный доход в соответствии со ст. 346.33 Кодекса производится на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 7 июля 2009 г. N 03-03-05/129 |