БАНК ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ ОТСТУПНОМ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ ПОЛУЧИЛ ОТ ЗАЕМЩИКА ИМУЩЕСТВО, НЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО ПО ОТСТУПНОМУ (В ТОМ ЧИСЛЕ НДС), РАВНА СУММЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.07.09 03-07-05/26

           БАНК ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ ОТСТУПНОМ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ 
       ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ ПОЛУЧИЛ ОТ ЗАЕМЩИКА 
        ИМУЩЕСТВО, НЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 
        СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО ПО ОТСТУПНОМУ (В ТОМ 
        ЧИСЛЕ НДС), РАВНА СУММЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (ОСНОВНОЙ ДОЛГ И 
        ПРОЦЕНТЫ). В СООТВЕТСТВИИ С П. 5 СТ. 170 НК РФ УЧЕТНОЙ 
       ПОЛИТИКОЙ БАНКА ЗАКРЕПЛЕНО ПРАВО ВКЛЮЧАТЬ В ЗАТРАТЫ ПРИ 
          ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММЫ НДС, УПЛАЧЕННЫЕ 
        ПОСТАВЩИКАМ ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ТОВАРАМ. ОДНАКО СОГЛАСНО 
       П. 3 СТ. 154 НК РФ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА, ПОДЛЕЖАЩЕГО 
      УЧЕТУ ПО СТОИМОСТИ С УЧЕТОМ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА, НАЛОГОВАЯ 
        БАЗА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК РАЗНИЦА МЕЖДУ ЦЕНОЙ РЕАЛИЗУЕМОГО 
     ИМУЩЕСТВА С УЧЕТОМ НАЛОГА, АКЦИЗОВ (ДЛЯ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ) 
      И СТОИМОСТЬЮ РЕАЛИЗУЕМОГО ИМУЩЕСТВА (ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ 
        С УЧЕТОМ ПЕРЕОЦЕНОК). ДОЛЖЕН ЛИ БАНК ПРИМЕНЯТЬ ПОРЯДОК 
      ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДС, УСТАНОВЛЕННЫЙ П. 3 СТ. 
           154 НК РФ, ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО 
                     ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ ОТСТУПНОМ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            7 июля 2009 г. 
                            N 03-07-05/26
     
                                 (Д)


     В  связи  с  письмом по вопросам применения налога на добавленную
стоимость при реализации имущества, полученного банком по соглашению о
предоставлении  отступного, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  154 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налоговая база по налогу на добавленную
стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества,
исчисляемой  с  учетом  положений  ст.  40 Кодекса, с учетом налога на
добавленную  стоимость, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью
реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при
реализации  имущества,  подлежащего учету, с учетом уплаченного налога
на добавленную стоимость.
     Согласно  п.  5  ст.  170  Кодекса  банки  имеют право включать в
затраты,  принимаемые  к  вычету  при  исчислении  налога  на  прибыль
организаций,   суммы   налога  на  добавленную  стоимость,  уплаченные
поставщикам  по  приобретаемым  товарам  (работам, услугам). Указанные
суммы  налога  учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль  организаций  в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1
п. 1 ст. 264 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при условии
соответствия критериям, предусмотренным ст. 252 данной главы Кодекса.
     Таким  образом, банки, применяющие для целей исчисления налога на
добавленную  стоимость  нормы  п.  5  ст.  170 Кодекса, не учитывают в
стоимости  имущества  суммы  налога  по  полученному  по  соглашению о
предоставлении отступного имуществу, а включают указанные суммы налога
в  затраты  при  исчислении  налога  на  прибыль организаций. При этом
указанный порядок применяется в отношении имущества, как используемого
для  осуществления банковской деятельности, так и предназначенного для
перепродажи.
     В  связи  с  этим,  по  нашему  мнению,  не имеется оснований для
применения  банками порядка определения налоговой базы, установленного
п.  3  ст.  154  Кодекса,  при  реализации  имущества,  полученного по
соглашению о предоставлении отступного.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
7 июля 2009 г. 
N 03-07-05/26